О языкознании или эффективность дитя эволюции

О языкознании или эффективность  как любимое детище  эволюции.



«Товарищ Сталин, Вы большой ученый,
В языкознаньи знаете Вы толк…»,

с лёгким недоумением отмечал поэт, полагая,  что у вождя и других забот хватает. Однако если и люди такого уровня не гнушались означенной темой, то нам и «сам Бог велел», то есть свою лепту,  проще говоря, пять копеек  внести мы не только можем, но и имеем право.
Рассмотрим вопрос развития устного и письменного языка в контексте общей эволюции материи.
Сразу начнём с вывода:  эффективность есть любимое детище эволюции.
 Оставим за скобками четыре с половиной миллиарда лет эволюции Земли и четыре миллиарда лет эволюции жизни на планете и сразу перейдём к Homo sapiens,   то есть себе любимым.



Человек разумный это склонный к всеядности хищник, основными конкурентами которого на пищевых цепях в разных местах планеты были звери массой от тридцати до четырехсот килограммов.  Наземных хищников тяжелее четырёхсот кг в природе просто нет.
 Это рысь, леопард,  гепард, ягуар,  лев, тигр, медведь и некоторые другие животные.
Спешу вас «поздравить», людей на планете уже ВОСЕМЬ миллиардов. Осознавая эту цифру,  вы ощутили локоть соседа?! Нет! Ничего страшного, завтра в метро, электричке или маршрутке вы почувствуете  не только размеры  его жировых отложений в области живота, но и без сомнений выясните, что именно он отведал на ужин: чеснок или баночное пиво.



А вот медведю подругу жизни приходится искать в лучшем случае за десятки, а то и за сотни километров.  Медведи на планете измеряются пока ещё сотнями тысяч особей.
Напомним, до появления в Европе неандертальцев и уж тем более сапиенсов, медведь в этих землях господствовал безраздельно и «дослужился» у первобытных охотников до должности Бога. Много тысяч лет спустя при  переходе к земледелию, люди со свойственным им непостоянством  дали медведю «скалкой под зад» и на пьедестал взгромоздили быка. Но это отдельная история, и мы вынесем её за границы нашего расследования. 
Ни один вид крупных хищников на планете не достигает даже  миллиона особей. И если медведей в природе сотни тысяч, то другим хищникам повезло меньше. Барсы исчисляются сотнями, а то и десятками особей. А ведь «каких-нибудь  тридцать тысяч лет назад», креационистов и прочих сторонников теории плоской Земли я к диалогу не приглашаю принципиально, все эти стоящие на грани вымирания виды животных эффективно конкурировали с людьми в борьбе за пищевые ресурсы. Как говорится «если бы мама Чингачгука знала,  чем всё это кончится, она послала бы сына не  в школу по обучению искусству снятия  скальпов, а наняла хорошего специалиста по математике и физике». 
  Размножаясь по экспоненте, люди загнали все конкурентные виды «далеко под лавку».   Ладно, хищники, но как говорится, досталось всем. Не захотел овцебык одомашниваться, пусть пеняет на себя. И вот уже в тундре кроме покорного северного оленя не осталось никого. От бизонов проку не больше, чем от индейцев.  И тут же  один биоценоз – травоядные бизоны и охотники индейцы -  заменён на другой биоценоз – травоядные коровы  (даже с примесью бизоньей крови!) и пастухи ковбои. Ничего личного, только бизнес. Эффективность побеждает. Победителей не судят, к тому же историю пишут победители. Как поётся в песне «Проблемы негров шерифа не …волнуют».


Самый эффективный на свете хищник человек  не только уничтожил и разогнал прямых конкурентов, но и «выстроил  по ранжиру»  весь  остальной растительный и животный мир. Конечно императивы на уровне  «Природа не храм, а мастерская»  и   «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача»  как руководство к действию вполне соответствуют задачам безграничной экспансии. Но любой, самый могущественный иерарх никогда не погнушается  на всякий случай прикрыться  авторитетом ещё более могущественного  иерарха, даже если последний является порождением коллективного сознания.
 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым» (Бытие 2:19-20)


Среди огромного числа видов животных и растений одомашнены были самые эффективные. У животных явно выделилась «большая пятёрка». Это лошадь, овца, коза, свинья и корова. Но механизация сельского хозяйства отодвинула на задворки  лошадь как тягловое животное и овцу с козой, ибо себестоимость их мяса стала значительно выше свинины. А малоудойность не оставила им шансов в конкуренции с коровами. «Пятёрка» в   наши дни превратилась в «двойку». В мире птиц всё ещё печальней. Безраздельно господствует одна-единственная курица.Не зря в народе говорят "курица - не птица". Верно, это высокопродуктивный биологический объект для производства мяса и яиц. Суммарная масса ежегодно выращиваемых десятков миллиардов кур несопоставимо больше массы всех птиц дикой природы. Включая как мало отличающихся по размерам от насекомых колибри, так и гигантских стерхов, дроф, альбатросов.
То же и с растениями. Ещё сто лет назад овёс был основным кормом бесчисленного количества лошадей. То есть заменял бензин или электричество в аккумуляторах автомобилей. Нет лошадей, нет и овса.
Сегодня безраздельно доминируют лишь три  растения. Пшеница как хлебная культура. Кукуруза, являющаяся главным кормом для животных.  И  источник белка соя.  Но очередной технологический виток не оставляет шансов и сое.  Микробиологический способ получения кормового белка «вышвырнет» её с полей, как в своё время произошло с овсом.
Эффективность побеждает везде и всегда. Она готова даже богов поменять одного на другого, как произошло с медведем и быком.


Кто-то из читателей уже норовит  упрекнуть и даже пожурить автора за якобы затянувшееся предисловие. Но моя личная максима «лучше перебдеть, чем  недобдеть».  Нам предстоит рассмотреть эволюцию живого языка, письменности и перспективы их развития.  Опираясь на предложенные примеры легче уловить, формирующиеся тренды. Если развитие всей социальной жизни человечества как единого организма заточено под эффективность, то почему с языком должно быть иначе.
Впрочем, любой прогноз устаревает раньше, чем поставлена точка в предложении.
Итак.


В качестве инструмента для передачи информации, то есть языка может быть использовано всё что угодно. В ночной темноте, как и в толще воды,  зрение не большой помощник.  Поэтому  летучие мыши и дельфины общаются  при помощи ультразвука.
Собаки живут в мире запахов, орлы невероятно зорки.
Изначально  язык человека мог быть основан и на  видимых символах, например язык дыма и огня или язык жестов у индейцев прерий. Подошла бы и система тактильных ощущений или передача информации через запахи.
Но победил ЗВУК. Потому что звук, в отличие от запаха, тактильности, видимости и т. д. имеет меньше всего ограничений при распространении в пространстве. Эволюция материи на первое место всегда выдвигает ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
То же произошло и с письменностью. Первые системы письма передавали картинку или смысл. Они были громоздки и не точны. Алфавит каждый звук обозначил буквой. Запись информации стала невероятно достоверной. Ведь говорить о «трансцендентности, трансцендентальности и имманентности сущего» при помощи букв легче и проще чем через соответствующие иероглифы!
Поэтому грамотности в странах  с алфавитным письмом учили годами, а с  иероглифическим – десятилетиями.


Окинем взглядом нынешние тенденции использования письменного слова.  С прискорбием осознаёшь, что в самое ближайшее время работа с текстами даже малой сложности станет уделом профессионалов. И здесь, чуть ли не в качестве жупела, рассматривается клиповое мышление. Но оно, скорее всего, не причина, а следствие развития событий. Хочется верить, что мы находимся не в эпицентре системного коллапса, не на краю ментальной пропасти, а на новом витке  развития цивилизации.
Попытаемся  взглянуть на текущий момент через временно-пространственную призму с несколько большего отдаления. И здесь, как ни парадоксально это звучит, лучше всего подходит именно клиповое мышление!
Казалось бы, в древности письмо должно было появиться, в первую очередь,  для записи сакральных мифов, постепенно принимающих форму священных текстов. Но не тут-то было! Это наследие предков   по размеру оказалось конечным, и специально обученные люди запоминали наизусть немыслимые, по современным представлениям, объёмы информации.
А вот бухгалтерские операции были  безграничны! Тут и понадобилась письменность: для фиксации движения утилитарной информации.  Учёта материальных ценностей, контроля над армией, сбором налогов. Писцы являлись сословием малочисленным, замкнутым, с высоким уровнем жизни.


Впервые всеобщего начального образования свободных мужчин добились эллины эпохи Сократа, Платона, Аристотеля. Ненамного отстали в этом вопросе и евреи. В правление Маккавеев все мальчики, а девочки по желанию, обязаны были уметь читать и писать.
Для справки: в Европе к реализации подобных  проектов приступили в конце 19 века уже нашей эры, то есть 2-2.5 тысячи лет спустя! Это означает, что большую часть истории человечества подавляющее большинство людей были безграмотны!
 Вряд ли кто станет спорить, что длительное существование и развитие линейной алфавитной письменности  наложило   неизгладимый отпечаток на способы мышления человека. Именно письменность породила современную науку и литературу.  Да и развитие теологии монотеистических мировых религий жёстко детерминировано рамками письменного слова. Но ставить знак равенства между письменностью и цивилизацией нет оснований.


Арии не менее полутора тысяч лет сохраняли устную религиозную традицию с невообразимой точностью. Объём информации, который жрец обязан был выучить наизусть со слов учителя и затем передать ученику, в несколько раз превышал по размеру содержание Библии!
Количество брахманов мерилось тысячами. А весь процесс, напомним, длился около 15 веков. С точки зрения современного человека, который, направляясь в  магазин, помечает в записной книжке предстоящие покупки, всё это просто невообразимо. 
Мы восторгаемся подвигом 70 толковников. Тех, что под страхом смертной казни перевели Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Каждый работал самостоятельно и знал, что, при сличении текстов, первая ошибка станет и последней.
Так вот, когда арии укрепились в Индии, одновременно во многих местах устные знания были записаны. Тексты абсолютно идентичны!
Мы не без затруднений понимаем язык времён Петра Великого, ещё сложнее - эпохи Ивана Грозного. А смысл «Слова о полку Игореве», вообще, едва  улавливаем.   Но ведь это всего лишь 300, 500, 850 лет назад. А здесь полторы тысячи  лет непрерывной устной традиции и ни одного искажения!


Нет нужды  уноситься мыслью вглубь веков. Казахи, киргизы, якуты и многие другие народы создали  огромные по объёму эпосы в устной традиции. Сказители являлись отдельной социальной группой. Им некогда было пасти скот, охотиться и даже воевать. Общество содержало их, как интеллектуальную элиту.
 Индейцы Северной Америки и те имели весьма значительный эпос. «Песнь о Гайавате» в переводе Лонгфелло, тому яркое подтверждение.
 Если самый выдающийся жрец способен запомнить наизусть пусть два-три десятка книг, то даже средних размеров библиотека может вмещать многие тысячи томов.  Письменные цивилизации выиграли у бесписьменных  интеллектуальную гонку вооружений. Это была    такая же  историческая предопределённость,   какой стало технологическое превосходство    оседлых народов  над народами кочевыми.


Вся западная философия, и в виде либерализма, и в форме марксизма, пропитана духом Прогресса. Само собой разумеется, что мы должны жить лучше, то есть материально обеспеченнее, чем наши отцы, а дети ещё сытнее нас. Также нет сомнений, что новые знания прибавляются к старым, которые только копятся и, ни в коем случае, не забываются. А вот как раз здесь есть о чём поспорить.
Кто сегодня может легко распрямить бивень мамонта, ну, слона? Конечно, если задачу поставить, она будет решена. Но технология утеряна.  Как и способы строительства мегалитических сооружений. Когда обыватель, почесав затылок, тут же вспомнит об инопланетянах.
А ведь плиты весом в тысячу тонн каждая в основание храма Юпитера в Баальбеке положили уже римляне сто пятьдесят лет спустя после деяний Христа!


 В 19 веке средний российский мужчина не мог собрать из деталей простейший радиоприёмник, отремонтировать автомобиль, заменить в квартире ванную и унитаз. Все эти вещи ещё не были созданы, насущными являлись  другие навыки и умения.
В 20 веке он это делал легко. Сейчас, по мере роста уровня   жизни,  обыватель просто не хочет всем этим заниматься, предпочитая перепоручить данные заботы специалистам. Куда важнее сегодня умение работать с гаджетами.
 Женщины не только забыли, как можно ловко заштопать носки, надев их, для удобства работы, на лампочку накаливания. Они разучились шить, вязать, гладить. Многие мчатся в ближайшее ателье, теперь  их везде хватает, чтобы пуговицу пришить. Другие уже и суп приготовить не в силах. Кафешек вокруг полно, на крайний случай сосиски можно сварить.
Потеря некоторых знаний и навыков, и одновременное приобретение новых, процесс естественный и диалектический. Тракторист, заметим, не умел запрягать лошадь, а пулемётчик, только подумать, совсем не знал, как набрать меру пороха на выстрел и подсыпать его на полку мушкета.
 Некоторые явления, из-за аберрации близости, кажутся незыблемыми, вечными.  Например, исторический опыт  привёл русских людей к мысли, что когда идёт война, каждый мужчина становится солдатом, а все женщины идут  к станкам делать снаряды.  А ведь за тысячу лет нашей истории была только одна-единственная война, когда именно так и происходило. Но этой, Великой, вполне хватило!


Новый виток технологической революции сопряжён с лавинообразным нарастанием объёма информации, которая обрушивается на человека.     Появление клипового мышления, это просто адекватный ответ на ситуацию.   
  Развитие цифровых  средств коммуникации возвращает человеческое мышление к ДОПИСЬМЕННОЙ  эпохе.
  Линейная последовательность знаков постепенно перестаёт быть основой культуры.  Новый образ реальности  состоит из клочков информации и нестойких обрывков впечатлений: он не требует не только воображения и   осознания, но и, что куда печальнее, сочувствия и сопереживания. Идёт безостановочное обновление информации, которая, не усвоенная и неосмысленная, исчезает как мыльные пузыри, не дав пищи ни уму, ни сердцу.
    Остановимся на том, что клиповое мышление,     это просто ответ человека и человечества на вызов времени. Попытка найти выход из ситуации путём развития одних когнитивных навыков за счет других,  предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.  Хорошо это или плохо, покажет время.

Но то, что современный человек теряет способность составить элементарный связный текст, факт бесспорный.  Для того чтобы грамотно и осмысленно писать, надо постоянно работать с письменным словом. Но где практиковаться?!  В Интернете, среди эрративов типа «превед медвед» и «аффтар жжот»?  Или на эсэмэсках, состоящих из междометий и смайликов?
  Мы давно смирились с тем, что любой юридический документ составляет специалист, который берёт за свою работу, не стесняясь. Вся система юризма настроена так, чтобы посторонний ничего не смог там понять и, от безысходности, исправно платил.
Мы шагу ступить не можем без окружающих нас поваров, маляров, автомехаников, врачей, юристов и психологов. Одновременно на наших глазах неумолимо сужается роль писателей, журналистов, библиотекарей.
 Их место, несомненно, займут профессиональные писцы!   
Для  сомневающихся можно привести ещё пару фактов.  Буквально вчера были немыслимы   такие виды деятельности как блогер или профессиональный зритель студии в бесчисленных ток-шоу ведущих телеканалов. А сегодня они не только приносят сопоставимый доход, но и являются вполне общественно признанными!


Исчезновение письменности как базового навыка каждого члена цивилизованного общества  неизбежно. Но ситуация может зайти ещё дальше.  Общаясь образами, картинками и символами (замена слов смайликами!), люди всё более отходят и от РАЗГОВОРНОГО  языка. 
МЫСЛЕФОРМЫ  всё чаще заменяют не только предложения, но и слова вообще.
А при появлении письменности  всегда происходит жёсткая кодификация языка и его неумолимое упрощение. Вспомним, как Оруэлл описывал процесс целенаправленного упрощения языка в «1984».  Я зыки, на которых изъясняются миллиарды людей,  не должны быть сложными.  И мы видим как на наших глазах упрощается и без того невообразимо простая английская грамматика.
Местоимение    «whom»  уже излишне,  хватит  «who».  Модальный  глагол «shall»  для определения будущего времени «приказал долго жить», обойдёмся и   «will». Юникод, как и любой алгоритм должен быть прост и понятен.  И нечего заморачиваться!


 В наши дни чипы из смартфонов уже переселяются в мозг (последняя разработка Илона Маска!) И люди неумолимо становятся частью единого организма под названием человечество.  Как минимум, нация. Структура  управления системой  невероятно напоминает муравейник или пчелиный улей.
 Живой язык с его многоплановостью, разночтениями, недосказанностью становится не идеальным инструментом общения, а  его обузой. Мыслеформы в виде образов намного действеннее. 
Как мы уже видели везде и всюду в развитии материи эффективность побеждала.
Хочется надеяться, что большинство из  нас не доживёт до тех дней, когда  ЯЗЫК будет запрещён как пережиток прошлого,  обуза и излишество.


Всего лишь семьдесят лет назад великий Рэй Брэдбери  написал свой бессмертный роман  «451 градус по Фаренгейту».
 Как же слаб человек в предвидении будущего!
 Книги не надо сжигать и запрещать, их и так никто не читает.  Возможно, люди с таким рвением  откажутся от языка (его ведь в школе учить надо, да ещё и экзамены сдавать!), что и запрещать ничего не придётся.
Есть опасность, что всё производство в мире перейдёт под контроль ИИ и роботов, а люди станут паразитами на содержании машин. Вы думаете,  многие расстроились?! Спешу огорчить, если вы в этом списке, не останьтесь в одиночестве.
Ещё раз напомню читателям, все прогнозы, включая Оруэлла, Брэдбери, Хаксли и Замятина благополучно не оправдались.
 И, слава Богу!
Автору лишь остаётся подбодрить читателей, да и себя мудрой фразой «вооружён – значит предупреждён».
Засим заканчиваю. Безусловно,  Ваш ЛЕВ!
 


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.