Ещё раз о Пилате
На последнем родительском собрании классная уже напрямую посоветовала родителям "помогать детям сочинения писать".
- Вот я помогала-помогала, целый день потратила, - не выдержала одна мама, - а результат 2/2. Не понимаю, что не так, по-моему, двойка за содержание - это когда просто ничего не написано, почему не тройка хотя бы?
Классная не смогла ей ответить, предположила, что мама тему перепутала, но нет.
- Читала я давно, но тут нарочно фильм посмотрела, "Знак бяды"!..
Собрание оживилось, многие похихикали над маминой парой, но мне как-то не до смеха было.
Я своему, увы, по беллит не помощница. Василя Быкова читала и люблю, даже в оригинале читала, не только русские переводы, но чтобы сочинения на мове писать... Предложила продиктовать по-русски, чтобы потом гугл ему перевёл, но такой вариант его не устроил, сказал, что проще сразу на мове нагуглить.
На нет и суда нет. Зато по русской литературе я безотказная. Вот недавно надиктовала очередное сочинение. Результат 7/1. Ну, за единицу я не в ответе, он же потом переписывает.
- А почему за содержание 7, а не 8? - спрашиваю. (7=4, 8=5).
- Да ты слишком много надиктовала, я только половину переписал, больше не успел, мы всего один урок писали, а не два.
Обидно мне стало. Решила хоть тут своим сочинением поделиться. Итак:
"Вечный спор Иешуа и Понтия Пилата".
Понтий Пилат - главный герой "романа в романе", то есть романа, написанного героем Булгакова Мастером. Именно он, а не Иешуа Га-Ноцри. Такое распределение требует объяснения, ведь очевидно, что Иешуа - это булгаковская интерпретация Иисуса из Назарета, Христа, Сына Божьего, жизни, учению, смерти и воскресению которого посвящены Евангелия.
Почему Мастер пишет роман не о нём, а о Понтии Пилате? О воскресении Иешуа мы узнаём не из романа Мастера, а при следующих обстоятельствах: когда Воланд отдаёт Мастеру сожжённый им и "воскрешённый" Воландом роман, Маргарита перечитывает его, и последняя глава называется "Погребение". Главы о воскресении в нём нет. Однако с просьбой (повелением?) забрать с собой Мастера и Маргариту приходит к Воланду ученик Иешуа Левий Матвей, и когда Воланд это исполняет, Мастер встречается со своим героем, Пилатом, и "заканчивает свой роман" "освобождает" его, Пилат уходит по лунной дороге к Иешуа.
Таким образом в романе Мастера от самых первых строк до самых последних речь идёт прежде всего о Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи. С раннего утра четырнадцатого числа месяца нисана до рассвета пятнадцатого нисана, на протяжении одних суток ( с утра Страстной пятницы до утра Страстной субботы) Пилат допрашивает и осуждает на смерть Иешуа, а когда тот умирает на кресте вместе с распятыми рядом с ним разбойниками, Пилат допрашивает доставленного к нему Левия Матвея и признаётся ему в том, что по его тайному приказу был убит Иуда и подброшены в храм заплаченные ему - за донос - синедрионом деньги.
Утром на допросе уже после того, как Иешуа исцелил Пилата от мучительной головной боли, Пилат всё-таки осуждает его на казнь за непочитание власти римского императора, то есть за образ мыслей, "мыслепреступление".
- Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной, человек перейдёт в царство истины и справедливости, где не надобна будет власть, - повторяет Иешуа то же, что говорил Иуде и написано в доносе.
"Оно никогда не настанет, - вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся". Вот суть их несогласия. Пилат не готов занять место государственного преступника, он судья, а не подсудимый, во всяком случае считает себя судьёй, когда выносит смертный приговор Иешуа. Но наступившей вслед за исполнением приговора ночью Пилат признаётся себе в полубреду-полусне, что готов на всё, "чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного врача".
В последней главе романа Булгакова (не Мастера), которая так и называется, "Прощение и вечный покой", мы узнаём, что Пилат прощён Тем, "с Кем он так стремится разговаривать".
- Свободен, Он ждёт тебя", - кричит Мастер Пилату, и тот уходит к Иешуа по лунной дороге. Значит, не Пилат, а Иешуа был Судьёй? Тем более странным выглядит то, что в романе этот Судья должен о чём-то просить Воланда. Но это противоречие остаётся на совести автора. В его романе Воланд выглядит более могущественным, а Пилат более величественным, чем Иешуа Га-Ноцри, бродячий философ и врач.
Спор между Пилатом и Иешуа касается прежде всего человека, есть ли на свете злые люди или все люди добрые, как утверждает Иешуа.
( Тут урок закончился и продолжение к учителю не попало, а оно было таким).
По Иешуа добрым людям не нужна никакая власть, принуждение, государство. А Пилат - представитель, персонификация власти, государства, насилия. Римская власть, мыслящая себя вселенской, универсальной, несущей порядок, мир и благоденствие покорённым народам, в том числе и в Иудею, в лице Пилата сталкивается с отрицанием себя как таковой в лице Иешуа!
Но ведь и Пилат не только римский прокуратор Иудеи, наместник божественого Тиверия, но и смертный человек, у которого страшно болит голова, который не только отдаёт приказы, но и мучается от своей раздвоенности и одиночества! И который пытается если не исправить свой приказ о казни, то хотя бы чем-то загладить: приказывает убить Иуду и дать место своего библиотекаря Левию Матвею.
С какой целью всё это выдумано Булгаковым? Ведь в Евангелиях ничего подобного нет. Ему это нужно, чтобы оправдать Пилата, показать, что римский военачальник, вынуждаемый своим статусом казнить, может покаяться в казни невиновного. Эту тему Булгаков ещё в "Беге" развивает на примере Хлудова.
Евангелия ничего не говорят о судьбе Пилата после казни и воскресения Христа, Булгаков в романе от имени своего героя Иешуа дарует ему прощение. Таков авторский вымысел (замысел).
На самом деле человек не добр или зол по своей природе, а СВОБОДЕН выбирать добро или зло. Каждый человек, в том числе и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Простит ли его Христос - нам до Страшного суда неизвестно и зависит от того, какой окончательный выбор сделал сам реальный исторический человек, Понтий Пилат. Конец сочинения.
Уфф. Тяжёлая эта работа - из болота тащить бегемота, Евангелия же нет в школьной программе!
Некогда мне очень хотелось написать о "развитии вымысла в древнерусской литературе", век за веком проследить этот процесс. Наглядно и понятно, чтобы любому школяру "зашло".
Но это ещё на порядок тяжелее, чем одно сочинение написать... Про Пилата лет пять назад писала уже, побольше, но сейчас про этот текст и заикаться не стала, там тем более много букв, в один урок никак не уложится http://proza.ru/2017/05/22/1104
Свидетельство о публикации №222121500718