Глава 4. Посещаемость
Вы спросите: как с посещаемостью? Отвечу: как когда, но меньше 50% не бывает. 100% тоже редко, ибо у каждого своё – мы все взрослые люди. От 70 до 80%. Это хорошая явка.
Итак, мы назначаем день. Выходной – никогда! Запомните, выходной день для родителей – святое. Как, впрочем, и для меня. Поэтому, если вы назначаете родительское собрание на выходной день, родители читают это так: вы хотите забрать мать у семьи. Как вы знаете, папы на собрание ходят крайне редко, а для мамы это только называется выходной: вся семья в сборе, нужно убрать дом, приготовить поесть (три раза в день), помыть посуду, сходить в театр или в кино (если получится). Где найти два часа, а с дорогой все три, чтобы выслушивать «бредни неудачницы»? Если вы думаете, что я описАлась – а вот и нет. Мне одна мама как-то давным-давно сказала, что по её мнению, в школы идут неудачницы, не нашедшие своё место в многообразии профессий. Так и сказала. Я посмотрела на неё с любовью и спросила:
«Простите, а вы кем работаете?»
«Я ребёнка воспитываю!» - жёстко ответила эта молодая, красивая женщина и посмотрела на меня с жалостью.
«Я тоже воспитываю детей…» - сказала я и посмотрела на неё с любовью.
Родительские встречи я никогда не назначаю и на пятницу: усталость сказывается и на мне тоже. А весна добавляет свои коррективы – дача, море, лес. Как правило, в пятницу вечером вообще ничего не хочется: хочется забраться под тёплый плед и писать… Родители сотканы из того же теста: все к пятнице устают. И уж точно не до выслушивания сетований классного руководителя по поводу сорванных уроков. Как правило, встречу я назначаю на среду, на 18.00. И, понимая, что многие едут с работы, мы с Ирочкой ставим огромный десятилитровый чайник (берём у завхоза) и покупаем какую-нибудь выпечку. Родители тоже несут вкусности. И всегда так: за вкусным, ароматным кофе, с улыбками и обнимашками, творим будущее наших детей.
В этом году весной у нас в классе случилось прибавление: в связи с ситуацией в Украине в Литву приехали беженцы. Две чудесные девочки и две не менее замечательные мамочки. И как раз они попали на нашу предпоследнюю встречу: ребята оканчивают нашу прогимназию имени Максима Горького и переходят в гимназии. То есть, у нас они учатся только восемь лет. Средних школ в Литве давно нет.
Одна из этих мама сидела и в её глазах стояли слёзы. Я подошла, обняла её, зная, что они месяц просидели в подвале и бежали с одной парой белья, а она мне и говорит тихо-тихо:
«Майя Леонидовна, это родительское собрание?»
Я испугалась, подумала, что ей что-то не нравится:
«Да. Что-то не так?»
«Я никогда не была на таких собраниях. Так не бывает! Здесь все друг друга любят…»
«Да, любят. Но мы шли к этому долго. Мы учились этому. Если родители не будут любить и принимать друг друга, разве дети примут?»
И она обняла меня…
А вторая мамочка с недоумением смотрела, как входят в класс родители: все с обнимашками. Это у нас традиция! И это, оказывается, совсем не стыдно. А традиция потому, что мы все за этих четыре года стали родными людьми. Иначе нам, классным мамам нельзя: мы с родителями воспитываем НАШИХ, ОБЩИХ детей.
Совсем недавно беседую с коллегой, учителем начальных классов.
- У меня сегодня родительское собрание… Достало… Надо идти и проводить. Что им сказать?
- А что хотела-то сказать?
- Да просто нужно провести. Три месяца отучились.
- Не хочешь – не проводи! Кто сказал, что нужно?
- Наши все сегодня проводят…
А, ну тогда конечно… Тогда обязательно нужно… Бедная девочка (ей за 50), чего ей это будет стоить? Прибежит в кабинет, вытащит какую-нибудь захудалую статью о первоклашках, расскажет о дисциплине (какое противное слово, согласитесь!), поставит задачу подготовить какой-нибудь новогодний утренник (собрать деньги, украсить кабинет) и быстренько уедет домой, поставив галочку.
Опять читаю на ваших лицах: а у тебя-то как? Идёшь, как на праздник? Не ври, милая…
Иду как на праздник. Вернее, идём, потому что со мной моя подруга, учитель дополнительного образования, но на самом деле главный педагог в моей жизни Ирина Вячеслововна Алексеенко. Это Ира открыла для меня мир гуманной педагогики, познакомила с величайшим учителем с мировым именем, Шалвой Александровичем Амонашвили, с которым нас связывают очень тёплые отношения. В его родовом имении, в маленьком посёлке Бушети, что у подножия Кавказских гор, мы бываем раз в два года в качестве членов координационного совета Международного центра гуманной педагогик и учимся, учимся, учимся…. Именно принципы этой науки мы с Ирой и используем в своей работе. Они – палочка-выручалочка, фундамент, опора и тыл в моей профессии.
О том, как в мою жизнь вошла эта педагогика я подробно рассказывала в своей книге «Кто ты, учитель?».
Я понимаю, что родители - взрослые люди и в 18.00 многие находятся в дороге, опаздывают. И что, что они опаздывают? Едут ведь! Знаете, как Шалва Александрович относится к опаздывающим детям? Ни упрёка, ни раздражения...
"Садись! Мы тебе рады!"
Сначала меня очень раздражали опоздания на уроки, особенно, если это первый урок. Я ругалась, стыдила, даже выгоняла из класса. Так было лет десять назад. Однажды директор ко мне на урок привела опоздавшего пацана, который боялся зайти в класс... И я всё поняла, а когда поняла - стало нестерпимо стыдно. Послушав мудрого педагога, Шалву, как мы его называем между собой, я сказала ребятам так:
"Давайте договоримся: я вас не ругаю, вы тихонько заходите в класс, а после урока шепните на ухо, какая причина. И если вы проспали - тоже шепните. Я предпочитаю честность в наших отношениях."
Ребята приняли моё предложение, и, что интересно, меня перестали раздражать их опоздания. Всякое бывает: пробки, многие живут за городом, приходится радо вставать. И самое главное: опоздания детей в наше время - вина родителей, но уж никак не их. Это мы добирались в школу сами. 80% детей привозят родители: когда ребёнка привезли, тогда он и пришёл. И если он будет бояться войти в класс, опоздав на 5-10 минут, то может отсидеться в туалете. А лучше бы сидел на уроке, согласитесь. Так вот, когда меня перестали раздражать опоздания, дети, практически, перестали опаздывать! И когда злостный "опаздывльщик" ВДРУГ приходит вовремя, я радуюсь, как ребёнок. И хвалю его, помня "Искусство маленьких шагов" Экзюпери... И тогда у него появляется мотивация не опаздывать вовсе! Главное - замечать посыл ребёнка сделать приятное учителю! Главное - не пройти мимо!
Теперь о собраниях. С родителями такая же картина: пришли: спасибо огромное! Могла ведь сразу домой, а они на встречу! Разве не подарок мне, учителю? И встречаю всегда с улыбкой, как самых дорогих друзей! А они приходят и мы обнимаемся. И нет в их сердцах никакого страха. Так работает гуманная педагогика.
И, кстати, мы еле укладываемся в два часа. Уходим последние, благо у Иры есть возможность закрыть школу. Никто не торопится выскочить из класса, а если кому-то надо - на здоровье!
И когда мы с Ирой уходим из школы после наших встреч, мы обе счастливы, у нас прекрасное настроение, а в сердцах благодарность Богу, Шалве, родителям за это чудесное чувство сопричастности...
Продолжение: http://proza.ru/2022/12/21/1683
Свидетельство о публикации №222121701746