Конец русской литературы?

Поводом написать эту заметку послужил мой недавний спор о Солженицыне.

Мой оппонент сказал, что писателем он был "куцым, многословным, и косноязычным", и его превозношение удивляет.

Я вспомнил, что я читал у Солженицына. И понял, что такая характеристика отчасти верная.

"Один день Ивана Денисовича" должен был, как все говорят, получить ленинскую премию по литературе, но, если сказать честно,... я дочитал эту повесть с трудом.

Так многословно и неинтересно она написана. Неужели в тот год в СССР не было более достойных произведений для выдвижения на высшую государственную премию?  Тем более, что тема-то какая актуальная!

Ну, а "Красное Колесо" я просто не смог читать.

Это было уже не чтение, а изнурительный труд.

Единственное, что я прочел у Солженицына с интересом, - "Архипелаг ГУЛАГ". Очень сильная публицистика. Ну, и написанный на личном биографическом опыте роман "В Круге Первом".

То есть, конечно, Александр Исаевич вряд ли достоин причислиться к числу классиков.

Но потом я вдруг подумал. А кто из русской классики, вообще, писал лучше Солженицына ?

Достоевский пишет ужасно. Просто заполняет страницу за страницей каким-то, рождающимся в мозгу, словесным потоком.

Словно хочет написать не книгу, а заполнить побольше страниц.

Он деньги за количество страниц получал что ли ? Такое подозрение возникает.

Кроме "Братьев Карамазовых" и, отчасти, "Бесов", у него трудно что-то читать.

"Преступление и наказание" и "Идиота" - я так и не смог дочитать до конца. Завязнув на первой сотне страниц.

Ну, а от Чехова меня отвратили еще в школе.

От чтения его рассказов я погружался в тоску и депрессию.

По иронии судьбы первый рассказ, который я у него прочел в детстве, был рассказ как печальна жизнь, и как гимназист из-за этого кончает ее самоубийством.

После этого я просто открыть его боялся. Вспоминая детское потрясение, которое испытал.

Тургенев часто скучен. Читаешь, и зеваешь.

Фадеев пафосно фальшив.

У великого Шолохова правдивый роман - только "Тихий Дон".

У Бунина повесть "Деревня" - великая, но от чтения испытываешь ужас.

Теперь возьмем современную литературу...

Много раз я принимался читать В. Сорокина, и буквально не мог.

Через некоторое время меня начинало просто тошнить. Выворачивать безо всяких метафор.

Я чувствовал настоящее физическое отвращение к написанному. К этой чернухе.

Я не знаю, каким надо быть человеком, чтобы наслаждать его "Сердцами Четырех" !

Недавно я увидел встречу Сорокина с читателями в Америке. Она подтвердила мои опасения.

Он пишет эту чернуху намеренно. Как писатель выразился, "я пишу жесткач".

Не замечая, какой мерзкой тварью его книги Человека представляют.

Относительно другого популярного современного автора В. Пелевина... Я был знаком с другом его юности Максом Столповским.

И еще тогда я понял, из какой пустоты и юношеского фантазирования рождались его первые произведения.

Амбициозная, надуманная фантастика советского недообразованного молодого москвича конца 1980-х годов, который пытается выглядеть глубокомысленным и философичным.

Который хочет быть писателем. Который рассуждает, накурившись, о мистике и Г. Гурджиеве.

И весь культурный багаж которого, при этом, - несколько брошюрок по эзотерике и восточной религии, купленные в магазине "Путь к себе".

Так не правы ли тогда те, кто говорит, что никакой великой русской литературы и нет?

Сейчас вспоминаю, что мне, на самом деле, нравилось читать в детстве.

Русские и узбекские сказки. Джек Лондон, Майн Рид, Стивенсон, рассказы Канон Дойла. Некоторые советские авторы из толстых журналов, в повестях которых узнавалась жизнь, но которые сами так и остались неизвестными.

Взаправду прав М. Веллер, когда говорит, что русская литература так и не создала героя, которому хочется подражать. У которого хочется поучиться.

И в правду, примеров для жизненного подражания герои романа "Три мушкетера" А. Дюма дают больше, чем вся отечественная литературу.

Вы хотите подражать болезненным персонажам Достоевского? Разочарованным героям Чехова ? Платону Каратаеву из "Войны и мира"? Скучающему Печерину ? Бездельнику Онегину?... Очень сомневаюсь.

Много ли в русской литературе подлинно жизнеутверждающих произведений?

Сатин в пьесе "На дне" М. Горького говорит: "Человек - это звучит гордо!". Но он карточный шулер, и сам живет "на дне", в грязи и смраде.

Много ли таких стихов как:

"Свобода приходит нагая,
 Бросая на сердце цветы,
 И мы с нею в ногу шагая
 Беседуем с небом на ты".
                (В. Хлебников) ?

Больше таких, как у Анны Барковой.

"Нет, мы не Божьи дети,
 И нас не пустят в рай,
 Готовят на том свете
 Для нас большой сарай.

 Там нары кривобокие,
 Не в лад с доской доска,
 И там нас ждет широкая
 Российская тоска"...

Зощенко написал оптимистическую повесть "Перед восходом солнца", но был раскритикован. Даже наказан.

Нет, конечно, оптимистические произведения в советской литературе были. Но когда их читаешь и тогда, и сейчас постоянно чувствуется фальшивый пафос.

У юмориста Зощенко пафоса нет, а в них - есть.

Маяковский уж как старался быть оптимистом... Уж как старался писать оптимистические произведения, но потом не выдержал, и застрелился.

У других нервы были покрепче, и они продолжали свою поддельную патетику. Патетику, которой не веришь.

А вот Джерому К. Джерому или Диккенсу - веришь. И вместе с ними смеешься.


Рецензии
Когда в старших классах школы мы проходили Тургеневские "Отцы и дети" и "Рудин" - то моего несозревшего, полудетского ума не хватило не только на то, чтобы понять - но я даже не способен был заставить себя прочитать эти романы.

Но через 30 лет я заставил себя внимательно прочесть их - и ужаснулся!
Я ходил и повторял:
-"Тургенев - преступник! Ничего не понимая в жизни, он пытался УЧИТЬ своих молодых читателей! И научил!"
Если не верите - перечитайте!
Все зверства Октябрьской революции и гражданской войны - заложены в головы наивных молодых русских читателей Тургеневым, Чернышевским, Некрасовым, Толстым и такими, как они.


Крамер Виктор   18.01.2023 22:54     Заявить о нарушении
Так правильно заложены... Только не "зверства", а стремление сделать жизнь лучше.

Еще Гоголь с его "Шинелью"... Достоевского "Бедные люди".

Конечно, русская литература имела мощный гуманистический заряд... Проблема только в том, что при этом она была очень мрачная.

Короткий Геннадий   20.01.2023 00:42   Заявить о нарушении
Или роман Тургенева "Дым". Написан очень хорошо, но все равно оставляет тяжелый осадок.

Наверное, невесело было на душе Тургенева, когда он его писал.

Короткий Геннадий   20.01.2023 00:44   Заявить о нарушении
Или даже "Мастер и Маргарита". Неповторимый роман во всей мировой литературе.

Но опять... когда я его перечитал второй или третий раз... тяжелый осадок остался.

Короткий Геннадий   20.01.2023 00:48   Заявить о нарушении
Настоящий писатель пишет не потому и не для того, чтобы понравиться кому-то. Есть случаи в истории, когда человек пишет книгу и уже знает - что за это его посадят в тюрьму, а то и мучительно сожгут на костре. Знает же, а пишет - не может удержаться, чтобы не написать.
Вот например женщина. Предаваясь любви с мужчиной, она знает, что потом её неминуемо ждёт расплата - в виде мучительных родов, а то и смерти.
И всё равно женщина предаётся любви - не может утерпеть!
Поэтому я бы не упрекал русских классиков в тягостной скуке и грустных сюжетах. Это способ их самовыражения - а кто не хочет, тот может их не читать.
(я их сам не люблю на 90%)

Крамер Виктор   20.01.2023 15:58   Заявить о нарушении
Не нами сказано:"на вкус на цвет..."
А. Толстой "Пётр Первый" в детстве-юности - до дыр...
остальное "не зашло"
Л. Толстой "Война и мир" тогда же - до дыр...
"Воскресение" - никак...
Достоевский -увы, зубная боль...
Пушкин- и до сих пор "Капитанскую дочку" и "Руслана и Людмилу"
на пару с мужем с удовольствием перечитываем...
Булгаков "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце" - до дыр...
Кто-то здесь предлагал эти две вещи запретить, а автора - к стенке (?!)-
и такое бывает...Стругацкие - до дыр...
А Солженицына читать не стала - вытащили "на политике"...
Кстати, Диккенс так же не зашёл, как и Чернышевский - те же нравоучения
откровенные...
Каждому своё...

Ольга Андрис   08.04.2023 09:03   Заявить о нарушении
Вы заставили меня тоже задуматься и проанализировать свои приоритеты. А о Тургеневе вы как-то не упомянули. Может быть, он был и мастер художественного слова - но ему не следовало лезть в политику и не следовало учить читателей тому, в чём он сам не был силён.

Крамер Виктор   08.04.2023 16:26   Заявить о нарушении
Ну, почему вы так категоричны ?

Пишут, что Му-му подорвало крепостничество. Уже огромное дело Тургенев сделал.

Короткий Геннадий   26.05.2023 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.