Блок. Кольцо существованья тесно... Прочтение

               
«Кольцо существованья тесно…»






 
                Кольцо существованья тесно:
                Как все пути приводят в Рим,
                Так нам заранее известно,
                Что всё мы рабски повторим.
 
                И мне, как всем, всё тот же жребий
                Мерещится в грядущей мгле:
                Опять — любить Ее на небе
                И изменить ей на земле.
                Июнь 1909





     – «…опять…» – в первоначальном наброске расшифровка этого слова.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
                Иль я очнусь для новой жизни
                [В] В другой
                Пред Умбрией голубоватой
                На Перуджийской высоте
                Другая мать рукою юной
                У львиного столба
                От ветра ночью над лагуной
                Священной шалью завернет
                …Я буду также помнить дожей,
                Как нынче помню Калиту
                Но все один и тот же жребий
                Опять любить ее на небе
                И изменять ей на земле
      »

     И стихотворение становится вариантом другого, одного из самых знаменитых: 

                «Ночь, улица, фонарь, аптека,
                Бессмысленный и тусклый свет...
                1912 г.»
     Точнее дополнительный смысл получает более позднее стихотворение: мало того, что в бесконечных земных перерождениях не выпутаться из тенет из «кольца существования», так и, если вырвешься на другие пласты Сущности – в «инфра-отражения Петербурга»(Д. Андреев) – то  и там безысходно "всё будет так" – та же самая аптека, и точно такой же бессмысленный на пустых улицах одинокий фонарь!


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

«
     Печатая стихотворение вместе с "Как тяжело ходить среди людей ... " в цикле под названием "Размышления", поэт выделял тем самым их общность, взаимодополняемость по настроению.

     – « ... все пути приводят в Рим ...»  – латинская пословица.

     – «... любить Ее на небе ...»  – Образом "Ее" стихотворение перекликается с миром юношеской поэзии Блока - образом Прекрасной Дамы, идеалом Вечной Женственности. Однако это обращение к прежнему образу относится к периоду "антитезы", как  его определял поэт в 1910 г.: "У меня – затемнение образа Прекрасной Дамы ... "  (ЗК.[Записные книжки] С. 168).
    [
     Думаю, это не так. Период антитез относится к 1905 - 1907 гг, и ко второму тому. Данное ст-ие – из тома третьего и оно от 1909 года. И, если уж исходить из диалектики (теза-антитеза-синтез), относится к периоду синтеза. Или, исходя из другой иллюстрации Блока...
   (
   из письма Блок А. А. - Белому Андрею, 6 июня 1911 г.Источник: http://blok.lit-info.ru/blok/letter/letter-278.htm

    "...все стихи вместе - "трилогия вочеловечения" (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес... - к отчаянью, проклятиям, "возмездию" и... - к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры "добра и зла" - ценою утраты части души".
)
... или  к периоду "возмездия", "человека... мужественно глядящего в лицо миру".

теза (том I) - явление Тебя, попытка пробудить Тебя там и ввести в нашу реальность;
антитеза (том II) - попытка ввести в нашу реальность собственное творение - Незнакомку;
синтез (том III)- осознание своих сил, и использование права "вглядываться в контуры добра и зла".
     ]
     »

     И интересно:  на небе любят – Её.
     А на земле изменяют – ей (то есть не богине, а простой женщине).


Рецензии