Глава 1. Начало

Начало: http://proza.ru/2022/12/10/1651

ОСТАЛСЯ 1 ДЕНЬ…

Конец августа. Любого августа. Остался  всего день до начала учебного года и школы гостеприимно распахнут свои двери для миллионов детей...
Вы задавали себе этот вопрос: «Зачем дети идут в школу?» Потому что так прописано в конституции любой страны: все имеют право на образование. Но у родителей и детей разные мнения на этот счёт.
 Все родители скажут: «Как это зачем? Дети идут учиться, получать знания!» Безапелляционно, но они, конечно же, правы.  У детей же слово «учиться» будет стоять далеко не на первом месте. Хорошо, если на втором…
На первом классном часу, равно как и на первом родительском собрании я всегда попрошу ребят ответить на этот простой вопрос: «Зачем дети идут в школу?» 
На первом месте, практически всегда, стоит «ОБЩЕНИЕ», потом «ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ», и только потом «ЗА ЗНАНИЯМИ».
Знания, слава Богу, никто не исключает. Тогда сразу же следует другой вопрос: «Зачем детям знания?»
Ученики отвечают так:
Чтобы получить хорошее образование.
Чтобы поступить в университет.
Чтобы получить профессию.
Чтобы получить много денег.
Чтобы содержать семью.
Чтобы они ни в чём не нуждались.
Чтобы учить детей.
Чтобы дети получили хорошее образование.
Чтобы обеспечить нам достойную старость...

Вы думаете, что я тут сижу и фантазирую? Отнюдь. Это самый обыкновенный классный час, который мы с Ирой Алексеенко очень любим проводить. Называется он тоже обыкновенно: «Человек - это профессия?», где в течении всего часа мы отвечаем с ребятами на бесконечную череду этих "ЗАЧЕМ?"
Немного о том, кто в моей жизни Ирина Вячеславовна Алексеенко и почему я буду всё время ссылаться на неё в своём повествовании. Ирина Вячеславовна Алексеенко - педагог дополнительного образования, но педагог не по профессии, а по призванию. Придя в школу мамой двух замечательных детей, Насти и Вани, она осталась служить школе сначала на безвозмездных началах, потом официально, получив педагогическое образование. Ира - моя подруга и коллега привнесла в школу гуманную педагогику и привезла в 2002 году в нашу школу педагога-новатора, профессора, академика Шалву Александровича Амонашвили.  Ирина Вячеславовна абсолютно даром взвалила на себя и моё классное руководство. Вы скажете, что так не бывает? Отвечаю: со мной так и произошло. Это огромное счастье, когда у тебя есть помощник: одна голова хорошо, а две головы и два сердца - это клад.

Я прошу вас, друзья, обратить внимание на последнее "Зачем?". Ответ прост и необыкновенно сложен: «Чтобы обеспечить нам достойную старость».
Подумайте, разве только хорошее образование и много денег может обеспечить достойную старость? А что это такое: «достойная старость»? Разрешите мне ответить на этот вопрос, а вы ответьте на него для себя...

Для меня достойная старость, это понимать: что всё, что я сделала в жизни, сделала для того, чтобы немного улучшить этот мир. Да, вот так высокопарно, но для меня это именно так. Теперь возникает следующий вопрос: как это сделать?
 
Для меня – вырастить достойных детей, дать им всё, что могут дать родители, для того, чтобы и они сделали этот мир светлее, лучше.

Для меня важно, чтобы и внуки мои шли по этому пути. И правнуки, которых очень хочется увидеть, но не факт, что доживу.

Для меня достойная старость – любить дело, которому служишь. И служишь не потому что получаешь зарплату, а честно, для души, для людей.

Для меня – учить детей в школе так, чтобы выйдя из школы они знали, что в их руках будущее, за которое они отвечают. И совсем неважно, математика ли это, языки, этика, физика или химия. Важно, чтобы они понимали: учителя не только урокодатели, но и детоводители, воспитывающие поколения.

Для меня достойная старость – следовать своей миссии, о которой можно догадываться, а можно точно знать, в чём её суть, ибо не устану повторять постулат гуманной педагогики: человек может быть счастлив только тогда, когда живёт и действует в рамках своей миссии. Жить и заниматься не своим делом – беда, а для меня – чем больше счастливых людей выпускает школа, тем светлее и счастливее наше с вами будущее!

И, наконец, для меня достойная старость – жить в гармонии с собой, понимать, что я не уйду в никуда, что я оставила какой-то след на Земле, пусть даже совсем пустячный!

Милые мои друзья, родители и коллеги! Простите за пафос и за идеализм – пусть они будут в нашей жизни! Есть вещи, о которых рука не поднимается писать прозаично – они теряют смысл и становятся обыденными до дури.
Предпоследний день августа... Мысли разные: как меня примут дети, примут ли? А как примут меня родители? Или, как они примут условие встречаться один раз в месяц? Недавно совершенно случайно стала свидетелем разговора мамочек, которые воспротивились тому, что «плохой» мальчик из одного класса переходит в их класс, к их замечательным, самым лучшим на свете детям. Мамочки хотели написать грозное письмо директору с просьбой убрать «неслуха» из их очень хорошего класса.
Сейчас я буду резка, но я бываю резка только в одном случае: когда взрослые начинают войну против ребёнка! Я понимаю, что это палка о двух концах, но ВСЕВЫШНИЙ так создал этот мир, что все мы разные, и из этих неслухов получаются вполне приличные люди, как показывает мой собственный опыт.
Шалва Александрович Амонашвили всегда говорит: «Полюбите шалунов! Шалуны – деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности».

Порой их нужно полюбить вопреки всему на свете. Их для начала просто нужно принять, и кто знает, может быть в благодарность за то, что вы принимаете их такими, какие они есть, они отплатят вам тем же принятием... А если подумать, что у шалуна есть родители, и что им нестерпимо больно от того, что их ребёнок не нужен обществу, как с этим быть мне, учителю?
Никогда не забуду, как в 2016 году я взяла на себя смелость быть классным руководителем одного маленького, но сложного седьмого класса. Так бывает: детей всего шестнадцать, а такое чувство, что их сорок!
Именно с этого класса я изменила ту часть, которую принято называть «работа с родителями». Потому что решила пойти от обратного: есть в математике такой метод. Суть его заключается в том, что мы предполагаем обратное тому, что требуется доказать. Вот и здесь мы с Ирой Алексеенко решили: пойдём не от детей к родителям, а наоборот! Посмотрим, что из этого получится. Мы подумали, что если наш метод управления классом примут родители, успех в работе с ребятами гарантирован. И вы знаете, сработало! Ещё и как сработало. Об этом я и буду писать в своей книге.

Итак, я попросила ребят и родителей пожелать мне, как классному руководителю, чего-нибудь на прощание. Чего мне только не пожелали: и счастья, и здоровья, и доверия, и процветания… Подхожу к Максу. Макс большой и на вид очень непростой парень.
– Макс, а чего бы ты нам всем пожелал?
– Лёгкой жизни, – не задумываясь, ответил Максим.
– Не обещаю, дорогой, – так же, не задумываясь, парировала я.
– И я не обещаю. Это я ВАМ пожелал, поскольку со мной она вам не светит…

Последний день лета… Любого лета. Тысячи классных руководителей принимают классы, проводят самые лучшие классные часы, но никто об этом не пишет. А надо писать! Именно сегодня это необходимо, как воздух! Посмотрите на наш несчастный воюющий мир: кого мы, учителя, взрастили? Откуда эти политики, жаждущие крови и денег, взялись на наши головы? Почему из школьных программ потихоньку уходят такие важные категории, как духовность, радость, счастье и любовь? Неужели школа – это только предметы без человеческого лица? Кто ответит за происходящее? Сердце подсказывает, что и мы, учителя за это в ответе. Потому что будущее планеты, как не крути, в наших, учительских руках.

Здесь встаёт другой вопрос: чем нужно нам наполнить свои головы и души, чтобы что-то важное передать детям? Кем мы должны стать для родителей этих детей? Как сделать так, чтобы наши встречи с родителями и ребятами не превратились в назидательно-воспитательные отчёты о проделанной работе?
И сразу хочу сказать, что я – не избранная, я не очень скрупулёзная, что у меня серьёзные проблемы с документацией, и вообще я слишком эмоциональная. Что я такого могу рассказать в этой книге, чего вы не знаете? Мне учиться и учиться, благо есть чему и у кого. И всё же я буду писать. Если вы захотите его читать и участвовать в её написании – я буду счастлива и буду рада любому совету и любой помощи!  Счастья вам, милые мои друзья! Пусть этот и все следующие учебный год будет успешным, творческим и очень добрым для всех нас, учителей, родителей, детей! Принимаем друг друга! Верим в свои силы и в неограниченные возможности детей! Всё у нас получится!

Примерно такие мысли возникают у меня перед началом каждого учебного года. А потом пошло-поехало. Но начинаю я учебный год не с классного часа, а с родительского собрания. И провожу его сразу же после августовского педсовета. 30-31 августа.

Итак, знакомство с родителями…

Продолжение: http://proza.ru/2022/12/12/1225


Рецензии