Образ Пресвятой Богородицы в Библии

Библия на многих своих страницах выразительно рассказывает о Пресвятой Богородице, Деве Марии.

   В начале истории человеческого рода лишённые всеобъемлющей Божественной благодати Адам и Ева были близки к отчаянию. В утешение и надежду им Господь пообещал в грядущем времени освободить их потомков от власти дьявола; должна будет одержана победа посредством Новой Евы, семенем Её ( то есть без участия мужа), Её Сыном, Божьим Сыном. Господь сказал: "Семя Жены будет поражать семя змея в голову", или, если по-иному перевести и объяснить, Сын предызбранной Женщины в некий момент сотрёт, обезвредит голову искусителя; тогда обратится душа человека от мятущихся помыслов рассудка к не ведающему обмана сердцу, и это будет путь к Спасению. После такого Божественного обетования на долгие тысячи лет идеал Девы и чаемого Избавителя был для Адама и его потомков главным ожиданием.
 
 Пресвятая Дева Мария, несмотря на ранний возраст, была чиста духом и совершенна разумом, так что могла беседовать с Ангелом Господним.
 
  Сказанное в  Писании: "вошёл к Ней Ангел" - изображает в первую очередь  духовное общение Ангела как небесного ума с чистым умом Премудрой Девы. Ум же Её всегда был соединённым с сердцем и волей в просвещённом Благодатью духе. Сошествие же на Деву по окончании беседы Святого Духа по значению превосходит сотворение Богом Адама.

   ...Если кто благодатен для человека, так это - Ангел Божий, ведь он передаёт слова Бога, и Дева это прекрасно знала; но услышала нечто невероятное: "Благодатная!" - такое имя дал Отроковице Господь, возвеличив Пресвятую Деву над всем на Земле. Библия справедливо говорит, что Блаженная Отроковица смутилась от этого слова.

   Верховный Ангел, сам удивляющийся возложенной на него необыкновенной миссии, возвестил Ей от Господа испытание, непосильное даже великому пророку (вспомним, например, Иону): невинной душе юной Девицы предстояло решиться в скором времени, повинуясь единственно вере в Бога, возможно, принять на себя скорбь несправедливого обвинения, изгнание и, возможно, смерть от Закона. Ибо самоотверженная Богоизбранная Отроковица не могла знать, что праведный обручник Иосиф будет извещён Ангелом о Её чистоте и благодатности. Она должна была взвесить предстоящие возможные  муки и решиться на самопожертвование. Но Писание не отразило какой-либо серьёзной душевной борьбы у Девы Марии, малодушия или сомнений, как, например, было у Захарии.

  И Ангел Гавриил помог Деве, сказав: "Не бойся".

  Тут Библия приводит один из самых возвышенных в мире эпизодов - духовного и даже зримого общения Девы с Ангелом Господним Гавриилом. Ангел сказал: "Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами". Пресвятая Дева узнала, что обрела благодать у Господа Бога; ниже приводится песнь, свидетельствующая, насколько глубоко будущая Богородица представляла возложенную на Неё великую миссию - осуществить древнейшую мечту человечества о спасении от греха, смерти и дьявола.  И вот спасительные слова Чистой Девы, позволившие принять Ей, как говорит Библия, "Силу Всевышнего": "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".

    В Библии приведено пророчество Исайи: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил (С нами Бог)". Сказано, что не Она наречёт, а нарекут, признают народы, сами дела Его откроют, что Бог пришёл к народу. Переводчик этих слов Исайи Симеон, узнав в Марии обещанную Богом Деву, сказал, обращаясь к Богу:

  "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".

   Пресвятая Дева Мария истинно должна именоваться Богородицей, потому что в Евангелии рассказано, что "исполненная Духа Святого" праведная Елисавета назвала Пресвятую Деву "Матерью Господа своего". Видите, Сам Господь Святой Дух провозгласил Деву Марию Богородицей.
 
   В Евангелии приведены слова Святой Девы, ясно показывающие Её величайшую премудрость:

   (Песнь Богородицы):  "И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;  воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века".

  В книгах Священного Писания только один раз употреблено слово Благодатная, и это имя относится, естественно, к Пресвятой Деве.
 
  В Святом Писании приведены, и бесчисленное число раз пропеты в Церквах Божиих, исполненные Божественной истины, необыкновенные слова одной из чистых и мудрых сердцем женщин, возвысившей голос из народа и сказавшей, обратившись к Господу Иисусу Христу: "Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" Аминь. Лучше не скажешь, чем она сказала.

  Господь ответил рабе Божией: "Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его", возражая, что Пресвятую Матерь недостаточно возвеличивать только лишь как родившую Его, потому что Она слушала и хранила слова Его более всех и имела это блаженство превыше всех людей, внимая словам Богочеловека и храня их с таким сочувствием, какого не имел никто из людей. 

  Так же точно словами: "Кто Матерь Моя?.. - Вот Матерь Моя..." Иисус Христос  возвысил слушателей до уровня Преблаженной Девы, указав на них - "Вот Матерь Моя..." 

  Достаточно было бы и одного-двух из приведённых свидетельств Библии, чтобы убедиться в правомерности всемирного и совершенно особенного почитания Пресвятой Девы Марии, избранной из всего рода человеческого Самим Господом Богом.
 
  Постараемся представить Господа Иисуса Христа на Кресте. В те страшные мгновения Вечности, перед тем, как произнести великое слово "Совершилось" и предать Свой Божественный Дух в руки Отца, Господь, конечно, сказал только самое важное для спасения людей. Вот Иисус Христос научил молиться за наших личных врагов. Вот Христос показал необходимость покаяния, предвозвестив раскаявшемуся человеку, что сегодня он с Ним будет в Раю. Наконец, в эти великие мгновения Иисус обратился к единственному находящемуся при Кресте Апостолу с завещанием: сия есть твоя Матерь; а Марии сказал, что вот этот Апостол - Твой сын. Иоанн правильно понял желание Учителя, чтобы принять Марию в свой дом и заботиться о Ней с большей для Христиан пользой, чем если бы Она жила у Своих родственников, но даже малому ребёнку ясно, что испытывающий сейчас необыкновенные боли в пробитых гвоздями руках и ногах, Сей Иисус Христос, переводящий разбойника в Рай, говорящий с Креста с Небесным Отцом, возглашающий "Совершилось" (Спасение Мира), - что завещанием о Матери в последние минуты перед Своей кончиной Божий Сын указал на величайшее, возможно, самое высокое и сокровенное условие спасения, - Господь усыновил Преблагословенной Матери Своей всех учеников и христиан. Преблагословенную Богородительницу Иисус Христос поставил Матерью святых Апостолов и всех христиан по отшествии Своём от непосредственного общения с людьми. По Своему тайному умно-сердечному духовному совершенству, скрытому от мудрых мира сего, Святая Дева Мария, одна из многих избранных созданий в роде человеческом, поставлена Богом первейшей из христиан участницей дела Спасителя, как сохраняющая черты и свет Его лица и души, как отражающая чистейшим Своим духом свет Пресвятой Троицы Благодетельница миру на все грядущие века.

   В Христовой Церкви Дева Богородица занимает столь обширное пространство, что Её материнский образ иногда сливается с образом Церкви, что совершенно естественно. Во время присутствия Живого Бога на Земле Мария держалась в совершенной тени, но после отшествия Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа сокровенное сияние Богоматери как воплощения Церкви раскрылось для Апостолов вместе с Её тишайшим Светом, отражённым от Сына и Пресвятой Троицы. Несравненная теплота души Пресвятой Девы Марии, освящённой непрекращающейся безмолвной молитвой и Божественной благодатью, более всех людей милостивой и сострадательной, постоянно осознаётся верующими. Пресвятая Дева явила образец женского христианского служения. И после славного Успения христианская деятельность Царицы Небесной только возросла.

Дополнение.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, мудрый был человек, и к Иисусовой молитве прибавлял: "...Госпожею Девою Богородицею спаси нас грешных". Старец знал, что есть некая своя тайна в святом имени Девы Богородицы Марии (Госпожи). Конечно, Господь - Создатель и Спаситель, это Он стучит в сердце, Ему отворяют, Он входит; а дальше... дальше - надо идти по жизни - и невозможно пройти без двух: Церкви и Богоматери. 

О Церкви - понятно, а Богоматерь необходима потому, что в душе человека, кроме разума и воли есть ещё, называемая сердечной, область чувств. Господь наш Иисус Христос эту часть Своего состава позаимствовал у Своей Матери, ибо её, наверное, не могло дать Божество - чистый Дух, так как  чувства гнездятся в тесной связи с плотским сердцем, в данном случае -  чистейшим сердцем Девы Марии. Значит, Иисусу Христу, чтобы познать, точнее - испытать сердечно-эмоциональную жизнь души (и её преобразить), необходимо было получить некоторое содержание от Своей Пречистой Девы Матери, - и получил, и сочетал в едином Своём Лице человеческую природу с Божественной.

И во Христе вполне освятилась соединением с Его природой сердечная часть души человеческой. Но совершенно полно она освятилась, наверное, в душе Девы Марии, по благодати во время чревоношения имевшей Богомладенца как-бы частью своей плоти. Поэтому, кажется, невозможно пройти путь земной христианину без некоторой помощи - Материнской благодати - Пресвятой Девы. Божественная сострадательность, жертвенность, любовь без помощи Девы Марии, возможно, остаются слишком отрешёнными, не привившимися к земной жизни.
 
Не стоит и пытаться пройти путь жизни без помощи Богоматери, ведь прежде Сам Господь Пречистую выбрал, а человеку остаётся следовать Богу.


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.