НОС

 Небольшая затравка для привлечения внимания к изучению языковых смыслов.

Начинаем изучать язык мы с самого детства. И о письме не имеем понятия. Нам родители показывают предмет или человека и обозначают сочетанием звуков. И для лучшего запоминания – это слова из парных слогов: «МА-МА, ПА-ПА, НЯ-НЯ, ВА-ВА, БО-БО, ЛЯ-ЛЯ и т.д. Потом появляются схожие слоги, потом названия действий. И так мы познаем мир его смыслы, и параллельно устанавливаем звуковую привязку одинаковую для всех окружающих для того, чтобы обмениваться информацией. А что бы информация не искажалась от передающего к понимающему, то во все звуки вкладывается однозначная информация. И для простоты эта озвучивание информации созвучно ее естественному шуму. Камень падает: «бум», жук: «жужжит», шерсть: «шуршит».
 
Итак: у нас формируются в сознании основополагающий образы предметов, нашего окружения. Набор действий этих или с этими предметами и описательные характеристики. Все как в правилах языка: подлежащее, сказуемое и второстепенные члены(описания).

Поскольку количество используемых предметов у человека в жизни очень велико и постоянно растет, то этим предметам надо давать названия разные для их различия при общении, но есть предметы похожего назначения и названия их обязательно созвучные. А есть у некоторых, визуально похожих предметов, различные названия. Вот эти названия и несут смысловую нагрузку в образности предмета. И все слоги, из которых слагается слово, и все буквицы, из которых слагаются слоги, несут четкий конкретный смысл. Вот так же, как и предложение – слово имеет подлежащее и сказуемое и второстепенные слоги. И ударение всегда показывает на главный слог слова – это «подлежащее» слова - то, что подлежит описанию.

И поскольку письмо – это всего лишь способ отображения речи или как его еще называют – «отложенная речь», то наша задача суметь сохранить при письме весь смысл, который мы имеем в замысле нашей речи со всеми эмоциями и образами. Так вот мы должны сформировать правила без исключений, это как 2+2 = 4, и без вариантов.
А для простоты предлагаю рассмотреть пример слова «НОС», а, согласно предыдущим правилам, это записывалось «НОСЪ». Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласную, должны иметь в конце «Ъ» - буквицу «ЕРЪ». В нашем языке осталась половина этого правила: «А в словах женского рода, оканчивающиеся на согласную, пишется «Ь» - буквица «ЕРЬ» (пример, дочь, мышь, ночь и т.д.) ведь казалось бы буквицы «Ч», «Ш» и так мягкие и этот знак «Ь» ни как не делает ее еще мягче. А сделано это для того, чтобы человек читающий понял род описываемого предмета. Хотя если будет самец мыши, то какого же он женского рода? Но в данном написании будет рассматриваться «мышь» исключительно как вид грызунов, а вот почему было решено виду привязать женский род – это уже познания из области зоологии.

«НО» — это дополнение и альтернатива, как бы обратная сторона предмета.  «Он был сильный, НО добрый». И эта альтернатива не есть противоположность, как со слогосочетанием «АН».
«СЪ» = «СО`» - объединяющая связь.

В итоге мы видим, что «НОС» — это альтернативная связь.

А что мы наблюдаем в нашей речи связанное с этим словом:
- «не суй свой НОС, куда не следует»;
- «получил по НОСУ»;
- «держи НОС по ветру»;
- «НОС карабля»;
- «поддел НОСом ботинка»;
- «встать на НОСочки»;
- «вертеть НОСом».
Глагол «НОСить» - и тот означает обеспечивать связь. Например «носить погоны» - привязывать их обладателя к служащим, «носить шрам» - привязывает к полученной травме, «носить воду или дрова» - привязывает к потребности воды или дров.

Николай Васильевич Гоголь написал целое произведение «НОС» и четко показал, как «НОС», именно в образном смысле, играет важнейшую роль в обществе. Но и не случайно именно эта часть нашего тела получила это название, поскольку в визуальном представлении очень подходит под это смысловое понятие.

Вот так и присваиваются названия разным предметам, опираясь на из смысловое употребление и понимание. Поскольку смыслы опираются на реальные и важные понятия нашей жизни. Но порой мы теряем смыслы и оперируем просто словом, не понимая смысла, а ведь в нашем подсознании все эти цепочки складываются автоматически. Можно сказать на подсознательном уровне. И при всей похожести слов: прекрасный, замечательный, великолепный – они рассказывают о совершенно разных сторонах, возможно, и одного и того же объекта. Так вот прежде чем высказывать свое отношение к чему-то или кому-то, постарайтесь понять, в первую очередь для себя, что вы хотите сообщить. Что бы не было такого, что вас неправильно поняли. Чтобы вам потом не пришлось добавлять оправдания с вступительным: «я имел в виду…» или «в смысле…». Во всех словах заложен конкретный смысл, а уж комбинация слов создает комбинацию смыслов – вот тут уже ваше мастерство в изложении своей идеи.


Рецензии