Поездка в Петербург. Глава девятнадцатая

                Поездка в Петербург

                Глава девятнадцатая


« Вычислив », по названию конечной остановки данного автобусного городского маршрута, неизвестный ранее для меня ориентир, - « Комендантский проспект », -  рассчитывая на краткое моё там пребывание, а затем частичное повторение
этого же автобусного маршрута при движении в обратном направлении
с последующими новыми для меня впечатлениями, доступными из бокового
или из переднего окон автобуса при дальнейшем его движении до другой "крайней" остановки, до начальной или конечной « точки » маршрута номер сто двадцать семь, я вошёл в автобус, коснулся, по примеру двух-трёх новых пассажиров,
своей « транспортной картой петербуржца » специального считывающего устройства,
закреплённого на одной из вертикальных стоек вблизи задней площадки.

При этом я не обратил внимания на поведение мини-терминала :
на появление или отсутствие контрольного сигнала, -
при прохождении безналичной оплаты за проезд этот факт отмечается кратким проявлением зелёной лампочки на корпусе устройства. 
Такой же принцип действует в метро и на остальных видах городского транспорта.
Я же, посчитав успешным касание специальной банковской картой определённой зоны
мини-терминала, удобно разместился на одном из свободных пассажирских мест
вблизи бокового окна с правой по ходу движения автобуса стороны.

Через несколько минут, наблюдая за действиями вошедших новых пассажиров автобуса,
понял свою ошибку : я не оплатил проезд, поскольку не увидел в момент касания выданной мне сыном картой на мини-терминале зелёного огонька ! -
Вчера, в метро, я дважды успешно оплатил своё право быть пассажиром.

Женщина-кондуктор в салоне обслуживала и тех, кто не имея транспортных карт
оплачивал свой проезд наличными, и тех, кому было удобнее через неё рассчитаться
за проезд ;
при этом она внимательно наблюдала за действиями вошедших новых пассажиров,
самостоятельно прикладывающих к мини-терминалам свои транспортные карты.
 
Водитель автобуса не обращал внимания на соответствие количества пассажиров
вероятному подсчёту « бортового компьютера », --- быть может и не было у него,
у водителя автобуса, обязанности отслеживать своевременность оплаты, -
отвлечение от управления транспортным средством.

Таким образом, я был внутренне готов и к беседе с кондуктором
и к общению с контролёрами, --- банковскую транспортную карту я прикладывал,
а дальнейшее меня не интересовало ;
вроде бы в салоне велось видео-наблюдение, то есть могло иметься подтверждение факта моих верных действий.
А то, что мини-терминал не отреагировал …
причиной может быть отсутствие контракта между банком и пассажирским автобусным предприятием, или же ограниченное программное обеспечение этих мини-терминалов.

( В пятницу, десятого июня, при поездках в петербургских трамваях я передавал
« свою » транспортную карту в руки кондукторов, и они, на имеющихся у них
при себе мини-терминалах, успешно производили оплату моего проезда
((( даже с выдачей бумажного билета ))).
Наверное, и в автобусе было бы то же самое. )

Одним словом, побыл я примерно с полчаса в звании автобусного « зайца ». ---
Не самое приятное чувство, но так произошло, именно так случилось.
« Взамен »  получен опыт « стандартного городского жителя ».

                *


Начиная с первой моей сознательной встречи с Ленинградом, - в июле одна тысяча девятьсот семьдесят второго года, - я воспринимал и до сих пор воспринимаю
именно историческим городом прежде всего его центральные и « чуть поодаль » районы, которым « хотя бы » не меньше ста --- ста пятидесяти лет.
Все остальные новые жилые дома, производственные « помещения » и социально-культурные объекты всё же лишены многих и многих свойств, характерных для основ
уважительной, предельно насыщенной знаковыми событиями памяти.

Так что моё « намеренно случайное путешествие » по новой для меня территории Петербурга, по малой части Приморского обширного района, изначально предполагало
простое времяпрепровождение, итогами которого могли стать полезная информация,
а так же улучшение ориентации в данной местности, - быть может ещё не единожды
доведётся быть гостем и сына и его друзей, снимающих в аренду столь удобную квартиру.

Ничего такого особенного в многоэтажных новостройках крупных и очень больших
городов : плотность размещения различных по назначениям объектов,
примерная похожесть жилых высотных и чуть пониже домов, на первых этажах которых стандартные наборы сетевых и прочего вида магазинов, аптек, частных практик
и организаций.

Почти каждый такой микрорайон не без особенностей транспорта, не без своеобразия конкретной местности, позволяющей всё же иметь именно свои пейзажи :
уличные и дворовые.
Вот и сегодня, просматривая в попутном направлении, а так же обращая не чрезмерно
сосредоточенное внимание на другие виды из окон обычного маршрутного городского
автобуса, - пусть и петербургского, - ничего сверх ожидаемого не было видно.

Разве что удивило весьма и весьма высокое сооружение :
четыреста шестьдесят два метра !
Эта умеренно сверкающая под солнечными дневными лучами действительно "высотка" появилась в поле зрения достаточно быстро, - примерно минут через пятнадцать
после начала моей поездки.

Постоянно видимая с левой по ходу движения автобуса стороне, словно гигантская
ракета, многогранная объёмная изящность, не имеющая постоянных, -
одинаковых с низу до верха, - размеров, впечатлила : от удивления до радости.
Умело собранная из стали, стекла и других строительных материалов,
эта мощная, и в то же время лёгкая в восприятии на отдалённом расстоянии,
конструктивная многозначительность произвела во мне мысль : " Можем ведь,
в России, строить такие объекты ! Хотя, не исключено, строители да и основные
материалы были привезены ..."
( Появится свободное время, обязательно поищу и найду информацию по этой теме.
Проявлю любознательность, - не любопытство. )

Объёмное, монументальное, в то же время не громоздкое, не давящее своим видом
что издали, что вблизи очень и очень высотное здание вызвало уважение
к заказчикам, к проектировщикам, к строителям.

Архитектурные пропорции красивы, изящны, выверены приближенностью к небесам.
Многогранность и гармоничная постепенность заужения по мере отдаления
от земной поверхности позволяют этому громадному зданию естественно присутствовать по определённому для него адресу в заметной издали низменности, -
особенность профиля местности этой части Приморского района Петербурга.

Вечером Никита поведал о назначении высотного здания : офисные помещения.
Мы пошутили на тему наличия парашютов : для экстремального прыжка с парашютом
допустима минимальная высота равная ста метрам !

Сам же я долго не мог утвердиться в мысли о числовой реальности высоты
весьма интересного здания. ---
ГРЭС\электростанция, на которой я прежде трудился, имела две трубы для выброса дымовых газов : высотой в девяносто восемь метров и высотой в сто метров.
Летом 1978 года, « просто так », я, волнуясь и одолевая естественный страх, поднялся по металлическим лестничным скобам, размещённым по внешней поверхности одной из дымовых труб, примерно на пятьдесят метров …
далее было опасно : ослабленность крепления ступенек почти вертикальной лестницы,
имеющей в качестве защиты, со стороны спины лезущего, ограждение в виде металлической редкой решётки, прочность которой тоже вызывала сомнение.

Плановые осмотры, обслуживание, а при необходимости ремонты самих дымовых труб
и всего, что при них, проводились специализированной организацией,
отдельный участок которой был прикомандирован к нашей ГРЭС\электростанции.

Высота Скалы Киселёва, на черноморском побережье вблизи Туапсе,
равна сорока шести метрам. --- Имел и я неоднократное удовольствие
видеть со скалы линию морского утреннего, дневного и вечернего горизонта, ближайшие и дальние земные почти что родные пейзажи этой замечательной местности, а так же лично убеждаться в безмерной полётности своих мыслей, в утверждении
моих лучших чувств, пребывая на "много большей высоте благодаря старту
со скалы Киселёва".

Александровская колонна, "Александрийский столп" на Дворцовой площади Петербурга имеет общую высоту в сорок семь с половиной метров ;
сама колонна в 25,58 метра, плюс пьедестал и фигура ангела :
рост ангела равен 4,2 метра, - четырёмстам двадцати сантиметрам ; 
высота креста равна 6,3 метра, - шестистам тридцати сантиметрам.

Увиденное же мною, едущим на городском автобусе в сторону Комендантского проспекта, многократно выше. --- Но не по значению, не по смыслам !!!

( Страны\государства, в которых построены и успешно используются самые-самые высотные на планете Земле здания\сооружения известны.
Первое место вроде бы за объектом, чья высота более одного километра
или даже полутора километров, - более одной тысячи ( ! ) метров,
более полутора тысяч ( ! ) метров.  )

                *

Московская Останкинская телевизионная башня зрительно да и фактически
весьма тяжела, мрачна, имела\имеет угрюмый вид, - моё субъективное мнение,
моё личное отношение.

Только благодаря Случаю удалось побывать в ресторане « Седьмое небо »
и совершить полноценную экскурсию, - « восьмидесятые годы » двадцатого века, сентябрь ;
я оказался в Москве проездом, - заодно навестил двух своих друзей ;
одного в городе Жуковский, Московской области ; второго в подмосковных Подлипках, - тогда был Калининград, теперь город Королёв.

Ради простого любопытства поехал по уличной Москве и очень долго добирался
на завершающем этапе автобусом до Останкинской телебашни,
зная о малой вероятности попасть прежде всего на экскурсию ;
о ресторане даже не мечтал.
Но !
Фактор везения : в плановой группе, имеющей коллективную заявку, имелись два
или три свободных места.
Не рассчитывая « на чудо », я проявил интерес к ожидающей экскурсовода группе.
А далее всё просто : внёс свои деньги, - благо тогда « много что себе позволял »,
учась на дневном отделении института и регулярно трудясь за оклад дворника :
столько лет меня выручал детский сад.

Август одна тысяча девятьсот девяносто седьмого года.
В Москве я опять проездом, - возвращаюсь из Петербурга, после похорон дяди, -
старшего брата моей мамы.
Царское\Детское Село, город Пушкин …
Дядя, участник Великой Отечественной, « вырос » до полковника,
командира воинской части ПВО, а затем много лет был главным инженером соединения войск ПВО в Ленинградском военном округе, - на генеральской должности.
После ухода на военную пенсию дядя много лет очень успешно трудился
одним из заместителей генерального директора Екатерининского дворца\музея …

После нашего общения по городскому проводному телефону друг, Валера, 
пригласил к себе, в офис компании « Билайн ».
Станция метро « Алексеевская », далее иду к высотному зданию,
из вестибюля звонок по местному номеру.
Валера встретил меня с пропуском, заранее оформленным на моё имя.
Мы поднялись на скоростном лифте на довольно высокий этаж.

До перерыва на обед оставалось мало времени, но я успел составить впечатление
о трудовой деятельности моего друга, - дружим со школьных лет,
с начальных классов.
В памяти, до сих пор, вид из широко открытого окна офиса на, - "рукой достать", - серую громаду Останкинской телебашни …
Август … Солнечный жаркий день …
мрачная массивная телебашня давит на окружающее пространство …

После общения во время совместного обеда в привычной для друга столовой, 
помещения которой были недалеко от офисного здания, мы расстались :
я поехал на Казанский железнодорожный вокзал, Валера вернулся в свой кабинет.

                *

Этот « краткий » экскурс позволил выразить мысль о том, что архитектура монументальных и ощутимо высотных зданий\сооружений имеет ярко выраженное свойство мгновенного и последующих влияний на человека, на пейзаж, -
ближний и дальний, а так же выражает не только строительные особенности конкретного времени.
                *


Автобус прибыл на окраину города.
Комендантский проспект, имеющий по обе свои стороны многополосные автомобильные дороги, отделённые широкой зелёной зоной, закольцован в этом месте :
автобусы, после окончательной высадки пассажиров, проезжают вперёд
примерно сто метров и поворачивают налево, затем едут прямо,
следуя к начальной, дающей старт маршрутам, остановке,
размещённой на другой стороне проспекта значительно далеко от поворота.

Из « моего » автобуса на конечной остановке вышло всего пять или шесть человек, --- середина будничного дня …

Торопиться некуда, минуты для осмотра нового для меня  городского пространства
не ограничены.
((( Заняться абсолютно нечем. --- Не считать же сверх-целью, сверх-задачей посещение "всех-всех" торговых точек, обильно размещённых на первых этажах много-многоквартирных жилых домов, построенных по двум-трём типовым проектам,
основная разница между которыми в качестве материала и в цвете отделки
обращённых в сторону проспекта лицевых сторон. )))

Оценив расстояние, которое надо будет пройти, прежде чем я сяду в автобус
и поеду тем же маршрутом, но теперь до иной части Приморского района,
принял решение : любопытства ради проведу « исследование » по теме
« разница между одними и теми же товарами, продуктами в разных местах
одного и того же города ».

Памятны наши « открытия », когда сын и я, в году этак две тысячи двенадцатом
или в две тысячи тринадцатом, покупая в сетевых уличных киосках,
торгующими съестным, имеющим одни и те же названия, - для быстроты приёма пищи выбирая то, чему отдали предпочтение, - отметили существенную,
минимально двухкратную разницу в стоимости : чем дальше от центра, тем дешевле
и даже вкуснее.
В обычных продуктовых магазинах тоже были замечены порой существенные отличия
по стоимости, - прямая зависимость от "статуса" хозяина\хозяйки торговой точки,
от условий поставок и от "аппетита" "проявляющих понимание" "крыш".
((( Парадокс ценообразования при так отличающихся способах "успешного бизнеса
по-российски". )))

Продуктовые малые и обычные магазины, две булочные, две частные аптеки,
один хозяйственный магазинчик. ---  Уровень цен сопоставим с теми,
что на бульваре Новаторов и поблизости от него, в микрорайоне проживания сына
и его друзей.
Но !
« Хотя бы » в два раза, а то и сильно выше цен на продукты, на медикаменты,
на всякое-разное из необходимых хозяйственных товаров,
периодически покупаемых мною далеко-далеко от Петербурга, в юго-западной части
Южного Урала.

Например, хлеб : в северной столице он дороже в два-три раза,
да ещё имеется особенность в виде отсутствия цельных батонов, буханок, караваев
и других видов объёмного хлеба, --- везде только порезанный в заводских условиях, упакованный в мелкие веса ;
монолитного именно хлеба я не видел ни в одной торговой точке в свои первые
два дня пребывания в Петербурге.

                *

Поинтересовался и стоимостью витаминов, созданных искусственно.
Шока не было, но выразил « молчаливое восхищение » аппетитам петербургских аптек : « столь прельщающие » ценники на самые простые и самые необходимые витамины.
Опять же в качестве примера приведу разницу на один и тот же вид продукции, произведённой на уфимском ОАО «Фармстандарт- УфаВИТА», а затем перемещаемой
по России.

Пластиковая баночка, - двести драже аскорбиновой кислоты, по 50 мг., -
в моём городе, в двухстах километрах юго-западнее от Уфы, имеет аптечную цену 
в чуть больше чем двадцать шесть рублей. - ( Данные за май\июнь 2022 года. )
Такое же количество драже аскорбиновой кислоты алтайского производства 
имеет отличие в компонентах, - имеются натуральные, - чуть дороже,
на шесть рублей. --- Алтай от Башкирии действительно далеко.

А в Петербурге я не встречал в аптеках цены на произведённую в те же сроки в Уфе
аналогичную баночку драже аскорбиновой кислоты меньше чем за сто ( ! ) рублей. -
Я специально уточнял адрес производства.
(((Вывод прост : российский рубль, "объективно", в провинциях намного сильнее.)))
Иначе чем ещё объяснить кратные разницы в ценах на многие виды товаров
даже в "европейской" части России.

((( Гигантские, непосильные транспортные расходы ?!
Безграничная жадность не только аптечной « мафии » ! ---
« Рынок всё сам разрулит … » )))
В Саратове аптеки тоже не скромничают : аналогичная баночка дороже минимально
в три раза.

Да что именно это сопоставление, когда в моём городе разница в стоимости
на одно и то же лекарство доходит до двукратной ? ---
Вот ещё одна причина, из-за которой многие люди вынуждены заниматься "математической" ходьбой по аптекам, от условно государственных под вывеской
« гос-аптека », в которых многие препараты дороже чем в частных аптеках,
где тоже « разброд и шатания » в определении " верных " цен что на лекарства,
что на простейшие витамины и прочие сопутствующие товары.

Овощи и фрукты, имеющие « прописку » в петербургских магазинах,
тоже явно страдают « манией величия » : разница в стоимости очень чувствительна для обычного покупателя.

Приводимая ((( "всегда честной, предельно объективной, изумительно точной" ))) государственной статистикой, очень политически тщательно высчитанная
« средняя по Петербургу » заработная плата в сумму сорок тысяч рублей
может и достаточна для выживания, для поддержания минимально нормального уровня физического существования трудоспособного населения в мегаполисе, но, фактически, значительная часть тех, кто действительно трудится, кто реально создаёт материальные и виртуальные ценности, не имеет даже такой ежемесячной, "относительно достаточной" в условиях Петербурга « уверенной прибыли » …

Надо ли сказать "что-то новое" о жизни, о быте обычных пенсионеров
в малых и в больших городах, в мегаполисах ?!

                *


Действительно окраина города : правее поворота широкой автомобильной дороги видны
редкие малорослые кустарники, в ещё меньшем количестве невысокие деревья, -
между полосой асфальта и « пригородным лесом », травяным полем виднеется нечто, похожее на земляной низкий вал, вдоль которого и через который двигаются люди, собаки, птицы.

Переход на другую сторону Комендантского проспекта, в направлении автобусного остановочного пункта, - ожидание от светофора разрешения для движения пешеходов,  неспешное моё перемещение потребовало времени.
На этой стороне тротуар похож на бульвар : намного шире.
Интереса пройтись по линии магазинов и прочих заведений у меня не появилось. -
Книжный магазин не виден, знать содержимое всех остальных не требовалось.

Я решил первым же автобусом моего маршрута уехать от ничем не примечательного
Комендантского проспекта туда, где появится возможность увидеть протоку Невы
и Васильевский остров.
В ожидании, вычитывая названия улиц, площадей по строкам, "бегущим" в окнах подъезжающих автобусов, я составил примерное представление о доступности перемещения по Приморскому району и за его пределами.

Приготовленная заранее бумажная купюра в пятьдесят рублей ждала обмена на билет. --- На окнах автобусов видел именно эту сумму оплаты за проезд.
В « моём » же автобусе потребовали доплаты : ещё десять рублей.
Я сказал женщине-кондуктору о « рекламе », - в ответ кондуктор улыбнулась :
« Так было до начала лета. » -( А может это была прошлогодняя сумма. Не помню. )
Что ж, добавлю. --- Достал из « специального кошелька », из прежде витаминной пластиковой баночки, имеющей плотную винтовую крышку, десятирублёвую монету,
отдал её и получил бумажный билет, на котором обозначена стоимость проезда :
« Шестьдесят рублей ».
Билет ушёл на хранение в ту же баночку из-под драже аскорбиновой кислоты,
сама баночка вернулась в боковой карман летней ветровки.

Поездка в обратном направлении была менее увлекательной :
обычная плотная городская застройка относительно новыми многоэтажными домами, - до пятнадцати\восемнадцати этажей и вроде бы ещё больше.
Вот мы проехали мимо самой высокой в Петербурге « башни », -
«газпромовская», на Охте, не одобряемая многими жителями да и гостями,
уступает и по высоте и по восприятию.
Далее мало что достойное воспоминания.
Обычная городская поездка от начала и до завершения конкретного маршрута.

Автобус остановился.
Пассажиров за весь долгий путь было мало ; вместе со мной, - или, с ними я, -
на конечной остановке вышло четыре или пять человек.
Увиденное меня не обрадовало и не удивило : похоже на промышленную зону, -
то есть видны многочисленные заводские, складские строения, а так же ворота, обозначающие въезд в автобусный парк.
Новые « ориентиры » запомнились :« Автобусный переулок », « Макулатурный тупик ».

Заросший травами выщербленный асфальт неухоженного пешеходного тротуара,
давно освоенного растущими по его краям деревцами, выросшими деревьями,- клён ? ; 
« странная » для города тишина после дальнейшего движения автобуса на отправную точку, - автобус проехал вперёд, затем повернул налево.

Что ж, вот и новая вводная : идти вперёд, затем определиться с дальнейшими действиями.
Действующие или полу-заброшенные производственные здания по обе стороны улицы,
« древние » сплошные кирпичные и бетонные заборы, за которыми нет
ни малейших внешних признаков любых видов трудовых процессов. -
Обеденный перерыв ?

Я иду по направлению к повороту, за котором исчез из виду привёзший меня сюда автобус.
Желания вернуться по теперь так хорошо известному маршруту, тем самым упростив себе возвращение, не было. - Неинтересно.

Вот дойду до поворота, там и приму решение : куда двигаться дальше,
влево или вправо.
((( А вдруг получу поощрение в виде приятно-полезного для меня открытия ?! )))




                18\19.12.2022


Рецензии
рынок сам все урегулирует..?! " Стандарт Ойл " Рокфеллера разделили на 20 компаний в 1911 году.Но и это не помогло, весь этот конгломерат или иначе, холдинг,до сих пор контролирует рынок нефти. Свободная конкуренция имела место быть, до 1857 года - до первого промышленного кризиса.С тех пор государства все больше и больше руководствуются ВНЕрыночными методами регулирования.Этот миф - " О Свободе рыночной конкуренции и " регулирование рынком текущих и будущих отношений " ясно для чего нужен! Это оправдывает Особей, которые никаким другим видом деятельности не способны заниматься, кроме как изымать плоды труда у рабочих и крестьян. И подводит некую "теоретическую базу ", хотя принцип рыночной конкуренции в чистом виде исчез в 1857 году!

Маг Рун.

Самый Совершенный Продукт   15.12.2023 15:30     Заявить о нарушении
Благодарю, Маг Рун !

совершенно верно : "морковка "честной конкуренции" перестала быть таковой.

особенно в условиях почти тотального государственно-олигархического капитализма,
паразитирующего на всех и губящего всё в такой вот особенной "Российской Федерации", - метрополия(Москва), и, в той или в иной степени подчинённости, колонии : "регионы",- края, области, республики ; затем отдельные добывающие отрасли, частно-государственные промышленные и сельскохозяйственные структуры.

очередные - не обязательные ! - не революции, но перевороты вновь создали
то ли "болото", то ли "пустыню" на пути России ...
имею ввиду предательство руководителей СССР и, после гибели Союза,
руководителей "РФ", начиная от прежде всего американской марионетки Б.Ельцина ...

( если бы принцип честной конкуренции существовал по сию пору, то не было бы
ни общемировых экономических кризисов, ни войн, ни насилия над земной Природой. )

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   16.12.2023 00:37   Заявить о нарушении