Блок. Забывшие тебя. Прочтение

Забывшие тебя
 




                И час настал. Свой плащ скрутило время,
                И меч блеснул, и стены разошлись.
                И я пошел с толпой – туда, за всеми,
                В туманную и злую высь.
 
                За кручами опять открылись кручи,
                Народ роптал, вожди лишились сил.
                Навстречу нам шли грозовые тучи,
                Их молний сноп дробил.
 
                И руки повисали, словно плети,
                Когда вокруг сжимались кулаки,
                Грозящие громам, рыдали дети,
                И жены кутались в платки.
 
                И я, без сил, отстал, ушел из строя,
                За мной – толпа сопутников моих,
                Нам не сияло небо голубое,
                И солнце – в тучах грозовых.
 
                Скитались мы, беспомощно роптали,
                И прежних хижин не могли найти,
                И, у ночных костров сходясь, дрожали,
                Надеясь отыскать пути…
 
                Напрасный жар! Напрасные скитанья!
                Мечтали мы, мечтанья разлюбя.
                Так – суждена безрадостность мечтанья
                Забывшему Тебя.
                1 августа 1908





      Повторю, данное произведение было выделено из более общего текста, ставшего основой для трёх стихотворений: «О доблести, о подвигах, о славе…», данное и «Когда замрут отчаянье  и злоба…».

(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«

"О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ… "
Первоначальная редакция в ЗК22 ( ЧА ЗК22) [Черновые Автографы Записной Книжки №22]

                Когда замрут отчаянье и злоба,
                Нисходит сон. – И крепко спим мы оба
                На разных полюсах земли.
                Ты обо мне, быть может, грезишь в эти
                Часы. Идут часы походкою столетий,
                И сны встают в земной дали.

                О доблестях, о подвигах, о славе
                Я забывал на горестной земле,
                Когда твое лицо в простой оправе
                Передо мной сияло на столе.
               
                Но час настал – свой плащ скрутило время,
                И меч блеснул – и стены разошлись.
                И я пошел с толпой туда, за всеми,
                Где призраки всем милые ждались.
                Мелькала нам за серой кручей – круча,
                Народ роптал, вожди лишились сил,
                Навстречу нам шла грозовая туча,
                Мгновенных молний сноп ее дробил.
                И руки повисали, точно плети,
                Когда кругом, завидя кулаки
                Грозящие громам, рыдали дети,
                И жены кутались в печальные платки.

                И я , без сил, бежал, бежал из строя,
                За мной с горы сошли толпы других,
                Но не сияло небо голубое,
                И солнце скрылось в тучах грозовых.
                Скитались мы, беспомощно роптали,
                На месте прежних хижин не нашли
                И у ночных костров, дрожа, мечтали
                Искать иной, неведомой земли ...
                Напрасный жар! Напрасные надежды!
                Мечтали мы, мечтаний не любя,
                И не было ни пищи, ни одежды,
                Ни крова, ни свободы ... ни Тебя!
                Я звал Тебя – и Ты не оглянулась.
                Я слезы лил – и Ты не снизошла.
                Ты в серый плащ печально завернулась,
                В сырую ночь ты из дому ушла.
                Не знаю, где приют своей гордыне
                Ты, милая, ты, нежная, нашла,
                Я крепко сплю, и вижу плащ твой синий,
                В котором ты в сырую ночь ушла.
                Уж не мечтать о нежности, о славе!
                Все миновалось – молодость прошла
                Твое лицо в его простой оправе
                Своей рукой убрал я со стола.

 »)

     Это был  текст, пожалуй, наиболее ярко прокламировавший связь меж Тобой – Лучезарной, и тобой –  возлюбленной. А также в нем был лаконично расписан один из вариантов того, что случилось с героем: любовь, поход, сомнения,  бегство, потеря любви. Но Блок разделил потоки, разделил реальности по разным стихотворениям – «любовь к тебе» осталась в «Подвигах и славе…», а вся история про «забывших Тебя» перешла в исходное  стихотворение  Что пошло очень на пользу предыдущему: убрав из него всю “мистику”, сделав его на бытовом уровне понятным, Блок обусловил его славу.
     Но теперь, чтоб понять замысел, необходимо читать оба стихотворения последовательно – почти параллельно!
     Начало развилки подчеркнуто обоюдной цитатностью: «час настал.»:

                И час настал. Свой плащ скрутило время,
                И меч блеснул, и стены разошлись.
                И я пошел с толпой – туда, за всеми,
                В туманную и злую высь.
   И:

     «Но час настал, и ты ушла из дому.
     Я бросил в ночь заветное кольцо.
     Ты отдала свою судьбу другому,
     И я забыл прекрасное лицо.»

Далее:
                За кручами опять открылись кручи,
                Народ роптал, вожди лишились сил.
                Навстречу нам шли грозовые тучи,
                Их молний сноп дробил.
И:
     «Летели дни, крутясь проклятым роем...
     Вино и страсть терзали жизнь мою...»

Далее:
                Скитались мы, беспомощно роптали,
                И прежних хижин не могли найти,
                И, у ночных костров сходясь, дрожали,
                Надеясь отыскать пути...
И:
     «Не знаю, где приют своей гордыне
     Ты, милая, ты, нежная, нашла...»
      
Далее:
                Напрасный жар! Напрасные скитанья!
                Мечтали мы, мечтанья разлюбя.
                Так – суждена безрадостность мечтанья
                Забывшему Тебя.
И:
     «Я звал тебя, но ты не оглянулась,
     Я слезы лил, но ты не снизошла.»
      
     Вот так... Как в странном, даже не в кривом, а в каком-то наобротном зеркале: «Ты» отражаешься в «тебе», а предательство воина – в покинутости поэта... (Или наоборот:  «ты» бросила его, и следствием: он забыл «Тебя».) Потому что: «Всё в облике одном предчувствую Тебя.
      «…однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»…
     А.А. Блок. Из неотправленного письма.
 
     «…Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека, с живой душой, и не заметили, проглядели...»
     Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма.

     И напомню ещё одно стихотворение из периода «Стихов о Прекрасной Даме»:

                «Я шел — и вслед за мною шли
                Какие-то неистовые люди.
                Их волосы вставали под луной,
                И в ужасе, с растерзанной душой
                Зубами скрежетали, били в груди,
                И разносился скрежет их вдали.

                Я шел — и вслед за мной влеклись
                Усталые, задумчивые люди.
                Они забыли ужас роковой.
                Вдыхали тихо аромат ночной
                Их впалые измученные груди,
                И руки их безжизненно сплелись.

                Передо мною шел огнистый столп.
                И я считал шаги несметных толп.
                И скрежет их, и шорох их ленивый
                Я созерцал, безбрежный и счастливый.
                1 января 1902»

     Вот как должно было быть, вот они – доблесть, подвиги и слава! Но: 

     «…твое лицо в его простой оправе
     своей рукой убрал я со стола.
                1 августа 1908 »

и теперь:

                …суждена безрадостность мечтанья
                Забывшему Тебя.
                1 августа 1908.


Рецензии