Блок. Весенний день прошел без дела... Прочтение

«Весенний день прошел без дела…»
 






                Весенний день прошел без дела
                У неумытого окна;
                Скучала за стеной и пела,
                Как птица пленная, жена.
 
                Я, не спеша, собрал бесстрастно
                Воспоминанья и дела;
                И стало беспощадно ясно:
                Жизнь прошумела и ушла.

                Еще вернутся мысли, споры,
                Но будет скучно и темно;
                К чему спускать на окнах шторы?
                День догорел в душе давно.
                Март 1909





А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Заглавие              Итог  (НС) [Блок А. Неизданные стихотворения. 1897-1919 Ред. и примеч. П. Медведева. Л.,1926.]
     »

     Мужчина должен построить дом, вырастить сына и высадить дерево. И здесь  – описание дома, в котором жена не может даже поддерживать чистоту, не говоря уж о том, чтоб родить ребенка или утешить мужа. Она о  свободе песенки распевает.
Но нарисовав эту безрадостную картину, Блок, согласно новым своим правилам, как мораль в басне, приписывает ещё восемь строк, которые простыми словами пересказывают, растолковывают бестолковым читателям то же самое.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Содержательную направленность стихотворения Блок при первой публикации подчеркнул заглавием "Итог". Стихотворение связано с рядом произведений конца 1900-х годов, сочетающих в теме утрат, "нисхождения" героя, лиризм и черты реального быта, "земных" проявлений драмы души.

      – «Весенний день ( ... ) // У неумытого окна ...» – Конкретность ("весенний день") и приземленность ("неумытое окно", "на окнах шторы") обстоятельств действия отвечают облику героя, утратившего надмирные черты, живущего не бытием, а земными заботами. Объективно-реальный характер образности стихотворения в этом смысле заключает переосмысление символической условности образов ранней лирики.
     »


Рецензии