Холодная женщина

      Потрясла история женщины из Новосибирска, которая воспитывает троих мальчиков с диагнозом ДЦП - детский церебральный паралич, который является довольно распространённым диагнозом: на каждую тысячу новорожденных приходится от 1 до 4 детей. Таких детей редко увидишь на улице, школах, чаще всего они находятся в специализированных учреждениях, реже - дома. Заболевание проявляется по-разному: есть как двигательные расстройства, так и психические нарушения. Вылечить эту болезнь невозможно, научить такого ребёнка жить в социуме тяжело.
Рождение ребёнка с таким заболеванием - это всегда испытание для семьи, которое проходят не все. В Интернете можно найти много историй семей, воспитывающих детей с ДЦП. Многие задают вопрос: за что?  Болезнь можно обнаружить сразу при рождении, а именно во время осмотра врачом, но чаще всего диагноз устанавливается только в возрасте 1-2 лет. Чаще всего, мужчины узнав о диагнозе, уходят из семей.
Но в редком случае есть те, кто остаётся. Один из них, написал в социальных сетях: «Мужчины многие уходят из семей, но я этого не понимаю. С таким ребёнком тяжело, но он твой, родной человек. Многие говорили, дескать, я бы не смог воспитывать такого ребёнка. Но у каждого своя  жизнь. Когда видим обычную семью, как они ссорятся из-за мелочей,радуются странным вещам. А у нас по- другому. Мы радовались, когда он сел, когда он звук сказал.»
Другой отец: это не болезнь, это форма жизни такая. Эти ребята чему учат ? Они умеют просто ЛЮБИТЬ. Если он выражает эмоцию, то делает это честно и открыто. Лёва научил меня быть настоящим. Не прятаться за вещи, должности, одежду.Физически стало тяжелее, но духовно - легче. Я живу этим. Таких деток все больше и больше. Бог посылает, думаю, не просто так.Человек должен научиться любви. И исправлять в этой жизни ничего не надо.» Как мало мы знаем о тех, кто с нами рядом находится, как живут, как справляются с особенными детьми, имеющим диагноз ДЦП. Сколько семей, судеб распалось, не посчитает ни одна статистика.
       С Людмилой познакомились после развала Союза, когда остались без работы. Белокурая, красивая женщина. Ухаживала за собой, выглядела хорошо. Практичная, все горело в ее руках. По профессии -технолог общественного питания, умела вкусно готовить. Имея такую профессию, нельзя по- другому. Общаться с ней было легко. Глядя на неё, задавалась вопросом, почему одинока? Муж ушёл давно, но изредка встречались из-за сына, который остался жить с Людмилой.
        Разные знакомства не приводили к браку. Людмила просила познакомить, если узнавала об очередном холостяке или разведенном мужчине. Случай представился. Вспомнила про Володю,бывшего летчика, воспитывающим двух дочерей. Жена спилась, был разведён давно.  Встретились и после первой встречи, Володя перестал звонить. Люда просила узнать, что случилось с ним, куда он исчез. Я пыталась узнать у Володи причину, он долго молчал, так и не сказав, почему он сторонится встреч. Не дождалась.
     О втором сыне  Людмилы узнали чисто случайно. Узнав о моей поездке в Сосновый Бор от мужа, Люда стала звонить каждый день, чтобы узнать, когда я приеду. Не успели сесть за стол после приезда,как приехала Людмила. Она была очень взволнованной, попросила воды и начала рассказывать:
«Родившемуся ребёнку врачи поставили диагноз ДЦП. Муж, узнав об этом, ушёл жить к матери. Я испугалась, что одна не смогу поднять двоих детей. Молодой врач отговорил забрать, сказав, что всю жизнь себе испортите и пока не привыкли к нему, оставьте его сейчас. И я оставила. И  когда услышала, что ты поехала в Сосновый Бор, решила, что вы все знаете обо мне и ребёнке, тем более Люба(сестра мужа) работает в интернате, где живут дети с ДЦП.»
Люда плакала,что всю жизнь мучается, задавая себе вопросы: сыт там он или нет. Так мы узнали о Людиной трагедии. Работая рядом, даже не предполагали, что творится в душе другого человека, от чего мучается.
         Позже удалось встретиться с ее сыном Димой. Помогла Люба с посещением. Прийдя в интернат, поднялись на второй этаж. В коридоре никого не было. И вдруг двери комнат стали открываться и оттуда стали выбегать дети и подходить к нам. Меня стали трогать руками,прикасаясь к рукам, ногам, по телу. Этого я не ожидала,пошли мурашки по телу, была в полуобморочном состоянии. Меня никто не предупредил, что будут дети выходить, ведь был сон-час. Как они спят? Спят ли они? Дети живут в ожидании и услышав шаги, вздрагивают, к кому же приехали, надеясь в душе, что могут забрать домой. Меня спасла старая няня, которая более двадцати лет работает в этом интернате.Она подвела ко мне белокурого мальчика лет девяти с машинкой в руке. Он молча смотрел на меня, я его обняла,он тихо стоял. В тот момент, я не знала, умеет Дима говорить или нет. Но то, что сказала старая няня, меня потрясло: «Дима- это ошибка врачей, он родился здоровым и ему надо жить в семье. К многим приезжают, навещают, но его ни разу никто не навестил. » В тот момент, я думала, что у меня остановится сердце,глядя на тихого Диму, с которым так жестоко обошлась судьба: имея живых родителей, брата, бабушку, он был заброшен в стены ада. Даже в войну, люди забирали чужих детей и давали жить.  Няня снова меня спрашивала: «знаю ли я родителей Димы, почему никто его ни разу не навестил? «
Я не могла ответить ей, потеряв дар речи. Она, старая женщина, хотела его забрать, оформить опекунство, но ей не дали из-за низких доходов и пенсионного возраста. О Диме она говорила, что он домашний мальчик, никому не мешает, играет в уголке с машинками. После рассказа няни, я посмотрела на детей, которые очень сильно отличались от Димы. На их фоне, ничего не выдавало о его диагнозе, которого и не было. Если бы с ним занимались, он мог бы учиться, жить, как все нормальные дети. Им никто не интересовался и из дома малютки он попал в этот интернат. Как дальше складываются судьбы детей с ДЦП? Когда исполняется им 18 лет, их переводят во взрослый интернат, где заканчивается их жизнь.
      Снова встретились с Людой. На вопрос: почему же не забрала сына? она ответила: как бы я все объяснила знакомым, где он раньше находился? Я недоуменно смотрела на неё, понимая, что ее интересовала не судьба сына, а мнение чужих людей. А ведь много людей живут с оглядкой: что соседи, родственники скажут, что подумают, не имея собственного мнения. И когда, мой знакомый Володя, на вопрос, почему перестал встречаться с Людой, ответил позже, что она холодная женщина, хотя о втором ребёнке он не знал. Что вкладывает мужчина в эти слова, нетрудно понять: в одиночку воспитывая двух дочерей, посвятив всего себя их воспитанию, и встретив женщину, ожидал получить душевное тепло и ту заботу,от которой он отвык. Володя не был готов расстаться со своими детьми и отклонил это предложение, не представляя, как он сможет без них прожить, не встречаясь с ними. Он ответил на мой вопрос, который меня мучил. Если мать не интересовалась судьбой своего ребёнка, то чужим людям он был и вовсе не интересен. Не могу забыть его взгляд, взгляд ребёнка, который детским чутьем чувствовал, что я что- то знаю о его маме. Он тихо рядом со мной стоял, похожий лицом на Люду. Да,бывают ошибки врачей. Может, при осмотре молодым врачом ,ребёнок постоянно спал, не показывая двигательную активность. Может быть. Можно много прочитать в интернете о трагедии детей, которые попадают в специализированные детские учреждения будучи здоровыми, но которых бросили в младенчестве на произвол судьбы. Но если бы посетила сына, если бы встретилась со старой няней, которая хотела усыновить, может изменила бы своё решение, увидев не больного ребёнка, забрав домой. Старший сын не знает о том, что у него есть младший брат. Не вправе никого осуждать, но оставить здорового ребёнка на произвол судьбы - это был выбор Люды. После таких событий, охладели наши отношения с Людой и после нашего переезда в другой город, и вовсе прекратились.
Прав был Володя в своей оценке: холодная женщина. Понять такую оценку помог ещё один случай. Посчастливилось побывать в Австрии в служебной командировке в 1995 году. Времени было мало на срочное оформление поездки и кроме близких, коллег по работе, никто и не знал о моей командировке. Опять появилась Люда после моего приезда, напустилась с  упреками, почему я ей не сообщила о том, что я еду в Вену.
И тут я узнаю, что в Вене есть родственники, с которыми она не виделась много лет. После войны с Финляндией и раздела земель,ее родственники оказались на финской территории. Потом эмигрировали в Австрию. Людин отец был выслан на станцию Зима Иркутской области, репрессирован, позже умер. В девяностые годы прошлого века, боялись говорить о том, что родственники были репрессированы. Все скрывали эту информацию и с Людой эту тему никогда не затрагивали. Границы для простых граждан были закрыты и попасть в Австрию было не реально. Раскрылась ещё одна сторона жизни Людмилы, о которой я не знала. И ещё одно: она финка.Возвращаюсь к Володе, который точно определил: холодная женщина, теперь с приставкой - финская. Наверное, финские женщины другие, без сердца и жалости. Ищу оправдания Люде. Но она сама мучается всю жизнь, судьба ее сына не даёт покоя. Разбил ее инсульт, болеет. Но не хватило мужества посетить ребёнка, мнение чужих людей оказалось важнее. Но приезжают же другие к своим детям! Они ведь живые!!! Что стало для нас важнее?  Деньги? Комфортная жизнь? Репутация? Пофигизм ко всему? Прав молодой отец больного ребенка: чему учат дети с ДЦП? Они УЧАТ ЛЮБИТЬ! Не стало хватать любви в нашей жизни, любви ко всему. Недавно одна из бабушек хвасталась своей внучкой, что так быстро в смартфоне разобралась, не выпускает из рук, никому не мешает. Не мешает родителям,которые тоже сидят в смартфоне, давно не разговаривая друг с другом. Теперь радуемся тому, что дети сами себя забавляют в телефоне. К чему это привело? Дети не умеют разговаривать, пропущено время с пелёнок, когда активно осваивается речь. Теперь высока потребность в логопедах, которые исправляют ошибки родителей и не всегда получается помочь детям. Родив здоровых детей, превращаем в больных, чтобы не лишать себя покоя. Знакомый парикмахер рассказывает, что приходят подростки, которые не умеют выразить словами, какую прическу им нужно сделать, ищут информацию в телефоне, показывая фото. Нет словарного запаса. Но надо очнуться, посмотреть вокруг, чем живут наши дети, близкие, коллеги, знакомые? Какие тайны мы храним? И любая тайна когда-то раскрывается. Стечение обстоятельств позволило Людмиле раскрыться самой, с чем она жила все эти долгие годы. Знакомство с ней подтвердило, что любые встречи не проходят бесследно, стоит обращать внимание на те вещи, которые остаются порой без внимания. Есть другие матери, живущие рядом с нами, которые всю жизнь и здоровье посвятили и посвящают особенным детям с диагнозом ДЦП. Знаю женщин, которые носили на себе уже взрослых детей до самого ухода их из жизни. Чаще всего матери, оставаясь одинокими,  несли свой крест до конца. Многие стараются не замечать таких матерей с детьми, которые справляются сами, отказавшись от карьеры, от комфортной жизни, изменив свою судьбу. Именно они, эти женщины, умеющие любить, дают уроки жизни и любви, достойны большего внимания и заботы со стороны общества, государства. Они держатся и не могут оставить своих детей, которые учат ЛЮБИТЬ, жить при любых обстоятельствах и обществу требуется ещё много лет, чтобы относиться к особенным детям с любовью и пониманием. Увидев таких детей, не надо разглядывать с любопытством, учить своих детей помощи своим сверстникам, которым приходится преодолевать жизненные трудности ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Но судьба подарила им особый дар - любить  в отличие от многих людей, которые утратили его безвозвратно.


    
      
    





      


    
      
    


Рецензии
Ольга, серьёзная тема, трогающая за сердце.

Респект отцам, не сбежавших от своих детей со страшным диагнозом ДЦП! Глубокое уважение матерям за их ежедневный подвигпо воспитанию больных детей.

Ужасно, когда врачебная ошибка калечит судьбу ребёнка, родившегося больным из-за акушерки и врача. Такие случаи, к сожалению, не единичны.

Очень верно вы охарактеризовали личность Людмилы : "холодная женщина".(
И проблему подняли животрепещущую : "Что скажут люди, узнавшие, что она родила больного ребёнка?". Каждый судит по себе.

С пожеланиями здоровья и благополучия во всём,

Светлана Весенняя   17.04.2023 08:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за отзыв! Когда писала, перед глазами стоял тихонький мальчик, не похожий на других больных детей. У меня была надежда, что Людмила заберёт его, но этого не случилось. А сколько таких сломанных судеб детей!

Койнова Ольга   18.04.2023 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.