Мелодия её семьи

От автора: данная пьеса является сценической адаптацией моей повести "Альтовый ключ", которую можно прочесть здесь. http://proza.ru/2020/09/04/1343

Пьеса была написана специально для студенческого театрального клуба "SKAT" РГУ им. А.Н. Косыгина. Одним из условий было сократить продолжительность спектакля до 15-20 минут, вследствие чего некоторые сюжетные линии повести были опущены. Также из-за того, что девушек в клубе в несколько раз больше, чем парней, мне пришлось сделать все мужские персонажи женскими и наоборот, кроме одного героя - мастера Фёдора Игнатьевича.

Видеозапись постановки: https://vk.com/video-198768994_456239054

Сюжет претерпел некоторые изменения: так, здесь Кира и Оксана обе являются ученицами Жанны; в тексте не упоминается ребёнок Алёны; несколько иначе мотивированы действия Киры, и в финале добавлен заключительный монолог Фёдора Игнатьевича. Несмотря на это, основная сюжетная линия и смысл повести были сохранены.
В редакции сценарного текста приняли участие режиссёр и актрисы театрального клуба: А. Полякова, А. Дульнёва и Ю. Кривцова.


Действующие лица:

ЖАННА ГРИЦАЙ, виолончелистка. (В повести - Евгений Грицай.)
АЛЁНА СУРДИНСКАЯ, её двоюродная сестра. (В повести - Алексей Сурдинский.)
ИРИНА ЗАРНИХИНА, дирижёр оркестра. (В повести - Григорий Зарнихин.)
КИРА ИВОЛГИНА, виолончелистка из оркестра Ирины. (В повести - Ким Иволгин.)
ОКСАНА МАРТОВА, альтистка из оркестра Ирины. (В повести - Ярослав Темьянов; в ранних редакциях - Мартов.)
ФЁДОР ИГНАТЬЕВИЧ БАРХАТЦЕВ, музыкальный мастер.
 

Сцена 1.
На сцене - столик, на котором лежат несколько сборников нот. Звучит музыка: финал 9 симфонии Дворжака. Выходят несколько музыкантов с инструментами. Переговариваются. Реплики вроде:
- Сейчас получше было. Ты тему у скрипок слышал?
- Вторая валторна опять не туда вступила…
- Зато гобой хорошо соло сыграл!
- Ну, гобой, это само собой! (смеются)
Входит Ирина.
ИРИНА. Господа, сегодня все молодцы. С валторной у нас будет серьёзный разговор... Пока все свободны.
Музыканты уходят. Появляется Жанна с чемоданом.
ЖАННА (залезая на сцену). Ириша, это было блестяще!
Пауза. Ирина оборачивается.
ИРИНА. Жанна! Ты и правда вернулась! Как всегда, меня выручаешь. (обнимаются) За эти три года мы, конечно, делали успехи. Но тебя заменить трудно.
ЖАННА. Мне вас тоже не хватало. Затянулись мои гастроли. А как там мои ученицы – Кира, Оксана? Кира по-прежнему на всех злится, а Саня витает в облаках?
ИРИНА: Оксана молодчинка - даёт сольные концерты, выступает на канале «Культура». А Кира... она меня выводит из себя. Всё делает наперекор! Вечно спорит со всеми музыкантами. Я даже подумываю о том, чтоб её уволить. А... вот и она сама.
Входит Кира с инструментом.
ЖАННА (тепло) Кира, здравствуй!
КИРА. Добрый вечер, Жанна Сергеевна. Давно вас не было видно. Совсем забыли нас в своей Женеве.
ЖАННА. Кира, ну что ты так?
КИРА. Просто некоторым всё легко даётся. Концерты, конкурсы, гастроли. В то время, как нам здесь приходится трудиться всерьёз.
ИРИНА (взмахивая руками, как дирижёр, останавливает Киру). Так, хватит. Жанна, пойдём, поздороваешься с остальными.
Ирина подбирает со стола сборники с нотами, кроме одного последнего, выходит. Жанна двигается следом за ней, но останавливается и возвращается к Кире.
ЖАННА. Ты бы не вредничала, Кир... (Пытается положить ей руку на плечо, но Кира ее отталкивает)
КИРА. Уберите руки!
ЖАННА. За что ты меня так не любишь?
КИРА. Не вас, а всех таких… вундеркиндов. У них жизнь складывается сама собой!
ЖАННА (дружелюбно). Какая ерунда, Кира!
КИРА (отчаянно). Нет! Не ерунда! Вот, например, эта альтистка Оксана. В её семье все — музыканты. Девочку объявили талантищем... Публика слушает, кого прикажут слушать.
ЖАННА (качает головой). Мне тебя жаль.
КИРА. К чему мне ваша жалость? Лучше приглядитесь к Оксане. Эти её вариации на тему неизвестного автора. Кто бы это мог быть – автор?
ЖАННА (скептически) Ты, что ли?
КИРА (задумалась) Может, и я.
ЖАННА. Да ну тебя!
КИРА. Скажем так, эту мелодию Оксане показали... и она записала, использовала. Вот так-то. Подумайте над этим. (Уходит в противоположную от Ирины сторону.)
Жанна остается в одиночестве, смотрит вслед Кире, потом замечает оставленные на столе ноты и раскрывает их. Звучит мелодия.
ЖАННА. Странное чувство. Эта музыка — словно голос близкого человека. Так кто же её написал? (Уходит в сторону Ирины.)

Сцена 2.
На сцене большой письменный стол, пара стульев, торшер на полу. На столе стоит закрытый ноутбук, лежат стопкой несколько больших словарей и рядом - широкий лист с рисунком тушью. Чуть поодаль среди карандашниц и других предметов затесалась пепельница. Алёна и Жанна входят с правой стороны сцены.
АЛЁНА. Проходи, проходи, пожалуйста, Жан, располагайся, где удобно.
ЖАННА (ставит на пол рюкзак, останавливается). Как странно у тебя здесь пахнет. И это не краски. Какое-то лекарство?
АЛЁНА. Валокордин.
ЖАННА. А-а, точно. Действительно. Валокордин и... кофе? Алёна, ты с ума сошла, кто же так делает?!
АЛЁНА (мечтательно) Просто я очень люблю кофе.
ЖАННА. И больное сердце тоже любишь? Совсем себя не бережёшь. Распустилась без меня, сестричка. А ведь я вернулась... и, кажется, насовсем.
АЛЁНА. Как же ты решилась?
ЖАННА. Мой контракт закончился две недели назад, я не стала его
продлевать. Я поживу у тебя пока? Ты не против?
АЛЁНА. Да, пожалуйста.
ЖАННА. Ну спасибо, Алёнка! (обнимаются). Была сейчас у Ириши на репетиции. Они симфонию Бетховена взяли и ещё вариации для альта с оркестром.
АЛЁНА. Ого. А кто солист?
ЖАННА: Оксана Мартова, моя бывшая ученица! Она сама их сочинила, только там странная история...
Звонок в дверь.
АЛЁНА. Кто это может быть?
ЖАННА. Пойдём посмотрим.
Уходят за сцену и возвращаются вместе с Оксаной.
ЖАННА. О, кого я вижу! Саня! (обнимаются) Алён, это как раз та самая моя ученица, Оксана. Знакомься, Саня, моя сестрёнка Алёна.
АЛЁНА. Рада встрече с вами, Оксана. Сестра много о вас рассказывала. Говорит, вы теперь знаменитость.
ОКСАНА. Ой, Жанна Сергеевна преувеличивает. Мне тоже очень приятно с вами познакомиться, Алёна…
АЛЁНА. Васильевна.
ОКСАНА. …Алёна Васильевна.
ЖАННА. Саня, а ты что так внезапно? Случилось что-нибудь?
ОКСАНА: Нет-нет, Жанна Сергеевна, я просто услышала, что вы вернулись, и хотела поскорее с вами увидеться, а ещё… Помните, вы показывали мне альт, на котором играла ваша тётушка? Он всё ещё у вас?
ЖАННА. Да, скорее всего. Только ведь это такой скромный инструмент. Он по качеству гораздо хуже твоего.
ОКСАНА. А …Он… У него такой необычный тёплый звук. Я хотела снова услышать этот альт, поиграть на нём,… если можно.
ЖАННА. Надо же. Приятно слышать, что он так тебе понравился. Алён, если альт всё ещё у нас, принесёшь?
АЛЁНА. Конечно, сейчас.
Выходит и возвращается с альтом. Оксана нетерпеливо подаётся навстречу.
ОКСАНА. Тот самый альт! Я могу попробовать звук?
Жанна смотрит на Алёну, как бы говоря ей «Можно».
АЛЁНА. Да, пожалуйста.
Оксана играет. Музыка: Астор Пьяццолла «Обливион».
ОКСАНА. Так приятно звучит… ласково… как и раньше. Скажите, Алёна Васильевна, а у вас в семье кто-то играет на альте?
АЛЁНА. Пока нет. Может, дети будут.
ОКСАНА. Значит, этот чудесный инструмент… лежит без дела? Но так же нельзя! Послушайте, продайте мне его, Алёна. (шёпотом) Я предложу хорошую сумму.
АЛЁНА (пятится). Одну минуточку. (подбегает к Жанне) Жан, что мне делать? Это же память о маме… но за переводы так мало платят… Что мне делать, Жанна?!
ЖАННА. Санечка, мы обязательно подумаем. И позвоним тебе, как только решим.
ОКСАНА (немного расстроена): О… ну что ж… (берёт себя в руки) Отлично, буду ждать вашего звоночка!! До свидания, Жанна Сергеевна, Алёна Васильевна. (Идёт к выходу.)
ЖАННА. Пока, Санечка.
АЛЁНА. До свидания…
ОКСАНА (проходя мимо Алёны). Подумайте.
Оксана выходит.
АЛЁНА (растерянно). И что всё это значит?
ЖАННА (размышляет). Кира сказала понаблюдать за Оксаной. Значит, здесь есть какая-то связь? (Пауза.) Не пойму, чем наш альт так заинтересовал Саню. (Включает настольную лампу и разглядывает альт со всех сторон, в т.ч. через лупу. Светит внутрь фонариком. Вполголоса): Вот оно что... (Алёне) Посмотри, в этом инструменте есть секрет!
На экране фотография: внутри корпуса альта написана нотная строчка. Звучит музыка.
ЖАННА. Кто-то записал ноты внутри альта!
АЛЁНА. Интересно, для чего же?
ЖАННА. А ведь мелодия знакомая. Это же тема из вариаций Оксаны! Тема неизвестного автора! Значит, автором был тот, кто сделал этот инструмент?..
АЛЁНА. Мама никогда не рассказывала, откуда у неё появился этот альт. Жаль, что мы уже не сможем её спросить.
ЖАННА. Нужно узнать, кто его сделал. Тогда мы всё поймём. Саня и Кира – мои выпускницы, я хочу разобраться, что между ними произошло, помочь им понять друг друга…
АЛЁНА. Тогда тебе стоит показать альт мастеру. Например, твоему знакомому Фёдору Игнатьевичу.
ЖАННА (в притворном ужасе). Нет, что ты! Я ведь поссорилась с его сыном.
АЛЁНА (подыгрывая ей, с улыбкой). Отвергла его чувства?
ЖАННА. Ага! (вздыхает) Из-за этого мы с мастером уже давно не общались.
АЛЁНА. И всё-таки, я думаю, он сможет нам помочь. Определить, чьей работы этот альт.
ЖАННА. Да, наверное, ты права. К тому же мне говорили, что Лёва женился. Наверное, он обо мне и думать забыл… (кокетливо) а жаль. Что ж! (хлопает в ладоши) Поеду. Давай собирать альт. (Упаковывают альт в футляр, затем Жанна выходит или меняется вся сцена).

Сцена 3.
Квартира Бархатцева. Здесь недавно сделали ремонт. Обстановка в стиле хай-тек: геометрическая, минималистичная мебель, ровный цвет стен и т.п. Также можно сделать нечто вроде таблички с часами приёма: «Ф.И. Бархатцев, скрипичный мастер, приём в такие-то и такие-то дни/часы».)
Бархатцев сидит за столом, на котором разложены несколько скрипичных деталей и смычки. Он увлечён работой. На нём старомодная одежда, поверх которой - нарочито грубый фартук, словно из кузницы или столярной мастерской.
Входит Жанна.
ЖАННА (смущённо, очень счастливым голосом). Здрасьте, Фёдор Игнатьевич.
БАРХАТЦЕВ (вскидывает голову и смотрит на нее изучающе, чуть прищурившись. Затем говорит притворно ворчливым тоном). Здравствуй, Жанночка. Явилась блудная дочь. Совсем забыла старика! (Жанна подбегает, чтобы обнять его, но Бархатцев со скрипучим смехом отстраняется): Испачкаешься в канифоли. Ну, выкладывай, зачем приехала.
ЖАННА. Хочу показать вам один альт.
БАРХАТЦЕВ. Вот как? Что ж, давай-ка его сюда.
Жанна достаёт альт из футляра и протягивает Бархатцеву. Тот недоуменно смотрит на инструмент. Удивление на его лице сменяется теплой улыбкой.
БАРХАТЦЕВ. Старый знакомый... Это же Мариночкин альт, который я сам сделал.
ЖАННА (потрясённо). Так это ваша работа?
БАРХАТЦЕВ. Марина была моей школьной подругой. Увы, дружбы ей было достаточно.
ЖАННА. Тётя никогда не говорила о вас...
БАРХАТЦЕВ. Конечно. Чтоб не давать мужу повода для ревности. Марина знала о моих чувствах, но не хотела прерывать нашу дружбу. Она написала для меня мелодию, в которой отразилась вся теплота её доброй души. А я сделал этот альт. Вскоре после этого Марина вышла замуж, и мы перестали общаться… (вздыхает)
ЖАННА. Скажите, кто-то еще знает об этой мелодии?
БАРХАТЦЕВ. Сын, Лёва, знает,... и моя невестка Кира. Кстати, она тоже виолончелистка, как ты.
ЖАННА. Неужели… Кира, Кира Иволгина?
БАРХАТЦЕВ. Да-да.
ЖАННА. Жена Лёвы?!
БАРХАТЦЕВ. Верно.
ЖАННА (восхищённо). Ну даёт! (успокоилась) Стоп. Так это же получается… (задумалась. Молча жестикулирует в воздухе, как бы чертя схемы.)
БАРХАТЦЕВ. Кирочка очень полюбила эту мелодию. Я не рассказывал подробно, откуда эта музыка взялась, просто наигрывал иногда. Кира услышала от меня или от Лёвы… стала повторять. Постепенно она так сроднилась с мелодией Марины, словно сама её написала. (значительно) Родственные души…
ЖАННА (медленно повторяет). Словно сама… её написала… Вот в чём дело. (очень оживлённо): Фёдор Игнатьевич! Она думает, что композитор – вы?
БАРХАТЦЕВ. Наверное. Мы никогда не говорили об этом.
ЖАННА. И Кира показывала мелодию ещё кому-то?
БАРХАТЦЕВ. Да, нескольким подругам. Одну девочку ты, кажется, знаешь. Её зовут Оксана.
ЖАННА (снова медленно). Всё понятно…
БАРХАТЦЕВ. Кира предложила девочке написать вариации на нашу мелодию. Словно бы на спор, на слабо. Мне подумалось, что Кира хочет её разыграть.
ЖАННА (встревоженно). Фёдор Игнатьевич. Это уже не розыгрыш. Это стало похоже на шантаж. Оксане грозит беда, и мы должны помочь ей!

Сцена 5. В артистической.
После концерта Оксаны. На заднем плане афиша.
Входит Оксана в концертном платье или блузке/юбке, чуть позже за ней входит Кира.
КИРА. Ну здравствуй, милая. Вижу, концерт прошёл удачно. Всем понравилось твоё новое сочинение.
ОКСАНА. Кира? Как ты здесь оказалась?
КИРА. Ты даже не заметила? Я сидела в первом ряду. Похоже, слава тебя ослепила… да и зрителей тоже. (вкрадчиво) Ведь они не знают, что твоя мелодия украдена.
ОКСАНА. Мелодия написана мной.
КИРА. Вспомни, кто (указывает на себя) показал тебе первые такты, с которых всё началось…
ОКСАНА. Ты говорила, что не знаешь, кто их сочинил! (Пауза.) Я назвала свою пьесу «вариации на тему неизвестного автора». (Пауза.) Всё логично! Не в чем меня обвинять.
КИРА (смеясь). Тебя так легко взять на слабо!
ОКСАНА (обеспокоенно). О чём ты?
КИРА. Мелодию сочинил мой свёкор. Фёдор Бархатцев. Скромный мастер, делающий дешёвые скрипки для музыкальных школ. Это он, а не ты, достоин славы!
ОКСАНА. Ты обманула меня…
КИРА. ПризнаЮсь, это было весело. Тебе слишком легко всё достаётся! (Всё более напряжённо, надвигаясь на Оксану) С самого детства никаких преград. Все призы твои! (почти кричит) На афишах и в телевизоре – кругом! Кругом!!! (замахнулась на Оксану, но остановила кулак перед её лицом. Говорит спокойнее) - твоя физиономия.
ОКСАНА (вжалась в стенку и теперь пытается отлипнуть. Боязливо). Но ты тоже часто выступаешь…
КИРА (отходит от неё, расхаживает туда-сюда, стандартный тон обаятельной злодейки). Да, но сколько усилий пришлось для этого приложить!  А тебе даже не нужно стараться. Я решила немного подшутить над тобой… сбить спесь. (зловещим шёпотом) Представляешь, что будет, если все узнают о том, что ты присвоила чужие ноты?
ОКСАНА (храбрится). А я их не присвоила. У меня есть копия рукописи… скоро будет.
КИРА (удивлена). Вот как? Всё равно журналисты поверят мне, а не тебе. Они так любят сенсации… маленькие грязные скандальчики… (смеётся).
Входят Жанна и Фёдор. Кира замирает, смех обрывается.
ЖАННА (подходит к Кире вплотную, строго). Кира! Чего ты добиваешься? (задрав голову, руки в боки) Это так низко!
ФЁДОР (качая головой). Да, нехорошо, Кирочка. Досадно.
КИРА (в замешательстве, отступает на шаг, заслоняясь руками). Ф-Фёдор Игнатьевич… Жанна Сергеевна… Почему вы здесь?
ЖАННА (пожимает плечами). Сама же попросила приглядеться к этой истории.
КИРА (опускает голову, вполголоса). Это так… позорно… Глупо…
ФЁДОР (ласково, но грозно). Кира, зачем тебе это было нужно?
КИРА (глядя в пол) Ваша музыка… вы достойны большей славы, чем эта (презрительно) Саня. Я хотела… (смущённо) сделать вам рекламу. И посмеяться над Оксаной.
ФЁДОР. Мелодия – не моя, а моей подруги. Но это не главное. Такая музыка – она объединяет нас в чувстве прекрасного, делает музыкантов одной большой семьёй. И бессмысленно спорить об авторстве, когда напевы создаёт (воздел руки) само мироздание. Мы должны не сравнивать свои таланты, а делиться друг с другом своим творчеством. Перенимать навыки у наших учителей (показывает на Жанну) и способных товарищей (показывает на Оксану), не завидовать и не спорить (показывает на вошедшую Ирину), а восхищаться чужим дарованием.
Входят Алёна и все оставшиеся персонажи.
ФЁДОР. Весь мир, все люди на земле – один огромный оркестр, в котором когда-нибудь наступит гармония. (добродушно) Но только если мы научимся (оттягивает ухо) слушать (прикладывает палец ко лбу) и понимать друг друга!
ИРИНА (очень серьёзно). Нам нужно ценить те мгновения счастья, которые мы разделяем со зрителями.
ЖАННА (сияя от счастья). Ведь в эти моменты у нас в душе звучит общая мелодия…
АЛЁНА (романтично-отстранённо). Мелодия…
ОКСАНА (с улыбкой) и КИРА (чуть морщась, но уже с меньшим негативом) …нашей…
ВСЕ ВМЕСТЕ. …семьи!

Музыка. Занавес.


Рецензии