Блок. Голос из хора. Прочтение

Голос из хора





 
                Как часто плачем — вы и я —
                Над жалкой жизнию своей!
                О, если б знали вы, друзья,
                Холод и мрак грядущих дней!
 
                Теперь ты милой руку жмешь,
                Играешь с нею, шутя,
                И плачешь ты, заметив ложь,
                Или в руке любимой нож,
                Дитя, дитя!
 
                Лжи и коварству меры нет,
                А смерть — далека.
                Всё будет чернее страшный свет,
                И всё безумней вихрь планет
                Еще века, века!
 
                И век последний, ужасней всех,
                Увидим и вы и я.
                Всё небо скроет гнусный грех,
                На всех устах застынет смех,
                Тоска небытия…
 
                Весны, дитя, ты будешь ждать —
                Весна обманет.
                Ты будешь солнце на небо звать —
                Солнце не встанет.
                И крик, когда ты начнешь кричать,
                Как камень, канет…
 
                Будьте ж довольны жизнью своей,
                Тише воды, ниже травы!
                О, если б знали, дети, вы,
                Холод и мрак грядущих дней!
                6 июня 1910 – 27 февраля 1914


Заголовок.
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Ю. Верхонекий в статье "Восхождение (к поэтике Александра Блока)" отводит стихотворению важное место в композиции "Страшного мира" и пишет о том, что "Голос из хора" как бы сохраняет глубинное воспоминание о строгих возглашениях древнего хора античной трагедии, голоса Рока… "
     »

     С моей точки зрения в названии – не древняя Греция, а живая для Блока современность:

     «
     …1910  год  –  это  смерть  Коммиссаржевской,  смерть  Врубеля  и смерть Толстого.
     …В  одной  из московских  газет  появилась пророческая статья: "Близость большой войны". В Киеве  произошло  убийство Андрея Ющинского, и возник вопрос об употреблении евреями  христианской крови. Летом этого года, исключительно жарким, так что трава   горела  на  корню,  в  Лондоне  происходили  грандиозные  забастовки железнодорожных  рабочих,  в  Средиземном  море  – разыгрался знаменательный эпизод "Пантера-Агадир" [Пантера-Агадир – появление германского военного корабля "Пантера" в марокканской   гавани  Агадир,  вызвавшее  большое  волнение  в  предвоенной Европе.].
     Неразрывно  со  всем  этим для меня связан расцвет французской борьбы в петербургских  цирках;  тысячная  толпа  проявляла  исключительный интерес к ней;  среди  борцов  были  истинные  художники;  я  никогда не забуду борьбы безобразного  русского  тяжеловеса с голландцем, мускульная система которого представляла из себя совершеннейший музыкальный инструмент редкой красоты.
     В  этом  именно году, наконец, была в особенной моде у нас авиация; все мы  помним  ряд красивых воздушных петель, полетов вниз головой, – падений и смертей талантливых и бездарных авиаторов.
     Наконец,   осенью   в   Киеве   был   убит  Столыпин,  что  знаменовало окончательный    переход   управления   страной   из   рук   полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции.
     Все  эти  факты,  казалось  бы  столь  различные,  для  меня  имею один музыкальный  смысл.  Я  привык  сопоставлять  факты  из всех областей жизни, доступных  моему  зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор.
                Предисловие к поэме «Возмездие»
     »

     Вот из этого музыкального напора, этого  слитного хора, данное стихотворение –  лишь один слабый голос.

Текст.
     Одно из самых страшных стихотворений Блока. Первоначально оно открывало сборник «Седое утро», теперь оно закрывает книгу «Страшный мир».  Намеренно лишённое всякой музыкальности, оно – словно вспышки из будущего: вспышка – и ты видишь «холод и мрак», вспышка – нож в любимых руках, вспышка – невстающее солнце.
     Сейчас, в 1910 году, страшный мир? Дитя, дитя – ты ещё доживешь…

      «– Теперь ты милой руку жмешь, // Играешь с нею, шутя…» – все эти красавицы Серебряного века, весь этот табун «степных кобылиц» которые еще полстолетия будут вздымать пыль над миром – приводить в отчаяние Дали, быть женами восточных королей, любимыми актрисами Гитлера, любовницами Эйнштейна. А заодно готовить на фюрера заговор, воровать атомные секреты… Или… 
     Или вот, конкретно Лариса Рейснер – одно время, невеста Гумилёва, которая в 1920 году – разгар гражданской войны! – снимет с фронта лошадок, чтобы покататься на них с Блоком… Которая будет приглашать на свои «жюрфиксы»  друзей – для удобства работы ЧК.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
          …Ты милой руки страстно жал
          В ночи Таинственной
          Смотри – блеснет сквозь ночь кинжал
          В руке убийственной

          Ты звал ее душой своей…
     »

     – «О, если б знали, дети, вы, // Холод и мрак грядущих дней!» – практически весь этот пласт России выскребут под чистую. Из всего поколения Серебряного века – просто грамотных людей России начала века, уцелеют внутри страны единицы. Те, которые будут «Тише воды, ниже травы», остальные, если и выживут, то  вне её. И их дети русскими уже не будут. Вернувшихся убьют. (Как мужа Цветаевой. А её сестру и дочь промытарят по лагерям и тюрьмам, а её сын погибнет на фронте.)

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     В стихотворении отразились "эсхатологические" настроения Блока. Однако следует подчеркнуть, что смерть в поэтическом сознании Блока 1910-х годов «никогда не воспринимается как сущность и неизбежный итог жизни вообще, – но только как сущность и неизбежный итог жизни в "страшном мире"» (Минц, 4. С. 68).
     – «... Холод и мрак грядущих дней!» – Ср. слова Харона в поэме Данте "Ад": "Навеки вас за этою рекою// На мрак и зной и холод я отдам!" (Песнь III. Ст. 86-87; цит. По изд., которое было в библиотеке Блока: Данте А. Божественная комедия. Ч. 1. Ад. СПб., 1897; см.: ББО-1. С. 256-257). Ср. также у А.Н. Апухтина: "Холодный мрак грядущих дней!" ("Все, чем я жил, в чем ждал отрады ... ", 1892). Сходный мотивсодержится в стих. Вл. Соловьева "Дракон" (1900), к которому Блок не раз обращался:  "И мглою бед неотразимых// Грядущий день заволокло" .
     – «...А смерть – далека.» – Один из апокалипсических мотивов; ср.: "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Откр. IX. 6). Ср. также в поэме Данте "Ад": "На смерть у них уже надежд нет боле" (Песнь III. Ст. 46). Это – наказание для тех, по словам Вергилия, кого не приемлет ни "небо", ни "ад", "для жалких душ тех, в чьей слепой судьбе// Нет места ни хвалам, ни порицанью" (Там же. Ст. 34-36; у Блока: "Тише воды, ниже травы") .
     – «...На всех устах застынет смех, // Тоска небытия ...» – В статье "Ирония" (1908) Блок писал об опасности "разлагающего смеха", "который готов затопить всю душу человеческую, все благие ее nорывы, смести человека, уничтожить его" (СС-8 5 . с. 346).

     – «Ты будешь солнце на небо звать – // Солнце не встанет.» – Мотив ненаступления дня, утра характерен для символистской литературы. Он стал центральным в драматическом отрывке Андрея Белого "Пасть ночи". Ср.:
"Христианка. Еще сутки. Опять не было дня.

В т о р а я. Давно не было дня. Его сменила холодная ночь. ( ... )
Т р е т ь я.  Сестры, а если солнце не покажется больше? ( ... )
П е р в а я.  Дан был от Бога день и свет. Не ценили. ( ... )
Господь отнял утро, отнял и день. ( ... )
П р о р о ч и ц а.  Дети, дети, не виню вас за бессилие ваше, ибо всем нам предсказан близкий конец"
 (ЗР. 1906 . .N'2 1. С. 62-64).

Этот же мотив содержится в стих.  Андрея Белого "Время" (1907):

          «Ты скажешь – день; и день обманет.
           Он – вот: но голову закинь –
           Гляди: и в хмурый сумрак канет
           Его сапфировая синь.»
                (Белый Андрей. Урна. М.: Гриф, 1909. С. 118).

Ср. также в стих. 3. Гиппиус "Опять"(1906): "Ночь прошла, но утра нет".
     У Блока тема "длящейся ночи" встречается и в раннем творчестве;  ср., например, в стих. "Я смотрел на слепое людское строение ... " (1902): "Думали: за утром наступит день. (... ) И понял, что будет темно ... " (т. 1 наст. изд.)
[(Стих. «Я смотрел на слепое людское строение ...» посвящено А.Белому.)]
      »


Рецензии