Климентьев день

К оконцу с веретёнцем сажает день Климентьев
И клином вышибает всю дурь из головы.
Зима… Работать надо!

8 декабря день памяти легендарного Климента I Римского, одного из апостолов «от семидесяти» и одного из первых христианских проповедников на Руси. Климент родился в 30-е годы I века в Риме в богатой семье его отца Фавста и матери Матфидии. Вскоре Матфидия с двумя старшими братьями Климента отправилась на корабле в Афины (Греция), но во время шторма их корабль затонул. Чудом Матфидия и её дети были спасены моряками с других судов, но мать осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья, а малолетние братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Отец малолетнего Климента, Фавст, отправился на поиски жены и детей, поклявшись не возвращаться в Рим, пока их не найдёт.

Климент усердно учился в Риме наукам и пытался разузнать, что же происходит с людьми после их смерти. Примерно в 54 году 24-летний Климент отправился в Александрию (Египет), чтобы разузнать о пришествии с мир Христа и слушал там проповеди апостола Варнавы. В Иудее он пришёл к апостолу Петру и принял от него крещение. Среди учеников Петра оказались пропавшие братья Климента, а во время путешествий Петра по Средиземноморью он встретился со своей матерью, а затем и с отцом. Семья воссоединилась и родители приняли крещение, стали христианами.

Климент, ближайший сподвижник апостола Петра, усердно постигал христианское учение и около 91 года I века, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь и прославился как мудрый «папа Римский». В период гонений римского императора Трояна на христиан Климент I был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы.

Вероятно в Инкерманских каменоломнях в окрестностях крупного античного города Северного Причерноморья – Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь) Климент обнаружил большое число ранее осуждённых христиан и продолжил апостольский христианский труд среди них. Благодаря стараниям Климента открылся водный источник близ каменоломен (Источник святого Климента в Инкерманском монастыре) и слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову (Крыму). Вскоре Климент крестил до 500 местных язычников и для них потребовалось строительство до 75 новых церквей, при этом языческие идолы были разбиты, а капища язычников – разрушены.

Римский император Троян направил в Херсонес своего посланника, который приказал привязать Климента к каменному якорю и утопить его в море. Однако море отступило от берега на 3 стадии (около 500 метров) и ученики Климента и люди нашли тело мученика Климента I. Ещё 700 лет подряд море ежегодно отступало от берега на несколько дней и обнажало островок, на котором был захоронен праведный мученик Климент.

В начале 800-х годов море перестало отступать, но около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия Блаженного и священников из константинопольского собора Святой Софии. Мощи Климента I были внесены в Херсонесский храм.

Легенда о Клименте начала складываться с I по IV век. Церковный историк Евсевий Памфил в IV веке сообщил о смерти Климента в 101 году, но не указал на его мученичество и святость. Впервые о святости Климента, но без его мученичества, сообщил Руфин Аквилейский в конце IV века. Впервые Климент был назван мучеником в послании папы римского Зосимы в 417 году. Впервые легенду об утоплении Климента пересказал Григорий Турский в VI веке.

В I веке древний Херсонес Таврический был суверенным приморским городом-государством (полисом), но в нём был сильный гарнизон Римской империи, охранявший интересы и права римских купцов и священников. Таким образом, Климент, вероятно, был сослан на каторгу в этот римский гарнизон и работал в местных Инкерманских каменоломнях.

В византийскую эпоху мощи святого Климента могли быть перенесены константинопольскими священниками (возможно, самим Константином-Кириллом) в Рим для примирения Византийской (Константинопольской) церкви с Римской Католической церковью, отождествив его с именем двоюродного брата римского императора Домициана и второго консула 95 года — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 году по приказу императора по обвинению в «безбожии и соблюдении еврейских обрядов», то есть за его симпатии к христианам или иудеям. При этом Домициан сам открыто прочил малолетних детей своего брата Флавия Клемента в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана.

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями, широко почитался на Руси, потому что его мощи были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом, якобы, совместно со святым равноапостольным братом Мефодием (легендарными создателями славянской азбуки) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года.

За то, что Константин-Кирилл лично перевёз мощи святого мученика Климента в Рим и передал папе Адриану II, тот утвердил богослужение на славянском языке и переведённые на славянский язык книги приказал положить в римских церквях. В конце 867 – в начале 868 года папа Адриан II устроил небывалое чествование святого мученика Климента I. Брат Кирилла Мефодий был рукоположён в епископский сан. До этого в Западной церкви «хвала Богу воздавалось только на трёх «священных» языках - еврейском, греческом и латинском.

Славянский церковный язык в Риме воспринимался как ересь и оба брата, Кирилл и Мефодий, были вызваны к престолу папы римского Адриана II, но «в честь обретения мощей Климента святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн» (в славянском переводе «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу», «Корсунская легенда»). Мощи святого Климента I Римского были перенесены в римскую Базилику Святого Климента и здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента I Римского была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. В 988 или 989 году по приказу русского князя Владимира Великим мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси:
«После всего этого (взятия Корсуни-Херсонеса) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе». Сын Владимира князь Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

В «Слове на обновление Десятинной церкви» XI века святой мученик Климент Римский «определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней».

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма. Часть мощей Климента была передана французскому епископу Роже Шалонскому, приехавшему в 1048 или 1049 годом в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля Генриха I. В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук видел близ Херсонеса (Севастополя) остров, «на котором находился знаменитый храм (святого Климента I Римского), сооруженный, как говорят, «руками ангельскими»…».
 
Памятник священномученику Клименту Римскому на одноимённом острове в Казачьей бухте Севастополя (территория танкодрома 810-й бригады морской пехоты Черноморского флота) был установлен в конце декабря 2019 и освящён 12 января 2020 года. Памятник архитектора Александр Тувахтуллин представляет из себя скульптуру святого Климента с крестом в воздетой правой руке; на шее у мученика – корабельный якорь.

Память о святом Клименте сохранена в имени одного из старейших мужских монастырей России, вырубленного в известняковых скалах Инкермана неподалеку от впадения реки Чёрной в Севастопольскую бухту. Фигура четвёртого папы Климента Римского помещена в герб города Инкермана, на территории которого расположен Свято-Климентьевский монастырь.

В русской народной традиции Климентьев день – это Клим Холодный и одновременно Святой Климент, один из самых первых почитаемых христианских проповедников Русского мира, автор двух канонических «Посланий» (Первое послание и Второе (проповедь) к Коринфянам), направленных им в качестве епископа Рима, христианской церкви в Коринфе (Греция) и в которых впервые была выражена идея апостольского правопреемства. Клименту Римском у приписывают авторство произведений: «Апостольские постановления» (около 350 года), «Восьмикнижие Климента» (657 год), «Климентины» или «Псевдо-Климентины» (письменные памятники древнехристианской письменности IV века), Два окружных послания «О девстве» (III век).
(Все приведённые данные о святом мученике Клименте I Римском из соответствующих энциклопедических источников в Интернете).

В Климентьев день (Клим Холодный, Клим-Морозник) молились святому апостолу Клименту I c просьбой защиты от болезней и сильных холодов (морозов): «Климент морозом у мужика слезу гонит». По обычаю в Климентьев день работали только натощак, так как продолжалась тяжёлая молотьба запасённых зерновых снопов. В этот день полагалось утром в церкви помолиться святому Клименту, поставить ему свечку памяти, а затем каждому заниматься своим делом дома, в хозяйстве. Женщины приводили в порядок жильё, готовили еду, а мужчины молотили зерно, ремонтировали инструменты, занимались домовым ремеслом.

На Климентьев день, когда мороз на Клима Холодного выбивал клином клин, женщины садились у оконцев, откуда шёл свет снега, за прялку, вязали или вышивали. Считалось, что такая смиренная освящённая Климентом работа пойдет всем на пользу, так как вязанные или вышитые вещи на ярмарках принесут в дом денежки или какой-либо товар. Вечера на Клима Холодного проводили в семейном кругу за неспешными мирными беседами, чтением жития святых, пением песен, а также «потешками и страшилками».

На Клима Холодного нельзя было поздно вечером выходить на улицу без надобности, потому что это опасно – можно простудиться и заболеть. Кроме этого в Климентьев день можно было встретиться с голодным волком, потому что люди, рождённые 8 декабря (25 ноября по старому стилю) приманивали к себе волков, не одного, а даже, возможно, стаю волков (отголосок легенды о преследовании мучителями святого Климента Римского).

В Климентьев день, по примеру праведного святого мученика Климента Римского, запрещалось: жаловаться на холод, потому что «трескуны» – злые зимние духи, могли наказать, наслать на людей порчу или болезнь; давать деньги в долг, потому что долг заморозится и вернётся не скоро, а дружба и участие людское растеряются; лезть в чужие дела, давать непрошенные советы, потому что можно остаться без денег и самой жизни. Тот, кто торопится и спешит в Климентьев день, у того дела пойдут плохо. Вот почему общий настрой в день Клима Морозного (Клима Холодного) – спокойствие, только спокойствие, и размеренность во всём.

В Климентьев день, 8 декабря, именины отмечают: Петр, Иларион, Иван, Виктор, Николай, Григорий, Климент, Павел, Александр, Кузьма. Люди, родившиеся на Клима Холодного, отличаются упорством и сильным характером. Они знают, как добиться цели и ведут за собой остальных.
(Использованы данные из книги Э.О. Бондаренко «Праздники христианской Руси» и статьи Екатерины Ивановой в сетевой «Учительской газете»).


Рецензии