Артаксеркс, Аман и Эсфирь Рембрандта

Духовный смысл картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта


               Эпиграф: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим 12:19)


                Введение

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»* (1660)  Рембрандта является одним из самых потрясающих шедевров мировой живописи на библейскую тему.


                1. Пауза более драматичная чем действие

На картине изображена пауза, возникшая после того, как царица Есфирь на пиру, который она устроила для своего супруга царя Артаксеркса и его «всемогущего» визиря Амана сказала царю, что Аман замыслил уничтожить всех иудеев в его царстве, а значит и её, супругу царя. Эта пауза исполнена напряжённого психологического драматизма и духовной символики.

В чём выражается этот драматизм? В трёх действиях, следующих одно за другим справа налево.

Первое из них это обличение Есфирью Амана, которое только что прозвучало, потому что руки царицы ещё не успели опуститься, и в ней всё ещё дрожит от сдерживаемого негодования  и обиды, хотя глаза её уже смиренно опущены.

Второе действие это то впечатление, которое произвели на царя слова Есфирь, поразившие его до глубины души. Лицо его, утратило прежнее добродушие, но ещё не стало гневным. Губы его сжаты, а глаза наполнены какой-то поистине вселенской печалью. В ней просто тонешь. Этой печалью Рембрандт «по царски одарил» целые столетья.

А третье действие  это трагическое ожидание Аманом царского гнева, который неминуемо обрушится на него. Он согнулся и опустил голову как уже приговорённый к смерти. И мы знаем, чем это кончится: его повесят на том же самом дереве высотой в 50 локтей, которое он уготовал для приёмного отца Есфири Мардохея.

То есть в очень сдержанных позах, жестах и мимике, передающих психологическое состояние героев, Рембрандт показывает то,  что произошло  происходит и произойдёт, связывая в один напряжённый судьбоносный узел этой "вечной" паузы прошлое, настоящее и будущее. Благодаря этому  создаётся впечатление, что на картине время остановилось, застыло в преддверии вечности.


                2. Контраст внешнего спокойствия и внутреннего напряжения

Рембрандту удалось передать в  этих по-восточному очень сдержанных позах и мимике своих героев очень сильные переживания, касающиеся их чести, жизни и смерти. Благодаря этому контрасту картина властно приковывает к себе внимание. От неё трудно отроваться взглядом. От неё исходит какая-то библейская тишина, наполненная внутренним переживанием. В неё погружаешься всё глубже и глубже, так и не достигая её дна, потому что она бездонна как и сама Библия.    


                3. Символический смысл сцены

По мере углубления в трёх этих действиях, которые приводят Есфирь и её народ ко спасению, угадывается более глубокий духовный смысл, который символично являет тайную суть происходящего.

Есфирь на картине Рембрандта - это  молитва,  д о ш е д ш а я    до Бога, символически  представленного в образе Артаксеркса.

Тот, кто хочет услышать эту молитву, найдёт её в книге Есфири:

«Господи мой! Ты один   Ц а р ь   наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня. <...> Не предай, Господи,   с к и п е т р а   Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество <...> Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего»  (Есф. 4:17) На картине мы видим скипер в руках Царя, упомянутый в молитве и пламенеющий как раскалёное золото.

Длинная золотая мантия Есфири, простирающаяся за пределы картины, надёжно покрывает не только плечи царицы, но и тех, за кого она молилась.

Драгоценности на зубцах царской короны Артаксеркса выглядят как далёкие звёзды, а тёмный фон за его спиною как бездонная пропасть ночного неба.

Скипетр великого царя наклонённый к Есфири, заставляет вспомнить скипетр  божественного Царя, упомянутый в молитве, а так же  слова: «И простер царь к Есфири золотой скипетр»  (Есф. 8:4).

Аман – это обидчик, который после молитвы, услышанной Господом, подлежит гневу Божию. И Рембрандт передал весь его трепет, перед неминуемой расплатой: он весь сгорбился и  опустил голову, ибо «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (  В чаше которою он сжимает в руке – остаток его жизни). Весь образ его выглядит поблекшим. Только один блик на краю его чаши остался от его прежнего блеска второго человека в царстве.

То есть изображённое событие является символом Промысла Божия в его внешнем действии и духовном смысле, в котором очень важное место занимает молитва, царица всех добродетелей*.

Ни одного из своих героев Рембрандт не украсил так вдохновенно как Артаксеркса,  и Есфирь. Он сделал это как искуснейший ювелир. Царица одета в наряды, которые выглядят то как раскалённое до красна золото, то как золото расплавленное, то как  золото  остывшее и  очистившееся от примесей, образующих тёмный фон картины. Густо нанесённые краски своим рельефом усиливают этот эффект.

В этом можно увидеть аллюзию (намёк) на слова Господа из книги пророка Захарии о судьбах иудейского народа:  «...Расплавлю их, как   п л а в я т   серебро, и очищу их, как очищают   з о л о т о: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!» (Зах. 13:8-9)

Скипетр в руке Царя - таинственое орудие этого действия. Он тоже выглядит так будто на нём сияют капли расплавленного золота.

То есть на этой картине символически явлен Промысл Божий не только в  конкретном случае, но и в самом широком, касающемся конечной судьбы народа Израилева.


                4. Чему учит картина

Картина учит верить в промысл Божий, возлагать всю свою надежду на Господа и молиться Ему от всего сердца.

Кроме того на примере Амана она предупреждает сильных мира сего о том, что молитва тех, кого они обидели, или собираются уничтожить, дойдёт до Вседержителя и наступит час неминуемой расплаты за все их злодеяния. Символом этого возмездия является скипетр, который Артаксеркс держит в своей правой руке. И хотя лицо царя не выдаёт возгоревшегося в нём гнева, зрителю становится не по себе, будто это не Аман, а  он сам  находится на частном суде после смерти.

Вот что об этом говорит книга Есфири:

«Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость, покушаются строить козни самим благодетелям своим, не только теряют чувство человеческой признательности, но, кичась надменностью безумных, преступно думают избежать суда всё и всегда видящего Бога. <...> Это можно видеть не столько из древних историй, как мы сказали, сколько из дел, преступно совершаемых пред вами злобою недостойно властвующих» (Есф. 8:12).


-------------
* Картина хранится в Пушкинском музее. 
** «Святые Отцы называли молитву царицей добродетелей» (Иоанн Алексеев).


Рецензии
Здавствуйте, дорогой Владислав!

Какую грандиозную картину Рембранта Вы осветили в своей глубокой и прекрасной работе и
по красоте, и по глубочайшему смыслу этого великого произведения! Скрытая ненависть
Амана, имеющего всё в этом государстве, находясь при Царе, но подлая натура предателя не успокаивается, жажда погубить свой же народ - превыше всего!Гордыня!
Возомнил себя выше Бога! И какой же жалкий, раздавленный, ничтожный он выгляит на картине...Злоба, ненависть, зависть всегда наказуемы Богом, кто бы он не был!
Какая прекрасная необыкновенной одухотворённой красоты Эсфирь! Прекрасная и кроткая,
руки - в молитве к Богу и царю, На лице нет злобы, только печаль и недоумение...
Всё в её облике говорит о святой и непоколебимой вере в Бога, но это вера кроткая,
не вызывающая. Не смотря на её великолепие царственной одежы я в ней вижу любящую
женщину, страдающую за свой народ и за любимого мужа-царя, который может остаться без неё.Лицо царя и грозное и опечаленное предательством, самое страшное - разувериться в том, кому так доверял! Я могла бы писать об этом Шедевре бесконечно!
Спасибо огромное, дорогой Владислав за Вашу глубокую душу и желание открывать людям
Великие Шедевры с глубочайшим смыслом, актуальные во все времена!
С теплом и восхищением!

Людмила Иоффе   15.04.2024 13:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Людмила.

Вы умеете найти такие точные и выразительные слова, которые оживляют картину и раскрывают её психологическую глубину! Это касается не только этой картины но и «Возвращения блудного сына» Рембрандта.

Какие тонкие психологические портрета Отца и блудного сына, Аммана, Эсфири и царя у вас получились! Поистине достойные кисти Рембрандта!

Вы прочитываете эти великие полотна как Женщина и поэт. И это прочтение мне очень близко.

Восхищён Вашим отзывом.

Владислав Плеханов   16.04.2024 16:41   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Владислав! Я рада, что Вам нравятся мои отзывы!
С теплом и улыбкой,

Людмила Иоффе   16.04.2024 17:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.