Блок. Какая дивная картина... Прочтение

«Какая  дивная  картина…»
 




                Какая дивная картина
                Твоя, о, север мой, твоя!
                Всегда бесплодная равнина,
                Пустая, как мечта моя!
 
                Здесь дух мой, злобный и упорный,
                Тревожит смехом тишину;
                И, откликаясь, ворон черный
                Качает мертвую сосну;
 
                Внизу клокочут водопады,
                Точа гранит и корни древ;
                И на камнях поют наяды
                Бесполый гимн безмужних дев;
 
                И в этом гуле вод холодных,
                В постылом крике воронья,
                Под рыбьим взором дев бесплодных
                Тихонько тлеет жизнь моя!
                Март 1909




А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Заглавие
     а.                Мой север
     б.                [На севере]
     »

                Внизу клокочут водопады,
                Точа гранит и корни древ;
                И на камнях поют наяды
                Бесполый гимн безмужних дев…

     В окрестности Санкт-Петербурга данная картинка никак не вписывается. Это его двойники напомнили ему мир северных королевств Тома Первого. В подробностях тот изображён Андреем Белым в его Первой симфонии (Андрей Белый Северная симфония (1-я, героическая)), написанной до его знакомства с Блоком (1901 г.). Вот оттуда из  Вступления. Сравните пейзажи, настроение.

«
     Большая луна плыла вдоль разорванных облак.
       То здесь, то там подымались возвышения, поросшие молодыми березками.
       Виднелись лысые холмы, усеянные пнями.
       Иногда попадались сосны, прижимавшиеся друг к другу в одинокой кучке.
       Дул крепкий ветер, и дерева махали длинными ветками.
       Я сидел у ручья и говорил дребезжащим голосом:
       "Как?.. Еще живо?.. Еще не уснуло?"
       "Усни, усни... О, разорванное сердце!"

       … И я наскоро собрал свою убогую собственность. Пошел отсюда прочь...
       Большая луна плыла вдоль разорванных облак...
       Мне показалось, что эта ночь продолжается века и что впереди лежат тысячелетия...
       Многое мне мерещилось. О многом я впервые узнал...
       Впереди передо мной на туманном горизонте угрюмый гигант играл с синими тучами.
       Он подымал синий комок тучи, мерцающий серебряными громами.
       Он напрягал свои мускулы и рычал, точно зверь...

        …И когда я плакал и рыдал о раздавленном гиганте, утирая кулаками слезы, мне шептали ветреной ночью: "Это сны... Только сны..."
       ..."Только сны"...
       Сокрушенный, я чуял, как дух безвременья собирался запеть свои гнусные песни, хороня непокорного гиганта.
       Собирался, но не собрался, а застыл в старческом бессилии...
     »

А главная героиня Симфонии – королевна,которая потом станет королевой – так и останется «безмужней девой».  Сравните ещё.
Вот Александр Блок ("том I"):

                «…Поклонись, царица. Царевне,
                Царевне золотокудрой:
                От твоей глубинности древней —
                Голубиной кротости мудрой.

                Ты сильна, царица, глубинностью,
                В твоей книге раззолочены страницы.
                А Невеста одной невинностью
                Твои числа замолит, царица.
                14 декабря 1902»

А вот Андрей Белый:

     «
     …старая королева, залитая атласной ночью, обратила взор свой к дочке. Она прощалась, собираясь в путь.
     Ветерок шевелил белыми, как снег, кудрями. И кудри струились. Ветерок принес из далеких чащ запоздалый привет короля.
     Старуха указывала рукой на далекие лесные чащи, и обе плакали. Потом старая королева говорила дочке своей: "Я знаю, что ты скрыла от меня".
И обе плакали.
     Потом старая королева говорила дочке своей: "Я уже давно приготовилась к этому: по ночам принимала тайные вести.
     "А теперь, когда это случилось в лесных чащах, мне больше нечего медлить. Но ты не плачь ни о мне, ни о короле...
     "Я поручаю тебя Вечности...
     "Уже не раз Она стояла меж нами в час печали. Отныне Она заменит тебе и отца и мать".
     Старуха дрожала. Из глаз струились слезы, а вокруг головы – кудри... Она вся заструилась и растаяла облачком.
     Над плачущей сиротой склонилась Ночь в виде бледной, строгой женщины в черном.
     Бледная женщина в черном целовала и звала на служение себе…»
»

     С 901 года прошло только восемь лет – Блоку тогда казалось, что прошла вся жизнь! – а здесь, среди северных сосен, всё по-прежнему:

     «…Деревья горевали. Облака, встревоженные и удивленные, тащились по вершинам сосен, словно клочки белой ваты.
       Всю ночь горевали и шумели на заре...
       Утром королевна вышла на вершину башни. Она узнала, что скончался отец.
       Сидя на перилах, тихо плакала о родном покойнике, а лебеди тянулись знакомой вереницей из далеких стран.
       Была юная весна.» 

                …И в этом гуле вод холодных,
                В постылом крике воронья,
                Под рыбьим взором дев бесплодных
                Тихонько тлеет жизнь моя!
                Март 1909

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – «Тихонько тлеет жизнь  моя! – Ср. в стих. "Весенний день прошел без дела ... ": "Я, не спеша, собрал бесстрастно  // Воспоминанья и дела ... "  Как и в других стихотворениях раздела "Возмездие", мотив недеятельного состояния сопровождает героя, утратившего высокие устремления.  Реминисценция из стих. Ф.И.  Тютчева "Как над горячею золой ... ": "Так грустно  длится жизнь моя ... "
     »


Рецензии