Блок. Голос из хора. Прочтение
Как часто плачем — вы и я —
Над жалкой жизнию своей!
О, если б знали вы, друзья,
Холод и мрак грядущих дней!
Теперь ты милой руку жмешь,
Играешь с нею, шутя,
И плачешь ты, заметив ложь,
Или в руке любимой нож,
Дитя, дитя!
Лжи и коварству меры нет,
А смерть — далека.
Всё будет чернее страшный свет,
И всё безумней вихрь планет
Еще века, века!
И век последний, ужасней всех,
Увидим и вы и я.
Всё небо скроет гнусный грех,
На всех устах застынет смех,
Тоска небытия…
Весны, дитя, ты будешь ждать —
Весна обманет.
Ты будешь солнце на небо звать —
Солнце не встанет.
И крик, когда ты начнешь кричать,
Как камень, канет…
Будьте ж довольны жизнью своей,
Тише воды, ниже травы!
О, если б знали, дети, вы,
Холод и мрак грядущих дней!
6 июня 1910 – 27 февраля 1914
Заголовок.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Ю. Верхонекий в статье "Восхождение (к поэтике Александра Блока)" отводит стихотворению важное место в композиции "Страшного мира" и пишет о том, что "Голос из хора" как бы сохраняет глубинное воспоминание о строгих возглашениях древнего хора античной трагедии, голоса Рока… "
»
С моей точки зрения в названии – не древняя Греция, а живая для Блока современность:
«
…1910 год – это смерть Коммиссаржевской, смерть Врубеля и смерть Толстого.
…В одной из московских газет появилась пророческая статья: "Близость большой войны". В Киеве произошло убийство Андрея Ющинского, и возник вопрос об употреблении евреями христианской крови. Летом этого года, исключительно жарким, так что трава горела на корню, в Лондоне происходили грандиозные забастовки железнодорожных рабочих, в Средиземном море – разыгрался знаменательный эпизод "Пантера-Агадир" [Пантера-Агадир – появление германского военного корабля "Пантера" в марокканской гавани Агадир, вызвавшее большое волнение в предвоенной Европе.].
Неразрывно со всем этим для меня связан расцвет французской борьбы в петербургских цирках; тысячная толпа проявляла исключительный интерес к ней; среди борцов были истинные художники; я никогда не забуду борьбы безобразного русского тяжеловеса с голландцем, мускульная система которого представляла из себя совершеннейший музыкальный инструмент редкой красоты.
В этом именно году, наконец, была в особенной моде у нас авиация; все мы помним ряд красивых воздушных петель, полетов вниз головой, – падений и смертей талантливых и бездарных авиаторов.
Наконец, осенью в Киеве был убит Столыпин, что знаменовало окончательный переход управления страной из рук полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции.
Все эти факты, казалось бы столь различные, для меня имею один музыкальный смысл. Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор.
Предисловие к поэме «Возмездие»
»
Вот из этого музыкального напора, этого слитного хора, данное стихотворение – лишь один слабый голос.
Текст.
Одно из самых страшных стихотворений Блока. Первоначально оно открывало сборник «Седое утро», теперь оно закрывает книгу «Страшный мир». Намеренно лишённое всякой музыкальности, оно – словно вспышки из будущего: вспышка – и ты видишь «холод и мрак», вспышка – нож в любимых руках, вспышка – невстающее солнце.
Сейчас, в 1910 году, страшный мир? Дитя, дитя – ты ещё доживешь…
«– Теперь ты милой руку жмешь, // Играешь с нею, шутя…» – все эти красавицы Серебряного века, весь этот табун «степных кобылиц» которые еще полстолетия будут вздымать пыль над миром – приводить в отчаяние Дали, быть женами восточных королей, любимыми актрисами Гитлера, любовницами Эйнштейна. А заодно готовить на фюрера заговор, воровать атомные секреты… Или…
Или вот, конкретно Лариса Рейснер – одно время, невеста Гумилёва, которая в 1920 году – разгар гражданской войны! – снимет с фронта лошадок, чтобы покататься на них с Блоком… Которая будет приглашать на свои «жюрфиксы» друзей – для удобства работы ЧК.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
…Ты милой руки страстно жал
В ночи Таинственной
Смотри – блеснет сквозь ночь кинжал
В руке убийственной
Ты звал ее душой своей…
»
– «О, если б знали, дети, вы, // Холод и мрак грядущих дней!» – практически весь этот пласт России выскребут под чистую. Из всего поколения Серебряного века – просто грамотных людей России начала века, уцелеют внутри страны единицы. Те, которые будут «Тише воды, ниже травы», остальные, если и выживут, то вне её. И их дети русскими уже не будут. Вернувшихся убьют. (Как мужа Цветаевой. А её сестру и дочь промытарят по лагерям и тюрьмам, а её сын погибнет на фронте.)
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В стихотворении отразились "эсхатологические" настроения Блока. Однако следует подчеркнуть, что смерть в поэтическом сознании Блока 1910-х годов «никогда не воспринимается как сущность и неизбежный итог жизни вообще, – но только как сущность и неизбежный итог жизни в "страшном мире"» (Минц, 4. С. 68).
– «... Холод и мрак грядущих дней!» – Ср. слова Харона в поэме Данте "Ад": "Навеки вас за этою рекою// На мрак и зной и холод я отдам!" (Песнь III. Ст. 86-87; цит. По изд., которое было в библиотеке Блока: Данте А. Божественная комедия. Ч. 1. Ад. СПб., 1897; см.: ББО-1. С. 256-257). Ср. также у А.Н. Апухтина: "Холодный мрак грядущих дней!" ("Все, чем я жил, в чем ждал отрады ... ", 1892). Сходный мотивсодержится в стих. Вл. Соловьева "Дракон" (1900), к которому Блок не раз обращался: "И мглою бед неотразимых// Грядущий день заволокло" .
– «...А смерть – далека.» – Один из апокалипсических мотивов; ср.: "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Откр. IX. 6). Ср. также в поэме Данте "Ад": "На смерть у них уже надежд нет боле" (Песнь III. Ст. 46). Это – наказание для тех, по словам Вергилия, кого не приемлет ни "небо", ни "ад", "для жалких душ тех, в чьей слепой судьбе// Нет места ни хвалам, ни порицанью" (Там же. Ст. 34-36; у Блока: "Тише воды, ниже травы") .
– «...На всех устах застынет смех, // Тоска небытия ...» – В статье "Ирония" (1908) Блок писал об опасности "разлагающего смеха", "который готов затопить всю душу человеческую, все благие ее nорывы, смести человека, уничтожить его" (СС-8 5 . с. 346).
– «Ты будешь солнце на небо звать – // Солнце не встанет.» – Мотив ненаступления дня, утра характерен для символистской литературы. Он стал центральным в драматическом отрывке Андрея Белого "Пасть ночи". Ср.:
"Христианка. Еще сутки. Опять не было дня.
В т о р а я. Давно не было дня. Его сменила холодная ночь. ( ... )
Т р е т ь я. Сестры, а если солнце не покажется больше? ( ... )
П е р в а я. Дан был от Бога день и свет. Не ценили. ( ... )
Господь отнял утро, отнял и день. ( ... )
П р о р о ч и ц а. Дети, дети, не виню вас за бессилие ваше, ибо всем нам предсказан близкий конец"
(ЗР. 1906 . .N'2 1. С. 62-64).
Этот же мотив содержится в стих. Андрея Белого "Время" (1907):
«Ты скажешь – день; и день обманет.
Он – вот: но голову закинь –
Гляди: и в хмурый сумрак канет
Его сапфировая синь.»
(Белый Андрей. Урна. М.: Гриф, 1909. С. 118).
Ср. также в стих. 3. Гиппиус "Опять"(1906): "Ночь прошла, но утра нет".
У Блока тема "длящейся ночи" встречается и в раннем творчестве; ср., например, в стих. "Я смотрел на слепое людское строение ... " (1902): "Думали: за утром наступит день. (... ) И понял, что будет темно ... " (т. 1 наст. изд.)
[(Стих. «Я смотрел на слепое людское строение ...» посвящено А.Белому.)]
»
Свидетельство о публикации №222111200071