Доверие натуральное и не очень

Доверие - неотъемлемое врожденное свойство всего живого. Даже звери одиночки, сразу после рождения бессознательно доверяют тому, кого видят первым, что уж говорить о стадных животных, испытывающих бессознательное доверие ко всем членам своего стада.

Известный эксперимент Висконсинского университета, проведённый во второй половине 1950-х годов профессором Гарри Харлоу над макаками, называется «Природа любви».  Для проведения своего эксперимента Харлоу выбрал детёнышей макак-резусов, так как был убеждён, что взаимоотношения этих приматов очень напоминают человеческие.

Детёнышей сразу же после рождения сажали в изолированные клетки. Для одних смастерили суррогатных матерей из проволоки и для других таких же, но покрыли их тканью и встроили электролампу для тепла. Проволочные конструкции сделали кормящими в то время, как мягкая «мама» была без бутылочки.

Все детеныши обезьян предпочитали проводить время с мягкой и тёплой «мамой», а не проволочной несмотря на то, что у неё была бутылочка с молоком, а у тёплой не было. Инстинкт самосохранения не работал, поскольку еде детеныши предпочитали «материнское» тепло. Обезьяны не доверяли холодным конструкциям и были готовы доверится чему угодно, что хоть немного напоминает живое существо.

То чувство, которое мы называем доверием, является для всех коллективных животных более важным, чем любые инстинкты, включая инстинкт выживания. Стая, состоящая из сотен птиц, исполняет фигуры с непостижимой для нашего воображения синхронностью, стадо антилоп не разбегается, а продолжает переправляться через реку даже видя, как на них нападают крокодилы, стая рыб в своем невообразимо красивом танце лишь расступается перед хищниками, не смея даже ради спасения своих жизней отдалится от своих. 

Единственное живое существо на планете Земля, способное ради собственного удобства предпочесть тепло живого человека «проволочной конструкции» является человек. Возможно, это связано с большим размером нашего мозга и намного большим в связи с этим размером воображения. Наше воображение настолько бескрайне, что нам не составляет труда представить в шуршании купюр голоса друзей и родственников, проникаясь от этих фантазий даже большим доверием к деньгам, чем к родным людям. Хотя надо признать в качестве самооправдания, что это предпочтение происходит бессознательно.

Зададимся вопросом: отчего почти в каждом человеке так сильно стремление к деньгам? Отчего эта тяга не ослабевает даже тогда, когда все наши базовые потребности удовлетворены? Даже когда и не базовые удовлетворены? Даже когда человек купается в роскоши и не знает, чего ещё пожелать, он желает ещё больше денег.

Учитывая то, что деньги являются всеобщим эквивалентом доверия, то, когда все наши базовые потребности удовлетворены, дальнейшее стремление к ним, возможно, связано с тягой к тому чувству защищенности, которое испытывает всякий человек в кругу близких людей. В городах, населенных сильными независимыми людьми, чувство незащищенности толкает неуверенных в себе людей на поиск славы, известности или богатства, как некоего суррогата всеобщего доверия. Может быть, эта зыбкая, ничем не подкреплённая, надежда и толкает нас в объятия к «проволочной маме»? 

Если это хоть отчасти соответствует действительности, то мы должны признать, что в человеческой природе нет ни алчности, ни даже элементарной жадности, а есть бессознательная тяга к утерянному чувству доверия и защищенности.

Тогда можно предположить, что все возрастающий экономический рост, выраженный в ВВП и оценённый во всеобщем эквиваленте, это ответ на всё возрастающий вакуум человеческого доверия, замещаемый стремлением к его «проволочному» суррогату. 

Не хочу нагнетать красок, лишь перечислю те последствия эксперимента, которые наблюдал профессор Гарри Харлоу у макак, доверившихся «проволочным мамам». Сразу оговорюсь, что выбора этим несчастным детенышам не предоставили.
Во-первых, у испытуемых наблюдался жидкий стул, что, по мнению Харлоу, свидетельствует о нервном напряжении. Также психолог заметил у них признаки аутизма: животные сидели на полу, сжимались, раскачивались взад-вперёд.
Лишая макак контакта со сверстниками и оставляя их только наедине с суррогатной матерью, исследователь наблюдал отклонения в поведении обезьян после взросления. Они уже не могли нормально взаимодействовать с другими приматами этого вида. Животные проявляли агрессию, особенно самки по отношению к самцам. Со своим потомством воспитанники Харлоу обращаться не умели. Большинство просто игнорировали своих детёнышей, но были случаи крайне жестокого обращения: они кусались, били и возили по полу своих малышей, убивали их.

Конечно же я не провожу никаких аналогий, поскольку человек – это высокоорганизованное существо, получающее глубокое научное образование и культурное воспитание. Мы сильнее, умнее, а главное человечнее! Любые параллели между нами и макаками абсурдны и просто недопустимы. Тем более, что мы всё еще не до конца лишены натурального доверия и человеческой теплоты. Оно все ещё занимает какую-то роль в нашей жизни, а когда и если это прекратится, то мы уже, без сомнения, перейдем на следующую ступень эволюции.


Рецензии
Вывод: банкирам доверять нельзя...

Андрей Бухаров   29.12.2022 17:56     Заявить о нарушении
Можно и так сказать, хотя...

Аркадий По   29.12.2022 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.