Романов день

Знамение в Романов день
Рождает знание – примету:
Зима слезу роняет на милость людям.

Иллюстрация из Интернета. Оттепель.

10 декабря (27 ноября) – день Знамения и Романов день. «Знамение – это знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо». Индоевропейский корень *;en- («зен», «знать») тождественен *;en- («ген», «род», «рождать, рождаться». Изначальным значением корня *;en- является «знаю по родовому знаку», «рождать(ся) > знать, отличать, узнавать (своих сородичей по родовому знаку)» (Источник: Трубачев, 1957: 90–91).

Праславянский корень *v;d- тоже имеет значение «ведать, знать», но также и «видеть» (*v;d;ti и *vid;ti). Глагол в;д;ти мог употребляться в значении «видеть»: «Внезапу вскочи левъ страшенъ в гра(д) и вси в;д;вше разб;гоша(с)». ПрЮр.2 XIV в. [СлДЯ XI–XIV вв. 2: 290]. Глагол «знать» восходит к индо-европейскому корню *;en-, *;en;-, *;n;-, *;n;- «знать, узнавать» и родствен древнеиндийскому корню j;n;;mi «я знаю», гот. kunnan «знать», лит. ;in;ti «знать», тохар. kn;- «знать, узнавать» и др. [Pokorny: 376 и сл.]. Таким образом, два омонимичных корня: *;en-;, *;en;-, *;n;-, *;n;- «рождать(ся)» и *;en-;, *;en;-, *;n;-, *;n;- «знать» могут иметь генетическое родство. При этом, всё же, глаголы «видеть» (что-либо) и «знать» (что-либо) отличаются по смысловому содержанию.

Видеть - это значит: воспринимать зрением; получать через видение знание, представление о ком-либо, о чём-либо; познавать, испытывать, переживать; мысленно представлять, воображать; иметь воззрение, обладать способностью зрения, обладать способностью проникать в сущность чего-либо, примечать, подмечать что-либо; сознавать и понимать видением, чувствовать, находить, оценивать, составлять мнение или суждение об увиденном; считать кого-либо или  что-либо кем-либо или чем-либо.

Знать – это значит: иметь какие-либо факты, данные, сведения о ком-либо, чем-либо, быть осведомленным о чём-либо; иметь определённые специальные знания в какой-то отрасли, разбираться в чём-то; быть знакомым с кем-нибудь; выделять кого-то или что-то из ряда подобных; узнавать; понимать, осознавать что-либо; терпеть что-либо, испытывать, переживать; не иметь что-либо, не позволять себе чего-либо, не располагать чем-то ненужным или вредным; учитывать, соблюдать, держаться в рамках, соизмерять последствия; ведать, уметь определять и выделять, располагать, учитывать, соблюдать, держаться правды и истины.

Вот почему «знамение» - это «рождение знания от увиденного», узнавание знамени, знамения, то есть знака, признака, приметы; клейма, тамги, печати, подписи; явления природы, всякого необычного феномена, знакового значительного события или чуда для ознаменования (выделения), доказательства; предвестия чего-либо.
Типичное (классическое) знамение произошло 25 февраля 1170 года, когда войска суздальского князя Андрея Боголюбского и его союзников, желавших наказать новгородцев за незаконную дань с княжеской Двинской земли, осадили Великий Новгород. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести икону Пресвятой Богородицы из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поместить её на крепостную стену.

Во время крестного хода осаждавшие Новгород выпустили множество стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы на иконе полились слёзы, и она обратила Свой лик к новгородскому народу. В это время врагов объял неизъяснимый ужас, они побросали оружие и, толкаясь, топча и побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Возмущённые этим событием новгородцы преследовали противника и одержали полную победу («Чудо от иконы Знамение». Битва новгородцев с суздальцами).

В память об этом чуде Знамения архиепископ Иоанн в XII веке установил празднование в честь иконы «Знамения Богородицы» на 27 ноября, совершаемое в Русской церкви по настоящее время. Считается, что праздник установлен не на 25 февраля, чтобы не нарушать службу сырной седмицы или Великого поста, обыкновенно бывающих в это время, а на 27 ноября, в день памяти мученика Иакова Персянина, по всей вероятности, потому что это был день тезоименитства тогдашнего знаменитого Новгородского посадника Якуна (Якова). Знаменский собор в Новгороде был построен в 1682-1688 годах для размещения иконы «Знамения Богородицы».

Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Празднование в честь иконы совершается 27 ноября (10 декабря). На иконе изображён образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и образом Божественного младенца на груди (в ореоле).

(Все данные здесь и далее из сетевых энциклопедических календарей, словарей и толковников. Подробное толкование понятиям «знак, знамя, знамение» дано в книге Аверинцева С.С. «Поэтика ранневизантийской литературы». М., 1977).

Преподобный блаженный отшельник Роман Антиохийский (Сирийский) родился в городе Росс (Исс), расположенном на берегу Киликийского (Исского, Мириандинского, Армянского) залива, крайней северо-восточной оконечности Средиземного моря, обмывающего берега провинций Адана и Хатай южной Турции, близ Антиохии (Антиохии-на-Оронте, Антиохии-на-Дафне, Антиохии Великой, совр. Антакья) – древнего эллинистического города на восточном берегу реки Эль-Аси (Оронт).

Антиохия была основана в IV веке до н.э. Селевком I Никатором, одним из полководцев Александра Македонского, имел важное географическое, военное и экономическое значение, на протяжении веков был одной из столиц государства Селевкидов, позже одним из крупнейших и важнейших городов Римской и Византийской империй. Во времена «Второго Храма» Антиохия была центром эллинистического иудаизма, а позже — колыбелью раннего христианства. Согласно Новому Завету, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

Антиохию называли «колыбелью христианского богословия», Антиохийской школы богословия. Здесь родился и начинал служение проповедник Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей — Антиохийская церковь. Сюда пришёл Роман и поселился вне городских стен в каком-то чужом и очень тесном жилище.

Роман всю свою жизнь не пользовался огнём, светильниками и жил только по природному времени суток. Ел он только хлеб с солью и пил только родниковую воду. Роман не стриг своих волос, поэтому они были такой длины, что он обвязывался ими на поясе. Роман носил грубую власяницу и тяжёлые вериги, усмиряя своё тело. Он отличался «кротостью нрава, простотой и скромностью своего образа мыслей». К Роману приходили люди и получали от него духовное наставление. Считалось, что Роман обладал даром чудотворения – он исцелял больных, страждущих, а также «вылечил многих женщин от бесплодия». Звали его тогда – Роман Киликийский Чудотворец. Так прожив всю жизнь отшельником, он «достигнул маститой старости и мирно отошёл ко Господу».

В Романов день все ждали Знамения, потому что знамение на Руси (повсюду в Русском мире, на Западе и на Востоке) всегда означало свершение чего-то нового, необычного, чудесного, означало «время перемен». В Романов день и в день иконы Знамения Богородицы люди ждали судьбоносных знаков. Считалось, что «если на Знамение (Романов день) встать лицом к ветру, то все невзгоды сдуются ветром, уйдут вместе с ним». Романов день полагалось начинать с посещения в церкви иконы «Знамение» и с просьб к Пресвятой Деве Марии и преподобному Романа Антиохийскому об избавлении от бесплодия, об исполнении мечты супружеских пар о ребёнке.

10 декабря (27 ноября) матёрые лоси начинали избавляться от своих ветвистых рогов. Найденные рога лосей следовало принести домой и повесить у входа, высоко под скатом крыш. С языческих времён острые ветвистые рога оленей и лосей считались сильным оберегом «от тёмных сил и плохих людей». Причём, если потереть рукой или рукавицей рога лосей или оленей, загадать желание, то оно обязательно сбудется…

Нередко на Романов день зима «пускала слезу» (была оттепель). Если Романов день выдавался тёплым, то нельзя было шить и рукодельничать, чтобы «ненароком не зашить тепло». Также в Романов день нельзя было: впускать в дом нищих и больных людей, так как они с тёплого поветрия могут принести в дом бедность, простуду, ветрянку, а больные – тяжёлые недуги; рыбачить, потому что в этот день рыба всё равно на зиму уходит в донные ямы на зимовку; пользоваться острыми и колющими предметами, так как ими можно привлечь в дом беды и несчастья.

В Романо в день люди старались утром не умываться и не причёсываться, особенно, когда дул сильный ветер. Перед тем, как начинать умываться люди выходили на двор, становились лицом к ветру, чтобы он выдул из человека всё грешное, ненужное, наносное, мусорное. В этот день все особо внимательно приглядывались и прислушивались ко всякого рода знамениям, шумам, поведению домашних животных, к проявлениям погоды.

В Романов день, 10 декабря, именины отмечают: Василий, Яков, Иван, Николай, Всеволод, Роман, Борис, Гавриил, Фёдор, Сергей. Рождённые в этот день пользуются всеобщим уважением, так как они «всегда находят применение своим силам: и в ипостаси начальников, и в роли подчинённых». Имя Роман по-гречески означает «сильный», «крепкий». По-латыни имя «romanus» означает: «римский», «из Рима», «римлянин», что значит, благородный, имперский, начальствующий, выдающийся, господствующий.


Рецензии