Шломо Майер. Гибель города Золочев. Погром

На фотоснимке жители Золочева приветствуют гитлеровские войска 6 июля 1941 года, после погрома.


ШЛОМО МАЙЕР. ГИБЕЛЬ ГОРОДА ЗОЛОЧЕВ. ПОГРОМ

* * *
Внимание!
В этом тексте есть сцены жестокого насилия.
* * *


Ниже приводятся первые главы из книги Шломо (Шлойме) Майера «Гибель города Золочев», в которых описывается  погром еврейской общины в 1941 году.

Для перевода на русский язык я воспользовался сборником материалов о геноциде в Золочеве, составленном израильским историком Шимоном Бриманом.

Оригинал можно найти по адресу:
В своем предисловии Шимон Бриман пишет, что «основа этого сборника – книга-хроника Шломо (Шлойме) Майера, чудом уцелевшего в Золочеве. Шломо напечатал на идише, но латинскими буквами историю геноцида своей общины, находясь в лагере для перемещенных лиц в Германии в 1947 году.»

Мой перевод на русский язык – это уже четвертый язык, который использован для этого текста, потому что Шимон Бриман перевел на украинский язык с английского, на который в свою очередь был сделан перевод с идиш. Не исключено, что в результате такого количества переводов, литературные качества материала и некоторые детали могли пострадать. Но, как пишет Шимон Бриман: «Это не строгое научное исследование, но летопись хрониста. Это крик человека, который своей книгой создал памятник погибшим землякам.»


•       *        *      *
Шломо Майер

ГИБЕЛЬ ГОРОДА ЗОЛОЧЕВ.

Посвящается уцелевшей части еврейской общины города Золочев.

В память о замученных жителях Золочева.

Сердечно благодарю моего брата Элиагу Майера, фотографа Гершу Гринзайда и других евреев города Золочев, принявших участие в этом проекте.

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Небольшой город Золочев расположен на востоке Польши (сейчас это территория Западной Украины), между городами Львов и Тернополь.

Еврейская община Золочева была одной из старейших в Галиции. Впоследствии в Золочеве обустроили оживленную общественную жизнь. Были организованы школы с преподаванием на идише и иврите, библиотеки, театральные студии и другие общественные учреждения, которые обеспечивали культурную жизнь еврейского общества. В этом городе начинали свою работу культурные деятели, писавшие на идише. Среди них Мойше-Лейб Гальперн, Шмиль Яаков Имбер (Shmil Yaacov Imber), Сруль Ашендорф (Srul Ashendorf), Нохим Бомзе (Nochim Bomze), Герш Фенстер (Hersh Fenster), Арье Шренцель (Arieh Shrenzel) и другие.

Вторжение Германии положило конец развитию еврейской общины Золочева. Около 14 тысяч евреев нашли свою смерть в Золочеве в эпоху Гитлера. Ни один из них не был похоронен в соответствии с еврейскими обычаями.

Память о замученных живет глубоко в сердцах евреев Золочева, которым удалось выжить, среди них члены семьи, друзья, знакомые. Немногим из них в будущем представится возможность посетить Золочев. Тем же из них, кто смогут это сделать, будет трудно найти хоть какие-нибудь материальные свидетельства существования в городе еврейской общины. На могилах нет надгробных камней, а те что есть, разбросаны по всему городу и их трудно отыскать. Единственное, что осталось, это воспоминания о еврейской общине Золочева. Чтобы эти воспоминания со временем не потерялись, я взял на себя ответственность изложить их на бумаге в виде этой небольшой книги.

Это небольшая по объему работа. Я выделил только самые важные аспекты, даты, числа и истории. Упомянутые мной события описывают пытки 14 000 евреев в городе Золочев. Среди тех, кого пытали, были религиозные судьи-даяне Элленберг (Ellenberg) и Шапира (Shapira), Хаим Йоэл Горн (Chaiim Yoel Horn), Шломо Маитес (Shlomo Maites), Довид Львов (Dovid Lvov), Кранц Вайнтрауб (Kranze Wein) ), Герш Табак (Hersh Tabak), Бериш Розен (Berish Rosen) и другие.

Я надеюсь, что эта короткая история достигнет каждого еврея из города Золочев и будет воплощать потерянные могилы.

1. С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

У еврейской общины Золочева трудности начались 15 сентября 1939 года.

Польская армия потерпела сокрушительное поражение. Каждый час германская армия продвигалась все ближе к городу. Евреев охватила паника. Молодежь использовала все возможности, чтобы добраться до восточной границы, с верой в то, что там они будут в безопасности, вне угрозы гитлеризма. Учитывая страх перед немцами и доверие к русским, было много беглецов.

К счастью, на этот раз то, чего они страшились, не случилось. На основании специального соглашения Россия присоединила восточную Польшу, и еврейское население вздохнуло с облегчением. Советское правительство спасло евреев от Гитлера. Несмотря на то, что новый советский режим не очень пришелся им по вкусу, они относились к этому новому правительству с уважением, поскольку оно спасло их от гитлеровского режима.

Такое положение длилось около двух лет. Между Германией и Россией вспыхнула война. Еврейское население снова оказалось в опасности. Однако в этот раз они были более спокойными, чем в 1939 году, поскольку тогда они были менее уверены в военной силе Польши. Сейчас они были уверены в силе и боевой готовности России. К сожалению, в первые дни стало очевидным, что что-то пошло не так.

Советское гражданское население покинуло город. Советские власти хранили тайну вплоть до последнего момента. Населению приказали сохранять спокойствие и не создавать панику. Даже для советской власти не было тайной, что едва немцы войдут в город, евреи окажутся в опасности, ведь другая часть населения с нетерпением ждала освобождения от большевизма. Никто не счел нужным эвакуировать или хотя бы предупредить евреев о том, что должно произойти. Когда 25 июня группа активистов решила покинуть город, их вернули назад, прежде чем они смогли добраться до Тернополя.

Уверенность советских войск внушила населению веру, что это был стратегический ход, и через короткий промежуток времени немцев выгонят. Потому евреи решили остаться в городе и выдержать этот критический период. За это заблуждение пришлось заплатить высокую цену. 30 июня последняя советская войсковая часть покинула город. Немецкая авиация бомбила город всю ночь. Вся улица Львовская была охвачена пламенем. Немцы никоим образом не считались с моралью. Бомбы сбрасывали на все дома, независимо от того, военная мишень это или нет. В городе не было вражеских сил, но бомбы продолжали сыпаться дождем. Около 40 евреев потеряли свою жизнь во время этой бомбардировки.

В 4 утра 1 июля первые германские мотоциклисты ворвались в город. На рыночной площади оставался автомобиль с ранеными русскими солдатами. Немцы облили этот автомобиль бензином и подожгли его вместе с российским персоналом. Это был первый случай, которым немцы продемонстрировали себя населению Золочева.

Все до единого молодые СС-овцы остервенело бросились к еврейским домам. Они насиловали еврейских девушек, убивали беременных женщин и грабили собственность евреев.

Первой жертвой стал городской дурачок, которого все называли именем Йопак. Он не понимал, что его могут убить ни за что, и что необходимо найти укрытие. Его поразила первая немецкая пуля. На улице Львовской за закрытой дверью стояла женщина с ребенком на руках. Ребенок плакал. Проходя мимо, это заметил немец. Он застрелил мать и ребенка. Красивая беременная женщина, не понимая серьезности ситуации, попыталась обратиться к немцу. В ответ он разразился диким хохотом и убил женщину выстрелом в живот.

В тот день многие евреи поплатились жизнью за свою наивность. Никто еще не мог сообразить, до какого предела способны дойти немцы.

В этот первый день многие местные жители из украинцев поддержали немецких оккупантов. Бедные и богатые, интеллигенция, рабочие и крестьяне перешли в распоряжение к "победителям". Они долго ждали этой возможности. Это то, что им требовалось. Таким образом они могли реализовать свои инстинкты к убийствам и воровству.

В присутствии немцев они почувствовали себя свободнее по отношению к евреям. Ощущая поддержку интеллигенции, вооруженные палками, оружием и мешками, крестьяне из окрестных селений напали на еврейские дома. Они грабили все, что попадалось под руку: ювелирные изделия, одежду, обувь, белье, железные изделия – все, что имело хотя бы минимальную цену.

Пришедшие из окрестностей и не знавшие, где живут евреи, получали помощь от местных украинских соседей. Они знали обо всем и в большинстве случаев играли роль вожаков. Более благородные украинцы пытались продемонстрировать «нейтралитет» на территории, где жили сами, но неистово «отыгрывались» в других частях города. Евреи не пытались защитить себя или свою собственность. Они были готовы отдать все, чтобы спасти свою жизнь.

Однако, все было зря. Убийцы ходили группами. Одна группа уходила, другая приходила. Все, что сберегли на протяжении поколений, у них забрали за один подлый наскок.

На следующий день, в среду, 2 июля, в помещении Украинского казино состоялась встреча лидеров украинской национальной интеллигенции. На этой встрече был организован комитет из 30 человек, среди его участников были предприниматели Антоняк, Мудрый, Алишкевич , Колокольчик, адвокаты Ваньо, Йойко, доктор Гилевич, учителя Симчишин, Соболева, жена и дочь Ваньо, а также избранные голосованием Левицкий, Кравчук, священники Микетин, Гупаловский, Павлишин.

Комитет единогласно решил, что одной из первых рабочих миссий является организация и проведение антиеврейского погрома. Этот погром должен был стать политической акцией со стороны украинских националистов, и поэтому он должен был быть массовым как по своему характеру, так и по результату. Таким образом, погром необходимо было совершить на законных основаниях. Соответствующее "законное основание" было с легкостью найдено, чтобы погром был принят среди украинских масс.

Украинские националисты с начала войны организовали саботаж против органов российской власти. Россияне ответили массовыми арестами и расстрелами всех украинцев. Людей наказывали в тюрьме, которая в то время находилась в крепости, там же украинцев и хоронили. Украинский комитет заявил, что ответственность за убийство украинских националистов возлагалась на евреев Золочева. Эта ложь быстро распространилась и подготовила почву для погрома. В своем заявлении комитет призвал всех отомстить евреям за совершенное ими «несправедливое» кровопролитие. Вдобавок к заявлению собирались митинги, на которых члены комитета произносили речи. Дочь адвоката Ваньо сыграла значительную роль в событиях того дня.

Немцы были удовлетворены украинской инициативой, одобрили их план и пообещали значительную поддержку в этом направлении. Было решено провести погром 3 июля 1941 года.

2. ПОГРОМ

Это произошло в четверг. Выдержавшие первые два дня евреи Золочева надеялись, что все наладится и ситуация станет более стабильной. Они сидели дома, уповая, что неприятности прекратятся. Никто или немногие имели представление о том, что было у врага в голове.

В тот день в семь часов утра, украинцы с желтыми и голубыми полосами на рукавах, вооруженные с головы до пят, ворвались в еврейские дома. Евреев выгоняли из своих домов, одних – спокойно, к другим отнеслись с жестокостью. Незваные гости кричали, что евреи должны идти работать. Учитывая, что евреи всегда были готовы идти на работу, они добровольно покинули свои дома. Всем приказали взять с собой рабочие инструменты. Это в какой-то степени их успокоило, и люди доверчиво ушли.

Однако, это доверие рассеялось как только они покинули свои дома. Толпы ошалевших людей бесцельно бродили по улицам. Они оцепили евреев и привели их к крепости (Замку), которую убийцы избрали местом сбора. Решение комитета попало в плодородную почву: толпы людей пришли даже из окрестностей.

Конечно, каждый из них имел с собой мешок, поскольку основная цель заключалась в ограблении. И старики и молодые вместе участвовали в этом «священном» занятии.

Десятилетние наглецы налетали на пожилых евреев и избивали их. Взрослые христиане  издевались над невинными детьми и при этом насмехались над их тяжелым положением. Убийцы были особенно довольны, когда им в руки попадали пожилые евреи или беременные женщины. Если они наталкивались на пожилых или больных людей, пока те молились, то преступники гнали бедняг, даже когда те были покрыты талесом, а на руку был наложен тфилин.

Евреев били всем, что попадется под руку: палками, предметами из железа, лопатами. Любой невинный рабочий инструмент становился в их руках орудием смерти. Многих из задержанных евреев даже не довели до крепости, места сбора. Их просто убили по дороге. Если больные и слабые умирали быстро, то более крепкие люди прежде чем умереть испытывали невыносимые пытки и боли. Смерть уносила их медленно.

В одном из таких случаев забили до смерти молодого человека по имени Герш Табак. Он был одним из самых молодых и здоровых людей. Этот мужчина был высокого роста, чрезвычайно сильный и имел хорошее телосложение. Его волочили на христианское кладбище, где трубочист Серба забил его гаечным ключом до кровавой смерти. Когда он упал, его били ногами до последнего вздоха. Убийца, кстати, до сих пор ходит на свободе. После войны к российским властям обратились с просьбой арестовать и судить его, но власти сочли это ненужным и неважным. Ничего не было сделано.

Еще ужаснее была смерть Довида Львова. Когда его начали пытать, он не просил о помиловании, а лишь произносил речитатив молитву, восклицая «Шма Исраэль». Немецкий СС-овец не стерпел того, что Львов молится и сразу выстрелил в него. Но Львов не упал, «Шма Исраэль» все еще было у него на устах. Немец выстрелил второй и третий раз, но результат был таким же, как от первого выстрела. Дух никак не оставлял здорового тела Львова, он из последних сил, одними губами произносил молитву. СС-овец разнервничался. Патриархальный вид и сверхчеловеческая сила этого еврея испугали немца, и он отступил. В этот момент местный украинец взял лопату и одним ударом разрубил голову Львова на две части. «Шма Исраэль» повисла в воздухе. Один из самых благочестивых евреев Золочева лежал мертвым на земле.

Нельзя забыть страшную смерть религиозного судьи (даяна) косовских хасидов Эленберга. Он молился у себя дома, когда его схватили, привязали за бороду к мотоциклу и протащили по улицам, пока его тело не превратилось в месиво из крови и плоти.

Воздух пронизывали крики замученных евреев. Все, кто были еще внутри домов, осознавали, что происходит извне. Было совершенно понятно, что они не должны позволить выманить себя на улицу, а надо найти укрытие. Однако это было тяжело, поскольку убийцы снова и снова искали жертв.

Смерть была повсюду. Некоторые евреи имели друзей-христиан и пытались найти приют у них. Лишь немногим удалось найти убежище. Большинство заплатило собственной жизнью за это заблуждение. Одним из таких людей был Салек Парнесс.

Салек Парнес был женат на женщине-христианке. Пара недавно обручилась. Они любили друг друга. Несмотря на это, когда немцы ворвались в их дом, она указала на своего мужа и сообщила, что он еврей, хотя его не приняли бы за еврея. Немцы его схватили. Ему удалось скрыться, но чуть позже его снова поймали, и он погиб.

Судьба молодой девушки по фамилии Фридлендер также хорошо известна. В этот страшный день, евреи, работавшие на Золочевском консервном заводе, попытались найти убежище там. Завод был построен и принадлежал еврею Оскару Робинсону, который хорошо относился ко всем работникам, независимо от их вероисповедания. Евреи полагали, что коллеги-христиане защитят их. Однако они горько ошибались.

Их приняли на заводе дружески, а когда дверь за ними захлопнулась, у них забрали ножи. 14-летнюю девушку по фамилии Фридлендер, скрывавшуюся там вместе с отцом, избивали и убивали у него на глазах, а он ничего не мог поделать. Некоторым еврейским работникам удалось скрыться от своих «друзей» и спасти себе жизнь. Среди убийц стоит упомянуть фамилии Малик, Стрик , Щербань , которые до этого все время показывали свое дружеское отношение к евреям.

Примечательно, что все те, кто все время до этого проявляли дружелюбие к евреям, в эти дни погрома стали нашими злейшими и ожесточенными врагами. Достаточно вспомнить печально известную С. Ваньо. Она часто проводила время в компании евреев, была хореографом в еврейской драматической студии «Ан-ский». Однако эта самая С. Ваньо стала нашим злейшим врагом в эти дни во время вторжения Гитлера. Она выступала на митингах, ездила в деревни, организовывала погромы, в которых лично участвовала. На руках ее кровь десятков евреев.

Не менее подло проявил себя и предприниматель Антоняк. На протяжении многих лет он сотрудничал и вел дела с евреями, имел с ними дружеские отношения, а когда пришли немцы, он возглавил антиеврейскую деятельность.

Стало очевидно, что все наши друзья забыли нас. В лучшем случае они были пассивными и делали вид, что никогда нас не знали.

В первые дни евреям было нелегко преодолеть свой оптимизм и веру в честность своих соседей. В подтверждение этого можно упомянуть историю доктора Айзена. Когда убийцы привели его в крепость, он случайно встретил знакомого украинца. Тот сказал, что хочет спасти его и предложил доктору пойти домой и принести веревку. Из-за своей наивности доктор Айзен не понял истинных намерений украинца и быстро вернулся с веревкой.


Подобный случай постиг рыбного продавца Пайси Блоха и других евреев Золочева. Они поплатились жизнью за свои наивные убеждения.

Неудивительно, что в эти первые дни многие ортодоксальные евреи из Золочевской общины нашли свою смерть. Они были настолько уверены в своей безопасности и благополучии, что даже не пытались спасти себя. Они не могли даже вообразить, насколько далеко зайдут их враги. Старейшие из них помнили погромы прошлого, и потому они думали, что Бог на небе защитит их и в этот раз.

Хана Оппер, внучка великого золочевского раввина Файвела Рогатинера, прожив на свете около 60 лет, даже не допускала такой возможности, что соседи способны выдать ее, чтобы спасти себя. Во время погрома она сидела дома сама и читала псалмы из книги. Банда убийц во главе с вахтером ворвались в дом и потащили ее к месту сбора. На протяжении всего пути она произносила вслух псалмы. Из-за ее возраста кровожадные варвары с ней поступили иначе.

На третью годовщину освобождения советская комиссия раскрыла массовое захоронение внутри крепости и обнаружила ее тело среди других. Ее смогли узнать только благодаря кольцу, которое она носила на пальце.

Люди, которым удалось выжить после событий в крепости, рассказывают о жестоком, но одновременно удивительном зрелище, свидетелями которого они стали, когда на место казни привели группу людей, среди которых были религиозный судья Б. Шапиро и его брат, мясники со своими семьями, религиозный еврей Шломо Тененбаум, также известный как Шломо Майтес, его сын Шолем, сыновья Довида Львова и другие религиозные евреи. Все они стали читать вслух молитву. Их охватил восторг, и они стали петь свои молитвы. Убийцы стали стрелять в группу. Один за другим люди падали. Оставшиеся на ногах не прекращали свою молитвенную песню. Через минуту пение становилось все тише, когда последний мученик упал на землю, наступила тишина.

В то же время убийцы не забывали, что частью погрома должно быть и разрушение религиозных школ. Группа украинцев во главе с СС-овцами направилась в религиозные школы. Они выбивали дверь, грабили все, что имело хоть какую-то ценность, а остальное крушили. Они собрали все религиозные книги и подожгли их.

Менее известна история о смелом поступке, который совершил Хайм Йоэль Горн. Горн был простым человеком. Всю жизнь он был служителем большой синагоги и, как и большинство служителей, был человеком небогатым. У него была большая семья. Однако его домом была синагога. Он находился там с утра до ночи. В день погрома он не мог заставить себя оставаться дома. Он хотел быть там, где был всегда – в синагоге. Пренебрегая просьбами жены и детей, старый, сломленный болезнями Горн направился к оскверненной синагоге. Произошедшее дальше трудно представить. Горну удалось спасти из пламени свиток Торы и он начал с ним бежать. Убийцы с хохотом наблюдали за ним, а когда мужчина оказался на мосту через реку, в него выстрелили. Пули пронзили его тело, и он вместе со свитком Торы упал в воду. Через несколько дней тело Хайма Йоэля Горна выбросило на берег. Его руки все еще крепко охватывали свиток Торы.

Тем временем в крепости разыгрывались ужасающие сцены. Собравшимся евреям было приказано разрыть могилу, в которой советские власти похоронили украинских националистов. По приказу, умерших нужно было достать и сфотографировать. (Фотографии были позже опубликованы во всех газетах под названием «жертвы еврейского террора»).

Стоял жаркий день месяця Таммуз. Солнце жгло невыносимо. Раскрытые мертвые тела испускали ужасную вонь. Эта вонь была настолько невыносимой, что люди теряли сознание. Немцы и украинцы зажимали носы и не решались подойти к мертвым. Совсем мало людей были в состоянии работать, большинство падали, словно подкошенные. Тела украинцев, вырытых из братской могилы, выносили из крепости. Некоторые рабочие воспользовались этой возможностью чтобы убежать. Однако мало кто из беглецов остался жив, поскольку убийцы были везде. Когда могилу освободили от всех украинцев, приказали похоронить в ней евреев. Приказ так спешили исполнить, что в могилу бросали еще живых евреев. Когда могила заполнилась, убийцы бросили гранаты и расстреляли тела пулями «дум-дум».
 
Евреев заставили считать тела. Один из немцев, очевидно новичок, у которого еще оставалась хоть крошка порядочности, сказал еврею преувеличить количество тел, которые тот подсчитал (другими словами, соврать), ведь так для него будет лучше. Однако тот не поверил ему, считая, что это еще один обман.

В 3 часа на место казни пришел германский генерал. Услышав количество погибших, он был доволен и приказал завершить кровавую расправу к 4 часам. У убийц был еще один час, чтобы завершить свое дело. Они старались изо всех сил, чтобы полнее использовать этот час. Генерал стоял с часами в руке, считая минуты. В 4 часа он остановил расправу. Он приказал оставшимся в живых евреям «скоро» бежать домой. Убийцы стреляли им вдогонку. Охваченные страхом они топтали друг друга. Возникла давка. Большинство из них были истощены и не имели сил бежать. Они заплатили своей жизнью. В этот день лишь незначительному количеству людей удалось спастись от пыток.

Ближе к вечеру начался дождь. В массовой могиле было много слабых и истощенных людей, которых убийцы приняли за мертвых. Дождь придал им немного силы, они ждали в темноте, а затем через мертвые тела вылезали из могилы. Чтобы их не заметили, они бежали к реке недалеко от крепости и давали воде отнести их поближе к городу.

Перед смертью люди в могиле крепко держали друг друга. Один из мучеников, которому удалось выжить, не мог выползти из могилы, потому что его ногу крепко сжимал мертвый человек. Он не мог избавиться от этой хватки. Не желая быть захороненным живьем, он отрубил руку мертвого человека от тела и убежал в город, а эта рука продолжала сжимать ногу.

Вернувшиеся в тот день из крепости изменились настолько, что их вряд ли можно было узнать. Долгое время они не могли есть. После этого страшного дня было много ночей без сна. Среди выживших в этом тяжелом испытании до сих пор живы Абрам Розен, К. Шнап, Вильнер. Я разговаривал с Вильнером. Ему было очень тяжело описать то, что он пережил, а для меня было еще труднее изложить это на бумаге.

В этот день погрома 3500 евреев обрели свою смерть. Они были самыми уважаемыми в еврейской общине Золочева. Для большинства последним убежищем стала крепость. Остальные были разбросаны повсюду: на рыночной площади, вблизи старой городской стены, на улице Львовской, на спортивном стадионе, во дворах Линска (хасиды), в Липа-Мер и многих других местах.

Повсюду, где жили евреи, они были убиты и похоронены на месте.

На следующий день после погрома немцы объявили, что те, кто вернутся для восстановления порядка, никоим образом не будут наказаны. И хотя люди почти не доверяли обещаниям немцев, они все же вышли на улицы, чтобы собрать мертвые тела, которые там лежали и немного прикрыть их землей (невозможно было провести захоронение в соответствии с обычаями).

Погром 3 июля явился началом гибели еврейской общины Золочева. Каждый из 3500 убитых жертв имеет свою историю. Эти истории одна ужаснее другой, и вместе они составляют обвинительный приговор и для «мирно настроенных» украинцев, с которыми мы жили на протяжении многих поколений, и для их немецких учителей.




Продолжение: http://proza.ru/2022/12/23/215


Рецензии
Прочла все части этой работы.
Зверства этих негодяев просто ужасают.

Сама занимаюсь историей Холокоста в Прибалтике, собираю материалы и посещаю памятные места.
Фашисты действовали по одной схеме - давали позверствовать местным негодяям, перепуганные евреи в надежде на немецкий порядок и,что их защитят , соглашались идти в гетто и слушаться. Сопротивления почти не было. Да и было оно маловозможным
Один из вопросов, который меня особенно интересует - как вообще люди могли дойти до этого. И как отличалось поведение местного населения в разных регионах.
Факты свидетельствуют - еще как отличалось!
Эти регионы Украины - просто чемпионы.
Как жаль ,что об этом забыли. В том числе и сами евреи

Эми Ариель   01.07.2023 09:46     Заявить о нарушении
«Как жаль ,что об этом забыли. В том числе и сами евреи»

* * *
Как Вы правы, Эми, как Вы правы!

Погромы эти и зверства есть следствие идеологии украинского нацизма.

Цитата из моей статьи на эту тему (http://proza.ru/2022/07/12/22):

«Если Мартинец предлагал «тотальную изоляцию» украинских евреев, то Колодзинский призвал к частичному истреблению меньшинств, враждебных украинской независимости: «Гнев украинского народа к Евреям будет особенно страшен. Нам нет нужды усмирять этот гнев, напротив, мы будем его разжигать, потому что чем больше погибнет Жидов во время восстания, тем будет лучше для украинского государства, потому что Жиды будут тем меньшинством, которое мы не сумеем охватить нашей политикой денационализации. Все остальные меньшинства, которые выйдут живыми из восстания, будем денационализировать».

Сейчас они денационализируют русских.

Михаил Абрамов   01.07.2023 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.