Глава 42. Письма сестёр. Поездка в Коломенское

Естественно, у сестёр возникла потребность в духовном руководстве. Это, конечно, громко сказано, но женскому роду от природы требуется больше советов и внимания, чем мужчинам. Так устроил Бог. Отец А на словах не считал себя способным духовно руководить. Он частенько подчеркивал, что если сам не выполняешь, как можно требовать с других. Хотя сейчас я понимаю, что он подстилал соломки заранее, чтобы потом с него не было спросу. Мне лично тогда его позиция пришлась по душе. И как-то даже захотелось его слушаться. Я решила держаться правильного на мой взгляд курса. Когда было какое-нибудь искушение, я старалась ставить отца А в известность. Потому что далеко можно было зайти с самочинием в этом мужском монастыре. Писали ему ещё несколько сестёр. Но ни с одной не случилось искушение, подобное моему.

 
Один раз я написала ему письмо, указав там, что один брат постоянно приходит в сестринскую трапезную, балагурит с сёстрами, шутит. А я искушаюсь, прячусь и переживаю. Я уточняла, что было бы хорошо, если бы никакие братья не приходили к нам в трапезную и на мойку с целью потрепаться. Имя брата я, слава Богу, не написала. Но письмо подписала. Я была уверена в порядочности отца А. Через полдня пришла с кухни НаташаД и сказала, что батюшка там, на улице кричит на отца Дионисия и машет у него перед носом моим письмом. Она видела листик, на котором я писала. А к отцу Дионисию у неё было тёплое отношение. Я в одну секунду вскочила, но тут же поняла, что дергаться теперь бесполезно. Я от стыда закрыла лицо руками и долго сидела в ступоре.


Вечером я встретилась на посуде с отцом Дионисием и, превозмогая свой жгучий стыд, спросила, в чём его обвинял настоятель. Он очень развеселился, так как, оказывается, не знал, что это моё письмо. Он сказал мне, что имя там было зачеркнуто. А потом стал меня каждый день извещать о судьбе письма.


Через день письмо показали отцу Герасиму, ещё через день отцу Алексию (Лёше). Отец Алексей был простым монахом и монастырским врачом. Ходили сплетни среди братии. Все спрашивали своих подружек-сестёр чьё письмо. Батюшка разрушил моё доверие. Но про кого было написано моё письмо, батюшка так и не догадался.

 
При первом удобном случае я поехала с Наташей М в Москву. Наташа М – это сокращенно Наташа Московская. В отличие от Наташи Деденевской, с Наташей Московской нас связывала тесная дружба в течение долгих лет. В Москве мы навестили игумена Алексия из Коломенского. Он тоже знал много лет почившего отца Андрея из Михайловского и отца В. И он был шокирован моим рассказом. Он сказал, что раскрывать тайну исповеди нельзя ни в каком случае, даже с благими намерениями. Я успокоилась и решила для себя быть осторожнее. Я поняла, что священники – это не боги, а немощные люди. Они в абсолютном своём большинстве не тянут откровенной исповеди. А отец А и вовсе считал правилом разгласить исповедь всем. И это было для него основным приемом в «воспитании» братии.


Сёстры пытались сойтись с отцом А поближе. Брали у него благословение, рассказывали ему что-то. Но он сам их боялся. В одно из воскресений в келью пришла расстроенная Наташа Д. Она рассказала, что была свидетелем неприятной сцены, как Аннушка и м.Ольга пытались взять благословение у отца А. Он от них уходил быстрым шагом. Но они его догнали каким-то образом. Он повернулся к ним с багровым лицом и закричал: «Что вы всё за мной бегаете! Оставьте меня в покое!» Наташа Д сказала, что теперь к нему не пойдёт. Я тоже в душе с ней согласилась.

 
И при первом удобном случае я не пошла под благословение. Дело было летним утром. Я шла на кухню. И отец А шёл в трапезную. Наши пути шли параллельно и сближались возле Введенского храма. Но я не пошла к нему, а пошла вокруг храма, чтоб не пересекаться. Он это увидел. И пошёл тоже вокруг храма с другой стороны, мне навстречу. Я не ожидала его встретить. Он разозлился и крикнул, махая мне рукой: «Надька! Что ты от меня бегаешь!» А я-то думала, что он ещё нас не всех различает.


   http://proza.ru/2022/11/29/1001



   Фото из интернета.


Рецензии
Добрый день, Эмилия! Вот ведь что получается с исповедями - они могут быть достоянием многих лиц. Вот это мне и не нравится в православии. Надо исповедоваться не сплетникам-батюшкам, а только Иисусу Христу, где-нибудь уединившись (Матф.6:6). Что еще интересно: отец А не любит, когда за ним бегают, зато замечает тех, кто от него бегает.
Я заметила: что у сестер, что у отца А - гордыня через край. А гордыня - большой порок, который мешает людям настраивать нормальные отношения между собой. Я, между прочим, со своей гордыней научилась бороться, а также с непрощением, иначе можно со всеми разругаться в пух и прах. Худой мир лучше доброй ссоры.
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   06.04.2025 11:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила! Спасибо Вам за отклик! С гордыней все сложно. В монастыре, когда тобой управляют настоящие изверги, и их цель - сломать всю твою сущность, твой характер, пусть и не идеальный, но индивидуальный, который тебе дал Господь, борьба за выживание становится смыслом жизни. Выглядит это как гордыня. Но это не та гордыня, которая, например, есть у нынешних красавиц с длинными ногтями, накачанными губами и прочими выпуклостями, требующих, чтоб партнер зарабатывал от миллиона, и ростом был от 180, без алиментов, тогда она подумает, жить с ним или нет. А наша гордыня - это сохранение своей человеческой чести и достоинства, своей неприкосновенности и своих границ. Когда постоянно унижают, по-другому никак. Поверьте, легко быть добрым, когда есть свой угол, куда можешь спрятаться хотя бы от посторонних глаз, поплакать, пожаловаться близкому человеку. Отвлечься как-то, может, телевизор посмотреть или сходить куда-то. У нас такого не было. Трое на шести квадратных метрах и круглосуточно видим только друг друга. И мы друг другу совершенно чужие люди! У нас нет выходных, отпусков, повышений, поощрений. Нам никто ни разу не говорит за труды даже простое"спасибо". Тут истерики и нервных срывов не избежать. Так что это не гордыня, а из разряда медицины уже.
Насчет исповеди согласна, священники очень часто злоупотреляют. И даже смеются.

С уважением и теплом.

Эмилия Лионская   06.04.2025 12:20   Заявить о нарушении
Думаю, Вы правы: мне легко говорить, не видя и не зная всего того, что Вам
там, молодым и зеленым, приходилось испытать и ни от кого не слыша доброго слова.
А это ненормально, особенно для служителей Бога. Любовь -агапе должна была быть
между вами. Агапе подразумевает любовь материнскую, отцовсткую, сестринскую.
С теплом,


Людмила Каштанова   06.04.2025 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.