По морям Ч3гл6 Сердце северных гор

По морямЧ3 Гл6  Сердце северных гор.
P.S. Начальные главы, начиная с мореходки в сборнике " По морям по волнам"

Каждый раз, подлетая к Мурманску, я видел сопки. Зелёные летом, разноцветные осенью, белые зимой. Не важно. Всегда в голове звучала песня группы «Секрет»   “Домо-о-о-ой! Там так сладко бьётся сердце северных гор! “ Радость переполняет сердце! Почему, что тут хорошего? Климат морской. То ветры, сбивающие с ног. То мороз под 40, то оттепель зимой, гололедица. Снегопад в июне после южной жары.
Народ, в основном приезжий по направлению после учёбы, планирует уехать через три года, но задерживается на долгие годы. Сердце не обманешь, любим мы Север и плачет оно, наблюдая как губят нашу любовь. Попробую рассказать о местах, посещаемых не так часто и не всеми. Чтобы не пропустить интересные места, открыл в интернете карту Кольского залива. Выскочила целая куча, включая прежде секретные, ДСП (для служебного пользования). В следующей главе расскажу парочку интересных случаев о секретности в СССР. А пока что отходим от причала «АМНГР». За кормой Угольная база, причалы Торгового Порта, 45 причалов Рыбного порта, Нефтебаза и город Кола с одноименной рекой. Слишком много? Нет, ведь длинна Кольского залива 55 километров, ширина до 7 км, глубина до 300м. Выскочить на меляку, отклонившись от створных огней на 30 метров невозможно. Это сослужило плохую службу, когда спустя 20 лет я стал работать в Калининградском канале. Отклонился на 3 метра- и уже сел на песок. Здесь же главное- не перепутать в какую сторону идти! В каждой шутке есть доля шутки. Отвалил от причала ночью: темнота и вокруг тебя сотня огоньков мелькают: буи, маяки, створные знаки. Есть на канале «Служба движения» (СД), просматривают на локаторах все суда. Мало ли, вдруг кто заплутает. Однажды «Стерегущий» должен был отойти в 16 часов. С 12 часов перешли на морские вахты 4 через 8, а в 16 часов СД не даёт ‘Добро ‘ на выход. Такое бывает, когда в Североморске производится вывод - постановка кораблей в док или операции с подводными лодками. Однажды на буксире довелось мне 10 часов стоять на подстраховке выхода с ремонта атомной лодки типа «Акула». Пришли в назначенную точку.       Вокруг одни скалы. Ждём час, расслабились. Вдруг огромная скала стала тихо сдвигаться в сторону пока не открылось огромное отверстие. И вот показалась «Акула». Представьте 9-ти этажку длиной 200м. Вывели, развернули на курс- и врассыпную, когда стала погружаться лодочка. Это требует времени и погоды.
И вот ждёт-пождёт «Стерегущий» - нет ‘добро ‘. Решили, что до утра не будет ничего. Старпом со 2 пом. решили отвальную отметить. Накрыли стол как положено, и вдруг вызывает СД: «Стерегущий» добро на выход. Не тяните, в 4 часа снова закроем канал.» Отдали швартовы, а стол-то накрыт. 2 пом. говорит рулевому: «Видишь 2 зелёных огня. Держи курс, чтобы они были один над другим.
Я скоро вернусь.» Сам к старпому: «Наливай. По паре стопок успеем хряпнуть. До точки поворота 40 минут.» Не учёл он, что створные огни одинаковые на вход и на выход, а пока он рулевому объяснял течение развернуло судно на юг. Матрос держит исправно огни на линии как положено и направляется в г. Колу. СД ( Радио 9) вызывает: « Стерегущий –Радио-9. Вы куда следуете?». В ответ-тишина. Судно уже к Рыбному порту подходит. Посылает СД буксир для выяснения. Буксир толкнул судно в борт. Второй- бегом на мостик. Объясняет СД, что устраняли неисправность рулевой машины, а рацию не слышали, но сейчас всё исправили. Хорошо, что на дежурстве в СД был кореш капитана. Всё замяли, но после возвращения старпом и 2пом. ящик коньяка проставили. Но вам беспокоиться не надо. Отходим мы утром прекрасного осеннего дня. Сопки раскрашены листвой самых разных оттенков. Новый МПК (Морской Пассажирский Катер) «Надежда» за 40 минут доставит 90 пассажиров на причал Лавна. В далёкие годы тут стояло несколько домиков на берегу речки. Теперь домиков нет, а причальчик остался. Что же манит работников разросшейся организации АМНГР в эту глухомань?
ГРИБЫ. От Юга до самого Крайнего севера, от Дальнего Востока до Крайнего Запада нет лучше “ тихой охоты “, чем на Севере. В чём же её преимущества:
Нет никаких ложных грибов. Белые, подосиновики, подберёзовики, моховики, маслята, волнушки, грузди. Всё по-честному, никаких подвохов. На опята, серушки и прочие” ушки ‘ внимания никто не обращает.
Заблудиться очень трудно. Поднимись на самую высокую сопку. Высоко сижу- далеко гляжу. Вон и дорога показалась.
Можно натолкнуться на кучи грибов. Вначале это будут только ножки. Идите по следу предыдущих грибников и натолкнётесь на горку шляпок. Две корзины и короб уже заполнены. Советую идти обратно. Дело в том, что ваши предшественники уже собирают маленькие грибочки, отходя от дороги всё дальше, потому что малышей надо набрать гораздо больше на корзины и короб. Поверьте, что тащиться по сопке с заполненными корзинами, коробом на спине и курткой на шее- то ещё удовольствие. Сам испытал не раз. И только один раз ехали с женой из Мурманска в Финляндию и километров за 70 до границы увидели, что грибы стояли вдоль дороги рядами, как солдаты на параде. Надо же сколько поганок выросло в этом году! Остановились передохнуть и обнаружили, что эти «джунгли» из маслят! Собрать не можем, потому что не пропустят на таможне. Да и в те годы финны вообще считали, что грибы несъедобны. Решили набрать на обратном пути. Купили в Финляндии мусорные мешки на 120 л., ножики. Возвращаемся через 2 дня. Пусто вдоль дороги! К счастью собраны были только первые шеренги. Отошли в лес метров на 20 и набрали 2 мешка, во избежание неприятностей.
Какие же могут быть неприятности от такой удачи:
Бессонная ночь, потому что грибы надо перебрать, очистить и замочить, а на другой день засолить во все имеющиеся ёмкости. Остатки развесить сушить.

ЯКОРНАЯ СТОЯНКА. Севернее грибного места за мысом Мишуков есть якорная стоянка. Довольно обширная. От ветров защищена сопками, глубины около 20 метров и грунт подходящий. Как я писал, в советское время на 45-ти причалах Рыбного порта суда стояли в 2-3 корпуса. Приходящим судам приходилось ожидать на стоянке освобождения причалов. Эта история произошла в 90-е годы. Рыболовецкий флот был уже уничтожен. Маленькие компании сумели построить траулеры для лова рыбы и доставки во льду. Одним из способов власти уничтожить малый флот было и затягивание время оформления. Приходилось ждать на рейде. Однажды в городе я встретился с Виктором, старшиной роты в мореходке. Узнав, что я работаю на катере и могу ходить на рейд, он сообщил, что может улов трала последнего оставить на палубе и перегрузить в ящиках на катер. Матрос и моторист получают по ящику рыбы, я получаю два, но мне нужно найти покупателя. С покупателем проблем не было, рыба в Мурманске-дефицит!!!
Почти год таким образом мы боролись с произволом властей. Боже мой, сколько у меня было рыбы. Как раз был период, когда нам перестали платить зарплату. Я мотался в Финляндию, откуда привёз 3 больших морозилки. Все забиты рыбой, причём не только треской. В прилове были палтус и зубатка. Через год рыбаки стали сбывать улов в Норвегию: зашли, выгрузили рыбу, получили наличкой валюту, отошли. На всю процедуру уходит не 5 дней, а 5 часов. Власть победила. Мурманск остался без рыбы. От слова совсем!!


Рецензии
Прочитала с большим интересом. Особенно понравилось описание "тихой охоты", так как сама люблю лес, и в детстве и юности часто ходила со взрослыми за грибами.
С уважением,

Нина Пручкина 2   22.12.2022 14:43     Заявить о нарушении
Спасибо. Я старался. Это ведь Вам и посвящается.

Александр Дубовский 2   22.12.2022 16:06   Заявить о нарушении
Спасибо большое!
С уважением,

Нина Пручкина 2   22.12.2022 16:14   Заявить о нарушении