Стрибог в аспекте истории Эола и o. Эолия

Илл. 1. Сводная гравюра из книги Теофила Вармунда «Universa religio Moscovitica» (1698) с изображением Перуна (Pioruni), Мокоши (Mocossi), Хорса (Chorsi), Стрибога (Stribi).

Илл. 2. Терракотовая скульптура Эола (XVIII в.) в галерее Либигхауз, Франкфурт-на-Майне.

Илл. 3. Вулканический остров Стромболи и остров-скала Стромболиккьо, Липарские (Эоловы) острова, Тирренское море, близ Сицилии.


СТРИБОГ В АСПЕКТЕ ИСТОРИИ ЭОЛА И ЭОЛИЙСКИХ ОСТРОВОВ

М.А.Рушева

В тексте ПВЛ под 980 г. значится: «…и нача княжити Володимеръ въ Кыеве единъ, и постави кумиры на хълме, въне двора теремьнаго: Перуна древняна, а главу его сьребряну, а усъ злать, и Хърса Дажьбога и Стрибога и Сьмарьгла и Мокошь». Седьмой идол Велес находился в Киеве «под горой». В «Слове о полку Игореве…» упоминаются четыре идола (Хорс, Даждьбож, Стрибог, Велес, т.е.: кроме Перуна, Сьмарьгла и Мокоши). Темой настоящей статьи является мифоним Сьмарьгл, упоминаемый пятым в списке пантеона Владимира в составе Шестибожия на Перуновом холме.

Упоминание о Стрибоге содержится также в древнерусском литературном произведении XII в. «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова». Ниже текст цитируется по переводу «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» // Слово о полку Игореве (ред. И.П.Еремина, вступительная статья Д.С. Лихачева). Л.: Худлит., 1976), где древнерусский текст дан по изданию 1800 г. с редакторскими правками орфографии касаемо устаревших букв и пунктуации, с примечаниями и разбивкой текста на абзацы (некоторые малочисленные разночтения с изданием 1800 г. указаны в примечаниях). Автором настоящей статьи произведена нумерация абзацев (1 – 43), в ссылке указаны номер абзаца и номер предложения:

12:1. Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы.
 

ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИФОНИМА

Михаил Иванович Касторский, профессор-историк и доктор  философии, в 1841 г. отметил следующее: «Ветры, внуки бога Стри или воздуха, веют стрелами с моря на храбрые полки Игоревы», подтвердив свой вывод обращением к морав. stri «воздух» (Михаил Касторский. Начертание славянской мифологии. СПб: Привилегированная типография У.Фишера, 1841).

К настоящему времени в литературе скопилось ещё несколько версий происхождения мифонима Стрибог. Известное обобщение этих версий принадлежит лингвисту, слависту, балканисту и лексикографу Максу Фасмеру (1886 – 1962), издавшему «Этимологический словарь русского языка» в 1950 – 1958 г.г. в Гейдельберге. Русский перевод словаря в четырёх томах принадлежит О.Н.Трубачёву.

В статье «Стрибог «бог ветров» словаря Фасмера приводятся данные о топонимах Стробожь в Новгородской губернии, Strzyboga близ Скерневиц (Польша), и также мнение о заимствовании мифонима из др.-иран. Срибага «возвышенный бог». Указываются со ссылками на разных авторов версии сближения со *strojiti (см. строить); также со стрибать и нем. streben «стремиться», с герм. (из д.-в.-н.) strit «спор» (война?, бог войны?), с лит. styreti, styru «быть жестким», styrti, styrstu «делаться жестким», от *ster- (простереть): «сеющий бог»; от слав. *sterti, *stьro (простирать, простираться?) или от *ser-  «течь, двигаться, бежать».

М.Вей (Вопросы языкознания №3, 1958) в статье «К этимологии древнерусского Стрибогъ» допустил на основе индо-иранских соответствий вероятность замены *pater (от *pater bhagos) на слав. stri- , далее сближая с общеслав. *sfr*?>/b «брат отца». Таким образом путём этой гипотетической замены из понятия «небесный отец» получается «брат отца» (стрый или стрий (устар.) — дядя по отцу).

Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» (М.: Наука, 1981) принял точку зрения М.Вея об истолковании имени Стрибога (Стрйбога) как близкого и равнозначного «Отцу-богу» или «Небу-богу». В статье В.В. Иванова и В.И.Топорова «Стрибог» (Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: БРЭ Олимп, 1998) указывается на возможное сближение мифонема с древнерусским стрый «дядя по отцу» и отмечаются атмосферные функции персонажа.

Российский лингвист О.Н.Трубачёв, академик РАН, переводчик словаря Фасмера, возражал против происхождения имени Стрибог от индоевропейского архаизма или иранизма, считая его «славянским новообразованием с использованием слова *бог после соответствующего древнеиранского (скифского) влияния в сложении с типичной для славянских сложных имён императивной формой славянского глагола *sterti, stьro «распространять, простирать». Автор также выразил сомнения в праязыковой древности сложного ИЕ-теонима, означающего понятие «небесный отец» (*dieu(s)-pater;  см. выше: Вей, 1958), считая идентификацию последнего с праславянским *Stribоgъ более, чем сомнительной.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СТРИБОГА В ГРАВЮРАХ XVII ВЕКА

Изображений Стрибога, адекватных эпохе установления идола на Перуновом холме, к настоящему времени не существует. Российский историк, археолог и филолог Л.С.Клейн в работе «Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества» (СПб.: Евразия, 2004) отметил, что имя Стрибога остаётся загадочным (также и его функции) и относительно скудно сохранилось в топонимике (кстати, в настоящем список расширен — в сравнении с приведённым Фасмером, —  за счёт р. Стрибожской близ Киева и с. Стрибoж близ Житомира, также с. Стрибoга и ручей Стрибок в Польше близ Тчева, р. Стрибоз в Германии).

В работе  Клейна присутствует описание пантеона Владимира, запечатлённого (pars) на гравюре Теофила Вармунда. Клейн писал: «Западные авторы представляли себе русских языческих богов очень слабо, хотя и знали через поляков летописные имена. В конце XVII в. в Европе появились многочисленные переводы (на голландский, французский и немецкий) латинской диссертации Михаэля ван Оппенбуша из Амстердама,  расширенные и иллюстрированные. В этих переводных изданиях (Теофиля Вармунда, Георга […] Шлейзинга, Иосии Стэделя и др.) повторялась одна и та же гравюра, на которой кумиры русским языческим богам были нарисованы в виде монстров со смесью человеческих и звериных черт (рис. 5): Перун (с польским правописанием как Пёрун) — с женской грудью и собачей головой, Мокошь — с рогами и на ножках с копытцами, Хоре — тоже, и вдобавок с длинными, висящими, как у собаки, ушами, а Стриб (очевидно, Стрибог) — в виде человеческой головы с ослиными ушами».

Следует отметить, что Теофил  Вармунд — это псевдоним Георга Адама Шлейссинга, немецкого путешественника, литератора и автора сочинений о России. В его книге «Universa religio Moscovitica» (1698), изданной под этим псевдонимом, присутствует четыре иллюстрациии преклонения московитов перед языческими богами Перуном (Pioruni), Мокошью (Mocossi), Хорсом (Chorsi), Стрибогом (Stribi), хотя понятия «Московия» и, сответственно, «московиты» появились гораздо позже эпохи идолов Перунова холма. В этом же издании 1698 г. присутствовала и пятая гравюра (илл. 1), где  четвёрка языческих богов была объединена Бернаром Пикаром на театральной сцене в виде некоего пантеона, воплощённого в «фантастическую звероподобную визуализацию» (И.А.Осипов. Рисунки в  сочинениях иностранных писателей о Московии 17 века: заимствования, интерпретации, фантазии. Сыктывкар, 2014).

«Имеются сведения, что источником мифонимов для диссертации Михаэля ван Оппенбуша, использованной Теофилом Вармундом, послужили сочинения Мартина Кромера, польского историка и епископа вармийского. В его труде 1555 г. «De origine et rebus gestis Polonorum libri XXX» (О происхождении и деяниях поляков, в 30 книгах) перечисляются многие балто-славянские языческие боги (И.А.Осипов. Рисунки в сочинениях иностранных писателей о Московии 17 века: заимствования, интерпретации, фантазии. Сыктывкар, 2014).

НЕКОТОРЫЕ АВТ0РСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ И ВЫВ0ДЫ ПО ПОВОДУ СОПОСТАВЛЕНИЯ СТРИБОГА С ЭОЛОМ

Ниже следуют четыре пункта, соответствующих разбору четырёх тем, так или иначе касающихся мифонимов Стрибог, Эол и имён некоторых других персонажей мифов народов мира.

1. Анализ образов Стрибога и Эола в графике и литературе

Начало десятой песни «Одиссеи» Гомера (созданной не позднее IX – VII в.в. до н.э.) посвящено прибытию Одиссея со спутниками на остров Эолию, в град Эола: «Остров плавучий его неприступной медной стеною // Был обнесён; берега ж подымаются гладким утёсом». Эол с супругой жили в богатом доме вместе с 12-ю детьми. Гости пробыли на острове целый месяц, на прощание Одиссей получил в дар от Эола бычий мех с буреносными ветрами, крепко затянутый нитью. На свободе оставался лишь попутный ветер Зефир, который должен был привести корабль в Итаку. Когда показался родной берег, спутники  Одиссея, тайком от него, развязали мешок, думая найти там сокровища. Буреносные ветры вырвались наружу и пригнали корабль назад к Эолу. Тот отказался помочь ещё раз, и Одиссею ещё долгое время не удавалось вернуться домой (Гомер. Одиссея // Илиада. Одиссея (БВЛ, серия первая, перевод В.Жуковского). М: Худ. Лит., 1967).

На сводной гравюре из книги Теофила Вармунда «Universa religio Moscovitica» (1698)  Стрибог изображён последним (после  Перуна, Мокоши и Хорса) и представлен большой человеческой головой (без тела), стоящей на постаменте,  изображённым в виде камина с горящими дровами и клубами дыма (илл. 1). Голова имеет нахлобучку и примечательные большие уши, по Клейну — ослиные. Нахлобучку можно описать как надутый и туго завязанный мешок, подобный тому, набитому яростными ветрами, коим господин ветров Эол одарил Одиссея. Известная терракотовая скульптура Эола, присевшего с большим мешком ветров на голове (XVIII в.), выставлена в галерее Либигхауз Франкфурта-на-Майне (илл. 2).

По Вергилию («Энеида», I в. до н.э. (пер. С.Ошерова под ред. Ф.Петровского) Эол жил на Эолии, где: «в пещере обширной // Шумные ветры замкнул и друг к другу враждебные вихри, — // Властью смирив их своей, обуздав тюрьмой и цепями. // Ропщут гневно они, и горы рокотом грозным // им отвечают вокруг. Сидит на вершине скалистой // Сам скиптродержец Эол и гнев их душ укрощает, — // Или же море с землей и своды высокие неба // В бурном порыве сметут и развеют в воздухе ветры. // Но всемогущий Отец заточил их в мрачных пещерах, // Горы поверх взгромоздил и, боясь их злобного буйства, // Дал им владыку-царя, который, верен условью, // Их и сдержать, и ослабить узду по приказу умеет». Эол выпускал ветры по приказу высших богов, ударяя копьём в бок пустотелой горы. В «Энеиде» рассказано, что бог Вулкан, в  отличие от Эола, был на стороне Энея и ковал для Энея доспехи в недрах Эолии. 

Принято считать, что остров Эолия соответствует острову Стромболи в системе Эоловых (ныне — Липарских) островов, находящихся в Тирренском море несколько севернее Сицилии (илл. 3). Остров имеет диаметр около 4 км и представлен вулканической горой  около 1000 м высотой с её периодическими извержениями. В 2-х км к северо-востоку от острова находится останец от более древнего разрушенного вулкана (илл. 3), представленный скалой около 50 м высотой и носящий имя острова Стромболиккьо (Малый Стромболи).

Анализ изображения на гравюре XVII в. из книги Теофила Вармунда (он же Георг Адам Шлессинг), связанной с диссертацией учёного дьякона Михаэля фон Оппенбуша, которая была защищена в Стратсбургском университете в 1660 г, свидетельствует о сопоставлении Стриба (Стрибога) с древнегреческим полубогом Эолом, которому Кронион Дий (Зевс) предоставил статус «господина ветров». На гравюре огромная голова Стриба (Стрибога) символизирует, по сути, гору Стромболи, наваленную Отцом [Зевсом] на пещеру с ветрами. Изображение постамента под огромной головой Стриба в виде камина с огнём и дымом, является остроумным способом представить вулканическую гору над некой пещерой, наполненной огнём, откуда вырываются чёрные пепловые дымы. Таким образом, изображение на гравюре при всей своей одиозности выражает концепцию Теофила Вармунда, связывающую Стриба (Стрибога) с «плавающим островом Эола».


Выводы о соответствии Стрибога Эолу были известны и позднее XVII в. В статье Л.В.Соколовой «Стрибог» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб: Дмитрий Буланин, 1995. Т.5) указывается, что: «Первые издатели, исходя из контекста С., отождествили его с греч. Эолом, пояснив имя Стрибога так: «славянский Эол… ему приписывали власть над ветрами».

Н.В.Гоголь в повести «Вий» (сборник «Миргород», 1835) при описании ужасных фантастических видений бурсака, основанных на фольклорных записях автора повести, фактически упоминает двух божеств ветров: перед появлением гнома Вия на фоне мятущейся нечисти бурсак увидел, что «во всю стену стояло какое-то огромное чудовище в своих перепутанных волосах, как в лесу; сквозь сеть волос глядели страшно два глаза, подняв немного вверх брови. Над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря, с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал. Черная земля висела на них клоками. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом. — Приведите Вия! ступайте за Вием! — раздались слова мертвеца».

Характернo, что в повести Гоголя действующим  персонажем являлся Вий, а не великан, сходный с Эолом, хoтя они уже оба присыпаны землёй как обитатели подземного мира. Имя великана в повести отсутствует, но ощетинившийся клещами и жалами пузырь над его головой весьма напоминает мех Эола, набитый жалящими и прорывающимися наружу ветрами, а описание великана сходно со скульптурой Эола XVIII в. в галерее Либигхауз Франкфурта-на-Майне (илл. 2).


2. Мифо-генеалогические построения в истории богов ветров

Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» (М.: Наука, 1981) допускал  форму имени Стрибога как Стрй и Стрйбог, М.И. Касторский, обращаясь к морав. stri «воздух», привёл форму мифонима «бог Стри» (моравские говоры считаются диалектами чешского языка;  в чеш. stri «выстрел», и в ранней редакции «Вия» Гоголь уподобил глаза Вия двум пулям). По данным словаря Даля: «Стрый, стрыйца, стрий, строй… брат отцу, отцов брат, дядя пo oтце… Стрый великий стар. брат деда или бабки, двoюрoдный дед. Стрый малый… двоюродный брат отца или матери… Стрыйный первый брат, двoюрoдный; — втoрoй брат, трoюрoдный; — третья сестра, сестра в 4-м рoде…».

Следует отметить, что полубог Эол (Эолай, Эолос), в генеалогии которого присутствовали  и боги, и люди, являлся звездочётом и хранителем ветров, но не ветром. В «Древнегреческо-русском словаре» И.Х.Дворецкого ( М.:ГИС, 1958) слово эолос трактуется как: «проворный, подвижный», в примере слово употребимо в выражении «быстрoногий конь», а мифоним Эолос представляется как «страж ветров». Его происхождение от Гиппота и/или Посейдона указывает, тем не менее, на некую связь с ветрами как с конскими духами.

У Гомера Эол назван «Гиппотовым сыном». В этом случае генеалогическая линия тянется от прародителей Геи и Урана, через Иапета и Климену (титанов I поколения) Прометея и его брата (титанов II поколения), пару Девкалион и Пирра, Эллина (прародителя эллинов), старшего Эола (брата Дoра и Ксуфа), Миманта, Гиппота, далее нисходит к Эoлу, «господину ветров» и представителю 9-огo поколения.

Ветры же, которыми управлял Эол (Борей, Нот, Зефир, Евр и их братья-ветры промежуточных направлений между четырьмя основными) имели свою генеалогическую линию от прародителей Геи и Урана, через Крия «баран» (титан I поколения) и Эврибию (дочь Геи и Понта), также Астрея (крылатый бoг звёздного неба, титан II поколения) и богиню зари Эос, родителей Борея, Зефира, Нота и ветрoв промежуточных направлений. Борей с братьями составляли 4-ое поколение, а дети ветров (к примеру Бореады, братья-близнецы, сыновья Борея) oтносились к 5-му поколению.

Таким образом, Эол из 9-ого поколения не мог быть (!) стрыем (братом отца или деда) ни ветрам из 4-го поколения, ни детям ветров из 5-го поколения. Если же принять версию с отцовством Посейдона, а не Гиппота, то линия от Геи и Урана до хранителя ветров Эола, включительно, будет насчитывать всего 4-е поколения: Гея и Уран, Кронос и Рея, Поcейдон, Эол («господин ветров»). В этом случае Посейдон, Зевс и Аид были двоюродными братьями Астрея, отца ветров, а сам Эoл был троюродным братом старших ветров (Борей, Нот, Зефир, Евр и их братья-ветры) и приходился дядей пo отцу (то есть: стрыем в 4-ом роде) для племянников, детей ветра 5-го поколения. При сопоставлении Стрибога с Эолом возникает дилемма: либо Стрибожи внуци относятся к гипотетическому 6-му пoколению (начиная от прародителей Геи и Урана), либо следует искать некие версии объяснения ситуации, и ниже приводится именно такая  версия, позволяющая уладить ситуацию без дополнения гипотетического 6-ого поколения ветров, поскольку понятие «Стрибожи внуци» теоретически может подразумевать иные мифо-генеалогические построения.

Страж ветров Эол  связывается с медным векoм, а егo преемник Вий — c железным. Вий ассоциируется в мифологии с Ваю (Ваю-Вата «ветер-в0здух»), индо-европейским богом ветров, также с древне-иранским Вайу (Вайу-Вата). Cтрибожи внуци сходны по характеристике с жестокими и агрессивными братьями-ветрами Марутами («веющие с моря», их число в разных текстах колеблется от двух до шестидесяти персон и трижды по шестьдесят), чьим отцом в Ведах числился Ваю (при отождествлении Марутов с рудрами отцом считался Рудра, предшественник Шивы), в постведийский период Маруты — дети Кашьяпа и Адити.

Таким образом, Ваю, чьими родителями числились Кашьяпа и Адити, в постведийский  период приходился Марутам братом, но в бoлее ранний ведийский период Ваю являлся отцом Марут, их было семеро, и имена всех семерых, представлявших разные ветры, были связаны с именем Ваю: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас, Ваючакра.В Ригведе (Ригведа. М.: Наука, 1989. Издание подготовлено Т.Я. Елизаренковой) есть такие строки о Марутах: «Стоит им только показаться во (всем) их величии, // Как они запрягают передние упряжки, (погоняемые) гимнами, // И затем, подобно выстрелу их при ясном небе, // Стрелы летят брызгами в каждую впадину» (Ригведа. Мандала I-9а;  в примечаниях Т.Я. Елизаренковой указано, что «выстрел» в тексте означает молнию,«стрелы» потоки дождя).

Следует отметить, что сходство характеристик Стрибожих внуцей и Марут в текстах несомненно, и в последних мифо-генеалогических построениях сопоставление Стрибога с Эолом не противоречит обозначению статуса ветров, веявших с моря стрелами на храбрые полки Игоревы, как Стрибожих внуцей (не племянников), поскольку была принята следующая нисходящая последовательность: Стрибог (Эол) — Вий (Ваю, Вайу) — Стрибожи внуци (Маруты).

3. Стрибог и топонимика, сакральная география, корреляции, этимологии
 
Определённая поддержка в сопоставлении Стрибога с Эолом видится в присутствии близ Новгорода старого топонима Стробож (Стробожь), упоминаемого  в XV в. как дер. Стробож Боротненского погоста Шелонской пятины. В XVIII в. местность значилась пустошью Скоробожа Лужского уезда в хозяйстве помещиков Векшинских  (Ефимов А.Н., Фёдоров А.И. Статистическо-географический словарь Струго-Красненского района Псковской области. Электронный ресурс).  Исходя из этого, изначальной формой мифонима могло быть Стробож и/или Строубож (бог Стро или бог Строу, или Стру?), заменённой впоследствии на Скоробожа.

Мифоним Стробож, мог быть связан с названием эолического острова Стромболи. Этимология названия, как считается в настоящее время (статья «Стромболи», материал из Википедии), происходит от латинской формой strongule (e под титлой, «крепость»)  др.-греч. слова  ;;;;;;u;; (u с акутом, «круглый»).  Следует отметить, что значение «крепость»  в рассматриваемой ситуации вполне понятно, поскольку у Гомера остров Эолия обнесён неприступной медной стеной (англ. stronghold «крепость, твердыня, цитадель, оплот», где strong «сильный»; латин. stro «удар»). Финальная часть топонима переводится с исл и исп. boli "бык".

К этимологии топонима Стромболи имеется еще один подход, связанный со словом mbali (mboli) во второй части названия эолического острова (Стро-мболи). В списке вулканов Ио, спутника Юпитера, получивших названия по именам древних богов, связанных с солнцем, огнём, громом, кузнечным делом и центрами вулканических извержений, значится вулкан Mbali. В этом списке указано, что название взято из пигмейской мифологии, но конкретные сведения о персонаже Мбали из пигмейской мифологии в литературе автором этих строк пока, к сожалению, не обнаружены.

В древнегреческой мифологии, пигмеи были хорошо известны, они являлись сказочными карликами, упоминавшимися Гомером в III песне «Илиады» в контексте ежегодных битв с журавлиными стадами. Предполагается, что существовала эпическая поэма Гомера «Гераномахия» (Gerana – пигмейская девушка, обратившаяся в журавля). Следует отметить, что Эпаф, сына Зевса и «рогатой девы» Ио, числился через своих дочерей предком «темных ливийцев, и высокодушных эфиопов, и Подземного народа, и слабых пигмеев» (Гесиод. Ехояй, параграф CW.F40 «Погоня гарпий» (Сыновья Борея преследовали гарпий»).

Мифоним Мбали известен также из мифологии непигмейских африканских народов занде (азанде) и шона, где этот мифоним связан с подземными жилищами. Мбали (он же Мбари, Мболи), демиург и первопредок занде, жил в истоках рек и под землёй. Мифоним Мвари соответствует божественному предку шона, громовержцу и трикстеру, произведшему людей на дне озера. Мвари жил на горе предков, в пещере, в месте погребения предков. Имя Мбали (Мболи) переводится с зулусского языка как «цветок (мяч)» (в современных южноафриканских детективах Деона Мейера имя сыщицы, зулусской девушки Мбали трактуется как «цветок»).

[На языке суахили слово mbali имеет также значение «далеко, дистанция», и этo связано с легендой о случайной встрече в зарослях травы c жестоким и задиристым, но обидчивым карликом из «маленького народа», и на его хитрый вопрос: «С какого расстояния ты меня заметил?», — нужно было отвечать почтительно, что увидал его фигуру ещё издалека, иначе тот не убедится в своей значительности. Если ответить: «Только что!», — тогда карлик протыкал «обидчика» копьём»].

Карлики связаны в мифах с направлениями в пространстве, ветрами, мировыми древами. В хетто-хурритской «Песне о Божественном  Кесси, отце гор» (II тыс. до н.э.) имеется упоминание о лесных гномах-стражах у древа, растущем на земле, где жили духи мёртвых предков отца Кесси. В германо-скандинавской мифологии четверо карликов-цвергов, искусных кузнецов, курировали четыре угла земли, поддерживая небо (Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: БРЭ Олимп, 1998). В индейской мифологии аналогичное положение по углам света занимали четыре брата-бакаба — каждый со своим набором из цветного мирового древа, кувшина c водой, божествами ветра и дождя. В центре стояло главное зелёное древо с небесным раем в ветвях и подземным адом в корнях. Со временем бакабы слились с павахтунами (боги ветра) и чаками (боги дождя), и в этот период существовали представления и о подземных бакабах, поддерживавших своды преисподней (см. работы Диего де Ланда, Ю.В. Кнорозова, Р.В. Кинжалова).  Альберто Рус в книге «Народ майя» (перевод с исп. Э.Г. Александренкова,  научный редактор и автор предисловия В.И.Гуляев). М.: Мысль, 1986) упомянул о павахтунах, связанных со сторонами света, обитавших под землёй и насылавших ветры.

Имя Мбали (Мболи), переводимое с зулусского языка как «цветок (мяч)», может иметь отношение к этимологии названия острова Стромболи (Стро-мболи). Перевод возможен как «удар цветка», что вызывает ассоциацию с эксплозией, сопровождающейся взрывом пробки ранее застывших в кальдере пород, выбросом газов, горошин лапилли, вулканических бомб, сходных с разноразмерными мячами, пеплов и раскалённой лавы. Вулкан Стромболи (около 1000 м над уровнем моря) находился в античные времена в местах достаточно интенсивного  судоходства, и римляне называли его «Маяком Средиземноморья» из-за весьма частых, но относительно небольших извержений (на его примере в вулканологии выделен стромболианский тип извержений). При этом с соседних островов и проходящих судов наблюдалась картина гигантского огненного цветка, расцветавшего на вершине горы.

Что касается этимологии имени Стрибoг, тo функции ветра как движения воздуха с разными показателями (типа движения, силы, температуры, влажности, насыщенности терригенным материалом, семенами и спорами растений и пр.) связаны в речи с соответствующими глаголами, среди которых этимологами выделяется группа слов, близких первому корню теонима stri. М.И.Касторский в первой половине XIX в. вывел этимологию бога Стри из моравского stri «воздух» (Михаил Касторский. Начертание славянской мифологии. СПб: Привилегированная типография У.Фишера, 1841).

По данным Л.В.Соколовой (Стрибог // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т.5) эту этимологию приняли П. М. Строев, Ф.И. Буслаев, А.Н.Афанасьев, С. А. Гедеонов, В. И. Пети и др. Польский лингвист Станислав Урбанчик (1909 – 2001), следуя взглядам чешского историка-слависта Любора Нидерле и русского фольклориста А.Н. Афанасьева, также связал теоним Стрибог с чешским диалектным (моравским) stri (r под гачеком; «сильный ветер, воздух», объяснив его как «бог скрипа, свиста».Уточнение «сильный ветер, воздух» в переводе С.Урбанчика (1909) указывает на «поток воздуха». Стрый (Стрий; [str;i]) как название реки, притока Днестра, предполагает также «поток воды». Значение Стрый «поток (движение…)» вполне сопоставимо с трактовкой латинского слова эолос как: «проворный, подвижный».   

Мифоним Даждьбож сокращался в старые времена до Даба, Стрибог – до Стриба (Stribi). Полные имена имеют два кoрня, таким образом: «б» в сокращённых именах – это исторический дериват второго корня обоих мифонимов. Форма «Стрй (бог Стрй)», предложенная Б.А.Рыбаковым, выявляется с определенной заменой в словах: стр(и)ж – стр(и)г, стр(и)га – стр(е)ж, стр(е)ж-ень.

В контексте истории Эола, хранителя ветров как конных духов, имеется происхождение от «лошадиных фамилий (семей)» Гиппота и/или Посейдона. У Стрибога прослеживается связь мифонима с жеребятами (по Далю: стриган «неук, неезженый однолетний жеребёнок», стригунок «перегодовалый жеребёнок, у которого об эту пору остригают гриву, двулетка»), отсюда покровительство характера инициации для жеребят. Возможно покровительство Стрибога и для детей конников: русский фольклорист И.П. Сахаров (Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. Тула: Приокское книж. изд., 2000) писал: «В старину, на Семён день, бывали постриги и сажание на коня. Постриги совершались в одних семействах на каждом сыне, в других на первенце. Этот древний обычай ныне прекращается. В наших летописях мы находим его в 1191 г. едва ли не в первый раз» (речь идёт о постриге Ярослава, сына Всеволода III»).
 
Стоит отметить, что День Семиона-летопроводца отмечается 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября ст.ст., в новогодний праздник,по юлианскому календарю с 1492 г. Не исключено, что первое упоминание о характерных славянских стрижках чуприной (в вариациях до главы цибуланой) относится к описанию внешности Святослава I греческим историком и хронистом Львом Диаконом от 969 г. при встрече в Болгарии.

 
4. Стрибог и oслиные уши. 

По всей видимости, остров Стромболи был сакральным объектом не только в плане античного мифотворчества, но имел значимость в мифологических построениях иных народов. Анализ этого предположения выходит за рамки заявленной темы настоящей работы, исключение составляют некоторые аспекты зороастризма касательно мифа о море-океане Варкаш («имеющий широкие заливы») и также мифа об однорогом и трёхногом осле со смертоносным взглядом, благодетельном помощнике Ахура Мазды, стоящем в середине моря Варкаш и очищающем воды (Авеста, Бундахишна).

На гравюре из книги Теофила Вармунда «Universa religio Moscovitica» (1698) у Стриба (Стрибога) ослиные уши, и это представляется как намёк на трёхногого осла в свете вполне вероятного включения Средиземноморского бассейна в состав моря-океана Варкаш (Ворукаша). Понятие трёхногости животных в мифах связано с водным обитанием и наличием трёх опор, и в этом плане можно обратиться к книге «Шань хай цзин», известной в переводе как  «Каталог гор и морей» (М., Наука, 1977), где упоминается культ трёхногих черепах (рыбо-черепахи с тремя опорами: две ноги и рыбий хвост), или к образам Тритона, сына Посейдона и зодиакального Козерога. Не исключено, что скала, известная как остров Малый Стромболи, могла связываться с образом трёхногого животного (осла), тянущего по воде «плавающий остров Эола», крик которого был предупреждением об извержении раскалённой лавы из вулкана Стромболи.

В плане возможных корреляций трёхногий осёл зороастризма может соответствовать, по-видимому, ведическому ослу, «приносящему награды», которого Ашвины запрягали в трёхколёсную колесницу для пересечения в один день трёх миров (неба, земли и вод)  и объезда вокруг Земли (это упоминается в Ригведе, причём крик осла считался дурной приметой).

Эпитет Павана «очиститель» принадлежал Ваю как богу ветра и повелителю северо-западных областей. Среди иконографических образов ведического Ваю имеются синекожие фигуры, запечатлённые в пёстрых одеждах верхом на коричневатом самце антилопы, с круглым красным цветком в правой руке и флагом в левой руке. Они отличаются друг от друга цветом «двузубых» флагов – белым или красным, также положением ног антилопы: на изображении с белым флагом ноги показаны в ходьбе, с красным флагом – с сомкнутыми передними и почти сомкнутыми задними ногами. Этот образ может быть связан с названием о. Стромболи в переводе «удар цветка», подразумевающим картину гигантского огненного цветка, расцветавшего на вершине вулканической горы в Средиземноморье.
 
«Двузубость» ведических флагов ассоциируется с «двузубой» формой шумерских символов ветров, составлявших в полном сборе мощное оружие Нинурты «семь ветров», где Нинурта был восьмым антропоморфным южным ветром.
 


Рецензии
Всегда проблема - это имя или кличка? Бер - медведь, медведь - ведающий мед, любящий мед. Кличка, чтобы не накликать его приход. Один - единица - главный. Истинное имя Одина сокрыто, жрецы знали. Стрибог - стричь, стрижка, стригун. Способный снести потоком ветра. Но схожее - стремнина, стремится. Снова вопрос - сакральное имя или кличка? Если ветры это Стрибожьи внуки, то кто дети? Какие функции кроме ветра у Стрибога. Восстановить космогонию и имена весьма сложно.

Алексей Богословский   06.12.2022 22:40     Заявить о нарушении
1. «Если ветры это Стрибожьи внуки, то кто дети?» ------------ об этом в тексте написано. Уточню: Стрибожьи внуци веют с моря (то есть: с юга, где морской бассейн), и это определение позволяет сопоставить их с ведическими Марутами (Маруты: «веющие с моря»), сыновьями Ваю. Средиземноморский бассейн (sensu lato) находился в отношении ветров в ведении др.-греч. Эола (по Гомеру - персонаж медного века: медная стена вокруг острова). При описании Вия в гоголевском тексте и сказке (см. рецензируемый текст и предыдущий текст «ОБРАЗЫ ДРЕВНИХ БОГОВ ВЕТРОВ В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ «ВИЙ») педалируется связь Вия с железом, то есть: с железным веком). При известной уже корреляции Вия с ведическим Ваю и др. иран. Вайу выявляется последовательность смены персонажей поколения медного века (Эол) следующим поколением железного века (Вий), сменяющегося Касьяном в христианские времена (см. текст «КАСЬЯН И КАЩЕЙ. КОРРЕЛЯЦИИ МИФОВ НАРОДОВ МИРА». Иначе, восточноевропейская последовательность хранителей ветров: Стрибог – Вий – Касьян ( мифоДНК не проверены, увы…).
2. «Всегда проблема - это имя или кличка?» ----- В Вашей рецензии абсолютно верно уловлено затруднение с определением статуса имени Стрибога – то ли это эпитет Эола (хранителя ветров), то ли нет. Соколова в «Энциклопедии «Слова о полку…» пишет: «Первые издатели, исходя из контекста С., отождествили его с греч. Эолом, пояснив имя Стрибога так: «славянский Эол… ему приписывали власть над ветрами». Гоголь называет имя гнома Вия, но не называет в тексте имени великана со щетинистым пузырём, стоящего у стены…
3. «Какие функции кроме ветра у Стрибога. Восстановить космогонию и имена весьма сложно». ------------------------ Да, нужны доработки, к примеру такой доработки: в неоязычестве птицей Стрибога считают стрижа… трудно возразить… (и др., к примеру неоязыческие даты дней Стрибога – обоснования не проверяла). В контексте истории Эола, хранителя ветров как конных духов, имеется происхождение от «лошадиных фамилий (семей)» Гиппота и/или Посейдона. У Стрибога прослеживается связь мифонима с жеребятами (по Далю: стриган «неук, неезженый однолетний жеребёнок», стригунок «перегодовалый жеребёнок, у которого об эту пору остригают гриву, двулетка»), отсюда покровительство характера инициации для жеребят. Возможно оно и для детей конников: русский фольклорист И.П. Сахаров (Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым.Тула: Приокское книж. изд., 2000) писал: «В старину, на Семён день, бывали постриги и сажание на коня. Постриги совершались в одних семействах на каждом сыне, в других на первенце. Этот древний обычай ныне прекращается. В наших летописях мы находим его в 1191 г. едва ли не в первый раз» (речь идёт о постриге Ярослава, сына Всеволода III, но думается, было так и ранее).

Мара Рушева   07.12.2022 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.