Блок. Весенний день прошел без дела... Прочтение
Весенний день прошел без дела
У неумытого окна;
Скучала за стеной и пела,
Как птица пленная, жена.
Я, не спеша, собрал бесстрастно
Воспоминанья и дела;
И стало беспощадно ясно:
Жизнь прошумела и ушла.
Еще вернутся мысли, споры,
Но будет скучно и темно;
К чему спускать на окнах шторы?
День догорел в душе давно.
Март 1909
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие Итог (НС) [Блок А. Неизданные стихотворения. 1897-1919 Ред. и примеч. П. Медведева. Л.,1926.]
»
Мужчина должен построить дом, вырастить сына и высадить дерево. И здесь – описание дома, в котором жена не может даже поддерживать чистоту, не говоря уж о том, чтоб родить ребенка или утешить мужа. Она о свободе песенки распевает.
Но нарисовав эту безрадостную картину, Блок, согласно новым своим правилам, как мораль в басне, приписывает ещё восемь строк, которые простыми словами пересказывают, растолковывают бестолковым читателям то же самое.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Содержательную направленность стихотворения Блок при первой публикации подчеркнул заглавием "Итог". Стихотворение связано с рядом произведений конца 1900-х годов, сочетающих в теме утрат, "нисхождения" героя, лиризм и черты реального быта, "земных" проявлений драмы души.
– «Весенний день ( ... ) // У неумытого окна ...» – Конкретность ("весенний день") и приземленность ("неумытое окно", "на окнах шторы") обстоятельств действия отвечают облику героя, утратившего надмирные черты, живущего не бытием, а земными заботами. Объективно-реальный характер образности стихотворения в этом смысле заключает переосмысление символической условности образов ранней лирики.
»
Свидетельство о публикации №222120500791