Фантазии Введенского холма Ш

http://proza.ru/2022/12/14/1125

В кадре просторное помещение с  высоким сводчатым потолком и деревянной лестницей, ведущей на галерею .  Через небольшое чердачное окошко  проникает раструб дневного света . Он освещает фрагменты гипсовых и глиняных моделей человеческих фигур. В мастерской сильно накурено. Очевидно, что хозяину мастерской плевать на хаос и запущенность.

Господин средних лет вальяжно расположился в единственном здесь кресле, закинув ногу на ногу.  У него отталкивающе красивое лицо. Неподвижное лицо. Лицо, утомлённое собственной значимостью.  Он не смотрит в глаза собеседнику, он с преувеличенным вниманием разглядывает нос своей лакированной туфли,  то и дело любовно поглаживая нефритовый  набалдашник   трости в виде головы слона, и что-то рассказывает собеседнику .
 
 Леон! Интересно, зачем он здесь?
 
Его визави – примерно того же возраста, в заляпанной гипсом робе; из-под  полей  мятой  шляпы выбиваются длинные спутанные пряди. Лицо скульптора, напротив, притягательно некрасивое, нервное, очень живое. Мастер задумчиво курит трубку, щурясь от густого дыма.  Он  весь внимание.

Беседа приятелей длится,   судя по всему, уже довольно давно: натянутость или формальная весёлость, свойственные обычно первым моментам встречи,  уже перешли в ту стадию разговора, когда  гораздо больше можно сказать взглядом или жестом.
- ...  так-то, mon cher, делья нащи фсьо хуже идут год за год,  финансовий проблем и контракт с завод Шеффильд ощень невигодьни.  А когда-то ми с Софи биль купьець пьерьвий гильди... Впрочьем, какой она   купьець... она есть актрисс по свой карактер...

- О да! Редкой красоты женщина... Неосознанной самой себя красоты. А ведь именно это делает женщину прекрасной. Глаза...  в них душа дышит !  Когда я  впервые увидел её... сколько?..  двадцать три года тому назад...   Психея!  Да что говорить...  ну теперь уже дело прошлое. Я ведь даже немного  влюблён был в неё...   Да будто бы только я... Мечтал изваять, да не осмелился...  знаю твой характер.

- Изваят?.. Sculpter? Mon dieu!  - Леон бросил короткий пронзительный взгляд на Скульптора. - Я же длья это и прищьёль !..
Он даже забыл про свою трость, заговорил  лихорадочно  как-то, мешая русские и французские слова, грассируя сильнее, чем обычно. Было что-то нездоровое в каждом его движении и в голосе. Мне удалось-таки уловить смысл этих сбивчивых фраз. Леон сетовал на то, что годы уходят, что его обожаемая жена стареет, дурнеет прямо на глазах. Пройдёт ещё год, два, три ... – и от её очарования ничего не останется... И вот ему в голову  пришла счастливая мысль заказать статую -  мраморную Софи. Тогда она навсегда останется с Леоном... тогда никто и ничто не сможет отнять её у него,  и она всегда будет принадлежать ему одному. Она и её красота. Навсегда.

«...ты ослабел в борьбе с собой среди мучительных  усилий»,  -  задумавшись пробормотал Скульптор как бы про себя. Леон то ли не понял, то ли просто не расслышал слова Лермонтовского Арбенина.

Однако существовала одна проблема. Статую ни в коем случае нельзя было лепить с натуры. Софи до поры до времени ничего не должна знать о готовящемся сюрпризе.

- Леончик,  душа моя! Ты словно заглянул в мои мысли! Я давно убедился, что скульптор должен работать, не имея перед глазами не только живой натуры, но даже и манекена. Живая натура всё губит! Ибо если к воплощаемой в мраморе мечте примешивается грубая действительность, то место мечты заступает порнография.


Из дневника Скульптора

29 мая     1904 года.
Я проснулся ровно в полдень со страшною головной болью. Видимо, вчерашний разговор с любезным Леоном Францевичем не прошёл для меня даром. Вернее,  даже не столько разговор, сколько странное поведение моего старинного приятеля,  которого я  за ним никогда его прежде не замечал. Тем не менее заказ  я принял, с радостью даже:  Леон хоть и скупердяй французский, но на сей раз, кажется, готов раскошелиться, и  я смогу наконец расплатиться с кредиторами...

 Но главное – мне, возможно, удастся воплотить  стародавнюю мечту – изваять мою Психею!
 
Осточертело штамповать Пушкиных и выдалбливать пошлые надгробия.

"Странный сон снился мне этой ночью. Я видел себя стоящим где-то на окраине города. По всей вероятности, была осень. Ветер гудел в телеграфных столбах; мелкий, но чрезвычайно частый и холодный дождь застилал все предметы тускло-серым покровом. Начинало смеркаться, и сердце моё сжималось  ожиданием несчастья...

Вдруг сзади меня послышался топот нескольких десятков лошадиных ног. Я обернулся и увидел странное зрелище: десять или двенадцать всадников, одетых с ног до головы в чёрные одежды, мчались попарно со страшной быстротой; на их громадных лошадях были надеты чёрные попоны с отверстиями для глаз.  Каждый всадник держал в руке смоляной факел, который горел красным, сильно коптящим пламенем .  Я понял, что кого-то хоронят, и действительно, из-за угла тотчас же показался катафалк... Чёрный гроб весь был завален яркими пунцовыми розами. Я побежал за страшной процессией и вскоре оказался рядом с ней на кладбище. Это было чрезвычайно печальное место: обнажённые деревья скрипели и качались, роняя на землю холодную воду; пахло сырой землёю и гниющими на ней жёлтыми листьями.
Всадники сняли гроб и начали опускать его в яму, но крышка была не закрыта, и я увидел в нём мраморную статую, изображающую девушку божественной красоты, сплошь одетую красными розами и  камелиями. Не знаю сам, каким образом, но я сразу узнал её – это было спящая Психея!

Я кинулся к людям, опускавшим гроб, и кричал и плакал, уверяя, что лежащая в гробу – жива; они захохотали и грубо оттолкнули меня..." *



2 июня 1904 года
Я едва имею время, чтобы вымыть руки, перепачканные глиною, и набросать несколько слов в эту дурацкую тетрадь. Вот уже третий день, как я, не отрываясь, леплю мою Психею. Нервы мои ожили, работа идёт легко и быстро...

Странное лицо! Описать его нет никакой возможности: что-то прекрасное в высшей степени и в то же время донельзя простое! Когда я хочу вызвать его в памяти – оно не является, но  стоит мне  хоть на секунду задуматься о чём-нибудь другом – оно вдруг так и всплывает перед глазами...

Как я люблю это ни с чем не сравнимое ощущение присутствия неведомого бога в каждой своей клеточке. Обыватель видит лишь оболочку, внешнюю, материальную сторону предмета... верхний слой. Художник же проникает за эту оболочку -  во второй, в пятый, в десятый пласт – в суть. Но как открыть это простому взору?.. Да и нужно ли  ему это?.. Обывателю подавай внешний лоск, привычную замусоленную мысль.

Слепые счастливы неведеньем своим.


****************

12 апреля 1905 года
Моя Психея готова. Мне жаль расставаться с ней.
 
Да полно,  Психея ли она? Год  препирательств с заказчиком мало что оставил от моего первоначального замысла, моей Мечты. «... непременно чтобы в позе покорность была... голову склонила чтобы.. взгляд – долу.  Портретное сходство – абсолютное, пропорции, причёска...»

Тем не менее  сам дух, внутреннее очарование, тайну её мне, кажется, удалось сохранить и выразить. И всё-таки немного нарушил  требования: вложил ей в руку розу. Пусть это будет дань преклонения перед Женщиной,   достойной  Великой Любви.

Тончайшей выделки душа...
 
 Давно уже потерял я её из виду. Случилась ли в её жизни такая Встреча? Или тоже – мимо?

Вокруг неё всегда были толпы  дегустаторов  любви.

Мы научились не терять голову?..  Да минует меня чаша сия?..


... из опасенья 
на кресте любви
распятым быть,
из виду упустив,
что невозможно вознестись,
не будучи распятым?


А она... она будто бы и не замечала этих дегустаторов. Любила Леона? Вряд ли. Может быть,  поначалу, по молодости. Слишком мелок, слишком самовлюблён этот индюк надутый. Хотя...
 
Жаль расставаться мне с моей Психеей. Смутное тревожное предчувствие не даёт покоя. Тот сон... нечасто я вижу подобные сны. Обычно наутро  просто  удивляешься  чрезмерной реалистичности такого сновидения, детальной ясности... и не более того. Что сон был вещим, понимаешь только, когда он сбывается.
 
Что если сон про похороны живой мраморной Психеи и правда окажется вещим?..


Художник Павел Корин

* Сон скульптора - героя рассказа Александра Куприна "Психея"


продолжение http://proza.ru/2022/12/14/1448


Рецензии