Статьи. 40 Об общественной гармонии

ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора обязательна



ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ (СЕМЕЙНОЙ, ЛИЧНОСТНОЙ) ГАРМОНИИ
Опубликовано 10 декабря 2022 г. Свидетельство о публикации №  222121000242


1. Определения
Согласно известной модели академического обществоведения, общество состоит из двух частей: базиса (фундамента, басового звука) и надстройки (здания, гармонического и композиционного построения). Такая модель сравнима с растущим кроной вверх деревом. Однако, согласно санктизму (философии господства Святого Духа), общая реальность не ограничивается Землей (и даже тремя пространственными измерениями), планета является частью космоса и духовного мира, которые созданы и управляемы Богом. Отсюда утверждается, что базис земного бытия находится над Небесами, у Бога. Бог и Божье Общество рассматриваются как базис, а земное общество как производная «надстройка», а, точнее, из-за того, что корни такого дерева находятся вверху, а крона внизу, - подстройкой к этому базису. Таким образом, картина напоминает разветвляющиеся сверху вниз бронхи в организме человека, или ниспадающий с вершины водопад с его жерлом, каскадом и низиной. Поэтому (согласно санктизму и антропотитократии см. ссылки в Приложении) далее будем говорить о базисе (жерле и каскаде водопада) и подстройке (низине водопада) общества.

Базис (жерло и каскад водопада) – это основа, корень жизни и источник бытия и общества. Подстройка (низина водопада), называемая также в диалектическом материализме «надстройкой», - это бытие личности и сообщества, производимые (согласно высшим законам) из основы, ствол и крона дерева жизни. Базис относится к способу духовного восстановления, который включает в себя духовные силы и отношения (например, условия связи между Богом и человеком, творческая направленность духовного труда и отношения к Святому Духу), в которые люди вступают с Богом, Божьими ангелами (небесным Обществом) и друг с другом для производства и восполнения духовных сил первой необходимости (например, хороших эмоций, здоровья, добрых слов и поступков) и внутреннего равновесия и комфорта. Подстройка относится к материальным отношениям и материальному воспроизводству общества, не имеющим прямого отношения к связи человека с Богом, включая общественное материальное производство, предприятия, политические (как управляющие общественными финансами) конструкции, методы, практики, технологии, средства массовой информации и государство (как офис материального распределения - политики). Хотя духовное и определяет материальное, связь между этими частями общества не однонаправлена: подстройка (материальное) также влияет как на базис (духовное), так и на состояние (звучание) общества в целом. Однако, при этом влияние базиса на подстройку более весомо и определяюще.


2. Модель гармоничного общества (семьи, личности)
Развивая наблюдения современных ученых и древних мудрецов (см. «Санктизма история. Полная статья» - ссылка в Приложении), - Бог и небесное Общество определяется как духовный и силовой базис, а земное общество - как материальная подстройка, движимая и питаемая этими Источниками. В этой статье «Об общественной (семейной, личностной) гармонии» мы постулируем (2022 г.) основы антропотитократической концепции «Общественные базис-подстройка»:

«При своем личном и общественном существовании и производстве люди неизбежно вступают в определенные (например, в очень хорошие, хорошие, нейтральные, плохие, или очень плохие) отношения с Богом, Божьим Обществом и друг с другом. Эти отношения хотя частично и зависят (и это важно) от воли людей, которые вступают в духовно-производственные отношения, соответствующие данной стадии развития их духовных, моральных и материальных методов и технологий, но основой взаимодействия является Бог. Совокупность всех методов и технологий, проистекающих от Бога и духовного сознания небесного Общества, составляет духовно-экономическую структуру земного общества, реальный духовный фундамент, на котором возникает материальная и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного достатка на Земле. Способ производства духовной и интеллектуальной силы определяет общий процесс материальной, общественной и политической жизни земного сообщества. Не общественное и материальное существование определяет духовность и сознание людей в целом, а духовность и сознание людей в целом, проистекающие от Бога и небесного Общества, определяют общественное и материальное существование на Земле, хотя духовное и материальное влияют одно на другое. На определенном этапе земного развития духовные производительные силы небесного Общества (в силу течения земного времени) конфликтуют с существующими материальными отношениями (распределение материальных благ и ресурсов, политика, отношения между собственниками) на Земле, в рамках которых они действовали до сих пор. Из форм земного общественного развития посредством духовных сил - такие материальные отношения со временем превращаются в оковы, после чего начинается духовно-освободительное движение в обществе. Это наблюдается, например, на территории бывшего СССР в 1991-2022 гг. Накопление людьми духовных сил от небесного Общества в подстройке земного общественного сознания рано или поздно приводит к преобразованию всей огромной подстройки земного общества. При изучении таких процессов различают религиозные, художественные, философские, правовые, политические и т.п. преобразования (как идеологические формы, в которых люди осознают этот конфликт) и материальные преобразования экономических условий, технологий и производства, которые определяются с большой точностью. Как составляют мнение о человеке по его отзывам о других людях, так же оценивают и период реформ согласно господствующему в обществе сознанию. Противоречия в материальной и политической жизни, конфликт духовных и материальных методов (технологий) общества, однако, при верно построенных отношениях с Богом, Божьим обществом и друг другом объясняется этим, хотя и ограниченным материей, но накопившем уже значительные духовные силы сознанием.


3. О соотношении понятий базиса и подстройки (согласно санктизму)
Как бас звучащего аккорда определяет гармоническую функцию в музыкальном ладу, так базис общества (личности, формы и т.д.) определяет его подстройку. Базис – это совокупность отношений с Богом, Божьим обществом, друг с другом, а не только определенный идеологический сегмент общества, например, в лице верующих, художников или ученых при их взаимодействии. Но, поскольку исторически подстройка меняется и развивается неравномерно в различных видах деятельности общества, базис определяет подстройку лишь в последней (точнее, в изначальной, главной, высшей) инстанции.

Теория духовного базиса и морально-материальной подстройки, вытекающая из санктизма, применима в психологии, обществоведении, политике, антропологии и т.д. В рамках этих дисциплин связь между базисом и подстройкой, а также содержание этих категорий, сходны.

В свою очередь общественная подстройка (как земное общество) делится на две части: государственное и гражданское подобщества. Государственное подобщество состоит из организованной силы общества (вооруженные силы, чиновники, полиция и т.п.), в то время как гражданское подобщество создает общее согласие, определяющее культуру нации (например, посредством образования, науки, просвещения, средств массовой информации и т.п.). Обе составляющие подстройки определены духовными ценностями и силами базиса, способствуя установлению и соблюдению этих ценностей в обществе.

Под базисом понимается также не только текущее состояние, но и процесс, основная духовная и сюжетная линия, разворачивающаяся во времени, но воспринимаемая людьми как многомерность и вечность. Отсюда понятие о подстройке как о непрерывно текущей в земном времени линии культурных, экономических и технологических земных практик, подобно развитию полифонии в музыке. Следовательно, подстройка – понятие более широкое, чем отраженное, воспроизведенное или специфически зависимое от базиса наполнение. В этом смысле базис – это не столько фиксированная духовная или интеллектуальная абстракция, сколько динамическое, высшее состояние душевной очищенности и посвящения, процесс конкретной деятельности земных людей, состоящих в реальных духовных отношениях с Богом и с Божьим обществом, а также друг с другом через общественные и экономические отношения - либо ладовые, либо конфликтные (в случае плохих отношений с Богом).

Отделить базис от подстройки нельзя. Отношения человека с Богом, Божьим Обществом, как и отношения между самими людьми, также сильно воздействуют на динамику материального производства и на технологии. Эти отношения определяются только нормативными терминами, что означает невозможность разделить общественную жизнь и мораль человечества.

Отношения человечества (общества), каждого человека с Богом, Божьим Обществом являются частью базиса и движущей силой истории. Эти отношения не могут определяться правовыми отношениями - элементом подстройки. Наоборот, общественное право определяется отношениями людей с Богом и с небесным Обществом. Поэтому, хотя понятия о базисе и подстройке неразделимы, они выступают как самостоятельные термины.


4. О неверном толковании базиса и «надстройки» в капиталократическом обществе
Неверное толкование базиса и «надстройки» в капиталократическом обществе – это марксистский, точнее, материалистический подход к определениям. Согласно атеистическому марксизму, базис – это материально-технические силы общества, надстройка – это идеология и культура общества. В реальности все наоборот: базис – это Бог (иначе не может быть, поскольку Он – Бог, Начало и Основа), а «надстройка» (на самом деле подстройка) – это духовные и морально-производственные отношения в обществе. Таким образом, обращение естественного небесно-земного (духовно-материального) порядка подобно либо запряганию телеги впереди лошади, либо, например, установлению свечи на подсвечник фитилем вниз. Исторически показано, что если идеология в лице политической системы защищает в первую очередь экономическую «базу» капитализма и, при этом становится более централизованной, скоординированной и синхронизированной, то это приводит к формированию и усилению мафиозной системы в обществе, а в итоге к корпоративно-фашистскому бытию, которое бросает вызов и воюет с самим обществом. Эта ситуация хорошо обрисована американским философом Д. Дьюи: «Пока политика является тенью («надстройкой» – прим. сост.), отбрасываемой на общество крупным бизнесом («базой» – прим. сост.), ослабление тени не изменит сути». Здесь суть – это очень плохие отношения с Богом и Божьим Обществом. Если в таком порочном обществе базис – это материальное, а «надстройка» – это духовное (а не наоборот, как это должно естественно рассматриваться в нормальном обществе), то любое количество общественных течений и сил, несмотря на их мнимые «противоречия» и политиканскую возню, в конечном счете придерживаются материалистических, корпоративных интересов, поскольку все маскируют господство материализма и капитала. Эти течения и силы являются предшественниками войны, доводящими капиталократию до «апофеоза» криминальной диктатуры. В их роли «театрального конферансье» они периодически прикрывают и приукрашают это неизбежное движение к корпоративно-фашистскому бытию, в котором властвует лишь капитал и материализм. Так, со здравой точки зрения, образуется мертвое общество, которое подобно искусственному дереву лишено корней.


5. О нетривиальности концепции общественно (семейной, личностной) гармонии согласно философии духовного интеллекта (санктизму)
Духовный базис земного общества как его отношения с Богом и Божьим Обществом определяет моральную и технологическую подстройку этого общества, поэтому духовный детерминизм в этом определении радикален и значим. Его нельзя свести к тривиальному утверждению, что базис влияет на подстройку и наоборот, и что ни один философ не стал бы это оспаривать. Эти утверждения невозможно свести к тривиальным наблюдениям. Заявление о Боге как о базисе общественных отношений и экономики многое объясняет применительно к реальному миру, в частности, в разделе этики о неправомочности агрессии, узурпации, вымогательства, неверного использования передовых технологий. В итоге мы приходим к идее главенства в здоровом земном обществе этики и человечности над политикой и хищностью.


Приложение

Авторские ссылки
1) «Словарь антропотитократических терминов»:

http://proza.ru/2019/01/24/858

2) «Словарь обществоведческих терминов»:

http://proza.ru/2019/01/24/858

3) «Философия духовного интеллекта. Санктизм»:

http://proza.ru/2022/11/09/1520

4) «Санктизма история. Полная статья»:

http://proza.ru/2019/04/24/68

5) «Антропотитократия. Введение в предмет»:

http://proza.ru/2019/01/27/2068


Рецензии