Партия 2017 г. Обновление мира. Тезисы. 5

Партия 2017 г. Обновление мира. Тезисы.5. Марксизм, социальный романтизм и социальная вера.

Если Вы, уважаемый читатель, захотите попробовать спасти  мир, то у вас есть  такая возможность. Сделать это просто, любая сумма на счёт    4276 0155 1668 1803  в Сбербанке как пожертвование и Вы сделаете свой шаг содействия делу его спасению, шаг к безопасному и мирному  его состоянию.
- - -

    Давайте обратимся к рассмотрению политической деятельности в России во второй половине девятнадцатого века. Воспользуемся описанием из стороннего источника. Похоже, что сегодня появится объяснение социальной веры в романтический социализм и раскроется значение её сохранения.
- - -

   "Рабочее движение в конце XIX — начале XX века   переходит в открытую политическую борьбу. Создались условия для соединения массового рабочего движения в городах с крестьянской аграрной революцией.  Демократия в России начинает переориентацию с народнического социализма на марксизм.

Наряду с развитием капитализма, росли города,   шло строительство заводов, фабрик, железных дорог, происходил подъем рабочего движения,  при этом шло расслоение крестьянства, шло и развитие  русской революционной интеллигенции.

Выделение пролетарско-демократических элементов из общего русла крестьянского социализма происходило очень сложно. В политическом движении преобладало народничество, ориентированное на цели решения аграрного вопроса. Сам демократический процесс  в итоге принял марксизм, как теорию, отвечающую  чаяниям русского народа о равенстве и справедливости.

Утверждение Маркса о том, что социализм станет необходимым результатом объективного экономического развития, что он детерминирован самим развитием производительных сил, было воспринято как надежда. «Научный социализм» стал предметом веры".
- - -
Вот здесь, дорогой читатель,  мы подошли, пожалуй, к главному фактору распространения марксизма - к надежде  и вере.

К месту вспомнить  стихи Булата Окуджавы:

Партия 2017 г. Обновление мира. Тезисы.3

Партия 2017 г. Обновление мира. Тезисы.3. Марксизм, социальный романтизм и социальная вера.


    Давайте обратимся к рассмотрению политической деятельности в России во второй половине девятнадцатого века. Воспользуемся описанием из стороннего источника. Похоже, что сегодня появится объяснение социальной веры в романтический социализм и раскроется значение её сохранения.
- - -
   "Рабочее движение в конце XIX — начале XX века   переходит в открытую политическую борьбу. Создались условия для соединения массового рабочего движения в городах с крестьянской аграрной революцией.  Демократия в России начинает переориентацию с народнического социализма на марксизм.

Наряду с развитием капитализма, росли города,   шло строительство заводов, фабрик, железных дорог, происходил подъем рабочего движения,  при этом шло расслоение крестьянства, шло и развитие  русской революционной интеллигенции.

Выделение пролетарско-демократических элементов из общего русла крестьянского социализма происходило очень сложно. В политическом движении преобладало народничество, ориентированное на цели решения аграрного вопроса. Сам демократический процесс  в итоге принял марксизм, как теолрию, отвечающую  чаяниям русского народа о равенстве и справедливости.

Утверждение Маркса о том, что социализм станет необходимым результатом объективного экономического развития, что он детерминирован самим развитием производительных сил, было воспринято как надежда. «Научный социализм» стал предметом веры".
- - -
Вот здесь, дорогой читатель,  мы подошли, пожалуй, к главному фактору распространения марксизма - к надежде  и вере.

К месту вспомнить  стихи Булата Окуджавы:

" Опустите, пожалуйста, синие шторы.
Медсестра, всяких снадобий мне не готовь.
Вот стоят у постели моей кредиторы
молчаливые: Вера, Надежда, Любовь.

Раскошелиться б сыну недолгого века,
да пусты кошельки упадают с руки...
Не грусти, не печалуйся, о моя Вера, -
остаются еще у тебя должники!

И еще я скажу и бессильно и нежно,
две руки виновато губами ловя:
- Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда, -
есть еще на земле у тебя сыновья!"

Таким образом, возникла  вера в социализм как исходная база  социальной веры. Сто пятьдесят лет она питала надежду людей на социальное развитие и достижение благополучия. Образом идеала социальной веры и стал социализм с движением к коммунизму. Вместе с распространением идеологии марксизма  получает распространение и социальная вера в социализм. Сегодня можно говорить об этом образе как о романтическом социализме. Он жил и работал, прежде всего, как идеал социальной веры, она же верно  служила средством мобилизации  усилий народов мира  на достижение целей своего развития и  мир, в целом, как и отдельные страны,  развивался. Конечно, если сохранял свою социальную веру, которая утверждала и веру в себя.

В авангарде стран, сохраняющих свою веру, находится  Китай. Именно, социальная вера подняла его экономическое и социальное развитие, сделала ориентиром для развития и партнёром для мирового сотрудничества. Китаизация марксизма, о  которой говорилось на двадцатом съезде Коммунистической партии Китая, и является формой верности социальной вере. Другая сторона процесса - отказ от социальной веры. В составе отказников оказалась и Россия. Потеря социальной веры и стала, пожалуй, главной причиной падения не только Советского Союза как государства, и падения конституционности России, но и всего русского мира.

Это уже глобальная катастрофа и беда населения, относящего себя к общему миру , прежде всего, выступающего сферой взаимоотношений, это и сознание, мышление, социальные  образы, этика с нравственностью и моралью, культура и эстетика народов долгого совместного существования и развития, история и практика всего социального взаимодействия, включая формирование глубоко укоренившихся родственных и социальных связей, основанных  на совместном  использование русского языка и языков социально-родственных народов. Такое положение – прямая заслуга частно-властного режима, он же по-прежнему живёт и каждодневно побеждает  и конституционность государства, и само существо правопорядка,  не только в России, но и  всём социально-ориентированным русском мире, во всей сфере его социальных отношений.

Одна сторона любого исследования – оценка сложившегося состояния, другая  - определения форм и способов выхода из кризисов, ликвидации последствий социальных катастроф. Так вот, кореньвистизм и представляет идеологию выхода из кризисов и катастроф социального мира, но прежде всего он представляет философию и идеологию социального развития. Кореньвистизм  расширяет пространство социальной веры за счёт опоры и на право, и на коренные интересы населения, тем самым расширяет всё социальное пространство и во всех направлениях , на основании чего  и продолжается  развитие социальной веры, опирающейся на основополагающий принцип «Корень истины в вере в право», утверждающий и новый общественно-правовой порядок в виде соркины как процесса  самодеятельной общественной реализацией коренных интересов населения. Кореньвистизм – идеология свободного мира, открытая и доступная для всех стран без ограничений.  Идеология кореньвистизма предлагается и как исследовательский вклад в создание «Сообщества с общим будущим для человечества».

Отклонились от канвы  девятнадцатого века, давайте  возвращаться к источнику исторической информации о развитии марксизма в России.
- - - - - -

"Проблема развития марксизма в России была связана промышленным развитием, с ростом класса рабочих. Страна же крестьянская, аграрная таких надежд не давала. Поэтому первые русские марксисты должны были опровергнуть народническое мировоззрение, доказать, что в России развивается и должен развиваться капитализм.

Марксистские идеи стали проникать в Россию еще в 40-х годах XIX века. С ними знакомились лишь передовые интеллигенты — Петрашевский, Белинский, Герцен, Чернышевский, Боткин, Анненков, Бакунин. В 1869 году Бакуниным был переведен «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в 1872 году — 1-й том «Капитала» перевел Даниельсон. Но лишь с 80-х годов идеи марксизма начинают быстро проникать в Россию. Начало этому процессу положил Г.В. Плеханов, который вместе с В.И. Засулич, П.Б. Аксельродом, Л.Д. Дейч, В.Н. Игнатовым летом 1883 года создал первую марксистскую группу «Освобождение труда». Были выдвинуты две главные задачи:

1.   Распространение идей марксизма посредством перевода на русский язык важнейших сочинений Маркса и Энгельса и публикации оригинальных сочинений.

2.   Критика взглядов народничества и разработка важнейших вопросов русской общественной жизни.

Работы Г.В. Плеханова — «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и другие, заложили основы русской марксисткой общественной мысли:

1.Россия вступила на путь капиталистического развития.

2.Развитие крупной промышленности подминает под себя «народное» кустарное производство. Численность и общественная роль рабочего класса быстро растут.

3.Крестьянская община расслаивается и распадается под действием объективных экономических факторов.

4.Формирование сельской буржуазии и сельского пролетариата при сохранении значительной части земель у помещиков создает новую расстановку классовых сил в деревне. Утверждение народников о «самобытном пути» России, об устойчивости мелкого производства и общины обнаруживают свою утопичность, не имеют под собой научного основания и тормозят рост революционного движения в России. Легальное, либеральное народничество готово пойти на союз с самодержавием ради сохранения «основ народной жизни».

5.Важнейший вывод Плеханова: «Итак, еще раз: возможно более скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге ждут успех и победа; все же другие пути ведут лишь к поражению и бессилию».

В то же время, оторванный от России, Плеханов в основном строил свои прогнозы российского будущего на европейской «модели». Он не видел в крестьянстве союзника пролетариата и не рассматривал его как революционную силу.

С появлением группы «Освобождение труда» марксизм в России сложился как идейное течение. Оно потеснило народничество и в острой борьбе с ним унаследовало многие его черты. Русские последователи К. Маркса внесли крупный вклад в освободительное движение, хотя они никогда не были ни единственной, ни главной движущей силой.

С появлением в России первых работ Плеханова поднялся настоящий гвалт среди народников. Плеханова обвинили в «отступничестве», переходе на «службу реакции», «оскорблении святыни».

 В России стали появляться марксистские кружки. Зимой 1883—1884 годов почти одновременно с группой «Освобождение труда» в Петербурге среди студенческой молодежи университета, технологического и лесного институтов возникла «Партия русских социал-демократов».  В 1885 году выпускаются два номера газеты «Рабочий», устанавливается связь с группой Г.В. Плеханова «Освобождение труда». В программе группы Благоева была смесь лассальянства, народничества и марксизма. Группа просуществовала недолго и была разгромлена полицией.

В 1885—1886 годах образовался кружок П.В. Точисского, получивший название «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых». Кружок делился на две части — интеллигентскую и рабочую. Точисский считал, что в России может быть пригоден для революции только пролетариат. В интеллигенции он видел случайного попутчика в революции, и утверждал, что она пойдет с рабочими только до первой конституции. Он не доверял интеллигенции и стремился оттеснить ее от революционно настроенных рабочих. Точисский резко критиковал народников, отрицательно относился к террору. Благодаря конспирации кружок просуществовал два года, только в 1888 году он был разгромлен. Из оставшейся части кружка Точисского в 1889 году возник «Брусневский» кружок, организатором которого стал студент технологического института М.И. Бруснев. В 1891 году кружок устанавливает связь с группой «Освобождение труда» и принимает ее программу. Члены кружка начинают пропагандистскую работу среди заводских рабочих, печатают прокламации, устраивают первую маевку в 1891 году. Спустя год после этого Брусневская группа также прекратила свою деятельность.


В 1888 году создается марксистский кружок в Казани 17-летним Н.Е. Федосеевым, исключенным из гимназии за «политическую неблагонадежность». Осенью 1888 года в кружок Федосеева впервые пришел бывший студент юридического факультета Казанского университета В.И. Ульянов (Ленин). Члены федосеевского кружка приступили к разработке своей программы, но сделать этого не успели. Летом 1889 года Н.Е. Федосеев был арестован, а кружок разгромлен жандармами.

Таким образом, социал-демократические группы Благоева, Точисского, Бруснева и Федосеева хотя и проделали определенную работу по распространению марксистских взглядов в России, но еще не были тесно связаны с рабочим движением. Социал-демократия только зарождалась, это был период возникновения и упрочнения теории и программы социал-демократии, которая переживала, по словам В.И. Ленина, процесс утробного развития.

Большой вклад в становление и развитие российской социал-демократии внес мало кому известный тогда молодой В.И. Ульянов, переехавший в 1893 году из Самары в Петербург. Будучи последовательным сторонником учения К. Маркса и обладая сильной логикой полемиста, он довольно легко обнаружил несостоятельность и ошибочность оценок марксизма народниками. В работе «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» Ленин подверг взгляды народников обоснованной критике и изложил основные теоретические принципы, направленные на создание в России дисциплинированной и сплоченной партии.

В центре его внимания были вопросы развития капитализма в России, судьбы различных классов и общественно-политических теорий в новых условиях. Капитализм в России был для В.И. Ленина объективной реальностью, которую нужно исследовать и понять для использования в политике.

Теоретическая работа В.И. Ленина была тесно связана с его практической деятельностью по объединению социал-демократических кружков в единую партию. В ноябре 1895 года по инициативе В.И. Ленина петербургские социал-демократические кружки объединились в общегородской «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». «Союз» стал самой многочисленной марксистской организацией в России. Во главе ее стоял руководящий центр, направляющий работу трех районных звеньев и 20—30 социал-демократических рабочих кружков, охватывавших 100—150 рабочих крупных предприятий Петербурга.

«Союз борьбы» действовал на принципах конспирации, твердой партийной дисциплины, строгого отбора членов и четкого распределения функций. Члены «Союза борьбы» вели беседы в рабочих кружках, выпускали листовки, руководили стачками. Поддерживались связи с рабочими 70 предприятий. Был подготовлен к выпуску первый номер нелегальной газеты «Рабочее дело». Однако в ночь с 8 на 9 декабря 1895 года полиция арестовала почти весь руководящий центр «Союза», в том числе В.И. Ленина. В 1897 году его сослали в село Шушенское Енисейской губернии.

Петербургский «Союз борьбы» дал толчок к объединению разрозненных социал-демократических кружков в других городах страны. Неотложным делом становилось объединение марксистских организаций в централизованную партию. Эту задачу призван был решить I съезд РСДРП, состоявшийся 1—3 марта 1898 года в Минске. На нем присутствовало 9 делегатов от четырех «Союзов борьбы»: петербургского (С.И. Радченко), московского (А.А. Ванковский), киевского (П.Л. Тучапский), екатеринославского (К.А. Петрусевич), БУНДа (А.И. Кремер, А.Я. Мутник, Ш. Кац) и двух представителей «Рабочей газеты» (Б.Л. Эйдельман, Н.А. Вигдорчик). Съезд объявил о создании Российской социал-демократической рабочей партии, избрал Центральный комитет и утвердил официальным органом партии «Рабочую газету». Съезд поручил ЦК составить от его имени «Манифест».

Вскоре после съезда были арестованы члены ЦК и почти все участники съезда, разгромлены многие социал-демократические организации в ряде крупных городов. Российская социал-демократическая рабочая партия вступила в полосу серьезного кризиса, утверждения временного господства в ней «экономизма».

- - - - - -
Спасибо источнику, текст которого здесь использован. Итак мы увидели  в конце девятнадцатого века  сначала образование "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", основным итогом деятельности которого  стало проведение I съезд РСДРП,

Есть несколько соображений по вопросу организации политической партии для  нового общественного порядка  в рамках   правового цивилизационного уложения. Главное в том, что все существующие формы организации политической деятельности, как организация партий, существующее политическое и государственное устройства  совершенно не подходят  для их использования в  условиях нового общественного порядка. Партия, её форма и организация выходят из самой организации страны, в которой  ей предстоит вести политическую деятельность.

Переход из существующего  формационного устройства в формационное устройство правого уложения требует полной реорганизации всего политического пространства, всех видов политической деятельности на социальном поле. Поэтому политическая работа на данном этапе в большой степени заключается  в завершении исследовательской работы, определяющей   контуры будущего состояния мира, как в общих чертах, так и деталях.

 Проблемы же девятнадцатого, двадцатого, и даже двадцать первого века потеряли свою актуальность, а формы и методы их решения давно устарели и требуют принципиально-новых организационных и политических решений. В них, в их новом содержании и качестве будущее мира, прежде всего, оно в руках цивилизационной революции, при том, что мир о ней самой почти ничего и не знает. Сегодня можно сказать  только одно - впереди сложная и трудная работа.


Рецензии