О философии будущего

На исходе первой четверти XXI в. стала очевидна проблема глубокого духовного кризиса современного мира, в котором ни одна светская или религиозная, древняя или новая идеологии оказываются не в состоянии дать ответы на актуальные запросы беззащитного, мечущегося духа. Ни идеи выдающегося французского мыслителя Альбера Камю, которого ещё при жизни именовали «Совестью Запада», ни этика философов-стоиков Сенеки или Марка Аврелия не в состоянии преодолеть ту вселенную страха и беспокойства, которая пронизывает все пласты человеческого существования. Они предлагают лишь способы претерпевания бытия (океана сансары), ничего не говоря о способе переправы на другой берег, на котором возможно угасание (нирвана) терзающей человека тревоги.
Преодоление сложившегося кризиса видится возможным через решение проблем онтологии сознания. В связи с этим как никогда ранее назрела необходимость в окончательном изживании философского европоцентризма. Настало время в полной мере воспользоваться знаниями, которые были накоплены за века созерцательной практики (дхьяны) мудрецами Востока. Среди философов в классическом смысле, первая такая попытка осуществлена Шопенгауэром. Этот не самый популярный, во многом недооценённый и возможно так до конца не понятый философ, по словам Торчинова «обнаружил новый (и вместе с тем древний) путь постижения метафизической сущности – путь самосознания: во внешнем мире реальное его ядро неприступно, мы познаем лишь феномены, но есть я сам, который и феномен, и вещь в себе. И вот, углубляясь в самого себя, я могу постичь ту загадочную сущность, которая совершенно недоступна для постижения извне… Суть субъекта и внешнего мира совпадает, и эта суть предшествует субъект-объектной дихотомии: Атман есть Брахман, подлинная самость и вещь в себе мира суть одно и то же ».
Гармоничный синтез философских учений Запада и Востока, а не просто поиск точек соприкосновения традиций, как раз то, чего так не хватает современной философии.


Рецензии