Блок. Голос из хора. Прочтение

Голос из хора





 
                Как часто плачем — вы и я —
                Над жалкой жизнию своей!
                О, если б знали вы, друзья,
                Холод и мрак грядущих дней!
 
                Теперь ты милой руку жмешь,
                Играешь с нею, шутя,
                И плачешь ты, заметив ложь,
                Или в руке любимой нож,
                Дитя, дитя!
 
                Лжи и коварству меры нет,
                А смерть — далека.
                Всё будет чернее страшный свет,
                И всё безумней вихрь планет
                Еще века, века!
 
                И век последний, ужасней всех,
                Увидим и вы и я.
                Всё небо скроет гнусный грех,
                На всех устах застынет смех,
                Тоска небытия…
 
                Весны, дитя, ты будешь ждать —
                Весна обманет.
                Ты будешь солнце на небо звать —
                Солнце не встанет.
                И крик, когда ты начнешь кричать,
                Как камень, канет…
 
                Будьте ж довольны жизнью своей,
                Тише воды, ниже травы!
                О, если б знали, дети, вы,
                Холод и мрак грядущих дней!
                6 июня 1910 – 27 февраля 1914


Заголовок.
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Ю. Верхонекий в статье "Восхождение (к поэтике Александра Блока)" отводит стихотворению важное место в композиции "Страшного мира" и пишет о том, что "Голос из хора" как бы сохраняет глубинное воспоминание о строгих возглашениях древнего хора античной трагедии, голоса Рока… "
     »

     С моей точки зрения в названии – не древняя Греция, а живая для Блока современность:

     «
     …1910  год  –  это  смерть  Коммиссаржевской,  смерть  Врубеля  и смерть Толстого.
     …В  одной  из московских  газет  появилась пророческая статья: "Близость большой войны". В Киеве  произошло  убийство Андрея Ющинского, и возник вопрос об употреблении евреями  христианской крови. Летом этого года, исключительно жарким, так что трава   горела  на  корню,  в  Лондоне  происходили  грандиозные  забастовки железнодорожных  рабочих,  в  Средиземном  море  – разыгрался знаменательный эпизод "Пантера-Агадир" [Пантера-Агадир – появление германского военного корабля "Пантера" в марокканской   гавани  Агадир,  вызвавшее  большое  волнение  в  предвоенной Европе.].
     Неразрывно  со  всем  этим для меня связан расцвет французской борьбы в петербургских  цирках;  тысячная  толпа  проявляла  исключительный интерес к ней;  среди  борцов  были  истинные  художники;  я  никогда не забуду борьбы безобразного  русского  тяжеловеса с голландцем, мускульная система которого представляла из себя совершеннейший музыкальный инструмент редкой красоты.
     В  этом  именно году, наконец, была в особенной моде у нас авиация; все мы  помним  ряд красивых воздушных петель, полетов вниз головой, – падений и смертей талантливых и бездарных авиаторов.
     Наконец,   осенью   в   Киеве   был   убит  Столыпин,  что  знаменовало окончательный    переход   управления   страной   из   рук   полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции...»

     В контексте стихотворения сущетвенен следующий абзац:

     «...Все  эти  факты,  казалось  бы  столь  различные,  для  меня  имею один музыкальный  смысл.  Я  привык  сопоставлять  факты  из всех областей жизни, доступных  моему  зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор».
                (Предисловие к поэме «Возмездие»)
    

     Вот из этого музыкального напора, этого  слитного хора, исходные строки –лишь один слабый голос.

Текст.
     Одно из самых страшных стихотворений Блока. Первоначально оно открывало сборник «Седое утро», теперь оно закрывает книгу «Страшный мир».  Намеренно лишённое всякой музыкальности, оно – словно вспышки из будущего: вспышка – и ты видишь «холод и мрак», вспышка – нож в любимых руках, вспышка – невстающее солнце.
     Сейчас, в 1910 году, страшный мир? Дитя, дитя – ты ещё доживешь…

      – «Теперь ты милой руку жмешь, // Играешь с нею, шутя…» – все эти красавицы Серебряного века, весь этот табун «степных кобылиц» которые еще полстолетия будут вздымать пыль над миром – приводить в отчаяние Дали, быть женами восточных королей, любимыми актрисами Гитлера, любовницами Эйнштейна. А заодно готовить на фюрера заговор, воровать атомные секреты… Или… 
     Или вот, конкретно Лариса Рейснер – одно время, невеста Гумилёва, которая в 1920 году – разгар гражданской войны! – снимет с фронта лошадок, чтобы покататься на них с Блоком… Которая будет приглашать на свои «жюрфиксы»  друзей – для удобства работы ЧК.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
          …Ты милой руки страстно жал
          В ночи Таинственной
          Смотри – блеснет сквозь ночь кинжал
          В руке убийственной

          Ты звал ее душой своей…
     »

     – «О, если б знали, дети, вы, // Холод и мрак грядущих дней!» – практически весь этот пласт России выскребут под чистую. Из всего поколения Серебряного века – просто грамотных людей России начала века, уцелеют внутри страны единицы. Те, которые будут «Тише воды, ниже травы», остальные, если и выживут, то  вне её. И их дети русскими уже не будут. Вернувшихся убьют. (Как мужа Цветаевой. А её сестру и дочь промытарят по лагерям и тюрьмам, а её сын погибнет на фронте.)

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     В стихотворении отразились "эсхатологические" настроения Блока. Однако следует подчеркнуть, что смерть в поэтическом сознании Блока 1910-х годов «никогда не воспринимается как сущность и неизбежный итог жизни вообще, – но только как сущность и неизбежный итог жизни в "страшном мире"» (Минц, 4. С. 68).
     – «... Холод и мрак грядущих дней!» – Ср. слова Харона в поэме Данте "Ад": "Навеки вас за этою рекою // На мрак и зной и холод я отдам!" (Песнь III. Ст. 86-87; цит. По изд., которое было в библиотеке Блока: Данте А. Божественная комедия. Ч. 1. Ад. СПб., 1897; см.: ББО-1. С. 256-257). Ср. также у А.Н. Апухтина: "Холодный мрак грядущих дней!" ("Все, чем я жил, в чем ждал отрады ... ", 1892). Сходный мотив содержится в стих. Вл. Соловьева "Дракон" (1900), к которому Блок не раз обращался:  "И мглою бед неотразимых// Грядущий день заволокло" .
     – «...А смерть – далека.» – Один из апокалипсических мотивов; ср.: "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Откр. IX. 6). Ср. также в поэме Данте "Ад": "На смерть у них уже надежд нет боле" (Песнь III. Ст. 46). Это – наказание для тех, по словам Вергилия, кого не приемлет ни "небо", ни "ад", "для жалких душ тех, в чьей слепой судьбе// Нет места ни хвалам, ни порицанью" (Там же. Ст. 34-36; у Блока: "Тише воды, ниже травы") .
     – «...На всех устах застынет смех, // Тоска небытия ...» – В статье "Ирония" (1908) Блок писал об опасности "разлагающего смеха", "который готов затопить всю душу человеческую, все благие ее nорывы, смести человека, уничтожить его" (СС-8(5). с. 346).

     – «Ты будешь солнце на небо звать – // Солнце не встанет.» – Мотив ненаступления дня, утра характерен для символистской литературы. Он стал центральным в драматическом отрывке Андрея Белого "Пасть ночи". Ср.:
"
Х р и с т и а н к а. Еще сутки. Опять не было дня.
В т о р а я. Давно не было дня. Его сменила холодная ночь. ( ... )
Т р е т ь я.  Сестры, а если солнце не покажется больше? ( ... )
П е р в а я.  Дан был от Бога день и свет. Не ценили. ( ... )
Господь отнял утро, отнял и день. ( ... )
П р о р о ч и ц а.  Дети, дети, не виню вас за бессилие ваше, ибо всем нам предсказан близкий конец"
 (ЗР. 1906 . .N1. С. 62-64).

Этот же мотив содержится в стих.  Андрея Белого "Время" (1907):

          «Ты скажешь – день; и день обманет.
           Он – вот: но голову закинь –
           Гляди: и в хмурый сумрак канет
           Его сапфировая синь».
                (Белый Андрей. Урна. М.: Гриф, 1909. С. 118).

Ср. также в стих. 3. Гиппиус "Опять"(1906): "Ночь прошла, но утра нет".
     У Блока тема "длящейся ночи" встречается и в раннем творчестве;  ср., например, в стих. "Я смотрел на слепое людское строение ... " (1902): "Думали: за утром наступит день. (... ) И понял, что будет темно ... " (т. 1 наст. изд.)
[(Стих. «Я смотрел на слепое людское строение ...» посвящено А.Белому.)]
      »


Рецензии