Крещатик послевоенный. Кварталы старых домов. Ч. 1

      Четная сторона Крещатика во время войны пострадала значительно меньше. Сохранились кварталы от площади Сталина (теперь Европейская площадь) до площади Михаила Калинина ( Майдан Независимости), а также от улицы Б. Хмельницкого       (бывшей В.Ленина) до бульвара Т.Шевченко, хотя и в этих зданиях пришлось восстанавливать многие фрагменты, поскольку были выбиты почти все стекла и сгорели многие деревянные конструкции.
       В тех старых домах, после пожара уцелели только капитальные несущие стены и лестницы, следовательно, перекрытия делались заново, с учетом новых возможностей. Двери  и окна стали другими, навсегда исчез декор интерьеров. Сохранилось только металлическое ограждение лестниц и балконов. Иногда можно теперь увидеть двойные даты на фасадах (год постройки и год восстановления), и то не всегда точно.
 
 КРЕЩАТИК 2

Сохранилось трехэтажное здание, построенное в 1851 году по проекту архитектора АЛЕКСАНДРА ВИКЕНТЬЕВИЧА БЕРЕТТИ. До 1917 года это была одна из самых респектабельных и дорогих в городе гостиница «Европейская». В послевоенные годы в нём расположилась Прокуратура Украины.
 
  КРЕЩАТИК 4 
            
   Здание до революции принадлежало бывшему швейцарскому подданному, купцу 2-й гильдии Целестину Верле и в котором до революции находилась фабрика знаменитого киевского ювелира, купца 1-й гильдии Иосифа Абрамовича Маршака. С 1930-х годов- находилась Областная коллегия адвокатов (по-украински название звучало «Обласна колегія оборонців»)
 
 КРЕЩАТИК 6

       7-этажное здание Конторского дома на построено  по проекту архитекторов  ИОСИФА АБРАМОВИЧА  ЗЕКЦЕРА(1867-1933) и ДМИТРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА  ТОРОВА(1877-1936) в 1911 году, в стиле позднего модерна для сына крупного сахарозаводчика Ильи Маркусовича Закса. Здание украшено копией работы известного бельгийского скульптора и живописца Константина Менье- «Индустрия», посвященной труду рабочих.
 
         ИОСИФ АБРАМОВИЧ ЗЕКЦЕР(1867- 1933) Родился в религиозной еврейской семье, учился в Винницкой гимназии. Решив стать архитектором, Зекцер отправляется за границу и стажируется в Париже, Берлине и Вене.
В 1897 году Иосиф Зекцер, возвращается в России и поселяется в Киеве, где открывает техническо-строительное бюро и становится частнопрактикующим архитектором.
Во многом Зекцеру удалось опередить конкурентов. Он свободно владел целым набором художественных стилей, применяя в зависимости от ситуации и желания заказчика то один, то другой. А помимо этого, для Зекцера не составляло труда с наибольшей выгодой использовать площадь участка.Отсюда его неординарные планировки – своего рода визитная карточка зодчего, старавшегося по возможности избегать тривиальных решений.
        Октябрьский переворот 1917 года и последующие бурные события фактически прекратили коммерческое строительство в Киеве. Однако Зекцер не порвал с архитектурой, работая на разных должностях в разных городах, в частности, в Киеве на должности заведующего ремонтно-строительным подотделом коммунальных учреждений города.
       В 1933 году зодчий попал под колёса трамвая… Как только приехала скорая архитектора доставили в больницу Скорой помощи (здание, которое он сам проектировал). По словам его дочери, последние слова перед операцией были: «Я много строил, пусть строят другие» данную ему маску с наркозом он отстранил рукой и вскоре его не стало.

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ТОРОВ(1877-1936)
       В 1906 году окончил Петербургскую академию искусств и получил звание художника-архитектора за проект кафедрального собора для губернского города. Работал архитектором в Киеве и Харькове, использовал формы модерна и модернизированных исторических стилей
       В 1906-1910 годы преподавал рисование, черчение и чистописание в Киевском 2-х классном училище имени Н.Х.Бунге, Киевской женской гимназии «Группы родителей», мужской гимназии М.А.Стельмашенко.

       Дом был одним из самых высоких на Крещатике, представлял собой новый для своего времени тип высотной постройки. В подвальном этаже находились четыре подвала для магазинов, на первом - четыре магазина, на втором - две квартиры (по шесть комнат), на третьем - три квартиры, на четвертом-седьмом этажах - две квартиры (по семь комнат), в мансарде - прачечная .
      
       В здании был водопровод и канализация. Главный фасад был облицован полированным гранитом на высоту двух этажей, интерьеры имели богатое декорирование. Большая Т-образная в плане секция с квартирами значительной площади (ок. 250 кв. м) должна зонирование на парадную часть с большими жилыми помещениями (залы, гостиные, кабинеты и т.д.), обращенную к улице, и служебную, обращенную во двор, где находились кухни, комнаты для прислуги, санузлы; торцевые комнаты с балконами в сторону двора, вероятно, предназначались для спален.
       В 1918 году в доме, кроме квартир, находились: Тульско-Черкасское общество сахарных заводов, контора Второго Российского страхового общества, Киевское отделение Российского торгово-промышленного банка, несколько мастерских. Кроме того, в 1910-х гг. в усадьбе находились: контора чугунно-литейных заводов, Киевское отделение Торгового дома братьев Романовых, представительство акционерного общества машиностроительных заводов в Москве, торгово-промышленная фирма Вайнштейна, комиссионная контора торговли сахаром И. Бабушкина, акционерное общество Варшавских мебельных тканей и одеял. Среди магазинов - табачных братьев Коген и «Оттоман», аптека Р. Келлер, магазины одежды.
         
        После революции здание сгорело, в 1927-28 годы отстроено по проекту архитекторов  ИСААКА АРОНОВИЧА КОГАНА(1823-1998) и МИХАИЛА ГЕОРГИЕВИЧА АНИЧКИНА. Стало известно, как Дом трестов.
      
      После реконструкции первоначальное планирование было несколько изменено. Аттик украсил барельеф - реплика из произведения известного бельгийского скульптора К. Менье «Триумф труда». Впервые в архитектуре Киева в монументальной скульптуре было отражено тему труда и образ рабочего.
   В предвоенные годы здесь располагались: Фарфоро-фаянсовый трест, «Тютюн-трест», «Спиртотрест», «Шкиртрест», «Дунсукно», отделы банков.

        В ноябре 2022 года стало известно, что  здание выставили на продажу.
 
КРЕЩАТИК 8

    В 1911 году, на Крещатике 8, на месте дома, где были меблированные комнаты и отель «Англия», в котором в конце 1890-х – начале 1900-х гг. останавливался во время приездов в Киев украинский писатель Михаил Михайлович Коцюбинский, для строительства здания Киевской конторы Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, был приглашен знаменитый петербургский архитектор - ЛЕОНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ БЕНУА(1856-1928)
        Подрядчиком строительных работ была строительная контора Льва Борисовича Гинзбурга. В  конце1915 – начале 1916 года лепные работы на фасаде и в интерьере выполнил скульптор НИКОЛАЙ КРУЛЬ
         В 20-х годах  - располагались различные госучреждения. В  1923 году - Киевский сельхозбанк, а с начала 50-х до начала 90-х  годов -  Отделение Внешторгбанка СССР.
 
         В послереволюционные годы- находилось Правление Кредитсоюза в состав которого входил экономист, кооперативный, общественный и политический деятель, талантливый организатор украинской потребительской кооперации  ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ КОЛИУХ (1880-1937).
        В  1917 году председатель киевского городского продовольственного комитета и продовольственной управы, с начала ноября -  товарищ генерального секретаря  (министра) в продовольственных делах. В марте 1917 избранный членом Совета объединенных общественных организаций Киева, председатель Киевского городского продовольственного комитета.  В январе –марте 1918 — генеральный секретарь (министр) продовольственных дел Украинской Народной Республики в правительстве В. Голубовича. С 1920 года - заместитель председателя Вукоопсоюза, некоторое время был руководителем Укрвнешторга, экономистом-референтом в Киевгорплане. В 1930 году арестован по делу сфабрикованного дела «Украинского национального центра».  Умер  в ссылке.

КРЕЩАТИК, 10

      С конца XIX века  усадьба принадлежала бельгийскому подданному Карлу Настелю, имевшему несколько прибыльных домов на Крещатике. Здание было построено в 1912 - 1913 годы архитектором ПАВЛОМ СЕРГЕЕВИЧЕМ АНДРЕЕВЫМ(1869-1939).
        Скульптурные  композиции  этого банка, как и банковского здания на Крещатике 32 выполнил петербургский скульптор, мастер монументальной композиции ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУЗНЕЦОВ (1881- 1923)
       До революции в здании располагалось  Киевское отделение Волжско-Камского коммерческого банка.

КРЕЩАТИК 12

      Дом известного владельца книжных магазинов купца Николая Яковлевича Оглоблина (1840-1911).    Интересна история этого дома.
     В 1840-е годы -  это был небольшой двух-этажный дом. В 1860-е  годы, когда владельцами усадьбы были почетные граждане, братья С., М. и Н. Широковы, был достроен 3-ий этаж.
         В 1887-1888 годы  - архитектором Андреем-Фердинандом Кондратовичем Крауссе  в усадьбе были построены трехэтажная кирпичная пристройка между фасадным домом и дворовым флигелем и двухэтажная кирпичная пристройка между ними. В это же время А.-Ф. Краусс разработал проект переоформления лицевого фасада в неоренессансных формах и перестройки третьего этажа главного здания. Первый этаж фасадного здания с проездом во двор был отведен для четырех магазинов, второй - занимала одна большая шестикомнатная квартира.   
         В 1880 году усадьба перешла  к известному киевскому владельцу книжного магазина на Крещатике 33 - Николаю Яковлевичу Оглоблину.

         С 1899 по 1913 год в здании размещалось Киевское отделение Русского технического  общества , а также редакция и бюро «Записок Киевского отделения Императорского Русского технического общества по свеклосахарной промышленности» и редакция журнала «Инженер».
      
     В 1955 году  властями города было принято решение о надстройке сооружения двумя этажами. Авторами проекта были архитектор Е. Белоцерковский и инженер- конструктор С. Эпельбаум. Работы были начаты в 1959 году, а завершены в декабре 1961 года.
       Осенью  1987 года, накануне празднования 60-летия Октябьской революции, здание с помощью досок и красок «сровняли» с соседними зданиями. И так он простоял довольно долго, пока в 2000—03 годы  не надстроили 6 и 7 этаж.
      Теперь - офисное здание.
   
КРЕЩАТИК 14

         Здание  построено около 1850 года по проекту архитектора АЛЕКСАНДРА ВИКЕНТЬЕВИЧА БЕРЕТТИ  по заказу штаб-ротмистра , одного из пионеров фарфоровой промышленности в Украине Андрея Михайловича Миклашевского, владельца порцелановой (фарфоровой) фабрики. Первоначально трехэтажный, с классическими пропорциями.
        Послевоенному поколению дом был извесен парикмахерским салоном «Чарівниця».
        Здание  снесено в январе 1985 года

КРЕЩАТИК 16

         Здание второй половины ХІХ века, кирпичный , трехэтажный. Законченный  вид приобрело в 1881 году по проекту архитектора АЛЕКСАНДРА РОМУАЛЬДОВИЧА ХОЙНАЦКОГО(ок.1850-после 1914), который  по заказу  почетного гражданина, купца 1-ой гильдии Моисея Мееровича Биска «переодел» фасад из классического стиля в стиль ренесанс.
       Здание  снесено в январе 1985 года
 
КРЕЩАТИК 32

    Здание было построено в 1913 году архитектором ФЁДОРОМ ЛИДВАЛЕМ (1870—1945)  в стиле раннего итальянского ренессанса, для киевского отделения РУССКОГО ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ БАНКА

         В результате пожара была потеряна гранитная облицовка перемычек и маскароны, украшения в подоконниках и тому подобное. Невредимыми остались только картуш над парадной дверью да маскарон над воротами.
        В 1950 года здание было востановлено, операционый зал перестроен в трехэтажный служебный корпус со стеклянным фонарем над центральной частью верхнего этажа.
         
       Теперь в нем находятся Главное управление градостроения, архитектуры и дизайна городской среды, а также Управление государственного архитектурно-строительного контроля.
         На первом этаже расположены: Отделение Сбербанка России, магазины «Охота, рыболовство и спорт», «Сувениры», «Одежда и обувь» ТЦ «Обувь большого города», а также банкоматы «ПриватБанка» и «Старокиевского», которые работают круглосуточно.


Рецензии