Мини игра в бисер

– Это как, и зачем понимать?  - Твой вопрос для меня – неожиданность. Мы же только что прочитали книгу «Игра в бисер»! Смотришь передачу с таким названием, на канале «Культура»?  - Давно не видел. Мой телевизор не смог перейти на ЦИФРУ. – Я тоже не смотрю,  мне достаточно КОМП – информации.  Но помню, что на этой передаче УГЛУБЛЕННО обсуждали  книги. КЛАССИКУ.  Нормально! Иначе, зачем писатели пишут книги?!
Об игре в бисер  будем говорить,  в  широком смысле. О книге «Игра в бисер».
- Начинай, у тебя это хорошо получается. Иногда.
- Начну с предисловия к ней.  В нём сказано, что то, что мы собираемся сообщить о личности и жизни Мастера игры в бисер многим членам ОРДЕНА известно, но эта книга адресована всем читателям.
ИГРА в БИСЕР – это игра всеми ценностями КУЛЬТУРЫ. Всем опытом, всеми высокими мыслями и произведениями искусства, рождёнными человечеством в его творческие эпохи.
- Понял! Это похоже на «мозговой штурм» при решении проблем духовной жизни «Я» и общества.
- Правильно мыслишь. Слушай, что написано, далее.
Начало  духовного  движения,   приведшего к утверждению ОРДЕНА,  и игре в бисер,  относится  к периоду истории, именуемому «фельетонной эпохи». Эта эпоха не была ни бездуховной, ни даже духовно больной. Она не знала, что делать  со своей духовностью, вернее, не сумела  отвести духовности подобающего ей места в жизни государства.
- О! Это актуально! Факт. Но что значит ФЕЛЬЕТОННАЯ эпоха?
- Фельетон – газетная или журнальная статья на злобную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы  изложения.  В предисловии есть такие слова: «Признаёмся, мы не в состоянии дать однозначное определение изделий, по которым мы называем эту эпоху «фельетонной».  Похоже, что они производились миллионами штук, составляли главную пищу любознательных читателей, сообщали или, вернее, «болтали» на разные темы, и,  похоже, что наиболее умные фельетонисты  часто потешались над собственным трудом.
Поставщики  этой чепухи принадлежали  к реакциям газет, были «свободными» литераторами, порой  даже слыли писателями – художниками. Были даже преподаватели высшей школы.
Излюбленными были анекдоты  из жизни знаменитых мужчин и женщин и их переписка.  Популярны были исторические экскурсы на темы, злободневные для разговоров  состоятельных  людей. Особенно популярны были опросы по актуальным темам. Опрашивали  химиков или виртуозов фортепьянной игры. Заставляли высказаться о политике любимых актёров, танцовщиков, гимнастов, лётчиков или даже поэтов о преимуществах  и недостатках холостой жизни, о предполагаемых причинах финансовых кризисов и так далее. Важно было только связать известное имя с актуальной в данный миг темой.
Наверное, во всей этой деятельности присутствовала добрая доля иронии, возможно, то была  даже демоническая ирония, ирония отчаяния, но широкие массы  принимали все эти странные вещи с доверчивой серьёзностью. Читая столько статей и слушая столько докладов, люди не давали себе ни времени, ни труда закалиться от малодушия и побороть в себе страх смерти, они жили,  дрожа,  и не верили в завтрашний день. Короче говоря, уже приближалась  ужасная девальвация слова,    которая  тайно и в самых узких кругах,  вызывала то героически – аскетическое  противодействие, что вскоре сделалось мощным и явным и стало началом новой самодисциплины и достоинства духа.
Только что учёные открыли, что молодость и творческая пора нашей культуры прошли, что наступила старость и сумерки. Люди почувствовали упадок нравственности, безверие народов, фальшь искусства. Зазвучала, как в одной чудесной китайской сказке, «музыка гибели».
- Хватит цитировать! Надоело это дело! Одно скажу, - не будем унывать, ведь то уныние сменилось на творческий подъём! Значит,   это случится – повторится в очередной раз! КОЛЕСО ИСТОРИИ катится неумолимо. 
- Само? – Да. – Сами только котята рождаются, - так мне представляется.   Факт.   В. Лоб.            
   


Рецензии