Красота спасёт мир. Ч. 5 Возрождение старины

На авторском фото - верхний ряд: резные наличники 19-20 века, выставка русского деревянного зодчества в Михаило-Архангельском монастыре (г.Юрьев-Польский); наличники на жилых домах города Суздаль. Владимирская область, июнь 2022 года.

*****
Идеал красоты - духовная жизнь.

Творчество - как средство преображения души.

Красота - как символ законченности духовного совершенства всех творений Бога, лаконичности и гармонии. В творениях зодчих и иконописцев Древней Руси проявлена в полной силе. Небесное величие сакральных образов соединено с трепетной нежностью матери.

Зодчими и иконописцами прошлых веков рождались шедевры, которые и спустя сотни лет притягивают взор, заставляют размышлять о законах бытия, о вечности человеческой души, о том, как преобразить душу и подготовить её к жизни вечной.

*****

Наше небольшое путешествие по Владимирской земле продолжалось. До заката солнца надо было успеть доехать до древнего града Суздаль, где и планировалась ночёвка. Из всех вариантов, по какой дороге ехать, выбрали тот, по которому будет встречаться меньше населённых пунктов. Где нет скоростных ограничений.

На середине пути между Юрьев-Польским и Владимиром свернули на новую трассу, в сторону Суздаля.

Июнь, солнце освещало окрестности, умытые только что прошедшим дождём. На огромных резных листьях разросшегося вдоль дороги борщевика сверкали капли воды. Уходящие за горизонт бескрайние поля, засеянные пшеницей, ячменём и гречихой, перемежались берёзовыми и ореховыми посадками.

Местные говорят, на Владимирщине возобновили посевы гречихи. И урожай превосходит все ожидания, ведь эта зерновая культура испокон веков здесь выращивалась.

Об этом мы перекинулись парой слов с местным пчеловодом, когда остановились у дома рядом с трассой, чтобы купить суздальский мёд. Оказалось, гречишный, но прошлогодний. Этого года мёд ещё не качали.

Пчеловод - вовсе и не пчеловод, а местный фермер, выращивающий зерновые. А пчёлы - это его маленькое увлечение.

Перевалы и перекаты, холмы и овраги, по которым текут речушки. В Губачёво - река Каменка. В нижнем течении которой и был построен Суздаль-Град. Переехали Каменку и ещё раз, в Гавриловском.

Суздальское Ополье - так называется эта местность.

Необыкновенно красивые и радующие глаз русского человека церквушки появлялись на пригорках то слева, то справа. Все они несут дух старины. Каменные и кирпичные, небольшие по размеру, но с устремлёнными луковичными куполами в небо. Луковички маленькие, такие, какими и были во времена до монгольского разрушительного нашествия.

Я уже упоминала, что  Георгиевский собор Юрьев-Польского был последним собором, построенным на Руси в до монгольский период.

А вокруг церквей - жилые домишки. И к каждому такому поселению - автодорога хорошего качества.  Судя по разноцветным черепичным крышам, утопающим в зелени садов, неплохие дома.

Всё ухожено, всё распахано и засеяно. Встречались и современные центры выращивания крупного рогатого скота, и предприятия сельхозпереработки.  Многоэтажные корпуса которых на фоне зеленеющих полей и пастбищных лугов выделялись не природными яркими красками: синими, красными, фиолетовыми.

И ,как бы кто из-за угла ни тявкал, - Россия сегодня не только встала с колен, а и обогнала многих. Русский долго запрягает, но быстро едет!

Вообще ведь не зря в древнюю старину наши предки облюбовали именно эти земли для создания центра Руси. Климат благоприятный для овощеводства и садоводства, удобно расположены природные водные артерии.

Река Каменка, хоть и не велика, а для судоходства в те стародавние времена была пригодна. Каменка впадает в Нерль, а по Нерли и до Клязьмы недалеко.
То же и в направлении Ярославля и Великого Новгорода.

Опять же, высокие берега рек становились естественной преградой для врагов при военных конфликтах.

*****

Но вот и долгожданный Суздаль! И в этот раз мы выехали по улице Центральной к музейному комплексу Спасо-Ефимиевского монастыря.

Теперь уже наученные опытом прошлой поездки, сразу же оставили машину у гостевого домика, где решили переночевать. И отправились в пешую прогулку. В прошлый приезд оставленную возле ресторана машину пришлось долго вызволять со штрафной стоянки.

Поскольку с главными достопримечательностями Суздаля знакомы практически все читатели, хочу заострить внимание на деревянном зодчестве. Речь пойдёт не о Центре деревянного зодчества, который наверняка многие посетили во время своего пребывания в Суздале. Речь пойдёт об обрамлении окон города, живущего современной жизнью.

Нам захотелось пройтись по улицам Суздаля и насладиться красотой резных наличников на окнах. Которые либо реконструированы, либо созданы по новым проектам. Но все они отображают старину. И все поражают своей красотой!

*****
 
Уютное жилье в старину трудно себе представить без оконных и дверных наличников. Известно точно, что слово "окно" можно встретить в русских летописях XI века. Заполнение оконного проема слюдой или стеклом требовало рамочной конструкции, а места стыков рамы и стены закрывались снаружи и внутри досками-накладками.

При этом вначале щели затыкались паклей, чтобы с улицы не дуло.
Современные люди мало знакомы с этим понятием. Па;кля — грубое, короткое, спутанное волокно, отход от первичной обработки конопли, льна и других лубяных культур, непригодное для прядения.

Многие старинные деревянные дома нашей страны могут похвастаться искусно выполненными резными наличниками на окнах.

Еще совсем недавно они были исчезающей частью культуры России, но сегодня интерес к ним возвращается. И это радует!

Кто-то однажды сделал красивое сравнение, уподобив оконные наличники из дерева ресничкам на глазах дома.

Старинные узоры тоже не были плодом пустой фантазии столяра. Это не просто абстрактные завитушки. Наличники выполняли роль оберега. А располагали их в тех местах, где нечистая сила могла проникнуть в дом: над дверью и окошками.

Со временем символы усложнялись, превращаясь в причудливые орнаменты, изменялась и технология нанесения рисунков и узоров. И каждое селение имело свои отличительные особенности.

И хоть значение большинства символов со временем было утрачено, до нас дошли крупицы былых знаний и верований. Ведь даже уже и крещёная Древняя Русь использовала языческие символы. Которые, кстати, изображены на барельефах наружных стен православного Георгиевского собора Юрьев-Польского.

Так, часто мастера изображали солнце – это и главное древнее божество, и знак самой жизни и мироздания. Не редко на резных наличниках можно разглядеть змею, ассоциируемую с обновлением, птицу – хранительницу времени, крест, вертикальная линия которого обозначала духовность, а горизонтальная – материальные блага.

Жители различных областей использовали разные техники резьбы по дереву, и чем дальше друг от друга территориально располагались селения, тем сильнее отличались наличники на окнах.

Я предлагаю посмотреть на наличники деревянных домов в древнем Суздале, на его главной улице Ленина. А на фото в верхнем ряду представлены наличники конца 19 века - начала 20-го, выставленные в музее Михаило-Архангельского монастыря (г.Юрьев-Польский).



Продолжение следует.

Начало - http://proza.ru/2022/08/02/45 - Красота спасёт мир. Ч. 4. Юрьев град на Ополье


Рецензии
От ваших строк повеяло светлым, прекрасным.Русь раздольная, Русь привольная. Это - родина моя! И нет её краше на свете! С уважением,

Раиса Лунева   21.04.2023 13:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Раиса! Полностью с Вами солидарна!
С уважением,

Татьяна Сергеевна Дмитриева   22.04.2023 08:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.