У людей нет свободы воли?

Эта статья опубликована вне проектов, т.к. она общего характера. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.



У людей нет свободы воли – говорят нейробиологи, может быть, не все, но некоторые точно. Чтобы узнать об этом достаточно посмотреть великолепные лекции крупной отечественной специалистки по мозгу и сознанию, блестящей рассказчицы Т.В. Черниговской. О себе она говорит, что она алармистка и вопрос о свободе воле она ставит ребром.


Мы сами принимаем решения или наш мозг принимает их, а мы осознаем их, как свои?


В качестве черноюморной иллюстрации сюда подойдет картинка, которую я видел в сети. На ней изображен головной и спинной мозг человека и подпись: «Это инопланетянин, а тело - его скафандр».


В развернутом виде я с этим вопросом столкнулся, когда в свое время ради спортивного интереса прослушал курс по нейроэкономике на одной из международных образовательных on-line платформ, который читал тогдашний декан факультета психологии НИУ ВШЭ. Он рассказал слушателям из разных стран, что эта эпопея со свободой воли у нейробиологов началась с экспериментов Б. Либета 70-х годов прошлого века.


Моя цель сейчас не в том, чтобы проинформировать читателя (ницу) об этом ужастике от нейробиологов, а чтобы показать, что, по-моему, не все так плохо.  Декан тогда меня не услышал, поэтому я не знаю, что думают специалисты об этом достаточно очевидном аргументе и поскольку я не ученый, то не собираюсь добиваться, чтобы кто-то из них мне «по чесноку» ответил.


Первоначальный эксперимент Б. Либета, который был позже многократно повторен в других постановках и с более совершенной аппаратурой, был прост. Снимая ЭЭГ своих испытуемых, он просил их периодически двигать пальцем. На ЭЭГ он видел задержку примерно в полсекунды между активностью мозга о движении пальца и осознании этого испытуемым, как своего желания. Полсекунды в данной ситуации – это много. Последователи Либета видели задержку уже в секунды и больше.


Обобщение результатов этих экспериментов на всю жизнь и привело к постановке такого драматического вопроса о свободе воли.


Википедия пишет, что «Б. Либет, в течение своей долгой карьеры проводил эксперименты с целью доказать, что сознание является продуктом мозга. Но к концу жизни он пришел к заключению, что это не так, сформулировав в вышеупомянутой книге (изданной в 2004г. "Libet B. The Mind time: the temporal factor in consciousness. Cambridge, MA: Harvard University press") теорию так называемого сознающего ментального поля. Суть этой теории состоит в том, что сознание человека дислоцировано не в мозгу, а в некоем «поле», относительно которого известно лишь то, что оно находится в контакте с мозгом». Упоминаю об этом итоге для полноты картины, но сознающее ментальное поле Либета не о свободе индивидуальной воли и поэтому сейчас не об этом.


Конечно, все причинно-следственные цепочки наших решений можно свести к рождению. Родители не спрашивали нас, хотим мы жить в этом мире или нет. В те стародавние времена, когда какой-нибудь билл гейтс еще не отстегнул несметное количество денег на противозачаточные средства для Африки, какая-нибудь чернокожая мамулечка, решив отомстить своему благоверному за свои многочисленные аборты, не сделала его в очередной раз и родила черненького человечка, который потом страдал всю свою жизнь.


Верящие в реинкарнацию полагают, что некоторые особо выдающиеся личности могут по своей воле выбирать будущее рождение или даже выходить за пределы колеса рождений и смертей (просветление, освобождение). Но и тех, кто способен выбирать, где родиться, в самом начале жизни могут поджидать драмы, делающие их будущую жизнь не медом. Есть история о великом йоге, который решил снова родиться, чтобы помогать людям, выбрал, конечно, семью брахмана, но еще будучи в утробе матери, сделал своему отцу замечание, потому что тот неправильно читал молитвы. Отец проклял будущего сына и тот родился с восемью искривлениями позвоночника. Говорят, бывает и так, что не рассчитавшая свои силы в борьбе со вселенским злом душа, родившись в приличной семье, еще в невинном возрасте получает удар от побеспокоенных планетарных духов, который меняет к худшему всю ее последующую жизнь. Для медиков соответствующие симптомы означают вирусную инфекцию, поражающую детей в раннем возрасте, с которой они борются со страшной силой и побеждают ее почти на всей Земле.


Наверное, не случайно Т.В. Черниговская была среди российских ученых, которые встречались с Его Святейшеством Далай Ламой XIV в 2017 г. За последствиями этой встречи в виде научных исследований тукдама я наблюдаю в проекте 2 (см. сборник на моей странице). Т.В. Черниговская тогда сказала, что «нам нужна теория сознания» и что она «приехала учиться».


Не будем столь пессимистичны, сводя все причины наших решений к рождению не по своей воле.


Предлагемый аргумент о свободе воли таков.


Эксперименты Либета и его последователей не могли произойти без добровольного согласия на них испытуемых. Они принимали условия экспериментаторов и не могли, например, в любой момент встать и уйти или потанцевать с экспериментаторшей. Нет, их свободная воля была добровольно ограничена условиями эксперимента. Поэтому я думаю, что такая большая задержка между активностью мозга о движении пальца и осознанием ее испытуемым, как своего желания, аналогична отложенному действию сознательной установки, которая известна всем, кто может вовремя проснуться утром без будильника и без промежуточных проверок времени.


Мы каждое утром просыпаемся и хотя в ночном сне наше самосознание выключено, частично во время сновидений или полностью во время сна без сновидений, но утром оно почти не заметно для нас восстанавливается и мы помним, кто мы такие и что нам делать.  Даже Будде Шакьямуни после его просветления под деревом бодхи, у которого вроде бы должны были исчезнуть все цепляния за «я» и «моё», никто не напоминал каждое утро, что он все еще Будда и что толпа голодранцев около его палатки – это его ученики, его монахи, которые жаждут под его чутким руководством освободиться наконец-то от всех на свете страданий.


Очевидно, что в своевременном утреннем пробуждении без будильника до включения самосознания, т.е. до осознания себя пробуждающимся, в мозгу уже «звенит звоночек», что пора вставать. Это и есть отложенное действие вечерней сознательной установки. Аналогично и в экспериментах Либета и его последователей активность мозга до осознания ее испытуемым означает, что мозг напоминает ему о его добровольном согласии на эксперимент, что пора ему наконец-то пошевелить пальцем и порадовать ученых, а не послать их с их наукой куда подальше. Если бы он принял решение «послать», то ученые не увидели бы никакой предварительной активности в той части его мозга, на которую они смотрели, а весь мозг одновременно они видеть не могут.


Радикальный вариант пробуждения то ли от кратковременного сна, то ли от кратковременной глубокой медитации с потерей самосознания и осознания окружающего я описал в статье «Понимание воспринимаемого от первого лица» (сборник проекта 1). Там рассказано о случае, когда восстановление обычного зрительного восприятия произошло в три этапа. В начале человек не понимал, что он воспринимает. Это не то же самое, что видит человек с очень плохим зрением, сняв очки, или наше восприятие в густом тумане или почти полной темноте. В этих случаях не распознаются отдельные предметы, но понятно, что все видно в «тумане» или в «темноте». Непонимание воспринимаемого в том случае – это другое, интроспекционисты начала прошлого века, анализируя акт зрительного восприятия, также пришли к выводу, что он состоит из этапов и что первый этап до-размерен, не-объемен, не-трехмерен. В до-объемной стадии у героя моей статьи хотя и было некое восприятие непонимаемого, но само-сознание ограничивалось диким ужасом непонимания воспринимаемого, из которого по буквам всплыл вопрос «ч-т-о э-т-о?». Обычное самосознание, обычное «я» вернулось с восстановлением обычного, объемного зрительного восприятия.


Но сейчас главное в том случае состоит именно в действии установки к своевременному пробуждению даже при такой временной спонтанной потере самосознания. Это и вселяет в меня слабую надежду, что мы все-таки не вполне биороботы, слабую надежду на свободу нашей воли, на то, что все-таки мой головной и спинной мозг не полностью принадлежат «инопланетянам», как в той черноюморной картинке из сети. Нет, для моего героя это было проявление свободной-несвободной воли к жизни, так или иначе к жизни среди людей, он, пробудившись даже после такой радикальной кратковременной потери само-сознания, вовремя вышел из метро и пошел дальше по своим  делам. 


Конечно, бывает и амнезия, которая стала в кинематографе довольно популярной темой. Например, в фильме «Идентификация Борна», когда спецагент ЦРУ пришел в себя и не помнил, кто он такой, утратив то, что сейчас называется личным нарративом, но несмотря на это его тело не забыло профессиональные навыки типа боевых искусств и др. В свое время, решив стать военным, Джейсон Борн сознательно их освоил и после потери памяти на уровне личности ему помогла восстановиться память тела (мозга).


При желании можно, конечно, полностью лишить человека памяти, но думаю, что проще, дешевле его убить.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.