Старшая внучка

1.ВНУЧКА.
http://proza.ru/2007/08/09-297

_____крутая волна
       на коленке зелёнка
       ты не русалка
________________(Виктор Кожухов)


Называет меня по имени. Родители боролись с таким «неуважительным» отношением к бабушке.
-Надо говорить: «бабушка Таня», - назидательно говорит дочь.
-Таня, - радостно повторяет двухлетняя Алина.
-Танечка, - обращается она ко мне в особо доверительных случаях и сейчас. Родные уже не удивляются, многие тоже сначала в шутку, а затем по привычке стали звать по имени. Новые знакомые удивляются.
На вопрос кого-то из удивлённых четырёхлетняя Алина серьёзно отвечает:
-У неё такое имя. Студенты зовут Татьяной Вильямовной.

***

С интересом рассматривает блокнотик с небольшим огрызком простого карандаша:
-Таня, это чьё? Мне очень нужен такой же маленький карандашик и блокнот.
-Это, Алиночка, мои черновые записи, лучше не трогай. Там наброски стихов, отдельные мысли.
-Вот мне нужен блокнотик и карандашик сказки и стихи записывать. А как ты мысли записываешь? А почему черновые записи?
Разговор трудный, но слушает с интересом.
 
Подарила ей блокнотик и карандашик. Исписала мгновенно. Приносит мне с просьбой прочесть новую сказку. В полной растерянности – ровненькие мелкие синусоиды ни о чём мне не говорят.
- Прочти мне вначале сама, я ведь новую сказку не знаю, - прошу я.
-Ты не можешь прочесть?
Приходится говорить о невнятном почерке, о том, что буквы надо аккуратно прописывать.
Снова с удивлением:
-Я же быстро стихи и сказки пишу... Не успеваю аккуратно. А ты быстро пишешь когда, разве аккуратничаешь?
Опять трудный разговор.

Стараюсь поймать среди её ритмичных повторов, сопровождающих записи, рифмованные строки и содержательные интересные отрывки. Иногда её творчество вдохновляет и меня.
Вот из записанного кое-что:

Высокая ёлка
Макушка – иголка!
Ёлка иголкою
Тучу задела.
Туча обиделась
И заревела...

Стихотворение длинное... Дальше Нового года с ёлкой украшенной тянется, я ухватила только кусочек.


-Таня! У меня загадки буквенные. Отгадай:
-Буковка такая: «Домиком она, скамеечка видна...»
-Ух, - говорю с улыбкой, - это наверняка «А».
-Правильно, - радуется, а про другую буковку отгадай: «Кепочка надета, пузико наето» ...
Вот такая иногда загадочная и радостная жизнь у нас.

Спрашивает с серьёзным видом, умею ли я шутить.
-Думаю, что умею, - отвечаю.
-И меня уже папа научил, - сообщает радостно.
- Да? Ну, пошути, - с интересом прошу.
-А ты какие шутки любишь: на контрастах, ситуационные или на абсурде?
Глаза мои становятся от удивления круглыми, еле сдерживаю улыбку, но серьёзно отвечаю:
- О классификации шуток никогда не задумывалась, только злые шутки очень не люблю.
- Да? Это какие? Папа говорил, что ещё можно выделить разные виды шуток.
Разве нам может быть с ней скучно? И почему-то понимаю, что называть меня она может
только по имени. Я ведь, обращаясь к ней, не добавляю - «внучка»...
 
Мама хочет выбросить «искаляканый» блокнот. Внучка возмущается:
-Это же мои стихи и сказки!
И я бережно кладу её блокнотик рядом со своим. И рядом лежат два маленьких карандашика.

24.09.06
___

2.Я ЕГО ТАК ЛЮБЛЮ
http://proza.ru/2009/08/03/948

Дедушка, заглядывая через плечо пятилетней Алины, спрашивает:
-Чем это ты, коза, занимаешься?
Алина, не отрываясь от занятия своего, отвечает:
-Вас с бабушкой рисую...
И немного помолчав, добавляет:
-Я его так люблю, а он меня – «козой»...

2009

3.ШАНС
http://proza.ru/2010/03/02/390

 Пятилетняя Алина-Ангелина* и наш гость беседуют после получасовой шумной любимой игры в "насекомых", смысл которой я так и не уловила.

         Беседу начала Алина:
-Дедушка Лёва, а ты молишься о своих грехах?

Брат удивлённо посмотрел на меня, затем на Ангелину, и ответил серьёзно:
-Знаешь, я иногда думаю, что молюсь, но очень мало. И гореть мне непременно на адовых сковородках. А ты?

-Конечно, молюсь, я же иногда грешу как взрослая! Вот вчера никак не могла остановиться - ссорилась с девочкой на площадке, даже маму не слышала, пока она не сказала:
-Рога и копыта растут!
Я сначала не поняла, у кого растут, но остановилась, а потом прощения у девочки попросила.

Брат хитро глянул на меня, продолжая разговор с девочкой:
-Прощения просить важно. Значит ты попадёшь в Рай. Мне интересно - куда твои дедушка Витя и бабушка Таня попадут по твоему мнению.

Алина, не задумываясь, ответила:
-Бабушка Таня в Рай, потому что я её очень люблю. А дедушка любит размахивать ремешком и говорить строгим голосом! Значит - в Ад!
 Секундочку подумав, она добавляет:
-Но я дедушку тоже очень люблю, да и ремнём мне не попадало. Просто он такой - СТРОГИЙ. За него надо больше молиться, и он тоже в Рай попадёт!

Брат сказал грустным голосом:
-Значит, один я буду в адском пламени гореть!

Тут маленькие детские ручки обняли его, Алина горячо проговорила:
-Что ты, дедушка Лёва! Я и за тебя помолюсь! Никто в Ад не попадёт, кого я люблю!

Мне показалось, что брат смахнул слезу.

2.03.2010
___
*У нас есть ещё Алина-Александра.

__
4.ЧАС ОБЩЕНИЯ
http://proza.ru/2010/02/26/131

Хорошее дело - скайп!
И на краю земли чувствуешь себя в гуще событий! Ну какая у нас "гуща"?
 С внучкой общались вчера - ровно час.

Во-первых, внучка Алина* показала дневник. Среди последних пятёрок - четвёрка по математике. Перекинулись вычислительными задачками. Справляется, говорит, что папа ей задаёт иногда такие, что приходится подумать! Поясняет, что четвёрка не потому, что "не знаю", а потому, что важно "оформить правильно" - как принято, чтобы тебя поняли.

Во-вторых, поговорили о русском языке. Здесь - прилагательные, существительные, наречия, словарные слова... Экзаменовали друг друга немного, поулыбались - наречия важно не путать с прилагательными...Как? и какой? - не одно то же.

В-третьих, досталось мне за английский... Это она заочно пытается давать уроки. А я алфавит английский за ней повторяю...на тройки, и только последних два прочтения она оценила на хорошо и отлично для первого урока. Но ещё учить и учить...Что с того, что у меня и так сейчас два иностранных - финский и шведский, а в институте учила немецкий. Будет и английский! Никогда не поздно выучить несколько фраз.

В-четвёртых, внучка надиктовала загадки, стихи и сказки начало. Некоторые загадки в шкатулке Феи. А сказка - вот:

Странная страна
   
1. Первое знакомство.

Мама ушла в магазин, а девочка Алина подошла к зеркалу, чтобы получше рассмотреть своё отражение - перед уходом мама спросила: "Что это за пятно у тебя на носу?".
Алина оперлась руками на зеркало, почти уткнувшись носом в него, и почувствовала, что проваливается, вернее вытекает за зеркало в жидкой серебристой жидкости - словно их большое зеркало стало глубоким и повернулось - стало похожим на ванну! Нос к носу она столкнулась с девочкой. У девочки на носу был след от шариковой ручки. Алина подумала, что если у неё такой же след на носу, то это - её отражение! Она сказала первой:
-Здравствуй! Я - Алина, а ты?
-Я  твоё отражение, значит анилА.
Алина представила своё имя написанным, и на всякий случай сказала:
-У нас имена собственные пишутся с большой буквы, а у вас?
Отражение ответило:
А у нас имена собственные заканчиваются большой буквой!
-Странно, - подумала Алина, и шлёпнулась на ковёр в комнате, будто её выплеснула зеркальная ванна, становясь снова зеркалом.
Хлопнула входная дверь. Алина быстро поднялась с пола, отметив, что она нисколько не вымокла, и побежала встречать маму.
______               

Продолжения нет, так как пришла мама! Возможно - будет. В связи с этим, сделан вывод:

1) Для сочинительства как и для любого творчества необходимо одиночество.
Только не обязательно уходить из дома. Мама, например, когда обрабатывает фотографии, то как бы дома, но как бы и нет - она в другой комнате и в другом компьютере. А фотография - её хобби.

В-пятых, Алина показала свои рисунки и поделки. Удивительной показалась маленькая пластилиновая моделька компьютера - подарка для папы к 23 февраля. Компьютер казался настоящим - особенно завораживал мерцающий экран. И ещё один вывод сделан в беседе:
-Творения живут сами по себе. Творец, т. е. тот, кто сотворил, присутствует в них невидимо. Это значит, что его легко не заметить.
_______

Вот такой час общения!   
________
*Алине семь лет полных, в марте исполнится восемь. В сентябре пошла в первый класс, в октябре "переехала" во второй. "Переехала" - это её выражение, означает только то, что с ней побеседовали, протестировали и приняли решение отправить во второй класс. Колебались, думали, что и в третий можно. Конечно, рука ещё не поставлена, красиво выводить буквы не может, но пишет грамотно, много читает. Ей интересна физика - про всё! Откуда у девочки учебник физики? Папа купил, по её просьбе. Кстати, и химии. Тоже интересно. Учебники для 7-8 классов.
Кто папа? Инженер-математик - программы пишет, и его "роботики" живут самостоятельно. Руки папы так и летают по клавиатуре. Он для дочи поставил программу для тренировки - она уже сделала 35 упражнений, но руки ещё не как у "программика". 
_____
23.02.2010

5***
В ДЕСЯТЬ ЛЕТ
http://proza.ru/2012/07/21/669

Беседуем по скайпу с десятилетней внучкой. На вопрос, чем она занимается на каникулах, отвечает:
-Ничем, только рисую.
Показывают рисунки и книгу, повествующую о технике рисования. Мама(дочь), на мгновение появившись на экране, делает существенное добавление:
-Читает Достоевкого...
Вспоминаю, что в десятом классе школы не очень легко было вчитаться в программные произведения Фёдора Михайловича, много позже зачитывалась им. Поэтому, спрашиваю, не скрывая  удивления:
-Что же именно ты читаешь? Какую книгу?
-"Идиот". Прочла уже. На самом деле думаю, что не буду больше его читать. Конец ужасен.
Я молчала. Второй раз я не знала, что ей ответить.
Первый - примерно полгода назад, когда она сказала:
-Я отказалась от профессии поэта.
До этого она мне частенько надиктовывала что-нибудь из своего творчества для детской странички "Шкатулка Феи".

6***
ЧУДО НЕБЕСНОЕ

В православном журнале "Лесенка" опубликовано стихотворение автора "ЧУДО НЕБЕСНОЕ",  рисунок к которому сотворила Алина. Это не первая её иллюстрация...

В такой маленькой лужице
Отразилось все небо!
Голова моя кружится-
В небе я еще не был.

Сапожок мой резиновый
В луже солнца касается.
И лицо там счастливое
В облаках улыбается.

Пробегусь я по облаку!
По лучам тонким солнышка!
Сапогами высокими
Все обследую донышко!

Мама тронула волосы.
Мои чувствуя планы,
Говорит строгим голосом:
«Обходить лужи надо!»

Я не спорю. Невесело
Прохожу с лужей рядом,
Свое чудо небесное
Проводив долгим взглядом.

___
Из сборника "Благодарю..."
Иллюстрация Алины Майборода (Олеговны) в журнале "Лесенка"


Рецензии
Очень тепло и душевно.

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.02.2024 19:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий Николаевич!

Татьяна Кожухова   22.02.2024 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.