Крещатик. Здание городской думы

       В 1874-1876 годы,  на  Крещатицкой площади, по проекту ученика  Александра Викентьевича Беретти - архитектора АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА ШИЛЛЕ  - строится  здание для Киевской Городской Думы.

         АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ШИЛЛЕ (1830-1897) родился в Петербурге в семье обрусевшего прусского поданного. Воспитывался в Петровавловском училище.
В 1852 году окончил со званием неклассного художника архитектуры Петербургскую академию художеств.  В 1853 году  продолжил обучение  в Берлинской строительной академии и «совершенствуется в искусствах» в Париже и Италии.
В 1855 году возвращается в Россию и  работает в Петербурге и Нижнем Новгороде
В 1869 году уже зрелым мастером он приезжает в Киев, чтобы принять участие в реконструкции Мариинского царского дворца.

 Вскоре  А.Я. Шилле был назначен городским архитектором.

       В своих работах, Александр Яковлевич решительно отошел от, распространенных в те времена, позднеклассических форм и обратился к широкому использованию разнообразных исторических стилей.
 
Среди его творений — главный корпус Коллегии Павла Галагана на углу нынешних улиц Б. Хмельницкого и Терещенковской, который многие ведущие специалисты  высоко оценивают прежде всего за утонченность интерьеров;
здание  Фундуклеевской или Первой  женской гимназии на улице Фундуклеевской 6 и первое здание биржи на улице Институтской 7 и многие другие.

Но вернемся к зданию Городской думы.

Городская дума в ХIХ веке представляла собой выборный орган городского самоуправления. Вначале она носила сословно-представительный характер, а затем избиралась на основании имущественного ценза. Вместе со своим исполнительным органом — городской управой - Дума  ведала  всем городским хозяйством.

29 января 1878 года здание было торжественно освящено и в нем Городская Дума провела  свое первое заседание.

В  проекте А.Я. Шилле - это кирпичное, подковообразное здание состояло из трехэтажного главного корпуса и двухэтажных боковых.
В  среднем здании, разделявшем внутренний двор на две части, были расположены парадная лестница и зал думских заседаний в два прохода с хорами; площадь зала составляла 19 на 12 метров. На  её меблировку было израсходовано 4373 руб.
        На  втором этаже располагались: канцелярия городской управы, статистическое и санитарное бюро, а на первом этаже - многочисленные магазины.

  В центре главного корпуса находилась башня для часов с пирамидальным куполом; на верху которого, на шпиле был установлен позолоченый символ Киева - архангел Михаил , который создала скульптор ЕВА СТАНИСЛАВОВНА КУЛИКОВСКАЯ.

          К сожалению,  сведения  о Еве Куликовской крайне скудны. Получила художественное образование по специальности скульптора. В 1881 году стала совладелицей киевской Фабрики изразцовых изделий Иосафата Антоновича Анджеевского.  Также имела собственную мастерскую, где производила и продавала изделия из гипса и скульптуру. Мастерская в 1876 году располагалась на Крещатике 16, а на 1893 год – на ул.Малоподвальной 29.
Была замужем за киевским архитектором и гражданским  инженером, работавшим в управлении ЮЗЖД Валерианом Ивановичем Куликовским (1835 - 1910)
Последние сведения о Куликовской относятся к 1918 году, когда она вместе с семьей сына и Андржеевским жила в доме на территории завода.
 
Модель  статуи была сделана в Берлине и отлита на заводе Кастнера. «Ценность статуи ,-  указывал в своем путеводителе по Киеву Николай Сементовский - 1,100 руб., а позолота, доставка, заказ статуи и постановка ее на башню обошлись до 1,000 руб. Часы башенные – изделия заграничного, с боем, установлены в 1878 году.» 
Всего же на постройку здания , указывается в  описании , «употреблено 326,000 руб.»

В 1876—1880 годы, в нижнем этаже торцевой части здания, размещалась рисовальная школа замечательного украинского художника и педагога- НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА МУРАШКО(1844 -1909). Из стен этой школы вышло много известных живописцев, в том числе, будущий преподаватель Киевского художественного училища Федор Петрович Балавенский. Сам Николай Иванович организовал в Думе уникальную выставку древностей Юго-Западного края, украсив ее 48 портретами выдающихся деятелей культуры и истории. Благодаря чему помещение городской думы преобразовалось в своеобразный выставочный зал.

Помимо этого,  в помещении Думы, в первом этаже была организована городская публичная библиотека с читальным залом.
Большие, от пола до потолка, окна  библиотеки  выходили на Думскую площадь, а само помещение - очень маленькое, точнее сказать, это был небольшой зал, длинный и темноватый. Зимой,  это помещение, казалось, особенно тесным от снятой верхней одежды.
Зал делился на две части; по обе стороны среднего прохода стояли столы для читателей – по четыре стола с каждой стороны. За столом могло помещаться не более шестнадцати человек. Над столами – лампочки под зелеными скромными абажурами. В глубине зала, поперек его, большой длинный стол: там находилась выдача книг. Заведовал библиотекой старый, опытный, серьезный библиотекарь по фамилии Шерминский. По воспоминаниям современников, он очень любил свое дело и , в тоже время, был строг к посетителям.

В феврале 1881 года Дума выделила одно из своих помещений для пункта ночных медецинских дежурств, который стал началом скорой  помощи. Этот пункт возник благодаря усилиям Общества киевских врачей, которым на протяжении 10 лет руководил  врач-терапевт, профессор кафедры патологической анатомии и декан медицинского факультета Киевского университета ЮЛИЙ ФЕРДИНАНД ИВАНОВИЧ МАЦОН (1817-1885).
         Деятельность этого пункта, в работе которого участвовали 19 докторов-добровольцев, носила в основном, филантропический характер. При несчастных случаях и травмах медицинская помощь оказывалась бесплатно, а выезд врача на дом пациентам приходилось оплачивать.

        В 1900 году, для расширения помещения городской управы, архитектор АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ КРИВОШЕЕВ (1860-1916 ) над боковыми крыльями здания надстроил третий этаж.

        После того, как здание Городской Думы вписалось в архитектурный ансамбль, площадь приобрела статус центральной и получила название - Думская.
Здесь, на площади, 7 ноября 1872 года засветились, первые в городе,15 газовых фонарей.   

         Благодаря пущенному в том же году городскому централизованному водопроводу, появился первый водопроводный кран.
       
         На углу площади установили первую в городе афишную тумбу, а возле базара по-прежнему сооружали балаганы для «кукольных комедий», давали цирковые представления и устраивались народные гуляния.



Рецензии