Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Часть 19

Boris S.Gotman,Ph.D


  Продолжение. Предыдущая часть: http://proza.ru/2022/10/21/487

  В 4:30 18 апреля почти вся вода из поплавков была удалена. 
 
  В 5:21 двигатель «Лузитании» был запущен, и Кабрал начал таксинг к стартовой позиции к юго-западу от моста Темерса.

  Во время рулёжки внимательно осмотрел маршрут разбега – винт «Фаери» не позволял стоять на месте после запуска двигателя.

  Обстановка не радовала - слишком большое волнение и очень слабый северно-северо-восточный ветер (NNE).

  Тем не менее начал разбег…Неудачно.

  Вернулся на старт при вроде бы усилившимся NNE. Опять разбег…Опять безрезультатно - ветер слабеет.

  При развороте опять почувствовал, что ветер усиливается. Решил, если на рулёжке не ослабнет, взлетим.

  Не ослаб, напротив, усилился. Третий разбег, уже внутри порта.

  На сей раз успешный - в 5:55 «Лузитания» взлетел.

  В 6:10 утра земля скрылась из вида.
 
  Кабрал расходовал в первую очередь бензин из баков, размещённых в поплавках. 

  В 8 утра, то есть всего через два часа после взлёта, он с удивлением обнаружил, что они уже пусты, а в баках фюзеляжа осталось не более 195 галлонов бензина, то есть меньше чем на 10 часов полета!

  Не очень понятно, почему это так удивило пилота.

  14 апреля в Сент-Висенте были залиты 270 галлонов, после чего в тот же день были три неудачных разбега, а это примерно 10 галлонов. 17 апреля они перелетели из Сент-Висенте в Порто-Прая. Два часа полёта – минимум 36 галлонов. В этот день, 18 апреля, взлетели только на третий раз, затратив на таксинг и разбег 34 минуты - минимум 10 галлонов. Два часа полёта, ещё 36 галлонов.
 
  То есть, по самым скромным подсчётам, даже не учитывая естественное испарение бензина из баков, на 8 часов утра 18 апреля 1922 года в распоряжении пилота Сакадура Кабрала и его штурмана Гаго Коутиньо должно было оставаться не более 178 галлонов горючего…
 
  Я вернусь на несколько абзацев назад, чтобы напомнить читателю слова Сакадура Кабрала: «В 8 утра, через два часа после взлёта, я с удивлением обнаружил, что баки, размещённых в поплавках,  уже пусты, а в баках фюзеляжа осталось не более 195 галлонов бензина, то есть меньше чем на 10 часов полета!».
 
  После этого будет очень интересно узнать, что сказал по этому поводу адмирал Гаго Коутиньо на конференции, которую он провёл с учениками подготовительной школы Франсиско де Арруда в 1956 году:
  «…мы знаем, что официальные отчеты не всегда сообщают обо всем, что произошло... Опыт доказал нам [на рейсе Лиссабон-Мадейра в 1921 году], что навигация нас не подведет и, следовательно, мы будем в безопасности в положение на линии, соединяющей начальную точку с пунктом прибытия.
  Мы верили, что, если бы нам пришлось оказаться в море недалеко от точки прибытия, в сумерках, корабль, который ждал нас у Пенедос, нашёл бы самолет, услышав выстрелы из нашего сигнального пистолета.
  В середине полета насосы с ветровым приводом, которые перекачивали топливо в двигатель из баков в поплавках, вышли из строя. Навигатор должен был заменить их, работая аварийным ручным насосом.
  Так я поднял из поплавков до бака над самолетом около 500 литров бензина.
  Эта деталь, о которой мало говорили, позволила продолжить полет, не сорвав перелёт, и доставить радость успеха португальскому народу... (Из: Viagem Report, Сакадура Кабрал и Гаго Коутиньо, 1922)».
 
  Непонятно, почему на эти несоответствия не обратили внимания многочисленные португальские и бразильские исследователи этого перелёта.
 
  Но оставим эти несоответствия и вернёмся в 18 апреля 1922 года.
 
  В 8 утра ветер начал ослабевать, что из-за дефицита топлива очень обеспокоило Кабрала.
 
  Он написал о своих опасениях Коутиньо (из-за рёва двигателя они могли общаться только с помощью записок).

  Кабрал подсчитал, что ночью, из-за высокой температуры, произошло испарение бензина, и по этой причине, и из-за того, что таксинг занял слишком много времени, они взлетели, самое большее, с 235 галлонами бензина.
 
  Другими словами, запаса горючего, с которым взлетели, хватит менее чем на 12 часов полета. Чтобы преодолеть за это время 918 миль, отделяющих Порто Прая от Пенедос, необходимо было бы идти со скоростью не менее 76 миль в час, скоростью, которую «Лузитания» достичь при таком слабом ветре не мог.
 
  Ситуация очень неприятная, но экипаж решил продолжить полёт, непрерывно наблюдая за изменениями направления и скорости ветра.
 
  В 9:10 они заметили большой корабль, и Кабрал прошёл поблизости от него, чтобы на судне могли видеть гидроплан.
 
  Ветер продолжал слабеть, а расход бензина оставался не менее 20 галлонов в час.
 
  Опять экипаж совещается с помощью записок, что занимает много времени.  Они должны быть в 690 милях от Пенедос, а на борту бензина не более, чем на восемь с половиной часов!
 
  Чтобы долететь до цели, им нужно проходить 80 миль в час, а они идут 72!
 
  Позднее Кабрал напишет:
  «Логичным, благоразумным было бы вернуться назад. Но если бы мы это сделали, то произвели бы на всех, кто следил за нашим перелётом, очень неприятное, просто ужасное впечатление.
  Кроме того, в Порто-Прае, где у нас больше нет авиационного бензина, мы бы с большим трудом получили обычный автомобильный бензин и было бы очень рискованно заправить им самолёт.
  Признаюсь, что для меня этот рейс был самым горьким в перелетах Лиссабон-Рио, потому что в течение девяти с половиной часов каждую минуту я жил в полной неопределенности, достаточно ли бензина или мы не долетим до цели.
  Если бы это произошло и нам пришлось бы сесть в море вдали от Пенедос, те, кто не знал нас, были бы уверены, что мы взлетели с более чем достаточным количеством бензина, но заблудились и оказались по ошибке в случайной точке океана, продемонстрировав, что нам не удалось доказать то, что мы стремились доказать - что аэронавигация обеспечивает ту же точность, что и морская навигация!»

  После долгих колебаний и долгих обсуждений экипаж решил продолжить полёт.

  Мотивы принятого решения можно понять. Но с профессиональной точки зрения оно являлось совершенно безответственным.

  Продолжение следует:http://proza.ru/2022/11/19/1879


Рецензии
Да уж, не могу не согласиться с Владимиром: авантюристы, да еще и безответственные люди. Поясню: если бы они вернулись, их бы не поняли, а если бы потерпели катастрофу или совершили бы вынужденную посадку " в случайной точке океана", и пришлось тратить время , силы и средства на их вызволение?
Вспомнила историю, правда, читала я ее на немецком языке, как какой-то американский пенсионер ( демократическая же страна, не так ли?) действовал на принципу " что хочу, то и ворочу". Поднялся на воздушном шаре, сидя на привязанном к нему стуле с запасом пива и ружьем. И чем кончилось. Читали или нет? Было бы смешно, когда бы не было так грустно.

С уважением и улыбкой

Елена

Елена Ахмедова   08.12.2022 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! О полёте на привязанном к воздушному шару стуле с запасом пива и ружьем что-то видел, но подробностей не помню. С уважением и улыбкой, Борис

Борис Готман   09.12.2022 08:17   Заявить о нарушении
Там замечательная история.Его воздушным течением отнесло выше, чем ему хотелось и заметил его какой-то летчик. На связи с авиадиспетчерской он и спрашивает, что это там, у них на радаре? Нет, не видят. Тот и разглядел дурака, на стуле, с ружьем и пивом. Авиадиспетчеры ему сначала и не поверили. Короче: пытались его "снизить", стреляя по шару, но то открыл ответный огонь. А его присутствие там, где проходят воздушные пути было просто опасным. Дед сжимал онемевшими от холода руками ружье и нажимал на курок. В итоге после привлечения к этой нестандартной ситуации многих сил ( и денег налогоплательщиков), старого идиота удалось "приводнить" живым. Очень гордый собой, он заявил журналистам, что ему понравилось и он хочет свой подвиг повторить.
А что там с с другими, его не интересует, он-де живет в демократической стране.
Я бы его по карману. заставила бы заплатить за все, а деньги немалые были затрачены на эту рацию.

С уважением

Елена

Елена Ахмедова   09.12.2022 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.