Крещатик. Новые времена. Часть 2

СТАРОЕ ЗДАНИЕ- НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
   
         На углу Крещатика 46 и Фундуклеевской, где до революции был отель «Кане», на первом этаже вместо магазина знаменитой фирмы «Зингер», был открыт магазин, с непонятным для нынешних читателей названием «Сорабкоп» («Союз рабочих и крестьянских обществ потребителей»). Эти магазины советская власть ввела как противодействие базарам и многочисленным непманським магазинам общества «Ларек»
  Такой же «Сорабкоп» был открыт и на углу Крещатика и Прорезной, а в 1930 году под универмаг «Сорабкоп» был переоборудован известный до революции магазин «К. Людмер и сыновья» на углу улицы Воровского (Крещатик) и Энгельса (сейчас Лютеранская).

       В здании на Крещатике 2, где размещалась гостиница «Европейская», построенная в 1851 году по проекту киевского архитектора Александра Викентьевича Беретти, в начале размещались американские благотворительные организации «АРА»
(American Relief Administration)и «ДЖОЙНТ» (American Jewish Joint Distribution Committee)(«американский комитет помощи евреям, пострадавшим от войны»), а после их закрытия- находился собез, а затем Прокуратура республики.

       В здании Киевского дворянского собрания был открыт «Дом работников просвещения», с 1934 года - Дом учителя. При нём работал народный университет педагогических знаний, проводились научно-педагогические семинары и конференции. И действовали художественные коллективы самодеятельности, народный вокальный ансамбль «Виктория», народный хор ветеранов педагогического труда, самодеятельный театр, танцевальный коллектив школьников, различные студии.

      В бывшем Купеческом собрании, постоянно сменяя друг друга, располагались: Пролетарский дом искусств, Дом коммунистического воспитания и образования, Клуб пролетариев «Большевик», городской Дворец пионеров и, наконец, филармония.

В здании по Крещатику 13, в котором располагалась биржа - поочередно размещались: Трест легкой промышленности, киевский Клуб инженеров и техников, а перед войной — Киевский горсовет.

СТАРОЕ ЗДАНИЕ - НОВЫЙ ФАСАД

        В 1930-е годы только менять «начинку» старых зданий властям показалось мало. Под новое «содержание» они решили перестраивать и фасады.

         В 1934 году здание на Крещатике 15, построенное по проекту архитекторов Александра Шилле и Виктора Сычугова, а архитекторами Владимиром Николаевым и Артуром Абрагамсоном был надстроен еще один этаж, где в первом этаже находилась знаменитая кондитерская Б. Семадени, а на втором – Киевское Литературное общество, а затем «Малый театр» Александра Михайловича Крамского, по проекту архитектора Николая Алексеевича Шехонина (1882—1972) было перестроено под республиканский радиоцентр, в котором находились радиовещательные службы, действовал так называемый «Радиотеатр», где в зачаточном состоянии, в режиме опытов, работал телецентр.
В 1938 году газета «Пролетарская правда» писала: «В помещении радиодома начато строительство первого в Украине телевизионного центра. Для студии и аппаратных выделено пять лучших комнат. Тут будут размещены аппаратные телецентра, грамзаписи и воспроизведения тонфильмов. Новый телецентр будет оборудован по последнему слову техники»

       В Радиотеатре проходили спектакли и музыкальные концерты, организуемые Киевской филармонией, одновременно они транслировались по радио.
Радиотеатр имел собственный симфонический оркестр под управлением выдающегося дирежера Михаила Марковича Канерштейна. За время существования Радиотеатра в нём выступило множество коллективов и сольных исполнителей, как советских, так и зарубежных. С апреля 1935 года концерты Радиотеатра шли уже как концерты филармонии.
       Этот оркестр существует в настоящее время, как Национальный симфонический оркестр Украины.
   
В 1930-е годы власти взялись  за изумительное по красоте здание «Дома Славянского» (известного хормейстера Дмитрия Агренева-Славянского) архитектора Николая Николаевича Казанского(1858 - 1914) на улице Крещатик 1, «одетого» в наряд так называемого русского стиля, напоминая исполинский терем.
      В 1936–1939 годы здание решили реконструировать и превратить в Дом обороны. Первоначальный проект выполнили архитекторы Павел Федотович Алёшин и Александр Онуфриевич Колесниченко.
      Проект уже был готов, когда в 1935 году руководителем реконструкции назначили  архитектора АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛИНЕЦКОГО. В результате здание было выдержано в тяжелой межвоенной стилистике: со статуями красноармейцев у входа и похожей на бронеколпак башней,а на углу — знак оборонного общества «ОСОАВИАХИМ».

В 1936–1939 годы по прокту архитекторов Павла Алёшина, Александра  Колесниченко и Александра Линецкого полностью реконструируют 3-х этажное здание бывшего «Гранд-Отеля», делая надстройку двух этажей. При этом, название осталось прежним – «Гранд-Отель»

НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
 
В феврале 1918 года, во время артиллерийского обстрела Киева, от прямого попадания снаряда сгорел дом на Крещатике, 5.
       В 1929-1931 годах по проекту архитектора НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ШЕХОНИНА(1882-1970), выигравшего открытый конкурс, началось сооружение 6-этажного здания для государственных учреждений.
        Хотя здание было решено в популярных тогда формах конструктивизма, отстаивавших суровость и геометричность форм, считавшихся созвучными категорической пролетарской простоте, оно органично сочетало в себе элементы киевской кирпичной архитектуры. Кроме того, архитектор ориентировался на новые технические возможности в строительстве, в частности, внутренние перекрытия, в отличие от конструкций большинства, строившихся тогда домов, были железными.
          Четко очерченный прямоугольный фасад, лишенный каких-либо привычных архитектурных деталей, лишь прочерченный горизонталями ленточных окон. И само заполнение оконных проемов, и весь облик новостройки вполне соответствовали тогдашней европейской, несколько американизированной моде на экономный конструктивизм, стало своеобразной новацией.
         Значительно выше соседних домов, здание возвышалось над ними ступенчатыми брандмауэрами, завершенными модными тогда вентиляционными дефлекторами системы инженера Дмитрия Павловича Григоровича(1883-1938) - так же зрительными символами новой архитектуры в индустриальном духе.
         С другой стороны, новый дом стал довольно оригинальным и самым новейшим и смелым вкраплением в «старорежимную, буржуазную» застройку.
Работы выполнила 4-я райстройконтора. Стоимость строительства составила 1 млн 950 тыс. руб.

        В 1936–41 годы, рядом со зданием «Гранд-Отеля», на Крещатике 24-26 по проекту архитекторов ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ОСЬМАКА и СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ГЕРМАНОВИЧА сооружается новое 5-этажное здание ПОЧТАМТА.

ЖИЛОЙ ДОМ НА КРЕЩАТИКЕ, 29
         
       В 1941 году архитектор ИОСИФ ЮЛЬЕВИЧ КАРАКИС строит жилой дом на Крещатика 29 (теперь Крещатик, 11).
       Дом имел шесть этажей, жилыми были верхние четыре этажа с 42-мя квартирами, со всеми удобствами, и лифтами, а на первых двух ярусах располагались торговые и общественные помещения. В то время была проведена так называемая «красная линия» Крещатика (так как улицу уже тогда планировали расширить), поэтому здание «красная линия» не затрагивала.
        В конце сентября 1941 года, после захвата города немецко-фашистскими войсками, здание было взорвано.

ИСТОРИЯ ЦУМа (часть первая)
 
       Но, пожалуй, самая невероятная судьба оказалась у четырехэтажного
«Г-образного» кирпичного дома на углу Крещатика 44 и Фундуклеевской 2 (теперь ул. Б. Хмельницкого), построенного в 1882—1883 годах по проекту архитектора Виктора Ивановича Сычугова и который принадлежал известному киевскому купцу Якову Николаевичу Бернеру.

       Первые несколько лет после революции, в нем размещались: комсомольский клуб, затем- Дом журналистов,городской комитет КП(б)У, магазины, а помещения на третьем и четвёртом этажах занимала трудовая школа № 52.
        Однако, в середине 1920-х годов добротное ещё здание снесли. Больше того, старые киевляне рассказывали, что на этом месте потом находился зверинец, где прыгали обезьяны, ползали змеи, а в бассейне даже плавал крокодил.

        В начале 1930 года, на образовавшемся пустыре, по проекту киевского архитектора Николая Вячеславовича Холостенко начали возводить семиэтажное, решенное в характерных для того времени конструктивистских формах, здание «Дома книги», в котором планировали разместить государственные издательства Украины.
Сооружение здания велось больше пяти лет. Так и стоять бы ему, но после переноса в 1934 году в Киев столицы Украины, выяснилось, что проект Холостенко «не соответствует требованиям архитектурно-планировочного порядка» и в 1936 году огромный комплекс по кирпичику разбирают, а на его месте начинают возводить здание универмага Укоопсоюза.
 
        Проект универмага был разработан в мастерской Заслуженного архитектора СССР, академика и лауреата многих премий, автора Мавзолея Ленина, Казанского вокзала и наземного вестибюля станции метро «Комсомольская» в Москве - архитектора Алексея Викторовича Щусева - архитекторами ДАНИИЛОМ ФЁДОРОВИЧЕМ ФРИДМАНОМ и ЛЕОНИДОМ ЯКОВЛЕВИЧЕМ МЕЦОЯНОМ.

         Пятиэтажное, состоящее из двух, поставленных под прямым углом корпусов, здание универмага заняло центральное положение в комплексе застройки всего Крещатика, учитывая как само положение на пересечении двух центральных киевских магистралей, так и благодаря монументально решённой башнеобразной угловой части.

         При этом, в соседнем здании (Крещатик 42), которое до революции принадлежало владельцу лучших к кинотеатров- Антону Шанцеру- размещалась типография, которую власти трогать не решились и, в результате, проект универмага пришлось «ужать».

         Открытие универмага было, как обычно, приурочено к октябрьским праздникам 1938 года. Однако, после того, как 3 ноября 1938 года новостройку осмотрели руководители партии и правительства, новостройка был закрыта «для устранения неполадок» и приняла первых посетителей лишь 1 мая 1939 года.
 
ПОСЛЕДНИЕ МИРНЫЕ ДНИ

В 1934 году, после переноса в Киев из Харькова столицы Украины, стали приводить в порядок центральную улицу, которой вернули прежнее название – Крещатик. Трамвайные рельсы и столбы были убраны, проезжая часть была расширена, брусчатку заменили асфальтом, по краям тротуаров высажены деревья со стрижеными шаровидными кронами и установили новые уличные фонари. В 1936 году вместо трамваев по Крещатику пустили автобусы и троллейбусы.

       «Летними вечерами на Крещатик ходили гулять, себя показать и других посмотреть. Вечером одевали парадные костюмы и платья. На молодых были белые полотняные брюки, белые парусиновые туфли на «кожемите», вычищенные зубным порошком, и одноцветные футболки, возле шеи стянутые ботиночными шнурками. Солидные мужчины надевали косоворотки, подпоясанные наборными ремешками или шнурками с кисточками. На головах красовались вышитые золотом или серебром узбекские тюбетейки, они долго не выходили из моды. Женщины одевали крепдешиновые или крепжоржетовые (что-то дорогое и шуршащее) платья, носили цветные носочки и «лодочки» - любимую обувь того времени. Девушки предпочитали береты, дамы - шляпки.
Гуляли чинно, курящих было мало, пьяных не было и в помине - они обитали в пролетарских районах и в центр не забирались. Ходили под руки, положить руку на «ее» плечо и так показаться на улице было верхом бесстыдства. А уж целоваться на улице не позволяли себе даже самые падшие женщины!»,- писал Виктор Некрасов.

         В праздники на Крещатике проходили демонстрации и парады. В парадах участвовали все рода войск, но особенно красочны были кавалеристы и пулеметные тачанки. Перед их проходом выдерживали паузу, улица пустела, и потом на нее с гиканьем врывались сначала лихие конники с обнаженными шашками, а потом железными ободами на колесах гремели тачанки. Зрелище было потрясающее, и все твердо верили, что Красная армия непобедима!

         Таким и запомнился киевлянам Крещатик накануне Великой Отечественной войны.


Рецензии