Географические кессоны

Б.Б. Родоман

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КЕССОНЫ

Природные ячейки формирования
государств, регионов и этносов

Заготовка докладов и статей

        К числу широко распространённых факторов формирования территорий государств, ареалов расселения этносов и некоторых узловых районов (например, единиц административно-территориального деления) относится наличие  природных ячеек – частично или полностью окружённых какими-либо природными линейными объектами и/или физико-географическими границами. В настоящей статье рассматриваются не все возможные, но главные типы таких ячеек и примеры этнополитических ареалов, которые ими сформированы. Они изображены на обобщённом профиле, который, по аналогии с термином «картоид», получил у нас название  «профильоид» (см. рисунок).
        Типы 1, 2, 3, 4 – острова, архипелаги, полуострова, перешейки – в качестве стимулов этногосударственного и административно-территориального обособления широко известны и в перечнях примеров не нуждаются.
        5. Дельты рек были ядрами формирования Египта, Нидерландов, Бангладеш.
        6. Гребень (на профиле)   – горный массив, послуживший государствообразующей  нишей, например, для Швейцарии, этно- и государствообразующей – для Черногории.
        7. Континентальный склон – Непал, Бутан, гималайские штаты Индии.
        8. Приморский склон – Норвегия, Чили.
        9. Географический кессон – низменность или равнина, окружённая горами и возвышенностями. Кессонные страны и регионы в чистом виде редки. В Европе это Венгрия, на территории России – Республика Тыва, а в ней Тоджа. Географический кессон – наш новый термин и главное ключевое слово в настоящей статье, от него образовано следующее важное понятие.
        10. Полукессон – территория, ограниченная с одной стороны горами и возвышенностями, а с другой – морями, например, Франция (Гексагон), Испания (Пиренейский квадрат), Аргентина, Азербайджан, Грузия. Широко распространённый вид ячеек, особенно в Западной Европе.
        И внутри ячеек, и вне их, без всякой связи с ними, этнополитические границы часто устанавливаются путём завоеваний, переселений народов и т.п., что к теме настоящей статьи не относится. В ней рассмотрены только геоморфологические природные ниши, но есть ещё природнозональные и другие. И, конечно же, далеко не все государства и этносы обладают чёткими природно-экологическими нишами.
        Природные ячейки склонны превращаться в антропогенные узловые районы – территории, обладающие функциональным центром, например, столицей. Географы любят отмечать в качестве стимулов возвышения столиц выгодное географическое положение, например, на пересечении транспортных путей или у входа в страну, как приморские столицы-порты – Лондон, Лиссабон и мн. др. Известны разные исторические случайности, например, исход борьбы между соперничающими деятелями (московский князь оказался хитрее своего соседа, и его город вырос, а соседний Звенигород захирел). И, наконец, стимулами выделения столиц могло быть наличие каких-то  ресурсов, удовлетворяющих личные нужды правителя. Так, можно полагать, что возвышению Парижа, Берлина, Москвы способствовало обилие лесов для монаршьей охоты на крупных зверей.
        Дискретизации этнолингвистического континуума, как правило,  способствовали не границы ячеек, далеко не всегда обладавших заметной барьерной функцией, а доминирование  центров. После того, как возникло более или менее мощное государство, язык, на котором говорят при дворе, становится государственным, а все остальные языки и диалекты подавляются. Так исчезли многие этносы и субэтносы, у которых язык был  главным отличительным признаком. Таким способом, преимущественно в географических полукессонах, формировалось большинство этнотитульных государств Западной Европы. 

7 фев. 2018 г. Подготовлено для «Academia.edu» 15 фев. 2018 г.

Для "Проза.ру" впервые публикуется 16 ноября 2022 г.

 


Рецензии