Босоногое детство моё. Гл. 6 Фантастика в хуторке

 
Гл. 6    Фантастика в хуторке
 
Обнимая небо крепкими руками,
Лётчик набирает высоту…
Тот, кто прямо с детства дружит с небесами,
Не предаст вовек свою первую мечту.
Н. Добронравов
...................

        В наш класс буквально вбежал всегда невозмутимый учитель истории и географии Виктор Федорович Бозриков.  За партами мы заволновались. Он пару часов назад отчитывал в галдящем коридоре озорного дружка моего по кличке «Гален»:
      - Галеннов,  опять урок пропустил, кошек по клубу гонял!

А я-то за него завсегда переживал.

     Однако всполошенный учитель, размахивая руками закричал:
          -  Человек в космосе! Человек в космосе!
Мы недоуменно переглядывались.
     - Всем на улицу к громкоговорителю возле клуба! – скомандовал он.

         Нам лишь бы на уроках не сидеть и все посыпали туда. Да не только мы, повалила вся школа и степенные учителя!
         – Пожар, что ли? - лепетала малышня.
    - Конец света, дурилки! – болтали кто постарше,  награждая их щелбанами по затылку.

      Впереди всех чуть ли не вприпрыжку вышагивал длинноногий и взволнованный Виктор Федорович, мой любимый учитель. Я за ним, не отставая. Столпились мы   гурьбой  у столба, на котором  вверху висел большой алюминиевый радио громкоговоритель.

Притихнув, услышали торжественный голос диктора Юрия Левитана, сообщавшего о полете в космос на корабле «Восток» Юрия Гагарина.
Так звонкими весенними фанфарами прозвенел апрельский день, 12-е число, 1961 года!

 Спросите нынешнюю ребятню, чем  знаменит этот день? Вряд ли многие с ходу ответят, что это было великое мировое событие. Ибо сегодня все привыкли к космическим полетам,  а  ведь Гагарин -  наша российскую гордость, и детство первого в мире космонавта прошло в подобной нашей деревне Клушино.

      После его подвига загорелись наши мальчишеские сердца! Так замечталось и хотелось  стать космонавтами или, на худой конец, летчиками. И авиаторами     стали-таки  новокиевские парни! Как неунывающие, вдумчивые офицеры Володя Ступников, женатый после на моей однокласснице, отличнице Зое Лыгиной, как Александр Тараненко, уроженец х. Красавка, тоже одноклассник… Для  них была «самая высокая мечта – высота!» Да что там, о каждом, их непростой летной службе, и по хорошему, завидной  судьбе, можно написать увлекательную повесть!

    Конечно, тогда, в 1961 году не  ведомо было народу, что 20 апреля   своего человека в космос  намеривались  послать американцы. Поэтому   в СССР   старт поставили на упреждение, между 11 и 17 апреля, а кто именно ринется в космос, назначили в последний момент — выбрали Гагарина, а дублёром - Германа Титова.
А ныне, в острый период противостояний и СВО "кто, как вы думаете, первым полетел в космос 12 апреля 1961 года согласно учебникам Европейского союза? Европеец. И только в примечаниях мелкими буквами имя и фамилия — Юрий Гагарин. Причем без указания, что русский".

    Так вот, 12 апреля на нашем хуторе голос Левитана из громкоговорителя звучал также победоносно, как   раздавался в мае 1945-го, когда мой батя-офицер во Франции собирал по лагерям бывших советских военнопленных и угнанных граждан для отправки на Родину.

     Но у той истории есть чудесное продолжение, как связи времен и поколений. Это моя встреча с Юрием Левитаном.

       Насколько известно, Левитан  в 1965—1983 годах читал текст в телепередаче «Минута молчания». А на Всесоюзном радио вёл передачу «Говорят и пишут ветераны».
В то время голос Левитана по радио на слух  знали  люди старшего поколения и молодые.

А сталинградцы-волгоградцы, тем более. Ведь он озвучивал наш   мемориал Мамаев курган в творческом союзе с архитектором Е. В. Вучетичем и другими. А также участвовал в  съёмках хроникально-документального фильма «Страницы Сталинградской битвы». Эти записи хранились как «золотой фонд» в Комитете по телевидению и радиовещанию в Волгограде. 

      В   то время Юрий Левитан, видимо, находился в творческой командировке в нашем городе.

      Вместе со своим другом С. Кондрашенко, (нам чуть более тридцати лет) мы работали в аппарате облпрокуратуры, которая находилась в центре города, Общительный и расторопный Кондрашенко-«следопыт» прознал, что рядом, в гостинице «Волгоград» вечером в ресторане ужинает   Юрий Левитан.   Приняв там для храбрости там по сто грамм, по подсказке метрдотеля мы с бокалами подошли к столику в уголке, за которым сидел один в сером костюме при галстуке   Юрий Левитан. Мы сразу узнали его по фотографиям.
 Тихо звучала музыка, мимо сновали с подносами молодящиеся официантки.

    Несколько смущаясь, мы извинились и представились. Он улыбнулся, глядя на нас, молодых, и пригласил присесть. 
Пояснили ему, что наши отцы-фронтовики защищали Сталинград, и слушали его майское сообщение о Победе над фашистской Германией. И мы считаем за большую честь видеть и    говорить с уважаемым Юрием Борисовичем Левитаном. Наша служба   тоже  как передовая, только по борьбе с преступностью. Я набрался смелости и упомянул, что всей школой мы с восторгом в 1961 году слушали его сообщение о полете Юрия Гагарина в   Космос. Лицо знаменитого диктора осветилось улыбкой, он сказал, что лично знаком  и дружен с Гагариным.

     Левитан поблагодарил за  пожелания ему доброго здоровья, и мы все, по традиции чокнулись бокалами. Он лишь добавил, что на ночь не употребляет крепкие напитки и поднял за тост бокал с красным вином. Не докучая ему, мы поблагодарили и удалились, довольные нанесенным визитом замечательному человеку.  Когда я рассказывал о этой встрече, будучи в Новокиевке, то отец и мать, лишь удивленно слушали и одобрительно кивали головами.

      А вообще-то к полетам в Космос я приобщился рановато, с третьего класса - через фантастические рассказы, ну буквально годами  прикипел к той таинственной звездой бездне! Ведь в них  рассказывались и распахивались удивительные, ошеломляющие миры. Намного интереснее, чем на пыльных улочках и в колхозной   жизни степного хуторка, где гудели трактора, в полях шумели комбайны... Но меня как-то не увлекала техника, хотя без нее на селе никуда.

  Сделав быстренько уроки и дела по домашнему хозяйству, любил бродить по заброшенным багряным осенним садам, запорошенным снегом камышам, зеленым весенним балкам. Подмечать все вокруг, как дождь шумит и как снежинка тает, да читать стихи вслух о зиме, осени, природе. Пушкина, Тютчева, Фета, что учили в школе.

    Но как-то  в школьной библиотечке на переменке взял в руки  журнал с красочной, цветной обложкой  «Техника-молодежи». То был 1956 год. Ба, а нем авантюрно-фантастическая повесть  американского писателя Гамильтона   «Сокровища Громовой луны»! Так и впился  в нее глазами. Но тут прозвенел звонок на урок… О горе мне, расставаться с астронавтами, плывущими через море расплавленной магмы на шатком каменном плоту…

  Фантастика в книгах – это здорово! Она, мудрая богиня, будет не только развивать мой ум, но и приведет  в будущем  к встречам с земляками писателями-фантастами, известными на российском литературном небосклоне.

    Как переплетение судеб, это с А.Колпаковым, уроженцем села Мачеха, соседнего, Киквидзенского района нашей Сталинградской области. В те   мальчишеские    годы, в1960-м, взвился оглушительной ракетой и популярностью, его авантюрно-фантастический роман «Гриада». Неимоверный успех обеспечивал огромный тираж аж в 215 тыс. экземпляров! Комическая «Гриада» этого выходца из села, публиковалась   на разных языках за рубежом. Зачитывался "Гриадой" и я. Как раз, в те времена   мальчишкой побывал в Мачехе, въехав туда на  запряженной лошадью двуколке с мамой и бабой Мариной...

     С известным сегодня российским фантастом Сергеем Синякиным, детство которого протекало в поселке  Панфилово в двадцати км он нашего хутора,  мы служили  в органах и дружили в Волгограде.

 На сборах книголюбов в Волгограде встречались и обсуждали новинки с будущим «Фэном» номер1 Советского Союза. Активным и  широко известным среди почитателей и писателей этого жанра на всю Европу, даже в Америке, жизнерадостным и умницей не по годам Борисом Завгородневым. Более известным как «Завгар», и т.д.   О  них и других еще речь впереди.

      А на родине, в Италии, мэтра мировой фантастики и историко-приключенческих романов Эмилио Сальгари, в его средневековой Вероне,я очень мечтал побывать.   Приехал туда аж через сорок лет после того, как приобрел студентом в Саратове и прочитал  его  некоторые книги, напечатанные в  старой России до революции.

 Развивая кипучую деятельность, успел перед этим, как память и уважение к великому мастеру романтики, переиздать  в Волгограде  с Нижне-Волжским издательством, одними из первых в Союзе, ряд его остросюжетных сочинений - со своим статьей о нем, незаслуженно забытом в советское время…
У многих волгоградцев они ныне стоят в красочных обложках на полках.  Тираж каждой был, ой-е-ей, сто тысяч экземпляров. Это сейчас тираж в 5-10 тысяч крупнейших издательств страны считается заоблачным, запредельным.   

      Конечно, в сельском мальчишестве  космическая  фантастика, это замечательно!И мы, неугомонные искали ее не только в журналах и книжках, но и вокруг ... и представьте, что-то находили! На территории действующего завода присмотрели старый   локомобиль, ну точно  похожий, как   фантастических повестях Жюль Верна! Вот радости-то было тайком взобраться и полазить на нем!

Сам    маслозавод был  построен  после войны, где-то  в 1947-48 гг.  Для завода через  артезианскую скважину  с глубины этак 50-70   метров подавалась вода и грелась при помощи локомобиля для производства в больших чанах. В выделывалось на том заводе масло и сыр, брынза, казеиноый клей.

  Лихое место было выходит -этот завод!   Всем дел-забот хватало... И рабочим, и учащимся и нам, мальчишкам. Мы, пацаны, таскали оттуда, сквозь дыры в заборе какие-то старые железки, (чтобы не заметили, не дай бог, рабочие завода - скажут бате, а тот всыпет) и сдавали после сборщику из заготсырья "свату" Суховею, на телеге с сундучками дефицитных батарек, лампочек к фонарикам и т.п.

 В во дворе этот поржавевший локомотив! И возле него много железных труб и горы шлака. Этот шлак люди возили домой, смешивали с цементом и уже тогда (с кирпичем и доской в  степи было плохо) выливали вручную строительные кирпичи. Из них был домик у тёти Дуни Белой, через двор Дзима от нас. Григорий Сягайло, рабочий этого завода, при нас, пацанятах, делал на своем подворье что-то из таковых шлакоблоков...

Еще штрих... На уборку урожая в колхоз приезжали военные с техникой.
 И по какой-то договоренности дирекции завода и командиром (понятное дело, завод - это молочная продукция и по госценам дешевым для армии и можно подкормить худосочных солдатиков при этакой жарище) решили такое!

Чтобы качать воду напрямик из Нового пруда на завод - надо по центральной улице прорыть громадной землеройной военной машиной - длиннющую и глубокую траншею. Этак глубиной метра 2, чтобы вода не промерзала. Хорошо!

 Траншеята шла от завода по всей улице, мимо школы до клуба. Дорогу не перерывали – ездить-то машинам и телегам надо, да и скот гонять утром-вечером. Далее траншея продолжалась между домов П. Даниленко и Ф. Мостового вниз к пруду. Она метров 30-50 не доходила до берега пруда. Там всегда был вольный проезд, дорожка шла мимо их огородов. Все ходили по ней купаться, пацаны ездили вниз к пруду на великах. Было удобно, кучковались у клуба и тут же по этой дорожке шли вниз к пруду на пляж свой купаться-загорать. Ходили и взрослые мужчины.

На радость нам сделали эту траншею как противотанковый ров. Ибо мы с ночью с фонарями и без, в глухой темноте пробирались по этой траншее и, завидев идущие из клуба после кино-танцев довольные парочки, начинали из той траншеи, как из-под земли неожиданно выть, гавкать, охать. И убегали дальше по той траншее. Народ пугался, смеялся и успокоившись шел дальше. А тут мы их вновь неожиданно поджидали - и начинался переполох, так как кто-то из мужиков кидался за нами, нарушителями спокойствия. А  мы, не на шутку теперь сами испугавших их тумаков - давали дера, пырская из той длиннющей траншеи, что твои зайцы, кто куда.

Затем в злосчастную траншею опустили асбестоцементные трубы под воду и  всем дело и закончилось... Ибо осенью вдоль рва того по улице было не проехать не пройти, а чтобы в него не упасть детям при подходе в школьный двор  - кинули поперек несколько скользких, в глине досок.

 Было страшновато переходить, чтобы не  ухнуть вниз в жидкую глиняку на дне. Говорят, кто-то из малышни сваливался... Через долгое время траншею загребли бульдозером.

 Но была ли подача из пруда воды в маслозавод - такого торжественного пуска я, пацан, не помню. Или его вообще не было или... забыли нас, самых "активных" пригласить.


                правка 18 марта 2023 г.
 на фото Ю.Гагарин и Ю.Левитан

  Продолжение следует…  гл. 7 Хлопчики, ребята...   http://proza.ru/2022/12/13/793


Рецензии