История православия на Енисее

 В книгу «400 лет Красноярску. Православие».

                История Православие на Енисее.

 По неподтвержденным документально  данным Православие на Енисей пришло почти 450 лет назад. Официально оно начиналось с Енисейского острога. Примерно через десяток лет после него построили Красноярский острог. Красноярск из-за размещения на перекрестке всех дорог, развивался быстрее и энергичнее своего отца - Енисейска. Мы будем говорить об истории Православия на берегах Енисея как о развитии края, Сибири, России. Естественно, когда создавалась Красноярская и Енисейская, потом ее стали называть Енисейская и Красноярская епархия, на вечное житье ей определили Красноярск. Енисейск столицей епархии уже не рассматривался. Не в том месте рожден.
Считается, но доказательств этой версии я пока не нашел, что первым принес православие на среднее течение реки инок Тимофей (Иванов) в 1598 году. Хотя отцами Енисейска, возможно, и были монахи.
 По другим данным в 1592 году. Об этом писал в своей книге «Краткая летопись Енисейской губернии 1594 – 1893 годов» А.И. Кытманов. Судя по всему у него русифицированная фамилия, а настоящая Кытман. О Сибири он писал путанно.
   Якобы Тимофей  построил себе на месте нынешнего Енисейска келью и молился, проповедовал христианство. Потом, как говорят разные варианты исторических версий, к нему стали селиться единомышленники, так и образовался Енисейский монастырь. Выходит монастырь был образован на двадцать шесть лет, а то и раньше, самого Енисейского острога. В истории Приенисейского края этот факт почему-то ни где ни как не подчеркивается. Жаль. Возможно, я просто не смог найти в архивах известные многим документы. Но книги Саввы Осипова, дьяка Сибирской епархии, у меня есть. Ничего не говорит об этом и лучший историк Приенисейского края, ныне покойный Леонид  Васильевич Безъязыков. Вот кто был гений от истории. Ему никто так и не дал научного звания. А сделал он намного больше, чем все наши академики от истории вместе  взятые.  Изначальную  историю Енисейска, а потом Красноярска, Леонид Васильевич  знал как «Отче наш».
 И у  Безъязыкова  я тоже про Тимофея ничего не вычитал. Особенно по датам. Но  узнать истину хочется. Прежде всего, понять, откуда на место нынешнего Енисейска пришел инок Тимофей, с братией? Приплыл на дощанике из низовьев реки? Или добирался через Маковский волок? И может он пришел один?  Сама церковь считает так.
 Слишком уж ранние годы появления на берегах Тимофея, как об этом пишут, в частности, протоиерей Геннадий Фаст из Енисейска. Но Фаст опирался на книгу Кытманова, в которой дата есть, а где она взята – ни слова.
 Так вот, с его слов якобы закипает истина, что Тимофей тут жил, когда о Томске ещё никакого разговора не велось. Томск был основан только в 1604 году. 17 сентября 1604 года завершилось строительство Томского острога. Пусть Томск от берега Енисея, где поселился Тимофей, почти за семьсот километров, он бы все равно служил какой-то защитой Тимофею. Тимофей в физической защите, я уверен, остро нуждался. Но ведь Томска еще не теплилось. Тобольской епархии – тоже. Значит, Тимофей двадцать  шестнадцать лет защищался только молитвами…
 Из красноярских исследователей последним историю Православия на Енисее пытался писать протоиерей Геннадий Фаст. Его книга «Енисейск православный» неплохо наполнена фактами и достаточно интересна для чтения. Он тоже  утверждает, что инок Тимофей поселился на месте будущего Енисейска в 1892 году. Многие исследователи считают более реальным сроком 1598 год, хотя и эта дата мною  ставится под сомнения. Считаю, что и она взята с потолка. Ни где, ни каких данных о пребывании Тимофея в московских монастырях, других городах Московии я не нашел. Может, со временем кому-то повезет больше.
 Первая цифра -  1592 год? Скорее всего, и эта дата -среднепотолочный факт. Кто-то из исследователей плохо написанную цифру восемь к себе в блокнот переписал, как два, и пошла ересь гулять по диссертациям и статьям.
 Возьмем даты рождения сибирских городов. Тобольск был основан в ноября 1587 года. Это бывший татарский городок. Татарами тогда звали всех, кто тут жил. Городок назывался местными жителями Сибирь, он же Искер, он же - Кашлык. Первым его занял Ермак, потом татары отбили его у казаков, два года город был под их подчинением, а затем снова, на этот раз навсегда, перешел в царство Московское.
 Тобольск поставили в семнадцати километрах ниже Кашлыка по Иртышу, недалеко от Устья реки Тобол. Вернул Московскому царству город письменный голова Данила Чулков со товарищи. А Тобольская епархия была образована царем Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом только в 1620 году. Позже основания Енисейска.
 Первым епископом Сибирской епархии был Киприан (Керн). Он, конечно, знал о существовании в Енисейске неофициального монастыря. При условии, что этот монастырь действительно существовал. Сам Енисейск уже стоял, а братия жила тут минимум с 1598 года. Вроде так следует складывать фундамент православия на Енисее. А вот фамилии тех епископов енисейский, которые правили после Киприана.

* Никодим (Казанцев) (18 сентября 1861 — 6 апреля 1870)
* Павел (Попов) (10 июня 1870 — марта 1873)
* Антоний (Николаевский) (31 марта 1873 — 14 мая 1881)
* Исаакий (Положенский) (30 мая 1881 — 8 марта 1886)
* Тихон (Троицкий-Донебин) (8 марта 1886 — 28 марта 1892)
* Александр (Богданов) (28 марта 1892 — 30 апреля 1894)
* Акакий (Закланский) (30 апреля 1894 — 28 октября 1898)
* Евфимий (Счастнев) (28 октября 1898 — 9 января 1913)
* Никон (Бессонов) (26 января 1913 — 25 июля 1917) отрёкся от священного сана[6]
* Назарий (Андреев) (25 октября 1917 — 1922)
* Зосима (Сидоровский) (1919) в/у
* Амфилохий (Скворцов) (8 марта 1925 — апрель 1928)
* Никон (Дегтяренко) (5 октября 1927 — 3 февраля 1928) в/у
* Димитрий (Вологодский) (3 февраля — 10 сентября 1928) в/у, епископ Минусинский
* Мелхиседек (Паевский) (10 сентября 1928 — 17 мая 1931)
* Димитрий (Вологодский) (16 июня — август 1931) в/у, епископ Минусинский
* Павел (Павловский) (11 августа 1931 — 11 июня 1933)
* Антоний (Миловидов) (16 июня 1933 — 3 мая 1934)
* Феофан (Еланский) (23 апреля 1934 — 9 сентября 1935)
* Серафим (Зборовский) (9 сентября 1935 — 1 апреля 1936)
* Сергий (Куминский) (1 апреля 1936 — 11 декабря 1937) временный управляющий, епископ Ачинский

Енисейская епархия
* Никодим (Чибисов) (30 мая 2011 — 30 мая 2014)
* Никанор (Анфилатов) (22 июня 2014 — 28 декабря 2018)
* Пантелеимон (Кутовой) (28 декабря 2018 — 1 сентября 2019), временно управляющий митрополит Красноярский
* Игнатий (Голинченко) (с 1 сентября 2019)


 Сразу появляется вопрос, кому подчинялся Тимофей с братией, которая селилась рядом с ним. Не Московская же патриархия отправляла его на дикий и никому неизвестный берег Енисея? О котором и сама патриархия ничего не ведала. Если Тимофей действительно реальное лицо, то место на берегу Енисея под келью для себя он выбирал сам. А вот куда ехать конкретно на Енисей ему кто-то наказывал. Место-то само по себе интересное. Экономически важное. Сюда выходил Маковский волок.  Все что шло и ехало у Китай, на Амур, в Забайкалье, проходило мимо Тимофея.
 Я пока не могу разобраться кто им командовал? Не нашел ни одного документа. Сам Тимофей сорваться невесть куда не мог. Уж слишком далекий и глухой край. Да и в церкви дисциплина всегда была и есть строже, чем в армии. Собрался в отдаленную пустынь – доложи епископу. Благословит – слава богу, а нет прижми зад и молись на месте.
 Хотя первое строение Тобольска, когда письменный голова Данила Чулков отбил Тобольск у татар, была Троицкая церковь. И мыс, на котором стояла церковь, до сих пор зовут Троицким. Но вряд ли в Троицкой церкви в то время хорошо знали, что такое Енисей.
 Значит, Сибирская епархия ни как не могла благословлять инока Тимофея на подвиг возведения кельи на берегах дикого в то время Енисея. И священнослужители города Тобольска – тоже. Не сходится по времени. Повторимся, и сам бы он без благословения никуда бы не пошел. Кто мог его благословить? Томские священники напрямую подчинялись Москве. Они могли. Но Тимофей-то тут жил за десять лет до основания Томска?
 Многочисленные экспедиции казаков на север Енисея в это время шли постоянно. Мангазею поставили в 1601 году. Через Мангазею промышленные люди ходили и в низовья Оби, и на Енисей. Собирали ясак, крестили, подводили небольшие племена под высокую государеву руку.
Еще до 1598 года русские промышленные люди из Березова и Тобольска проникали в низовья Пура и Таза и собирали в свою пользу ясак пушниной с самоедов и остяков, сказавшись им царскими служилыми людьми. Московское правительство в 1598 послало Федора Дьякова с двумя целовальниками для исследования севера обского и енисейского бассейна. Хотя тогда таких слов не знали. Поехали в низовья Оби и Енисея. Тимофей мог быть с ними, мог и направиться на место будущего Енисейска. Тогда 1598 год – дата вполне оправдана и хотя бы теоретически к чему-то привязывается.
 Казаки, впервые побывав на Енисее, привезли ясак в царскую казну. В 1601 году основана была Мангазея, в 1607 г. — Туруханское зимовье. В 1610 году мангазейцы проникли в самые низовья Енисея до его устья и затем до реки Пясиной. В 1614 году на всю низовую и пясинскую самоядь наложен был ясак. Открытие водяного пути из Тобольска по Оби и Кети к Енисейску, а также занятие Приленского края возвысило Туруханск и Енисейск. В 1785 году Туруханский край назначен был уездом, который в 1822 году упразднен и в 1827 году присоединен к Енисейскому округу, составив в нем особое отделение с приставом во главе.
 
В первой четверти семнадцатого века принял мученическую кончину, а в середине XVII века был прославлен в ней, первый на енисейских берегах местночтимый святой мученик Василий Мангазейский. В 1618 году заложен небольшой острог, ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири и Дальнего Востока - Енисейск. Здесь были основаны Свято - Спасский мужской и Свято-Иверский женский монастыри.
 Основан женский монастырь в Енисейске в 1623 году игуменьей Параскевой (Племянниковой), прибывшей в Сибирь из Нижнего Новгорода. Расположен сейчас в самом городе при впадении речек Мельничной и Лазаревки в Енисей.
Изначально монастырь назывался Рождественским, как и главный храм, сгоревший в 1673 году. Через год на его месте построили деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией матери.
В 1758 году вместо прежней деревянной Христорождественской церкви при монастыре открывается каменная, в 2 этажа и 6 приделов.
В 1829 году женский монастырь получил от царя Николая 1 пособие в 4000 рублей. Громадные деньги, по тем временам. В 1842 году игуменья Евгения (Старикова) основала золотошвейное дело. Некоторое время в обители жил местночтимый святой Даниил Ачинский. После своей смерти в 1843 году он был погребён в монастыре.
Пожар в Енисейске 1869 году уничтожил все строения в монастыре. Погибли шесть монахинь. Через два года игуменьи Афанасии. (Потемкиной) удалось восстановить обитель и построить новую церковь в честь Иверской Божией матери. С тех пор монастырь получил новое название — Иверский.
К концу XIX века в монастыре была церковно-приходская школа, больница, около 60 монахинь и послушниц.
В 1920 году с целью сохранения монастыря монахини открывают в нём сельхозпроизводительную артель, однако в 1923 году красные бандиты его окончательно закрывают. В источниках я конкретно ничего не нашел о монахинях, что с ними стало? Это мне на сегодня не ведомо. Но, зная красных, думаю, что эти женщины перетерпели муки неописуемые.
 Здесь  у  меня свой пример.  У нас в Татьяновке примерно с 1920 - 21 года жил свой монах, кто-то из Туговых. Не знаем ни имени его, ни отчества, ни монашеского имени. Точно известно, что он был Тугов. Он с ранней юности ушел в Енисейской монастырь и жил там с братией. Когда монахов расстреляли, а кого и утопили в Монастырском озере,  монастырь закрыли, этот монах вернулся в  Татьяновку. Но не озлобился, не затаился. В «политические разговоры» с деревенскими мужиками не встревал.   Крестил детей, взрослых, поил святой водой, отчитывал умерших,  правил ещё какие-то службы. Жил в заброшенной избушке на окраине деревне. Но татьяновцы его подкармливали. Кто-то из деревенский пропойц донес на монаха, дескать, устроил в деревне церковь.  Из района приехали с пистолетами, посадили монаха в ходок, больше его никто не видел. Но мои отец и мать рассказывали, что видели его и помнят. Арестовали монаха уже в тридцатых годах.
  Место, где он жил в избушке, чуть на отшибе от деревни, возле нашего дома. Зовется оно Кутком, это моя родина. Нас, из-за монаха, звали церковниками. Сначала  кутковцами, а затем церковниками. Прозвище это  живо до сих пор. Само же предание о монахе постепенно забывается. 
Для восстановления в 1998 году женского монастыря в Енисейск прибывает матушка Варвара. В 2002 году начал действовать восстановленный Воскресенский храм, также ведутся службы в Иверской церкви. На сегодняшний день в нём живут семь, может больше  монахинь
 Значительную роль в православном миссионерском служении северных территорий Енисейской губернии играл Свято-Троицкий мужской монастырь. Бывшее село Монастырское, ныне - Туруханск, место паломничества к святым мощам мученика Василия Мангазейского. В двадцатые годы двадцатого века мощи его временно утеряны, в середине 90-х годов были вновь обретены.

1598 год интересен нам с вами, потому что по одной из версий инок Тимофей в это время и прибыл на место нынешнего Енисейска. А Тобольская администрация должна была получить уведомление об экспедиции Федора Дьякова.
 Думаю, были в тех, северных, а потом и в наших местах, проповедники христианства из Руси значительно раньше нашего мифического Тимофея. В рукописях того времени это упоминается, и не раз. Духовно в путешествиях казаков окормляли монахи, куда без них. Вряд ли семейные батюшки могли уезжать в трех-четырехлетние командировки в Сибирь. А то и лет на  пять-шесть. Вернулся, а у тебя к своим пяти чадом добавилось ещё три – четыре и все зовут тебя папой. По этим и другим причинам сопровождали отправляющих в походы монахи. Все духовное окормление воинов ложилось на плечи и головы монахов.
 Проповедники призывали в христианство горячим словом, а иногда и пищалью с саблей. Но людей крестили, благословляли, число христиан на Севере Приенисейского края полнилось. Естественно, и Тимофей, и его сотоварищи из Мангазеи посылались кем- то в дикие места, их кто-то благословлял. За всем этим мы видим церковь, которая в те времена активно занималась строительством Отечества. Слава богу, и нынче – тоже.
 Во вторых, пишут не вдумываясь, что к Тимофею стали приходить единомышленники из центральной России и селиться рядом с ним. Но как они могли сюда пройти, если кругом были только немирные племена. Качинцы, аринцы, тунгусы, буряты, киргизы, калмыки. А ни Томска, ни Туруханска, ни даже Мангазеи не теплилось.
 Только сборщики дани от джунгаров, да те же киргизы, гуляли дружинами по местным тропам. Киргизы сами платили дань джунгарам, черным калмыкам, но собирали ее с малочисленных племен на берегах Енисея. Какая разница этим племенам, паломник ты или нет, монах или только собираешься им стать. Аркан на шею и в рабство. Отдать раба, это тоже расчет со сборщиками дани. Можно оставить и себе рабом молодого здорового человека. Так что конкуренция за выживание была жесткая. В первую очередь безвинно страдали появляющиеся на тропах люди.
 Гадать сегодня трудно. Если Тимофей действительно молился на берегу Енисея, то почему его никто не трогал? При случае к нему приходила братия и оставалась на вечное поселение, значит, у него был монастырь или что-то на его подобие. Монахи же как-то находили возможности общаться с московским патриархом Филаретом. Самостийности их никто бы не потерпел.
 Но как братия добиралась к Тимофею? Только через нижний Енисей? Тогда еще вопрос: от кого братия узнавала, что Тимофей один-одиношенек молится на диком берегу Енисея? Ворон разносил почту?
 Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «...пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог... ставили». Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким, позднее Енисейским острогом.
  Сначала они срубили небольшой Маковский острог на берегу  Кеми, потому что в последствии все снабжение Енисейска, Красноярска, Томска шло через  Маковский волок. Грузы здесь лежали месяцами, а может и годами. Их нужно было где-то хранить, а главное – охранять. Местные племена нападали на казаков во время строительства и Маковского острога, и, тем более, Енисейского. Вот и подумайте, мог жить Тимофей двадцать шесть лет один или с братией на месте будущего Енисейска.
 Острог был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалеку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство «промысловые и гулящие люди», начал расширяться, постепенно «сползая» с холма. Енисейск быстро превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев. Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семен Дежнев. Казаком с Енисея был Савва, пожалованный Москвой дворянином, за подвиг во время плавания с Берингом по Курильский островам. Но так случилось, что епархии сначала открылись в Иркутске, потом Томске, а уж после этого руки патриархов Московских дошли до нас.
 По благословению архиепископа Сибирского Киприана спустя пять лет от основания Енисейска, при воеводе Якове Хрипунове, был освоен женский монастырь, названный сначала Христо-Рождественским, а позднее – Иверским. Игуменьей монастыря с 1623 года по 1643 год была Параскева (Племянникова). С 1664 года игуменья Стефанида, а также монахини Вера и Марина. С 1681 года игуменья Агриппина, вдова Сальникова.  С 1683 года игуменья Феодора (Волкова).  С 1704 года игуменья Анастасия (Мещерская). Затем наместница Софья. С 1713 года  игуменья Иулиания.  С 1742 года игуменья Марфа (вдова Черницкая). После нее игуменья Иустиния. С 1754 года игуменья  Анфиса ( Протасова).  С 1776 года игуменья  Иулиания. С 1793 года Игуменья Прокла С 1815 года Деввора  Сегодня женский монастырь в Енисейске - одно из достояний культуры нашего края и России.
 В 1642 году, на высоком холме в полукилометре от Енисейска, был основан Спасо-Преображенский мужской монастырь.
 Но поскольку в 1592 или в 1598 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей, в миру Иванов, вокруг которого, якобы, собралась небольшая монашеская община, то в 1642 году монастырь был не основан, а лишь получил утверждение от Тобольского архиепископа Герасима.
 - В одной челобитной енисейцев, - пишет А.И. Кытманов в книге «Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594 – 1893 годов», -  указывается, что монастырь построен в 1693 году. Братия монастыря в 1679 году удостоверяла, что монастырь строил черный поп Феодосий, но в каком году и по какому указу не знает. Архимандрит Афанасий считает первым настоятелем Варлаама, за ним следовали игумены Леонид,  Леонтий, а с 1689 года  архимандриты: Матфей, Никифор, Александр, Адриан, Феодосий, Гавриил, магистр  богословия  Афанасий (1861), Филарет. После Филарета монастырем управляли игумен Алексий, архимандрит Савва, а в промежутки между их назначениями монастырем  заведовали священники приходские и соборный протоирей.
   Дату строительства Енисейского монастыря мы сегодня знаем точно.  Наши знания шире и глубже, чем они были у Кытманова. Но впереди у историков долгая и кропотливая работа по документальному подтверждению сказанного. 
Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным - ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода из-за малочисленности братии. По этой причине все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах началось каменное строительство.
Первым каменным сооружением монастыря стал величественный Спасский собор. Он был освящен в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.
 К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря - местночтимая икона «Спас Нерукотворный».
В 1780-1800 годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785-1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных чудес Енисейска.
 В 1859-1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. Монастырь окружала наполовину каменная, частью деревянная ограда протяженностью 590 метров.

Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. Еще с 1780 года при нем существовало «училище для всех сословий», преобразованное в церковноприходскую школу.
Монастырь сильно пострадал в советское время. Было уничтожено все внутреннее убранство церквей, разрушена часть зданий, а уцелевшие здания повреждены. А вот некоторые факты о наших монастырях, взятых мною из книги публициста А. И. Кытманова.

 - Спасский монастырь становится значительным  в  ряде других
сибирских  монастырей. Архимандрит Матфей пожалован белой
«шапкой». В Сибири архимандритов в «шапках» (митрах) учинено
только два. На время им даны шапки из Софийской ризницы, а затем по
их челобитным о построении им «шапок» и «сулков» на счет казны. Каждому дано на «шапки» и сулки по 50 рублей. Спасский монастырь построен на высоком месте около Енисейскова острога, за болотом. От монастыря до болота считалось 192 сажени. На горе же, где стоял монастырь, находился житный двор с казенными хлебными запасами. За монастырем шли пашенные земли десятин шестьдесят. Монастырь владел землями по Усолке, Тасеевой, Ленивце, ниже Зырянки в Потаповской, Пучеглазовой, на Стрелке и ниже Сполошнова Луга. Монастырь имел 3 мельницы, а на реке  Усолке варницы.
     Когда воевода князь Барятинский  получил указ об отписании
на государя монастырских земель, которыми владел монастырь без
государевых указов, он отписал  все земли Спасскова монастыря.
Архимандрит Матфей с братией доказывали, что монастырь владеет
землями по государевым грамотам, по отводным  данным, закладным
и другим  крепостям.
   - Государева жалования — писали монастырские  челобитчики —
монастырь не получает и только на вклады может содержать 45 старцев,
29 бельцов, и увечных, и слепых. Монастырь имел 157 вкладчиков,
которые или состояли на государевой службе, или «тягло тянули»,
крестьянское или посадское.
   Енисейские «жилецкие» люди, вкладчики и не вкладчики, поддержали челобитье архимандрита и писали, что монастырь
построен для прибежища и душевного спасения их, престарелым
и увечным сиротам и для «смертнова времени». На их вклады деньгами
и пожитками построены в  монастыре две церкви. За вклады игумены дали
им «вкладные», чтобы в том монастыре их, старых и увечных,
постригать и покоить до смерти.
Женский монастырь стоял за острогом, на посаде за речкой
Мельничной. Монастырю принадлежала деревня вверх по Енисею в  Елане
выше Казачьего Луга, а в ней 2 двора монастырских и 25 крестьянских,
а те крестьяне пришли за тот монастырь из поморских городов. Во всех
деревнях женскова монастыря записано по переписным книгам  пахотной
земли 628 десятин, выпаханной 131, сенокосной 88 с половиной, скотского
выгона. Старицы не могли показать, сколько они получают со  своих
крестьян денег, хлеба и соли, приходных книг они не вели. Всех
стариц в монастыре было 26, каждой давалось из монастырской казны
ржи и яров  по 40 пудов в год. Монастырь имел две мельницы.
    Туруханский Троицкий монастырь владел заимкой на Енисее против
Казачьего Луга, да в закладных и поступных деревнях на Казачьем Лугу
и в Штинниковой земле. На Усолке монастырь имел усолье и варницу,
и земли пашенные и сенокосные. Усолье-соляные варницы со всеми
угодьями продали монастырю в 1677 и 1678 годах  енисейские посадские люди Тихоновы за 1250 рублей, поэтому при отписке земель на государя усолье оставлено во владении чёрного попа Тихона с братией. В этом году Тихон наварил соли  6735 пудов, от которой взял пятинной пошлины 1347 пудов.  Тихон в челобитной пишет, что он с братией построил в
1660 году при устье Троицкой Тунгуски обитель, построили церковь и
приобрели постепенно земли против Казачьего луга, вверх по реке Зырянке, железные рудники, заимку на Казачьем лугу.   
     Мощи Василія Мангазейскаго более и более возвышают
значение монастыря в глазах верующих. С  этого года началось
иконописание Василия Мангазейскова.
  В женском Рождественском монастыре  устроено было особое тюремное отделение с железными решетками для помещения важнейших преступниц. Здесь было в заточении много сосланных за чернокнижество. В застенках
совершались пытки и казни на особом дворе, где по преданию, сожжено
несколько человек на кострах за знакомство с нечистой силой.
   (Но этому можно и не верить. А.И Кытманов, как историк и публицист, отличался большой нелюбовью к церкви. Он же из тех, кто вечные революционеры.  По-моему, он и тут сильно фантазирует. Примечание А.П. Статейнова).
  В разное время в женском монастыре содержалась семья боярина Матвея
Пушкина. Невестка гетмана Самойловича, урожденная Швейковская. А
позже дочь казненнова министра Волынскова  -  Мария. Когда последнюю
привезли в Енисейск, архимандрита в городе не было, и ее постриг в
монахини иеромонах Гавриил с наречением Мариамною. Впоследствии
она перешла в Киевский монастырь.

Важное значение Енисейска, как пункта для распространения
и укрепления православия в крае, видно из того, что на Соборе в Москве
предположено было открыть в нем особую архиепископию, хотя
предположение это не осуществилось. Случаи принятия православия инородцами по своему желанию были редки.
  В этом отношении интересный случай был в Енисейске. Татарин хотел креститься, но откладывал. Почувствовав приближение смерти, он вспомнил об этом. В это время он был с сетями на острове, оттуда и послал своего работника за священником Дмитрием. Священник долго не соглашался крестить татарина, потому что он  должен был наставлять его предварительно в течение 6 недель.
Наконец священник внял мольбе татарина и крестил его. Приняв
крещение, татарин вскоре умер, выразив перед смертью желание быть
погребенным около церкви и завещал священнику своего коня.
После Тихона Туруханским монастырем управлял игумен Исаія. С 1686 года архимандриты Гавриил, следующий Гавриил, Лаврентий, Димитрий с 1734 года, Лаврентий вторично. С 1743 по 1746, Амвросий. Игумены Феофил, Михаил. С І783 года -  Феофилакт, с 1800 года Иувеналий. Он скончался в 1810 году.  Тихон в 181З году, уволенный по болезни.
Ксенофонт, переведенный в 1819 году в Енисейск. До 1822 года.
   Возрождение  Красноярской  епархии началось в 1990 году. Шестого декабря 1990 года, епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил во вновь открытой обители первое архиерейское богослужение.
Об условиях, в которых возрождалась жизнь монастыря, есть документ, направленный епископом Антонием в адрес местной власти, «контролирующей» восстановление обители.
 - Указанное здание, десятилетиями не привлекающее вашего внимания и фактически на ваших же глазах все более и более теряющее свой архитектурный облик, получено монастырем в таком варварски изуродованном состоянии, что налагать штрафы за все это варварство, просто не имеет смысла. Как не имеет смысла препятствовать монастырю мало-мальски приспособить помещения для жизни в нем, что и делается.
 С 1990 года обязанности наместника исполнял иеромонах Мефодий (Есин). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 3 августа 1992 года иеромонах Мефодий был утвержден наместником возрождаемого Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске с возведением в сан игумена. Скончался отец Наместник 3 октября 2005 года, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после тяжелой болезни, на сорок шестом году жизни. Вместе с тогдашним игуменом монастыря Никанором мы были на могиле Мефодия. Поклонились светлому имени в истории православия Приенисейского края.
Учредить Енисейскую епархию положено было еще на московском соборе 1681 года, но в силу случайных причин, епархия учреждена только в 1861 году, а до этого времени ее территория принадлежала сначала к епархиям Тобольской и Иркутской, потом к Иркутской, и, наконец, к Томской.
В 1861-1934 годах Красноярская епархия именовалась Енисейской и Красноярской. Позднее — Красноярской и Енисейской.
Пространство епархии было в 2246627 квадратных верст, население 623494 человек. Приходов 222, монастырей 7, в том числе один архиерейский дом и один скит, он стоял неподалеку от нынешнего Дивногорска. Церковных библиотек 207, церковно-приходских попечительств 37. Церковно-приходских школ 203. Семь двухклассных и 196 одноклассных. В Красноярске Духовная семинария, Духовное училище и Епархиальное женское училище.
Первый енисейский правящий архиерей — преосвященный Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития Епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории Приенисейского края, в том числе — о святом мученике Василии Мангазейском и рукописных дневников. Говорят, ныне готовящихся к публикации.
 Последующие архиереи продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории Епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 году в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.
События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь Епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих. Но всех активных убили сразу, на месте. Остальных отправили в лагеря, где они и погибли от голода и издевательств.
В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 года и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Аpхиеpейского Собоpа 2000 года было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919).

По времени окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой. Объектом «национализации» стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 года. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались.
После 1922 года Енисейская епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края, по возможности, поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов. На непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 году во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская епархии и их немногочисленные приходы.
Как и по всей стране, уничтожение православия усилилось в тридцатые годы, в результате чего к началу Великой Отечественной войны были закрыты практически все храмы на территории Красноярского края. До 1938 года руководство церковной жизнью осуществляли временно управлявшие епархией архиереи. Последний временно управлявший епархией владыка Сергий (Куминский), епископ Ачинский, был арестован в ноябре 1937 года. Большинство представителей красноярского духовенства были арестованы, другие вынужденно пребывали «за штатом» и «на покое». Архиерейским Собором 2000 года были канонизированы принявшие мученическую кончину в период репрессий 30-х годов ХХ века епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов, 1885-1937) и протоиерей Николай Казанский(1874-1942).

Изменение государственной политики по отношению к Церкви, произошедшее в воды войны, позволило начать восстановление церковной жизни на территории епархии. Первым из красноярских храмов вновь открылся храм-часовня святого Николая Мирликийского на Николаевском кладбище в Красноярске; в нем проходили богослужения, возглавляемые святителем Лукой (Войно-Ясенецким), назначенным на красноярскую кафедру в 1942 году и занимавшим ее до начала 1944 года. Уже после отбытия архиепископа Луки к месту нового служения в Тамбов, был вновь открыт старинный Свято-Покровский кафедральный собор. Постепенно стали открываться приходы в других городах и районах края.
После непродолжительного периода временного архиерейского управления приходы епархии вошли в состав соседних епархий. По большей частью они были объединены в Красноярское благочиние в составе Новосибирской епархии. Большая часть открытых и построенных на красноярской земле в послевоенные годы храмов была вновь закрыта во времена новых атеистических гонений при самодуре Никите Хрущеве. Церковная жизнь в действующих приходах епархии продолжалась при окормлении немногочисленных пастырей, их и их паствы молитвами и трудами. Среди восстанавливаемых ныне имен этих подвижников многим особенно памятно имя архимандрита Нифонта (Глазова) (1919-2004 гг.), бывшего в 60-70 годах прошлого века благочинным красноярского округа, духовно взрастившего несколько поколений красноярцев, в числе которых есть и немало священнослужителей.
В результате многолетней борьбы государства с Церковью, к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси в крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов. Современный этап в истории епархии и ее возрождение после семидесятилетнего периода атеистического безвременья начались в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии и назначения 20.07.1990 года на красноярскую кафедру епископа Антония (Ивана Ивановича Черемисова). В его адрес можно сказать много добрых слов.
К моменту открытия Красноярской епархии в нее входили выделенные затем в отдельные епархии приходы Кемеровской и Хакасской автономной областей. За прошедшие годы в Красноярской епархии восстановлено и построено более 210 храмов, молитвенных домов и часовен. Возведенный в конце ХХ века Свято-Крестовоздвиженский собор города Лесосибирска — один из самых больших храмов Зауралья. Храм это и размером велик и красотой благолепен.
Самостоятельная Енисейская епархия была образована 30 мая 2011 года. Выделена из Красноярской епархии постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов.
При образовании епархии Священный Синод руководствовался протяжёнными расстояниями между епархиальным центром Красноярской епархии и районами Красноярского края, в которых требуется усиление миссионерской, духовно-просветительской работы, а также строительство новых храмов. Правящему архиерею Енисейской епархии Синод постановил иметь титул Енисейский и Норильский.
Преосвященным Енисейским и Норильским Синод определил быть епископу Чукотскому и Анадырскому Никодиму.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2014 года решено образовать в административных границах Норильского городского округа, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Туруханского районов Красноярского края — Норильскую епархию, выделив ее из состава Енисейской епархии. Сейчас ее возглавляет епископ Агафангел.
Епархиальному архиерею Енисейской епархии определено иметь титул «Енисейский и Лесосибирский». Епископом Енисейским и Лесосибирским изначально избран игумен Никанор (Анфилатов), клирик Енисейской епархии. Затем ее возглавил епископ Игнатий. Минусинская и Канская епархии в настоящий момент без епископов.
 По случаю обращаюсь ко всем читателям. Если у вас есть старинные и нынешние фотографии храмов, монастырей Сибири, священнослужителей, присылайте их мне. Все они пойдут в издающую нами книгу «400 лет Красноярску. Православие». Это будет подарочный фотоальбом. Электронная почта: stateinov@bk.ru
                Анатолий Статейнов.




 


Рецензии