Доля писателей
А.С. Пушкину выпала историческая роль, опираясь на завоевания Н.М. Карамзина
историка и повествователя создать русскую прозу, свободную от риторики и
чувствительности. Прозу главным героем которого стал бы человек не
углубленный в одну лишь жизнь сердца, но человека думающего и активно
действующего. Отсюда его стремление к предельной точности и лаконизму,
концентрация внимания в его повестях на поступках и событиях, отвержение от
всего лишнего, метафизически возвышенны идей в поэзии и прозе.
Перед Л. Н. Толстым время поставило другую задачу. Опираясь на
завоевания Пушкина-прозаика двинуться дальше по пути углубленного изображения,
как внутренней жизни личности, так и народной жизни. И он умел создать в своем
творчестве новый, более сложный тип мыслящего человека– личность, наделенную
глубокими и смелыми порывами с жадным стремлением к осознанию цельности и
полноты своего духовного и физического существования с ощущением гармонии
внутри души.
Самым верным и надежным ориентиром при отображении событий эпохи конца 19
века для него стали искания в создании жизни трудового и нравственного
сознания народа. Бунт Толстого в начале 50-х годов против наготы пушкинской
прозы и его требований точности и простоты не был отступничеством от
Пушкина, а стал тем необходимым звеном творческого продолжения его
традиций, точно также, как бунт Пушкина против риторики Карамзина, не был
отступничеством от его наследия.
Оба писателя сумели расширить свое представление о предыдущих
традициях и канонах, присутствующих в литературе, начиная с 18 века и
добавить свое видение будущего, в результате чего русскую литературу стали
оценивать как литературу мысли своего времени.
Свидетельство о публикации №222121901236