Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Часть 21
Продолжение. Предыдущая часть: http://proza.ru/2022/11/19/1879
Пилотам удалось быстро освободиться от затянувшихся привязных ремней накренившегося самолёта, а тут, к счастью, к гидроплану уже подоспел катер с крейсера «Республика» и, по словам Кабрала: «…мы запрыгнули на борт, взяв то, что было свободно и можно было забрать: книги, секстант, хронометр, приборы и т.д. Мы даже не промокли».
Кабрал ясно видел, что «Лузитания» тонет, но хотел попытаться спасти хотя бы прекрасный безотказный двигатель Роллс-Ройс, который после вылета из Лиссабона ни разу их не подвёл, иногда даже «прощая» оплошности самолётной обслуги, как было, например, с переливом масла: другой движок за такое разгильдяйство мотористов похоронил бы пилотов сразу.
Для того, чтобы снять мотор, тонущий гидросамолет отбуксировали к «Республике».
Конечно, если бы поплавки были герметичны и исправны, даже после потери одного из них второй удержал бы «Лузитанию» на плаву (уже тогда требовалось, чтобы плавучесть каждого основного поплавка была на 80% выше необходимой для максимального веса гидросамолета).
Но, как уже известно читателю, у «Лузитании» в самом начале перелёта с ними начались проблемы, поэтому сейчас вода быстро поступала в бензобаки и в единственный оставшийся поплавок.
Двигатель быстро оказался под водой, попытки закрепить на нём тросы успехом не увенчались.
Когда подошли к крейсеру, вытащить самолёт корабельным краном тоже не удалось…
Кабрал записал в дневнике, что только теперь, когда волнения, не покидавшие его ни на минуту после взлёта из Порто-Праи, остались позади, он может взглянуть на произошедшее более спокойно. Стечение обстоятельств заставило принять Пенедос в качестве конечного пункта самого длинного, 1700 километрового этапа перелёта, причём пункта, в котором пилотам нельзя было найти никакой защиты от океанской стихии.
Пенедос давал лишь уверенность в том, что крейсер сможет сохранить своё местоположение до прилёта «Лузитании», а волны рядом с ним были ещё большими, чем вокруг скал, о чём штурман «Республики» сообщил в первой же радиограмме. Поэтому приводнение здесь было таким же, как в открытом океане.
В отчёте Кабрал написал и то, что сесть здесь они могли бы и без потери поплавка, нужно было просто найти для посадки гладкую воду, что было возможно, так как они находились в спокойной в это время года зоне: в радиограмме накануне штурман «Республики» сообщил, что есть участки, подходящие для «пуасара» (Кабрал употребил сленговое название пробега гидросамолёта).
«Мы упустили шанс, - пишет Кабрал. - Мы совершили подвиг, который, может быть, и не повторится: нашли корабль в океане в конце 1700 километров полета! Но мы попали в бурную воду, авария была неизбежна! Не в наших руках избавляться от стихии!»
Мне представляется, что принятие Пенедос в качестве конечного пункта этого этапа трансатлантического перелёта было сделано не только по приведенным ранее причинам, а и по другим соображениям. О них мы узнаем в следующей части очерка.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №222120701702