Победы кабардинского аса

Народы небольшой Кабардино-Балкарской республики, расположенной в центральной части Кавказа, отважно сражались в годы Великой Отечественной войны. За мужество и героизм 26 уроженцев Кабардино-Балкарии были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в том числе 6 лётчиков. Интересно, что кроме Г.А. Кузнецова, все остальные — А.Ю. Байсултанов, Н.М. Диденко, А-х.Т. Канкошев, Н.Т. Конукоев и К.Л. Карданов — лётчики-истребители! Трое из этих лётчиков — Диденко, Канкошев и Конукоев — одержавших по 14 личных воздушных побед каждый считаются асами.

Вот об одном из асов — Канкошеве и его победах — мне хочется рассказать подробнее. Итак, Ахмет-хан Талович Канкошев (кабард.-черк. Къанкъуэш Т;ал и къуэ Ахьмэтхъан) родился 28 августа 1914 года в селе Муртазово Терской области Российской империи (ныне село Дейское Терского района Кабардино-Балкарии), в простой крестьянской семье.

В 1933 году он окончил 2 курса железнодорожного техникума в городе Орджоникидзе (ныне — Владикавказ), в 1937 году — 1-ю Батайскую школу Гражданского Воздушного Флота, а в 1938 году — школу усовершенствования лётного состава Осоавиахима при Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова в Москве. С 1938 года по 1942 год Канкошев был начальником лётной части и начальником аэроклуба в Йошкар-Оле.
С 1942 года Ахмет-хан в рядах Красной Армии, в том же году окончил курсы командиров звеньев.

С декабря 1942 года лейтенант Канкошев в действующей армии. В должности командира звена он воевал в составе 8-го истребительного авиационного полка (8 февраля 1943 года преобразован в 42-й гвардейский истребительный авиационный полк). Летая на самолётах Як-1 и Як-7, принимал участие в боях на Кубани и битве за Кавказ.

За успехи в боях он был награждён двумя орденами Красного Знамени, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года Ахмет-хану даже присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1151).

Всего Канкошев совершил 174 боевых вылета, в которых, как уже говорилось, лично сбил 14 самолётов противника.

Не знаю, как кому, а вот мне чрезвычайно интересно узнать, как воздушные победы Ахмет-хана соотносятся с документальными данными о реальных потерях вражеской авиации? Что ж, сейчас мы сравним данные обеих сторон.

Вот, например, что написано в наградном листе на Канкошева по поводу его первых успехов:
«14 марта 1943 года товарищ Канкошев вылетел в составе группы на перехват транспортных самолётов противника в район Темрюк – Коса Чушка и с бреющего полёта поджёг 1 ФВ-189, повредил 4 самолёта».

А произошло это при следующих обстоятельствах. Нашим летчикам не довелось перехватить транспортные самолёты противника, зато они обнаружили в районе Темрюка аэродром, на котором находилось пять самолетов ФВ-189 и два Ю-52. Подвергнув аэродром штурмовке, пилоты «яков» уничтожили все 7 самолётов противника.

После этого группа вела бой с несколькими «мессерами», из которых было сбито пять. Считается, что в этом бою Канкошев лично сбил один Ме-109 в районе Темрюкского залива. По одной победе, кроме Канкошева, одержали также И.М. Горбунов, В.В. Исаев, Н.К. Наумчик и В.А. Цветаев. 

Ну, насчёт сожжённых на аэродроме вражеских самолётов сказать нечего, так как отсутствует необходимая информация. Зато есть данные противника о потерях в воздухе. По этим данным, словацкий отряд 13.(Slow)/JG.52 потерял сбитым в воздушном бою один Bf 109G-2 W.Nr. 10473, его пилот десятник Изидор Коварик (Desiatnik Izidor Kovarik) не пострадал. Любопытно, что кроме Цветаева, все остальные наши лётчики в дальнейшем были удостоены звания Героя Советского Союза. Кому же из них отдать предпочтение в уничтожении единственного Ме-109 десятника Коварика? Лично я не берусь разрешить эту задачу. 

Далее в наградном листе записано, что «21 марта 1943 года, прикрывая наступление наших войск в районе Черноярковская, группа в составе 5 Як-1 под командованием товарища Канкошева умелыми атаками зажгла 2 вражеских самолёта».

В том числе Канкошеву был засчитан один сбитый Ме-109 в районе Казачий Ерик. Между прочим, в этот день по одному «мессеру» сбили также другие лётчики 42-го авиаполка: И.М. Горбунов, А.С. Гусак, Н.Н. Печёный и В.А. Цветаев, а Н.Т. Коновалов уничтожил сразу два Ме-109. Возможно, победы одержали и пилоты других полков.

Удивительно, однако, и в этот раз под удар наших лётчиков попали словаки – один их Bf 109G-2 W.Nr. 14814 «Gelbe 3» был сбит в бою и разбился при вынужденной посадке в районе Стасиевской, а пилот – десятник Йозеф Штаудер (Desiatnik Josef Stauder) не пострадал. И снова не совсем понятно — на чей же счёт, Канкошева или какого-то другого нашего лётчика нужно отнести этот «мессер»?

Продолжаем читать наградной лист:
«14 мая 1943 года товарищ Канкошев в паре с Горбуновым стремительными атаками разогнал вражеские самолёты, пытавшихся бомбить передний край нашей обороны, при этом Канкошев сбил в районе Аманат один Ме-109Ф».
Уточню, что согласно официальному списку побед Канкошева, этот Ме-109 он сбил восточнее станицы Неберджаевской, что юго-восточнее Аманата.

Отличились в этот день и другие однополчане Канкошева: по одному Ме-109 сбили И.М. Горбунов, Н.Т. Коновалов, Г.Р. Павлов и Н.Н. Печёный. А всего в этот день советские лётчики-истребители, воюющие на Кубани, сделали заявки на более чем 10 сбитых «мессеров».

Однако, кроме дезертировавших и перелетевших на советскую сторону хорватских пилотов из состава 15.(Kroat.)/JG.52 сатника Богдана Вуйчича (Satnik Bogdan Vujcic) на Bf 109G-2 W.Nr. 13485 «Weisse Winkel 2» и надпоручника Альбина Старка (Nadporucnik Albin Starc) на Bf 109G-2 W.Nr. 14545 «Gelbe 11», никаких других потерь истребителей противник не имел. Довольно странно — кого же сбивали наши «Сталинские соколы»?

Зато очень убедительно описан победный бой Ахмет-хана 16 мая 1943 года:
«…товарищ Канкошев в составе 9 Як-1 по тревоге вылетел на отражение налёта вражеских бомбардировщиков на аэродром Красноармейская. При подходе к аэродрому заметил 8 «Мессершмиттов» и 2 «Фокке-Вульфа», завязался воздушный бой, в результате которого на виду у личного состава, находящегося на аэродроме, товарищ Канкошев сбил 1 Ме-109, немецкий лётчик выбросился на парашюте и взят в плен».
Снова уточню, что по документам, Ме-109 значится сбитым юго-западнее станицы Старонижнестеблиевская, что совсем рядом со станицей Красноармейская.

Надо сказать, что это один из редких случаев, когда воздушная победа советского лётчика полностью подтверждается. Действительно, немцы признают потерю истребителя Bf 109G-2 W.Nr. 13788 «Weisse 13», который был сбит в воздушном бою. Пилот обер-фельдфебель Ганс Кох (Ofw. Hans Koch) из 1./JG.52 выпрыгнул с парашютом из горящего самолета в 8-10 км северо-западнее станицы Красноармейская и был взят в плен. Как говорится, с доставкой на дом! Что ж, можно только порадоваться за Ахмет-хана и его подтверждённую победу!

Следующая победа Ахмет-хана датируется 23 мая – тогда в бою 2 наших истребителей Як-1 с 15 немецкими пикировщиками Ю-87 севернее Коса Пероконская лейтенант Канкошев сбил один из них.

Противник подтверждает потерю двух Ju 87D-3 из состава 5./StG.2 «Иммельман». Один  «юнкерс» W.Nr. 1371 считается сбитым обстрелом (вероятно, пулемётным) с земли в квадрате Qu.75584, его экипаж невредимым сумел пробиться к своим войскам. Другой самолёт W.Nr. 2850 значится сбитым в результате прямого попадания зенитного снаряда в квадрате Qu.8526 (станица Георгие-Афипская). Пилот Lt. Heinz Bochert (Beckert) и бортрадист Ogefr. Helmut Sommig (Simon) не смогли выброситься с парашютами и погибли.

Очень похоже на то, что последняя «штука» стала жертвой не зенитного огня, а меткой очереди кабардинского лётчика. Однако следует иметь ввиду также, что лётчик 267-го авиаполка капитан И.А. Черкашин сбил в районе станицы Михайловская сразу два Ю-87.

Дуплетом отличился Канкошев 28 мая – северо-восточнее станицы Киевская он сбил Ме-109 и Ю-87. По другой информации, истребитель был сбит в 7 км севернее Киевской, а пикировщик – в 3-5 км западнее Киевской.

Да, противник в этот день понёс довольно значительные потери в истребителях. Попробуем разобраться с ними. Итак, один Bf 109G-4 W.Nr. 14997 «Weisse 2» был подбит капитаном П.Т. Тарасовым из 812-го авиаполка и произвёл вынужденную посадку на фюзеляж на советской территории в районе станицы Киевская. Пилот унтер-офицер Герберт Майсслер (Uffz. Herbert Meissler) из 7./JG.52 был взят в плен. Другой Bf 109G-2 W.Nr. 13617 «Schwarze 8» был сбит в воздушном бою также в районе Киевской, пилот фельдфебель Фриц Борхерт (Fw. Fritz Borchert) из 2./JG.52 выбросился с парашютом, но приземляясь получил тяжелые травмы и умер. Разрывом зенитного снаряда был ранен пилот 8./JG.52 Lt. Fritz Obleser, на своём Bf 109G-4 W.Nr. 19284 «Schwarze 1» он произвёл вынужденную посадку в районе станицы Варениковская, при этом самолёт был повреждён на 45%. Ещё один Bf 109G-4 W.Nr. 14979 из 8./JG.52 получил 25% повреждения от зенитного огня в районе Тамани.

Обращаю внимание на то, что за исключением абсолютно точно установленного авторства Тарасова, определить других претендентов на роль действительных победителей, в том числе и Канкошева, совершенно невозможно, так как всего наши лётчики в тот день заявили о более чем 50 (!) воздушных победах над «мессерами».

Теперь, что касается потерь «штук». В тот день эскадра «Иммельман» понесла следующие потери. Один Ju 87D-3 W.Nr. 0348 «Т6+НО» из 6./StG.2 был сбит прямым попаданием зенитного снаряда в районе Русского (это немного юго-западнее станицы Киевская). Погибли оба лётчика – пилот унтер-офицер Георг Зуккель (Uffz. Georg Suckel) и бортрадист унтер-офицер Карл Заббах (Uffz. Karl Sаbbach). Другой самолёт W.Nr. 2906 из 1./StG.2 был подбит зенитным огнём и произвёл вынужденную посадку в квадрате Qu.7687, получив повреждения, оцененные в 30%. Также был поврежден зенитным огнём и произвёл вынужденную посадку ещё один «юнкерс», но более точной информации о нём нет.

И в данном случае следует заметить, что нашим лётчикам засчитали в тот день около 20 сбитых «штук».

В общем, очень запутанная история получается с этими победами Ахмет-хана.
 
2 июня Канкошеву засчитали очередную победу над Ме-109, одержанную им южнее Киевское. Не менее 25 других лётчиков также сбили по одному «мессеру», в том числе однополчане нашего героя: Н.А. Глядаев, И.М. Горбунов, В.В. Исаев, Н.Т. Коновалов и П.Н. Коновалов.

Немцы подтверждают потери в воздушных боях двух истребителей. Один Bf 109G-4 W.Nr. 19550 из 4./JG.52 был сбит южнее Варениковской (квадрат Qu.76893), при этом пилот лейтенант Ганс-Вернер фон Рудлофф (Lt. Hans-Werner von Rudloff) получил ранение. Второй Bf 109G-4 W.Nr. 16118 «Gelbe 3» из 9./JG.52, подбитый в бою, долетел до своего аэродрома южнее Тамани, где лётчик унтер-офицер Курт Якобер (Uffz. Kurt Jakober) выбросился с парашютом. Приземляясь, пилот был травмирован и отправлен в госпиталь. А один истребитель Bf 109G-4 W.Nr. 19744 из 5./JG.52 по техническим причинам был поврежден на 35% на аэродроме Анапа.

В общем, получается, что на два реально потерянных вражеских истребителя приходится не менее 25 заявок на воздушную победу «Сталинских соколов». Можно ли при таких условиях однозначно присудить одну из побед Канкошеву? Вообще-то можно, но скорее теоретически.   

На следующий день — 3 июня — Канкошев сбил два Ме-109: один северо-западнее Киевское, второй Ме-109 — западнее Красный. А всего в этот день над Кубанью по докладам наших лётчиков было уничтожено около 20 «мессеров».
 
Однако немецкие документы утверждают, что в боях потерь не было, лишь два истребителя — Bf 109G-2 W.Nr. 13700 из 2./JG.52 и Bf 109G-4 W.Nr. 19228 из 9./JG52 — были повреждены на 20% каждый. Первый в результате аварийной посадки на аэродром Гостагаевская, второй — из-за ошибки пилота на аэродроме Тамань. Вот и всё, поэтому, в данном случае ни о каком подтверждении побед Канкошева и речи быть не может.   

Один Ме-109 был заявлен сбитым Канкошевым в районе станицы Верхнебаканская 19 июля.
А вот по данным противника, единственная группа II./JG.52, остававшаяся в то время на Кубани, никаких потерь не имела.

9 августа Ахмет-хану засчитали Ме-109 уничтоженный им в районе хутора Нижний Дессерим.
Однако и на этот раз никаких данных о реальных потерях противника нет.

Вскоре — 12 августа — Канкошев сбил очередной Ме-109 южнее хутора Нижнее-Греческий. Кстати, в этот день однополчане героя моего исследования — Н.К. Наумчик, Н.Ф. Раенко и Д.М. Саратов — также сбили по одному «мессеру».
Правда, фактически истребители Люфтваффе, действовавшие на Кубани, ни одной потери не понесли.

Последняя воздушная победа была засчитана Канкошеву 21 ноября – по его докладу он сбил Ме-109 в районе Мама Русская – Мама Татарская. Как это произошло, отражено в документах. В 11 часов 10  минут и в 11 часов 50 минут 10 Як-1 двумя группами, под командованием старшего лейтенанта Ф.З. Калугина и старшего лейтенанта А.-х. Канкошева вылетели на отражение бомбардировочного налета противника.

В ходе боя с группой немецких самолётов было сбито несколько пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и истребителей Ме-109. Причём Калугин, Канкошев и младший лейтенант Н.Ф. Раенко заявили, что уничтожили по одному «мессершмитту». Ещё несколько Ме-109 было сбито в этот день другими лётчиками (в том числе старшим лейтенантом П.М. Камозиным, старшим лейтенантом Н.М. Онопченко, младшим лейтенантом К.М. Устюжанином) 4-й Воздушной армии.

А что говорят по этому поводу вражеские документы? Немецкая II./JG.52 потерь не имела, зато в хорватском отряде 15.(Kroat.)/JG.52 в бою с четверкой ЛаГГ-3 около 9 часов 20 минут действительно был подбит один Bf 109G-6 W.Nr. 18497. Пилот водник (унтер-офицер) Зденко Авдич (Vodnik Zdenko Avdic) был тяжело ранен в левую руку, но смог произвести вынужденную посадку на фюзеляж в 8 км от линии фронта.

Это была единственная реальная потеря противника, на которую претендуют сразу несколько «Сталинских соколов», в том числе, конечно, и наш герой Ахмет-хан.

Кстати, в этот день наши безвозвратно потеряли 9 истребителей, при этом 4 лётчика погибли и ещё 2 были ранены. Такая вот арифметика.

Очень жаль, однако месяц с небольшим, а именно 28 декабря 1943 года старший лейтенант Ахмет-хан Талович Канкошев погиб. Произошло это при следующих обстоятельствах. В период 14.05 – 14.50 четыре наших истребителя Як-1 (лётчики: Горбунов, Канкошев, Печеный и Рубцов) вылетели на прикрытие плавсредств в Керченском проливе и действий своих частей в районе поля боя. С этого задания Канкошев не вернулся. Причём никто из остальных трёх лётчиков не заметил, что же произошло с Ахмет-ханом.

Только сейчас, используя информацию бывшего противника, стало известно, что нашего Героя Советского Союза сбил кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями командир II./JG.52 капитан Герхард Баркхорн (Hptm. Gerhard Barkhorn), для которого Канкошев стал 221-й по счёту жертвой.
 
Итак, исследование, посвящённое воздушным победам Ахмет-хана Канкошева подошло к концу. Что же можно сказать в заключение? В принципе, то же самое, что и по отношению к большинству других «Сталинских соколов». А если говорить конкретно, то за исключением одной, документально подтверждённой победы, реальность остальных побед Канкошева под очень большим вопросом. Иногда просто потому, что на каждый сбитый вражеский самолёт было слишком много претендентов из числа наших лётчиков... 


Рецензии
Очень интересные факты, спасибо за информацию. Интересно, Ахмет-Хан из какого сословия был? Отец его рабочий, а дед?

Александр Никишин   19.11.2023 17:54     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!
Жаль, но подробностями сословия Канкошева я не располагаю.

Олег Каминский   19.11.2023 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.