Тайна - топонимы и термин, этимология
* У них есть глаза (ивр. АЙИН), чтобы видеть, а не видят
Изекииль 12:2
* Первоначальное образование языков — тайна,
которая вскрывается очень медленно, более
угадывается, чем сознательно постигается
вследствие изысканий
И.И Срезневский. Мысли об истории русского языка (1887)
1) Топонимика
* Тайна — село в Красногорском районе Алтайского края на речке Тайнюшка притоке реки Иша и двух ручьев, в горно-лесной местности, осн. в 1840 г. Показана на Карте Алтая Томской губ. 1863 г., рядом аул Тайный. На Карте губ. и обл. Российской Империи вдоль Сибирской желез. дороги 1893 г. На Геологич. карте Восточной Сибири Реутовского 1905 г. - Тайная. На Карте земель Алтайского округа кабинета его Величества 1914 г., церковь. На Карте РККА N-45 Сталинск - Кузнецк 1:1000000 1925 г. - Тайнинское. На Геологической карте Восточной Сибири Реутовского 1905 г. обширный район злотых россыпей и золотых приисков указан к С-В от реки Бия, в районе современного поселка Турчак. Расстояние между пос. Турчак и селом Тайна в объезд - 211 км, по прямой через горы - прим. 100 км. Надо полагать, что поиски золота велись и в районе села Тайна (см. ниже).
* Тайна — село в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края, осн. в 1773 г., на речке Тайна, в лесном и горном массиве. Показано в Географическом атласе Российской Империи В.П. Пядышева 1820 г. - Тайнинская. На Карте губ. и обл. Российской Империи вдоль Сибирской желез. дороги 1893 г. показано две соседствующие деревни - Тайнинская и Тайнинский, в бассейне речки Тайна обозначены золотые россыпи. На Геологической карте южного Забайкалья 1898 г. бассейн речки обозначен знаком Au - россыпи и золоторудные места. На Геологической карте Восточной Сибири Реутовского 1905 г., добыча золота в верхнем течении речки Тайна, серебро-свинцовые руды. На Карте полезных ископаемых Забайкалья 1923 г. - Тайнинский, бассейн речки: золото, медь, железо, серебро-свинцовые руды. На M-50 карты СССР. Краснокаменск 1970 г.
Краеведение: "осн. в 1773 г как месторождение полиметаллических руд. До 1891 г. располагалась конвойная команда, затем Управление золотыми приисками".
* Тайна — деревня в Канском районе Красноярского края, осн. в 1725 г. (?) на речке Тайна при впадении ручья Игоранчик. Показана на Карте губ. и обл. Российской Империи вдоль Сибирской железной дороги 1893 г. - Тайнинская. На Геологической карте Восточной Сибири Реутовского 1905 т. в 19 км на запад на речке Курыш показан район золотых россыпей. На карте 1930 г. золотоносные участки показаны в низовье реки Кан. На Карте Приенисейского края 1928 г. - Тайна на речке Тайна. На Карте СССР послевоенных лет 1946 г.
** Топонимы Тайна очевидно связаны с районами золотодобычи, топоним скорее всего дали деятели Управления по золотодобычи, цель - скрыть золотоносные районы.
2) Тайна в актах и старорусской литературе
Тайна - скрытая информация в каких-либо целях, скрытая сущность чего-либо, неизвестное или скрытое от других.
а) Национальный корпус русского языка
* Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417—1418): "Виждь, яко велит житиа святых писати не токмо на харатиах, но и на своем сердци плъзы ради, и не скрывати и ни таити: тайна бо царева л;по есть таити, а д;ла Божиа пропов;дати добро есть и полезно".
* Тайная Тайных (последняя треть XV в. — первая половина XVI в.): "В;дай, иже умъ ; то есть верхъ всякому смыслу, им же спасется душа и изъяснится тайна, и отдалишь врагы жит;йскиа и духовныя, приближишь же любимых.
Зан же чим будеть тайна покрыта, будеть дума царева славна, и беспечална, и уготована ко исполненью; и менши переказу в ней, зависти нашей межи собою.
Якоже рек премудрый: "То есть тайна, что межи двема, а что межи трема ; то несть тайна". ...".
* Нифонт, монах Антониева монастыря. Житие Антония Римлянина (1570—1590): "И зд;ся, господине, избери намъ игумена от братии нашея, якоже годе твоей святыни, понеже теб; вся нашя духовная тайна изв;стна".
* П. А. Плетнев. Гробница Державина : «Молчит угрюмый бор, одетый ночи мглой...» (1819): "И тайна с глаз моих снимает свой покров: Здесь он лежит…".
б) И.И. Срезневский. Материалы для словаря...Санкт-Петербург, 1893, с. 911-916
https://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijT-Ja.pd...
* Таи - тайно, не открыто, тайно, тайна. Псал. толк. XI в. и в актах. "Поведа ему в таи...", Изб. 1073 г.
* Таиба - тайна. "Предаст таибы оучеником вечер". Григ. Наз., XI в. Таибьник - посвященный в тайну. Мин. 1097 г.; также соучастник, хранитель, наставник, тайный.
* Таилище - тайник, потаенное место. Лук. 12:3, Остр. ев.
* Тайна - то, что скрывается. "Открывая таиноу гоубить вероу. Панд. Ант, XI в.; неясность: "Глеть облака, мрака же неудобьразумеемюя таиню, в мраце бо никто не может видети. Псалт. толк. (Евг.) и т.д.
в) Этимологический словарь Макса Фасмера
Тайна, тайком, укр. тайна, тайний, др.-русск. таи «тайный, тайна», таина, таинъ, таити, таю, ст.-слав. таи греч. lathra (Супр.), таинъ apokryfos, kryptomenos (Супр.), таина (Супр.), болг. та;йна, та;йно, сербохорв. та;jати «таить», тajна, словен. taj м. «отрицание», taj;n м., tajnа ж. «тайный», чеш. роd tаjеm «тайно», tajmo — то же, tajny «тайный», слвц. tajny, tаjit;, tajomny, польск. tajny, tajemny, в.-луж. tajic «утаивать», tajny «тайный», н.-луж. tawis «таить, скрывать» Родственно др.-инд. tayus м. «вор», авест. tayu- — то же, taуа- «кража, тайный», далее — греч. tit;o «лишаю», хетт. taiezzi, taiazzi «крадет», греч. titao «обманный, тщетный, напрасный», дор. tVysios — то же (*taju-tio); перечень авторов.
* Примечание
Макс Фасмер собрал все подобные термины в языках Восточной Европы: сербохорв., словен., чешск., слвц., польск., н.-луж. - языки эти оформились в IX веке на территории Великой Моравии. Дипломаты и миссионеры византийцы Кирилл и Мефодий на этой территории впервые создали и ввели в оборот искусственный Церковнославянский язык богослужения, в кон. X в. в связи с принятием христианств церковнославянский язык закрепился на территории Киевской Руси. В основе корневая система терминов иврита и арамейского языка.
* Черноризец Храбр. О писменах, X в.;
https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Tschechie...
Потом же, когда прошли многие годы, по Божьему повелению нашлось 70 мужей, которые перевели (Писание) с еврейского языка на греческий. А для славян один святой Константин, (в пострижении) названный Кириллом, и письмена создал, и книги перевел за немногие годы: а они — многие и за много лет: семь их создало письмена, а семьдесят — перевод. И потому (еще) славянские письмена более святы и [более достойны почитания], ибо создал их святой муж, а греческие — язычники эллины.
3) Обобщение и вывод
а) Виденье и глаз в библейских и средневековых источниках
Человек воспринимает действительность при помощи органов чувств: глаза (зрение, 90% информации), уши (слух 9% инфор.); на язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение) приходится 1% информации о мире. Домострой, XVI в.: "...по всяку вину по уху ни по виденью не бити...".
* Бытие 21:19: "И Бог открыл глаза (ивр. АЙИН) ее, и она увидела колодезь с водой...".
* Второзаконие 29:4: "но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей (ивр. АЙИН, глаз), чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать.
* Второзаконие 34:4: "И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами (АЙИН) твоими, но в нее ты не войдешь".
* 2-я Царств 15:25: "И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами (АЙИН) Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его"; и т.д.
В иудаизме и христианстве, для объяснения Божественного присутствия, используется термин ВИДЕНЬЕ в сочетании с термином ГЛАЗА.
б) Глаза и видение в истолковании выдающегося еврейского философа Моше бен Маймон (Маймонид, 1138-1204)
Путеводитель растерянных. Рабби Моше Бен Маймон (Рамбам), глава 44 http://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm
АЙИН " - многозначное слово. Оно означает и водный источник: "...у источника воды в пустыне", и "глаз", орган зрения: "око за око" (Исх. 21:24). Оно может означать также (наблюдение, присмотр, Провидение). Сказано об Иеремии: "Возьми его и присмотри за ним (Ерем. 39:12 (русск. син. имей его во внимании) букв. ;положи глаза твои на него;)". То есть: "установи () за ним наблюдение".
В этом, переносном значении оно употребляется всюду, где относится к Богу: "будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9:3), то есть "Мое Провидение и Мое стремление", как разъяснялось ранее; "очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней: от начала года до конца года"(Втор. 11:12, об Израиле) - "его Провидение [направлено] на нее". "...Очи Господа, блуждают они [по всей земле]" - [то есть] "его Провидение объемлет даже и все то, что есть на земле", о чем я упомяну в главах, которые будут посвящены Провидению.
Когда же со словом (глаза) сочетаются такие выражения, как (ви±дение), (созерцание), например: "открой [Господь] очи Твои и воззри..." (Дан. 9:18), "глаза Его видят" (Пс.,11:4) - то это всегда имеет смысл интеллектуального постижения, а не чувственного восприятия - ибо всякое чувственное восприятие, как тебе известно, есть аффект и запечатление, а Он, да будет превознесен, действует, а не претерпевает воздействия, как я объясню далее".
4) Философия термина "тайна"
Основной корень термина "тайна", очевидно связан с "виденьем глазами". ТАЙНА =Т+АЙНА = ивр. Т+АЙИН глаз.
Из лексики старорусского языка ясно, что в термин "тайна" вкладывали смысл знания, скрытого от других (предмета, объекта, явления, события). Следовательно, в библейской терминологии необходимо найти термин обозначенный русск. буквой "Т", ограничивающий зрительное восприятие человека (виденье предмета, явления).
Таким термином-ограничителем является библейский корень ТАА - ивр. по буквам ТАВ (Т)+АЛЕФ(0 звука)+he (0 звука); в словарях он представлен без огласовки (гласных). Его формы в библейском иврите: ТАА проводить (границу) или ТААВА граница, предел. В современном иврите: ТЕА ограничивать, межевать; ТАА проводить границу, межу.
** Примечание, см. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Буквы ивр. Алеф и he в переводах терминов иврита на русский язык не передавались, 0 звука (утерян). Термин иврита из букв Т + алеф+ he, переводился как Т+ 0 звука+0 звука = русск. Т.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин "тайна" в связи библейскими образами и терминологией.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Общий вид
русск. ТАЙНА = Т+АЙН+А = ивр. ТАА (корень ивр. Т.Т.+0.звука+0. звука) + АЙИН глаз = в русском языке Т+АЙИН = ТАЙНА.
Смысл - ограничение виденья глазами (предмета, объекта, события, явления), а соответственно - незнание, нет представления о предмете из-за отсутствия информации о нем (виденья глазами).
Источники
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H8376. Оригинал: ТАА. Произношение: таа. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - C(pi): проводить (границу).
* О.М. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 510.
ТА (от ТАА) притвор (пристройка перед входом в храм, куда могли входить язычники), паперть (площадка перед дверьми храма, ступеньки), предхрамье (входная пристройка); предверье царского дворца (1 Ц. 14:28, место перед входом).
ТАА назначать перед собой предел, Чис. 34, 7 и 8.
ТААВА (от ТАА) 3. конечная грань, вершины холмов Быт. 49:26).
* Михаэль Дрор. Еврейско (иврит)-русский словарь. Тель-Авив 2000.
ТЕА ограничивать, межевать
ТАА проводить границу, межу; ТЕА устанавливать пограничную линию, межевать, ограничивать.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H8379. Оригинал: ТААВА. Произношение: та;ава. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H8376 - граница, предел. (множ. чис.)
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5869. Оригинал: АЙИН. Произношение: ;айин. Часть речи: Существительное. Этимология: вероятно a primitive слово - 1. глаз, око; 2. вид, внешность; 3. источник, родник.
б) Библейский образ
+ Граница, предел
* Бытие 49:26 (литературный перевод): "благословенья цветов и колосьев, благословения древних гор, щедрый дар вечных холмов - главу Иосифа да осенят - темя избранника средь братьев".
Дословно: "Дар отцов достигать по благословенным горам до границы (ТААВА от ТАА предела) холмов вечных быть голова темя Иосифа назорей (князь) брат".
* Числа 34:7: "к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите (ТЕТАУ от ТАА) ее к горе Ор".
* Числа 34:8: "от горы Ор проведите (ТЕТАУ от ТАА) к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду".
+ Айин - глаз
* Иов 7:7: "Подумай: жизнь моя - дуновение ветра, и счастья мне больше не видеть (ивр. ЕЙНИ глазами не видеть).
* Иов 7:8: литературный перевод, "Не найдет меня тот, кто видит ныне: глянь - а меня уже нет; дословно "Не увидят глаза вида (внешности, меня) несуществующего".
* Бытие 3:7: "И открылись глаза (ЕЙНИ от АЙИН) у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Таким образом, древнерусское слова "тайна" составлено из двух корней иврита: ТАА ограничивать, граница, предел + АЙИН глаз (виденье) - ограничение виденья глазами.
** Любовь Бакунская. Неизвестность...
https://stihi.ru/2022/06/16/1670
Узнать всё точно ты захочешь,
За дверью дверь всё дальше открываешь,
Идя в потемках, как к рассвету ночью.
Но здесь опять, опять за дверью дверь,
За каждой дверью снова бесконечность
И ждет такое, что глазам не веришь.
Чем знаешь больше - больше неизвестность!
* О.М. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 510.
ТА (от ТАА) притвор (пристройка перед входом в храм, куда могли входить язычники), паперть (площадка перед дверьми храма, ступеньки), предхрамье (входная пристройка); предверье царского дворца (1 Ц. 14:28, место перед входом).
Кишинев, 24.11. 2022 г.
.
Свидетельство о публикации №222112900481