Франция, семь лет размышлений. Гл. Если звезды...

«ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТСЯ, ЗНАЧИТ…»
Париж: Культура, Искусство

             «Париж – это один сплошной музей под открытым небом.»
                Сентенция одного знакомого, посетившего Париж

Париж – если и музей под открытым небом, то музей, в котором всё движется. Тем и прекрасен этот город, что его культурное богатство неисчерпаемо! Культура Парижа находится в постоянном движении. 

Самая богатая культурная программа – в мае – июне и в сентябре – октябре. Не знаешь что выбрать, одно другого лучше! Возьмем хотя бы программу на неделю второй половины июня.

Например, временные Экспозиции. Что предлагает нам Париж? На неделе конца июня в Официальной брошюре дается более 90 временных Выставок и экспозиций! Среди них, например, такие как:  Экспозиция “Пустыня” (10 художников – на тему о Пустыне), Выставки “Художники души” (Символисты-художники во Франции), “Мексиканское солнце” (Шедевры мексиканского искусства), “Вторая половина Европы: панорама современного творчества Восточной Европы”, “Бижутерия романтической эпохи Франции (1820-1850)”, “Евро и Деньги Парижа” (история французского франка от зарождения до изчезновения), Ярмарка антиквариата, “Утопия” (От Томаса Мора до утопистов СССР: книги, гравюры, плакаты)…

И, как всегда, множество Фото-выставок, тематических, посвященных странам, континентам. 

Не хотите на временную Выставку, сходите в Музей, во многих из них меняют экспозиции или отводят в музеях специальное место для временных Выставок. А что касается Ситэ Науки и Индустрии, то там постоянно всё меняется. Туда особенно любят ездить подростки: там есть возможность познакомиться напрямую с новейшими открытиями Науки и Техники.

Не хотите в Музей, можно отправиться в Театр. Правда, цена на билеты сильно варьируется: от 20 евро до 150 евро! Самые дорогие – в Оперу. Заметить: в День Национального праздника, 14 июля, места в Опере Бастилии бесплатные. Но можете себе представить очередь!

На той же неделе июня Париж предлагает около 140 спектаклей! Больше всего комедий, меньше – драм, и несколько спектаклей Поэтических. Вообще Поэтические спектакли получают все больший отклик у публики, и часто на стихи русских поэтов – А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака…

Если Театр вы почему-то не очень любите, сходите тогда на Концерт классической музыки в церкви. В конце весны – начале лета необыкновенно богатый выбор. Так, предлагается в июне более 200 таких концертов – только в самом Париже, не считая пригорода!

Но большинство, конечно, ходит в кинотеатры. Заметить: 60% всего кинопроката во Франции занимают американские фильмы, всё остальное – французские, и встретишь иногда английские, испанские, итальянские, русские фильмы. Проходят в Париже и тематические Фестивали современного кинематографа. Например, был такой Фестиваль, посвященный кинематографу Восточной Европы. В программе были представлены и русские фильмы (на русском языке с подстрочным переводом).

А не хотите сидеть в душном зале, идите погулять в парк! Их в Париже немного, но у каждого свое неповторимое лицо: парк Тюильри и Люксембургский парк, парк Растений, парк Монсо, парк де Бют-Шомон, парк Монсури, современные парк Ситроён и парк де ля Вийет, и конечно, Винсенский и Булонский леса.

Самые длинные истории у парка Тюильри и Люксембургского парка. Первоначально парк Тюильри был создан в 1564 году для Катрин Медичи. Затем концепция его была пересмотрена архитектором Людовика XIV Андре Ле Нотр. Тюильри – парк со строгими аллеями (одна из них – широкая центральная), с дорожками, засыпанными песком. В нашу эпоху, к сожалению, этот парк сильно страдает от шума и выхлопных газов, так как рядом находится улица Риволи и площадь Конкорд, где и возникают пробки машин.

Самым популярным среди парижан является Люксембургский парк. Здесь каждый может найти себе место: студенты (Университет Сорбонна рядом) и просто влюбленные, пенсионеры и дети (можно покататься на пони). Парк был создан для Марии Медичи, так же как и построенный для нее Дворец. Мария Медичи, как утверждают, страдала ностальгией по покинутой Флоренции и заказала построить ей Дворец в парке, в итальянском стиле. Что и было сделано. Дворец пережил (так же как и парк) не только Марию Медичи, но и последующие эпохи. Что только не вытворяли с этим Дворцом: Конвенция после Великой Революции устроила здесь… тюрьму. Для Директории здесь был свой «кремль», откуда вещало законы Правительство, а при немецкой оккупации Люфтваффе установило здесь свой штаб. 

Но всё это в прошлом. А сегодня гуляют по саду влюбленные и катаются в Люксембургском парке дети на пони.

Необыкновенно красив Парк де Бют Шомон. Туристам он не известен, а сами парижане этот парк обожают. А поверить ли, что здесь в XIX веке была… городская помойка! В 1860 году барон Османн задумал на этом месте создать Парк. “Сказано – сделано”. Над проектом работали известные архитекторы-пейзажисты, и парк вышел на славу: с озером в центре и озелененной скалой и гротами (созданные искусственным способом), каскадами, а наверху зеленой скалы возвышается беседка в романском стиле. 

Более “древний” – парк Монсо, и, по задумке, более шикарный, так как создавался в расчете на городскую элиту. А начало свое он берет в 1778 году, когда принц Шарль заказал художнику Луи Кармонтелю создание “парка мечты”. Здесь должны были сосуществовать Природа и Архитектура – растения и деревья, озеро и искусственно созданная речка, лебеди, колоннады и беседки, в стиле Ренессанса. В 60 годы XIX века концепция парка Монсо пересматривалась тем же архитектором-пейзажистом, который работал и над концепцией парка Бют-Шомон, парка Монсури – А. Альфаном. И сегодня парк Монсо сохраняет свой облик второй половины XIX века. 

Если всмотреться в то, что предлагает парижская Культура человеку, становится ясно, что она разнообразна и многолика.

Великая Цель Искусства и Культуры в целом и есть эта бесконечная ежедневная борьба Света со Мглой, во Имя Человека, и не только Человека, но и вообще всего, что живет, всего, что от него зависит. Отнимите у мира всё созданное наилучшее, наисветлейшее – Искусство и Культуру – и поставьте новое поколение в какие-нибудь дикие экспериментальные условия их развития, где нет ни напеваемой мамой колыбельной, ни книжек со сказками, ни Соборов, Моцарта, Достоевского, парков с их статуями и фонтанами, прикладного искусства, в виде разрисованной голубой чашки… И мир погрузится во мрак. Окончательный. Непроницаемый. Ведь пока существует, что создано тысячелетиями, пока существует то, что создается сейчас – а творческая энергия Человека поистине неистощима! – до тех пор Мир и будет держаться на Балансе между Миром и Войной, Светом и Тьмой. И каждый день какой-нибудь пастырь зажигает новую свечку. И рождается новый – поэт, художник, артист, музыкант, танцор, скульптор, архитектор, дизайнер… все эти такие, казалось бы, совсем ненужные этому столь прагматичному Миру люди. Но - перефразируя В. Маяковского - “если звёзды зажигаются, значит… это кому-нибудь нужно”!

Париж

Данная глава из культуро-социологического эссе "Франция, семь лет размышлений" опубликована на сайте Евразийской Творческой Гильдии (Великобритания).


Рецензии