Глава 3. Три золотых правила родительских собраний

Начало: http://proza.ru/2022/12/10/1651

Что такое родительское собрание, знает каждый учитель, съевший тяжкий хлеб классного руководства хоть один раз в своей учительской жизни. Когда-то я для себя сделала вот такие подсчёты:

В месяце в среднем 30 дней. 30 дней по 24 часа это 720 часов.
Отнимаем сон: 30 умножить на 7 (в среднем) и получается 510 часов.
Отнимаем работу: 30 умножить на 8 (в среднем), остаётся 270 часов. Что такое 2 часа в месяц на родительское собрание? Аж ничего. Поэтому те, кто считает, что для того, чтобы провести родительское собрание , нужно много времени, заблуждаются.

Теперь о главном. Как их проводить, чтобы они не стали рюкзаком с камнями, висящими на наших плечах? У меня есть много правил, но о них я буду рассказывать постепенно, чтобы у вас, мои дорогие, не набилась оскомина и не свело челюсти от негодования.

На самом деле, я, конечно же, лукавлю, говоря о том, что провести собрание раз плюнуть. Особенно, если я провожу его не одна, а вооружившись своей подругой, коллегой, соратником Ирой Алексеенко и гуманной педагогикой, единственной педагогикой, которая превращает эти собрание в фейерверк положительных эмоций.
Не верите? Ваше право. Но я обещаю, что лукавить не буду, ибо нет в этом смысла. Да и нельзя мне врать: меня читают и мои родители, и их дети, мои уже взрослые ученики.

Итак, приступая к теме, расскажу о трёх первых правилах, которые мы с Ирой установили для себя и придерживаемся их вот уже много-много лет.

1. Мы не называем эти собрания собраниями. У нас они называются «Родительские встречи». Ну ведь красиво же, согласитесь: есть в этом словосочетании немного от праздника, капельку предвкушения и, самое главное, тепло. Оба слова очень тёплые, согласитесь: и «родители», и «встречи». Родители быстро привыкают к такому названию, потому что в нём мы уходим от казёнщины и «обязаловки».

2. Родительские встречи мы проводим раз в месяц. Когда я беру класс, ставлю родителям условие категорично и безапелляционно. Не было случая, чтобы они возразили (мнение об учителе передаётся из одного родительского поколения в другое со скоростью света). Представляю, что они думают при этом: «да ладно, пообещаем, что таки да, а потом, как получится. Но после первого же собрания они включаются в этот процесс и все четыре года придерживаются его. Конечно, бывает всякое, но мы с Ирой говорим, что будем проводить наши встречи, даже если придёт только один родитель. И проводили бы, но, ещё раз повторяю, эти встречи становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Причём, они жизненно необходимы как мне, классному руководителю, так и родителям. Если честно, даже не знаю, кому больше.

3. И третий пункт, самый важный, на мой взгляд. Есть запретные темы, то есть то, о чём мы никогда не говорим.
Это деньги (любые), выяснение отношений (с учителями, друг с другом, с детьми…) и, вы будете удивлены, успеваемость.

Для денег есть родительский комитет (о нём тоже пойдёт речь, потому что этот орган у нас формальный: кто хочет тот и комитет. Кому на какой-то момент это интересно из родителей – добро пожаловать. Есть пара-тройка ответственных мамочек, которые берут на себя все хозяйственные вопросы, а я туда даже и не суюсь.

Сразу оговорюсь: в этом году я не взяла классное руководство и, по всей видимости, брать уже не буду. Готова быть тьютером, консультантом, помощником или наставником. Администрация школы меня поняла и не настаивает. Не взяла классное руководство в силу объективных и субъективных обстоятельств, а не потому что лентяйка. Во-первых, возраст: мне скоро 60 лет, у меня очень пожилая мама и живёт вот уже три года со мной. Два театра, в открытии которых я участвовала и сейчас играю, писательство, которое тоже занимает немало времени, издание книг, семья и многое другое. Ой, чуть не забыла: работа же ещё есть! Шучу, конечно. О работе я и говорю сейчас.

Итак, у меня в классе была мамочка, мама Соня, которая занималась поездками и экскурсиями. То есть, я только садилась в автобус, делала необходимые документы для поездки (у нас с этим строго), и на мне была только работа с ребятами: их комфорт, безопасность, интересная эдукация и радость, которая как отдельная субстанция следовала за всеми нами по пятам. Автобусы, оплата, еда – это она всё брала на себя. Ей помогали другие родители по мере необходимости.
Были три мамы, который всегда ездили и ходили с нами. Остальные – по мере возможности.
Была мама, которая отвечала за все денежные сборы (подарки детям, учителям, украшение класса и т. д.) Сразу оговорюсь, что было ещё одно условие, от которого я не отступаю никогда: НИКАКИХ ДОРОГИХ ПОДАРКОВ Я НЕ БРАЛА. НИКОГДА. Нет на мне этого греха. А в последнее время я отказывалась даже от цветов. Зато от нашего класса наш детский дом получал коробку с карандашами, памперсами, альбомами и тетрадями. Но об этом тоже расскажу подробно. Почему я против дорогих подарков? считаю, что не стоит становиться зависимой от родительских «подношений», потому что и не все родители однозначно готовы выкладывать деньги на подарки, и возможности у всех разные, а особенно сейчас, когда коммунальные услуги и магазины стали просто врагом семейного бюджета. А если мама одна воспитывает ребёнка? А если у неё двое, трое детей?
Возможно я не права, но я для себя решила однозначно: подарки - табу! Зато обожаю интересные сувениры! Например, на новый год нам с Ирой подарили по большой, красной кружке, на которой было написано: Классной маме Майе Леонидовне от 5Б класса! Было много таких милых моему сердцу подарочков, которые радовали глаз и грели душу! А для подарков есть семья и друзья. Учитель должен быть независим. Точка.

Продолжение: http://proza.ru/2022/12/17/1746


Рецензии