Парта изо льда. Часть 2

Знакомый гудок

Антарктида. Ноябрь. Конец весны.
По морю плывут айсберги. Одни походят на горы с вершиной, а у других она была будто ножом срезана.

Среди этих ледяных великанов затесался небольшой айсберг, похожий на подтаявшую сахарную вату с карамельными краями.
 Неслучайно именно его облюбовали пингвинята, накупавшиеся в море. Только и слышно: шлёп, шлёп, плюх, плюх.  Это адельки приземляются на брюшко, выпрыгнув из воды.
 Вот Лёлик. Следом Ада. Потом Тика и Така. Пингвинята шустро поднимаются на лапки и отходят от края айсберга, чтобы не мешать другим.

А вот и Веник. Он замешкался и не успел отойти от края льдины. В него тут же врезался Пин. Затем послышался звук упавшего в воду тела.

Веник не стал дожидаться, когда приятель повторит прыжок, и поспешил спрятаться за спинки друзей. Оттуда он слышал, как разгневанный Пин с криком «Где эта курица?» бегал по льдине.
«Но ведь мальчики курицами не бывают, значит, это не про меня», – успокоил себя Веник и приготовился спать.

Скоро пингвинья детвора  подставила солнцу чёрные спинки и заснула. Айсберг теперь стал похожим на пушистую сахарную вату, которую густо посыпали кусочками тёмного шоколада.

Вдруг знакомый, но уже подзабытый звук разбудил аделек. Айсберг ожил. Пингвинята, толкаясь, сгрудились на одной стороне льдины и стали всматриваться вдаль. Там показалась красная точка, которая медленно увеличивалась в размере.
 – Это был гудок! Гоша возвращается! – закричал Лёлик.

Один за другим пингвины попрыгали в воду и дружной стайкой направились к берегу. Айсберг же опять стал похож на подтаявшую сахарную вату, сиротливо плывущую по холодным водам Южного океана.

Между тем судно красного цвета медленно, но верно приближалось к антарктической станции.

Встречающих было много.

Когда Гоша оказался на земле, его тут же окружили ученики. Он с трудом узнавал тех птенцов, с которыми расстался полгода назад. Куда делся серый пух, который делал пингвинят похожими на плюшевые игрушки? Теперь это были подростки, одетые в строгую чёрно-белую форму.

– Ну вы и вымахали, – удивлялся Гоша, – скоро мне по колено будете.

Учитель снял рюкзак и достал из него что-то круглое. «Ловите», – крикнул Гоша и бросил в море мяч. Не успел тот долететь до воды, как пингвинята уже были там.
Они друг за другом выпрыгивали из воды, били по мячу крылом, затем погружались в водную стихию. Их восторженный гогот нарушал вечный покой Антарктиды. А айсберг, похожий на огромную черепаху, проплывая мимо, думал: «И чего они суетятся? Зачем?»

После купания Гоша сказал пингвинятам:
– Вы теперь ученики второго класса. Завтра всех жду в школе. И чтоб без опозданий! Никакие отговорки вроде «Застрял в лифте» не принимаются!

Мы не упадём?

Солнце ещё не успело открыть свои глаза, а пингвинята уже толпились около школы в ожидании учителя.

Наконец Гоша распахнул дверь школы, и ученики устремились к своим местам.
Начался урок. Учитель взял со стола голубой мяч.

– Давайте представим, что этот мячик – наша планета Земля.  Сейчас я вам покажу, где вы живёте.

Внизу мяча он белым фломастером нарисовал Антарктиду, затем взял чёрный фломастер. Сделал несколько движений рукой, приговаривая: «Глазки, крылья, сам ребёнок – получился пингвинёнок».

Увидев внизу мячика изображение пингвина, малыши радостно захлопали крыльями. Но радость была недолгой. Вдруг Лёлик беспокойно заёрзал и с сомнением в голосе сказал:
– Что-то я не пойму. Получается, что мы ходим вниз головой.
 
Аде передалась тревога брата.
– Мы же упадём с Земли, – запричитала она.
Несколько голосов подхватили:
– Упадём, упадём!

 И в этот момент раздался грохот. Это Веник упал со своего стула на пол.
– Вот. Перед вами закон всемирного тяготения в действии, – сквозь смех сказал Гоша и показал на Веника.

Он помог пингвинёнку встать и продолжил:
– Видите магнит? Бросаю ключ. Где он? Правильно, его притянул магнит. Вот так и Веника Земля притянула к себе. Он же упал на пол, а не на потолок.

Пингвинята облегчённо выдохнули:
– Значит, и мы дальше земли не упадём.
– Не упадёте. Земля всё притягивает к себе.

Находка в море

После урока природоведения пингвинята, скользя по камням на брюшке, устремились к морю. Вместе с ними по скалам бежали весенние ручьи. Гомон птиц сливался с весёлым плеском воды. Весна была в самом разгаре.

Пингвинята долго кормились рыбой и крилем, любовались столовыми айсбергами, которые, казалось, плыли не в воде, а над нею. Всё было хорошо в этот весенний день.

 Озорной Веник догадался оседлать небольшую льдину. Сильный ветер тут же подхватил её и понёс по волнам. Пингвинята последовали примеру Веника, и начались гонки.
 Льдины обгоняли друг друга, иногда сталкиваясь между собой. Хрясь! Кто-то оказывался в воде. «Ха-ха-ха!» - неслось со стороны целых льдин. Но скоро и этих счастливчиков ждало купание в холодной воде.

 Вдруг Ада разглядела на воде оранжевое пятно. Оно оказалось воротником на шее императорского пингвина. Видно было, что раненый птенец из последних сил барахтался в воде.

Лёлик тут же вспомнил, как он однажды забрёл в колонию императоров. Неласково встретили малыша эти большие и красивые птицы. От их щипков Лёлику пришлось спасаться бегством.

Припомнив, как ему тогда было больно и обидно, Лёлик развернулся и поплыл к берегу. Пин последовал за ним. Отплыв на приличное расстояние, друзья заметили, что с ними нет Ады. Оказалось, что она осталась возле раненого птенца. Пришлось вернуться.

Быстро организовали скорую помощь. Лёлик и Пин плыли, поддерживая за крылья раненого, Ада же не давала ему захлебнуться. Наконец друзья выволокли неожиданную находку на берег. Теперь стало ясно, что на императора напал морской леопард. Это его зубы оставили глубокую рану на боку несчастного.

Спасённый лежал на песке и едва дышал.  Тика и Така бросились к дому полярников. Они подняли такой шум, что на крыльцо сразу выскочил Гоша. Перебивая друг друга, подруги пытались рассказать о случившемся.
– Там…  Напал… Много крови…

 Скоро раненый птенец оказался в комнате доктора. К его окну за ночь любопытные адельки натаскали гору камней. Утром Лёлик и Пин поднялись по ней и стукнули клювом в стекло. Больной поднял голову, посмотрел на своих спасителей и слабо махнул крылом.

– Парень-то совсем невесёлый, – сказал Пин. – Надо что-то делать.
Лёлик почесал крылом затылок и предложил:
– А давай поймаем ему рыбу.

Друзья скатились с горки и направились к морю. Они долго ныряли, пока не поймали крупную рыбу.
Несли её вдвоём: Лёлик держал рыбу за голову, а Пин за хвост.
 
Скоро император за обе щеки уплетал свежую рыбу. Его глазки оживились, и он даже попытался привстать.
– Лежи уж. Лежи. Поправляйся, – пробормотали приятели и попятились к выходу.

– Ты видел, какая у него лапа? – прошептал в коридоре Лёлик.
– Два моих размера, – отозвался Пин и аккуратно прикрыл дверь в комнату.

На крыльце они столкнулись с бородачом Борей. Тот сообщил, что вертолёт с Гошей возвращается на станцию.

Вместо того чтобы встречать учителя, Лёлик с Пином пустились прочь от посадочной площадки. Они уже знали, что винт вертолёта крутится с такой силой, что подбрасывает пингвинят в воздух. А дальше очень больно действует закон всемирного тяготения.

У нас всё-всё наоборот

Через несколько дней школьный звонок нарушил сонную тишину побережья. Со всех сторон к школе наперегонки устремились ученики.

Учителя пингвинята застали за рисованием. Склонившись над голубым мячиком, тот приговаривал: «Ручки, ножки, огуречик – получился человечек». Отложив фломастер, Гоша полюбовался своей работой и повернул к пингвинятам мяч так, чтобы был виден рисунок.

– Это я. Похож?
Ученики вежливо кивнули головами. Гоша покрутил мяч, полюбовался своей работой и сказал:
– Я живу в северном полушарии. Там, где Арктика. Где белые медведи.

Пингвинята с ещё большим интересом стали разглядывать рисунок учителя, а Веник на всякий случай клюнул туда, где живёт белый медведь. Гоша перевернул мяч и показал на рисунок пингвина.

– А это вы. Здесь Антарктика, южное полушарие. У вас медведи не водятся.
Учитель взял фонарик и направил его луч на мяч. Рисунок пингвинёнка оказался на свету.

– У нас день! – радостно закричал Веник. Он почувствовал себя очень-очень умным.
– И не только, – сказал Гоша.
– А что ещё?
– У вас ещё и лето, – уточнил Гоша.

Затем он предложил:
– Давайте поиграем. Расскажем, что сейчас происходит в двух полушариях.
Гоша начал:
 – У меня в декабре зима.
– А у нас лето, – быстро сообразила Ада.

– У меня сейчас играют в снежки, – продолжил Гоша.
Заметив, что ученики смотрят на него вопросительно, он достал из коробки ватный шарик и бросил его в Пина. Тот испуганно отскочил, а когда понял, что мячик мягкий, бросил белый комочек в Лёлика.

Тут же из коробки Гоши полетели другие «снежки». Пингвинята начали их ловить и кидать в первого попавшегося.

– Отличная игра! Зимой императоров снежками закидаем! – радостно закричала Тика.
– А они нас!  Весело будет! – поддержала подругу Така.
– А почему вы сейчас снежки не лепите? – спросил Гоша.
– Так снег же тает! – крикнул кто-то.

В это время Лёлик поднял вверх своё крыло и нетерпеливо начал им трясти.
– Что ты хочешь сказать? – обратился Гоша к нему.
 – У нас всё-всё наоборот! – выпалил Лёлик.
 – А почему?
– Потому что Солнце вам и нам светит по очереди.

Гоша довольно улыбнулся:
– Похоже, что главное вы поняли. Всё на Земле зависит от Солнца.

Он нажал на кнопку телефон и зазвучала «Весёлая песенка»:

 Выглянуло солнышко
Из-за серых туч,
Золотистым зёрнышком
Прыгнул первый луч.

Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам…
Ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.
И под эту песенку кружится земля.

С последними словами песни Гоша слегка ударил по голубому мячу, и тот полетел к ученикам. Нарисованные на мячике человечек и пингвинёнок кружились в воздухе.
Казалось, что им так же весело, как и аделькам.

Одна команда

После школы довольные Лёлик и Пин отправились проведать раненого птенца. Поднялись по горке, заглянули в окно: комната была пуста. В недоумении друзья смотрели друг на друга.
Наконец они услышали сверху голос бородача Бори, который на крыше дома устанавливал антенну: «Поправился ваш приятель. Ушёл к своим».
«Наверно, мы с ним больше никогда не встретимся», – подумал Лёлик, и ему стало грустно.

Не попрощавшись с Пином, он побрёл сам не зная куда. Через некоторое время очутился в знакомом месте. Огляделся и увидел родное гнездо. Здесь он знал каждый камешек.

 А вот и мама. Увидев сына, она издала звук радости, но не бросилась его обнимать. Скоро Лёлик понял почему. На её лапах, под животом, сидел птенец. Лёлик вспомнил, что точно так же он с Адой спасался от холода, когда был совсем маленьким.

Вдруг из-под складки живота пингвинихи выглянула хорошенькая головка.
«Знакомься, это Деля, – сказала мама Лёлику.  – Она приёмыш. Её родители погибли, а у нас с отцом в этом году птенцов не было.  Вот мы и взяли сиротку на воспитание. Ты тоже о ней заботься. Она хорошая девочка».

Лёлик кивнул головой в знак согласия, но ему почему-то захотелось уйти. Он потоптался возле гнезда, развернулся и направился к морю.

Лёлик брёл по камням и чувствовал себя одиноким: родителям не до него, у Гоши работа, даже императорский птенец и тот ушёл не прощаясь.

Понурив голову, пингвинёнок дошёл до скалы, с которой не раз нырял в море.
Однако что это? Прямо под скалой Лёлик увидел своих друзей. Они играли голубым мячом.
 Но больше всего удивило Лёлика то, что адельки были не одни. За мячом гонялись и птенцы с оранжевыми воротниками. Снизу доносились крики:
– Бей по мячу, а не по голове!
– Хватать за лапу нечестно!
– Что, длинный, упустил?

Лёлик, недолго думая, прыгнул со скалы. В полёте он поймал мяч и с ним приземлился в воду. Вынырнув, пингвинёнок огляделся, кому сделать передачу.
«Мне! Мне!» – кричали адельки.

Лёлик собрался бросить мяч Аде, но на глаза ему попалась сияющая физиономия спасённого ими императора. Не задумываясь, Лёлик бросил мяч недавнему больному. Тот – Пину, и скоро все пингвинята, с воротниками и без них, стали одной командой.

Дружный гогот пингвинов был таким громким, что морской слон погрозил им носом как кулаком и отправился искать место потише.

Интересная пещера

На следующий день с утра пораньше Лёлик отправился помогать Гоше. Они отошли от станции к горе. Гоша отбивал молотком кусочки камня и рассматривал их. Лёлик потом относил образцы к рюкзаку.

Скоро ему надоело носить камешки и он решил пойти к соседней горушке. Вдруг, откуда ни возьмись, в небе появился поморник. Встреча с этим хищником не предвещала ничего хорошего. Лёлик бросился прочь. Он мчался на брюшке, отталкиваясь лапками, скатывался с валунов, а поморник всё не отставал. Вот его страшные крики раздаются прямо над головой пингвинёнка.

«Мама! – закричал Лёлик.
«Мама!» – раздалось в ответ.
Малыш понял, что рядом пещера, и метнулся в сторону эха.

 Минута – и каменные своды спрятали пингвинёнка от преследователя.
Ещё долго раздавались злобные крики поморника. Потом наступила тишина.

Долго не решался Лёлик выбраться из своего укрытия. Когда же он вернулся к Гоше, тот встретил его вопросом:
– Ты где так выпачкался?
Только сейчас Лёлик заметил, что его белое брюшко стало чёрным.
– В пещере. От поморника прятался.

Когда приятели оказались на месте, Гоша осмотрелся и радостно присвистнул: 
– Это же угольный пласт!
Гоша протянул пингвинёнку чёрный кусочек горной породы.
– Теперь нам никакой мороз не страшен. Бросил в печку уголь – и грейся, сколько хочешь.

На полярной станции Гоша колокольчиком собрал и полярников, и пингвинов.
– Вы знаете, кто перед вами? – обратился он к собравшимся, показывая на чумазого пингвинёнка.
– Лёлик. Кто же ещё?
– Нет. Перед вами геолог! Лёлик сделал открытие! Нашёл угольное месторождение!

Через некоторое время всеобщее ликование прервал Пин:
– Я тоже…открыл.
– Что? Что ты открыл, Пин? – бросились к нему адельки.
Пингвинёнок молчал, а затем прошептал:
– Ничего.

Гоша присел, обнял Пина за крылышки и сказал:
– Пока не открыл. Ещё успеешь.

А время было подходящее, чтобы много успеть. Полярный день был в разгаре. В декабре солнце перестало по ночам прятаться за горизонт, а как по блюдечку катилось над горизонтом с запада на восток.

Занятия в школе перенесли на природу. Гоша уводил пингвинят туда, где камни принарядились в шубки из мха и лишайника. Одна скала щеголяла в чёрной шубке, другая – в жёлтой, а самые модницы выбирали одежду оранжевого цвета
.
– А какой цвет для местных растений лучший? – спрашивал учитель.
– Который красивее, - отвечали ученики.
– Вовсе нет, - возражал Гоша.
Пингвинята растерянно молчали.

 Учитель решил прийти им на помощь:
– Как вы согреваетесь?
– Поворачиваемся чёрной спинкой к солнцу.
– Вот! Не вы одни такие умные. И чёрные лишайники об этом догадались.

Сюрприз

Чем длиннее были летние дни, тем быстрее они пролетали. А тут ещё у полярников странные вещи стали происходить. Гоша и его друзья вкопали шест и привязали к нему прутья веников. Доктор белый халат перекрасил в красный цвет.

 Пингвинята с любопытством наблюдали за странными приготовлениями людей, но на все их расспросы Гоша только хитро улыбался и говорил: «Потерпите. Это сюрприз».
Скоро у пингвинят слово «сюрприз» превратилось в «терпиз».

 Наконец настал тот момент, когда появился доктор в красном халате и с белой бородой. Пингвинята удивились, как она так быстро выросла.  Но Гоша им объяснил, что это не доктор, а Дед Мороз. Просто они похожи. А кто в Деда Мороза не верит, того он может заморозить.

Между тем Дед Мороз стукнул посохом о землю и повелел: «Ёлочка, зажгись!»
И тут пингвинята действительно поверили, что это не доктор, а самый настоящий волшебник. Он сооружение из веников превратил в чудо-дерево, по которому побежали разноцветные огоньки, а на верхушке загорелась красная звезда.

Пингвинята смотрели на это великолепие, открыв клювы. Но скоро их пришлось закрыть, потому что в пляс пошли лапы. А как можно было устоять под песенку с такими словами:
«Раз, два, три – ёлочка, гори!
Раз, два, три – праздник нам дари!»?

Когда пингвинята напрыгались, Дед Мороз велел им заглянуть под чудо-дерево. Там они нашли мешок с подарками. В нём оказалось много-много рыбок. И хоть они были из теста, пингвины эти рыбки съели с удовольствием.

Пингвиний детский сад

 В свою колонию пингвинята вернулись поздно. Обратили внимание на то, что многие гнёзда за день опустели.
– Куда все делись? – удивился Лёлик.
–  Может, тоже где-то Новый год справляют? – сказала Ада.

И тут Лёлика осенило: пингвины выполнили родительский долг и ушли к морю. Он сразу вспомнил про маленькую Делю.
«Идём», – потянул он за собой сестру.

Вскоре они набрели на пингвиний детский сад. Он был похож на взволнованное море. Это каждый пингвинчик пытался пробиться в центр круга, где было теплее. Совсем рядом с собой Лёлик услышал тихий плач. Он присмотрелся и увидел Делю. Она стояла на краю круга и дрожала от холода.

– Ада, это наша сестрёнка, – сказал Лель и показал на малышку.
Со словами «Ах ты бедняжка!» Ада тут же обхватила Делю своими крыльями и прижала к себе. Та сразу затихла.
 Лёлик потоптался на месте и решил, что он тут лишний. Отошёл в сторонку, опустил голову и быстро заснул.

Проснулся он от голодного писка детсадовцев. Серенькие комочки вытягивали шейки и высматривали родителей. Они ждали птичьего молока. А годовалый Лёлик знал, что ждут они напрасно: никто к ним больше не придёт.

 Он подошёл к малюткам и решительно сказал: «Так. Все идут за папой!» Затем медленно двинулся в сторону моря. Поначалу только самые смелые пингвинчики последовали за ним. Деля была среди них. Но через некоторое время детсадовский круг распался, и крохи гуськом потопали к спасительному морю.

Для сильного ветра серенькие комочки были пушинками. Их поднимало в воздух, затем с силой бросало на камни, но упавшие пингвинчики поднимались и продолжали свой нелёгкий путь.

Малыши шли к морю и не знали, что это такое. Слышали только, что там есть еда.
И вот наконец перед ними раскинулся морской простор. Но как это море едят? Они растерянно смотрели на Лёлика.

«Делай, как я!» – крикнул он и нырнул со скалы в воду. Следом пингвинчики с криками «Мама!» посыпались в море. Они тут же превратились в маленькие ракеты, которые под водой с огромной скоростью стали носиться за рыбками.

Айсберг, похожий на голову великана, поспешил уплыть подальше от этой кутерьмы. «Прочь отсюда! Ещё давление повысится!» – думал он.
Через некоторое время отяжелевшие детсадовцы выбрались на берег. Намокший пух делал их похожими на клочки отсыревшей ваты. А Лёлик вышел сухим из воды: его перо, смазанное жиром, не пропускало воду.

Пока пингвинчики сохли, поворачиваясь к солнцу то одним боком, то другим, Лёлик времени не терял.
– Что вы видите перед собою? – поинтересовался он.
– Воду, лёд, снег… – перечисляли крохи.
– Правильно. Антарктида вся покрыта очень толстой шапкой изо льда и снега.
Лёлик поймал себя на мысли, что говорит голосом и словами Гоши. Это ему понравилось, и он продолжил:
–  Лёд и вода - наше богатство.
А затем уже от себя добавил:
– Поэтому не забывайте закрывать краны.

И тут он вспомнил, что сам забыл про школу. Помчался туда. По дороге встретил бородача Борю.
Тот махнул рукой в сторону моря.
 
«Школьники там. На примере морской волны изучают, что такое звук, - сказал полярник и добавил то ли с сомнением, то ли с восхищением, - Во дают!»

Пингвинёнок поспешил к воде. Издали ему было видно, как Гоша и ученики внимательно следят за волной, которая набирает разбег и с грохотом разбивается о скалу.

Чуть подальше с места на место перекатывался кружок согревшихся детсадовцев. Увидел он и Делю, которая играла в камешки. Лёлик представил себе, как однажды он возьмёт её за крылышко и поведёт в школу. Пусть будет не только хорошей, но и умной девочкой.

 От этих приятных мыслей и от того, что в лучах январского солнца кусочки льда переливались всеми цветами радуги, Лёлик запел:

Выглянуло солнышко
Из-за серых туч,
Золотистым зёрнышком
Прыгнул первый луч…

Сильный ветер уносил голос Лёлика в сторону Южного океана. Айсберги, слышавшие песенку, качались под музыку, и их   ледяные сердца становились мягче.


Рецензии