К определению чуда мироточения
Почти все мои проекты на портале proza.ru состоят в том, что я наблюдаю за научными исследованиями конкретных явлений на стыке науки и разных религий, которые иногда называются чудесами. В данном случае за научными исследованиями на стыке науки и христианства чудес появления жидкостей на объектах религиозного почитания, которые дальше будут названы «мироточением» и «кровоточением». Последние я только упомяну, сосредоточимся на первых.
Определение «мироточения», строго говоря относится не к эмпирической части интересующих нас событий, чудес, т.е. не к тому, что люди видят собственными глазами, а к сверхэмпирической, т.е. к тому, что некоторые из них думают о том, что они увидели. Сверхэмпирической части моего проекта посвящен довольно большой недавно опубликованный материал «Чудеса маслоосаждений: почему растительные масла?» (сборник проекта 1) В нем кратко упомянуто то, о чем пойдет речь дальше, но поскольку, с моей точки зрения, это очень важный и я бы сказал знаковый вопрос, то я и решил обсудить его отдельно в небольшой статье.
В 1999 г. по инициативе группы ученых и с одобрения Патриарха Алексия II была создана экспертная группа по чудесам в РПЦ под руководством профессора ТУ нефти и газа им. Губкина, д.г.-м.н. П.В. Флоренского (внук свящ. Павла Флоренского, дворянин), которая через несколько лет стала экспертной группой при богословской комиссии МП РПЦ. Для того, чтобы не было сомнений в запросе на такую научную группу с уровня Патриарха приведу следующее свидетельство, написанное после смерти второго человека этой группы А.В. Московского (2019 г.) его крестным отцом, группу он называет комиссией:
«Крестный отец А.В. Московского, духовник Московского Донского монастыря, иеросхимонах Валентин (Гуревич) в своих размышлениях «Уверение Фомы-современника. Памяти Александра Викторовича Московского» описал такой эпизод: «Создание этой комиссии произошло в ответ на просьбу Святейшего Патриарха Алексия II, который, по словам Александра Викторовича, просил, в частности, его «организовать систематическое наблюдение за потоком сообщений о чудесных событиях, происходящих в Русской Православной Церкви» (pravoslavie.ru).
Одним из основных направлений деятельности этой группы с самого начала было «систематическое собирание сообщений о чудесных событиях», происходящих в РПЦ, в т.ч. и «мироточениях». А также исследование соответствующих жидкостей.
Поскольку эта заметка посвящена определению чуда «мироточения», то сначала обратим внимание на то, что дает буквальное понимание этого традиционного термина, имеющего многовековую историю. О том, что на иконах непонятно откуда появляется «миро», сообщали еще русские средневековые летописи.
Термин «миро-точение» при буквальном понимании содержит в себе то, что сегодня можно назвать физико-химической моделью этого чуда. В самом деле, слово «миро» в нем настраивает на то, что с химической точки зрения в этих явлениях стоит ожидать хорошо известную в христианской церкви жидкость, церковное или святое миро. А остальная часть термина - «точение» подразумевает, что физически этот процесс состоит в медленном истечении миро из объекта.
Обратимся теперь к одному из основных результатов исследований группы П.В. Флоренского по нашей теме.
В 2008 г. эта группа представила на своей конференции об истинных и ложных чудесах, которая проводилась в рамках ежегодных Международных Рождественских Образовательных Чтений, сборник статей «Чудеса истинные и ложные» (М., Даниловский благовестник, Даниловский монастырь, 2007, 2012, 644 с.), составленный ее членами и редактором (А.В. Московский, А.А. Добросоцких, П.В. Флоренский, С.А. Сошинский, Т.А. Шутова; редактор - А.А. Добросоцких). Эти Чтения обычно открывает Патриарх с министрами правительства РФ в кремлевском дворце съездов в Москве, где когда-то проходили съезды КПСС, а затем в рамках этих Чтений в Москве проходят несколько десятков тематических конференций, одной из них была конференция группы П.В. Флоренского. В предисловии издатели писали, что в сборнике «впервые делается попытка системно проанализировать поток сообщений о чудесах с точки зрения соответствия учению Русской Православной Церкви» (с. 8). В наше удивительное время изобилия чудес «практически во всех епархиях Русской Православной Церкви мироточат и обновляются иконы, нередки случаи их чудесного обретения» (с. 7), нужны внимательные собиратели материалов для описания хотя бы малой доли происходящих событий. «Требуется церковное, богословское осмысление необычных явлений, чему не противоречит и их изучение, и благочестивое описание языком современной науки», чем и занималась группа П.В. Флоренского.
В статье этого сборника, подписанной всеми членами группы, «Испытание чудом?» помимо прочего из результатов научных исследований образцов чудесных жидкостей был сделан вывод об ошибочности традиционного термина «мироточение». Это, конечно, помимо того, что иногда за «мироточение» принимаются различные природные процессы.
Приведу соответствующий фрагмент из статьи полностью (с. 24-25):
«Строго говоря, термин «мироточение» неправильный по двум причинам. Во-первых, миро - некое вещество на основе растительных масел, которое варит сам Патриарх во время специального богослужения, и его потом рассылают по епархиям. Это священное масло, которым помазывают человека один раз в жизни при Крещении, а Государя-Императора второй раз – при коронации. То вещество, что появляется на поверхности иконы, правильнее называть елеем, поскольку в подавляющем большинстве случаев это именно масло, похожее на растительное.
Во-вторых, слово «точение» соответствует медленному истеканию из чего-то. Здесь же происходит что-то вроде осаждения, или, говоря менее определенно, возникновения вещества на поверхности. Если икона застеклена, масло появляется на внешней поверхности стекла, но нередки случаи, когда елей возникает и под стеклом. Мы неоднократно наблюдали следы масла и рядом с иконой. Они образовывали что-то вроде облака неправильной формы вокруг места, где помещалась икона, причем можно было ясно видеть градиент частоты и размера капель. При мироточении случается, что скатерть, на которой лежали иконы, тоже пропитывается маслом. Картина похожа на ту, как если бы кто-то, разложив иконы на поверхности стола, начал орошать их из распылителя. Но если процесс свят, то при чем здесь посторонние предметы?
Иногда происходит осаждение масла и на всей территории вокруг икон. Таким образом, можно говорить не о мироточении, а о маслоосаждении».
Надо сказать, что в православной литературе можно найти мнение о том, что это сейчас происходит масло-осаждение, а вот раньше, в древности происходило настоящее миро-точение. Здесь я только обозначу эту точку зрения, главное же сейчас состоит в том, что в отношении современности неправильность традиционного термина «мироточение» признается православными онлайн энциклопедиями pravenc.ru (публикация ее бумажного формата благословлена Патриархами Алексием II и Кириллом, выходит под редакцией последнего) и azbyka.ru. Они отмечают, что церковное миро и чудесные жидкости, появляющиеся на объектах почитания, - это не одно и то же. Но в то же время процесс их появления все равно называется «мироточением», новый термин не предлагается.
Итак, если следовать статье группы П.В. Флоренского 2007 г., то современной реальности соответствует термин «маслоосаждение», который я в своих работах и принял вместо мироточения. Его буквальное понимание означает изменение подразумеваемой физико-химическую модели чуда. Не церковное миро, которое у православных одно вещество, у католиков другое, а растительные масла, оливковое масло, которое одно и то же у католиков и православных. Не истечение жидкостей из объектов, чему очень удивлялись и средневековые русичи, потому что «из древа суха» жидкость не течет, хотя и сама собой тоже, конечно, как правило, не появляется – а осаждение.
С тех пор прошло 15 лет, что изменилось?
Прежде, чем перейти к описанию нынешнего этапа в определении чуда «мироточения», полезно сделать небольшое историческое отступление, потому что, как уже догадался читатель, участие с собственной конференцией или круглым столом группы П.В. Флоренского в Международных Рождественских Образовательных Чтениях – это большой успех, показатель востребованности ее деятельности на самом высоком уровне. Этот успех ей сопутствовал с 2005 по 2009 г., а затем наступил перерыв в 13 лет.
На XVII Чтениях 2009 г. (15 – 17 февраля) свою конференцию «О чудесах истинных и ложных» П.В. Флоренский открыл докладом «Чудо молитвы Святейшего Патриарха Алексия II 19 августа 1991 года «О Богохранимой стране нашей и народе ея»». Второй доклад сделал Донцов С. Е., полковник милиции, заслуженный юрист РФ «Чудо о спасении России молитвой Святейшего Патриарха Московского Алексия II перед Владимирской иконой Божией Матери в октябре 1993 года». Напомню, что Патриарх Кирилл стал предстоятелем РПЦ с 1 февраля 2009 г.
Мне не удалось обнаружить участие группы П.В. Флоренского в ежегодных Чтениях вплоть до 2022 г. Полагаю, что в востребованности этой группы на этом уровне публичности наступила пауза в 13 лет.
22 мая 2022 г. в рамках перенесенных Международных Рождественских Образовательных Чтений на конференции «Наука в свете христианского миропонимания» Н.В. Томин от имени группы авторов прочитал доклад «Проблемы научных исследований чудесных явлений». Из исходной группы П.В. Флоренского среди авторов этого доклада только сам Флоренский. Я уже писал об этом докладе в автокомментарии к моей статье «Кое-что о церковной копоти» (см. сборник проекта 1), т.к. в нем признана не полнота предложенной Уфокомом модели образования «негативного» отпечатка на стене за иконой ее изображения, которую я критиковал. Доклад интересен для меня не только этим. В нем предложено определение «мироточений» и «кровоточений», выписанное на отдельном слайде (время 5:11), вот оно:
««Мироточением» и «кровоточением» в целом называют появление любой влаги на поверхности икон или предметах культа. Оно может происходить не только в стенах сакральных сооружений (монастыри, храмы, соборы), но и в обычных жилых домах или квартирах.
Предположительно, за «мироточение» и «кровоточение» принимается ряд различных, чаще всего естественных, процессов (выделение смол, набухание клея, осаждение конденсата или запотевание, сорбция различных веществ, результат жизнедеятельности бактерий, следы от елея, масла от лампад и т.п.)»
Влага обычно ассоциируется с водой, но никак не с маслянистой жидкостью или кровью. Сравним предложенное определение с обсуждением ошибочности традиционного термина «мироточение» группой П.В. Флоренского 15 лет назад, ведь это обсуждение говорит о том, что нужен новый термин, новое определение этого явления, например, маслоосаждение. Как видим, в первой части определения 2022 г. отражена реально существующая терминологическая неясность, которая хорошо видна и в энциклопедиях pravenc.ru и azbyka.ru. Поэтому оно комфортно для «принимающей стороны», т.е. организаторов Чтений, МП РПЦ.
Из второй его части не искушенный зритель доклада может сделать вывод, что «чаще всего» священники и миряне ошибаются, принимая за чудеса какие-то естественные процессы. Чудес именно в этом определении как бы почти и нет, а есть много естественных процессов, которые ученые умеют очень хорошо различать при помощи своей сложной аппаратуры. В работе группы П.В. Флоренского 15-летней давности эти ошибки интерпретации, конечно, отмечаются, но обсуждается собственно чудесное появление жидкостей. Котлеты отдельно, мухи отдельно.
Таким образом, П.В. Флоренский (1936 г.р.) с соавторами из поколения 40-летних, в т.ч. и из-за рубежа, в озвучке Н.В.Томина не акцентируют в 2022 г. на Международных Рождественских Образовательных Чтениях ошибочность традиционного термина «мироточение», а соглашаются с его общепринятой, традиционной неадекватностью. Более того, физический процесс осаждения теперь отнесен не к определению чудесного события масло-осаждения, а к естественным процессам («осаждение конденсата»). Действительно, физика осаждения конденсата имела бы прямое отношение к чудесному событию, объясняла бы его, если бы около иконы постоянно был насыщенный пар масла и образующийся конденсат осаждался бы на ее поверхность. Читатель, возможно, помнит картинку из прошлого тысячелетия, когда струя пара из носика кипящего чайника доставала до оконного стекла, на котором пар остывал, стекло затуманивалось и по нему текли струйки воды. Такого насыщенного пара масла около иконы нет, т.к. в воздухе самом по себе просто нет этого масла, поэтому и предложенный в 2007 г. группой П.В. Флоренского термин маслоосаждение не идеален. Однако, он подчеркивает роль окружающего пространства в этом процессе, а «точение» - роль самого объекта. В то время как известно, что иногда капли масла появляются в объеме, в воздухе: «появлялись в коридоре и шлепались на пол».
Иллюстрацией этой привычной неадекватности традиционного термина, на мой взгляд, является вопрос одного из слушателей этого доклада: «Я не могу понять, а что, собственно говоря, ожидается? Если у вас появляется подсолнечное масло, то ведь в материальном мире что-то должно материализоваться в каком-то естественном виде, это и будет подсолнечное масло. Тут я не вижу никаких из этого особых следствий. Духовное явление материализуется в материальном виде. Материальный мир он такой и есть, вот и все».
Действительно чему тут удивляться, особенно если, как показал изотопный анализ образца чудесного подсолнечного масла из Подмосковья, по изотопному составу он совпал с произведенным в России подсолнечным маслом. В России же чудо происходило, вот и масло из России. Группа П.В. Флоренского, правда, в 2007 г. считала это «чудом в квадрате».
Докладчик своим определением «мироточения» лишил себя возможности ответить, что если такие чудеса традиционно называются именно «миро-точением», то, очевидно, что в них ожидается именно миро, тоже, конечно, совершенно материальное вещество, но другое. В «мироточениях» же появляется не церковнЫе миро, у католиков – католическое, у православных – православное, а в большинстве случаев масла растительного происхождения. Одно и то же оливковое масло у католиков и православных.
Интересно ли КЦ и РПЦ заострять внимание на неадекватности традиционного термина по крайней мере современной реальности - и только ли современной? Рискну предположить, что нет.
Ведущий конференцию в заключение доклада пожелал авторам получше артикулировать свою методологию и получше понять, «что вы хотите». На мой взгляд, самый естественный ответ на это пожелание, возможность которого закрыта таким определением «мироточения», может состоять в том, чтобы расширить эмпирическую базу уже показанной неадекватности традиционного термина. Если в России (условно) 5000 мест маслоосаждений, включая не только квартиры мирянок, но и храмы, монашеские кельи и т.д., то с простейшей целью мониторинга ситуации на уровне страны не плохо было бы к уже изученным нескольким образцам добавить хотя бы по десятку образцов из каждого места и определить не только химический состав жидкостей, но и их изотопный состав, который позволяет узнать из какого они региона. Публикация этих результатов позволит сформировать общую картину происходящего хотя бы по химическому и изотопному составу.
Томин Н.В., Бутов И.С., Флоренский П.В., Алексинский В.С. Проблемы научных исследований чудесных явлений.// Доклад на конференции «Наука в свете христианского миропонимания», М., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 22 мая, 2022.
Флоренский П.В., Московский А.В., Сошинский С.А., Шутова Т.В. Испытание истиной?// Чудеса истинные и ложные. М., Даниловский благовестник, составители: Флоренский П.В., Сошинский С.А., Шутова Т.А., А.А. Добросоцких, под ред. А.А. Добросоцких. 2007, 2012.
Статья из сборника проекта 1 «Чудеса маслоосаждений».
Свидетельство о публикации №222121601023
Итак, поскольку выяснилось, что в термине «мироточение» ни его химическая часть, «миро», ни его физическая часть, «точение», не соответствуют современной действительности чудесного образования маслянистых жидкостей, а «осаждение» тоже не идеально, то наиболее точным, по-видимому, будет «маслопоявление». Тогда возникает естественный вопрос, а было ли вообще «мироточение» или устойчивость в веках этого термина объясняется вполне понятным желанием священноначалий видеть в чудесном появлении любой маслянистой иногда благоухающей жидкости (или даже любой влаги, согласно Н.В. Томину) именно миро-точение, т.е. появление святого миро? Имеющиеся у меня данные с описанием в прошлом свойств соответствующих жидкостей склоняют к соответствию реальности и в прошлом не "мироточения", а маслопоявления. Такой же вывод следует и из того подхода к ответу на вопрос о том, а почему же появляются именно растительные масла, оливковое масло, который я развиваю (см. по этому поводу "Чудеса маслоосаждений: почему растительные масла?").
Александр Кукаров 17.12.2022 10:42 Заявить о нарушении