От древних мифов до однополых браков

Иногда все писания о языческих богах называют не пренебрежительно и снисходительно «мифами», а уважительно и с почтением  «легендами и сказаниями».
Не возбраняется их читать и почитать, как памятник, как образец полёта древнейших поэтических фантазий.
Выражение «почитать, как памятник» в наше время может означать всего-навсего, обещание их не сносить и периодически отмывать  от  следов  посещения птиц.
          Преобладают мнения, что сочинения Гомера и Гесиода о богах Олимпа  «полезно» читать.
Но уже в древности были о них и критические мнения, например, Ксенофан писал:
«Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман».
Ни у того, ни у другого нет в текстах ни критики, ни осуждения «морального облика» богов.
Жизнеописание их стало на многие века источником религиозного  вдохновения и возвышенных чувств.
Картины с сюжетами из древних мифов стали достоянием мировой культуры.
                Христианские писатели использовали образы мифологии в своих трудах, некоторые даже находили отдалённое сходство между Иисусом Христом и Прометеем.
  Но вопрос не в том, кто  и как относится к персонажам мифов, а в том,  насколько они реалистичны.
Есть ли исторические прототипы у тех, кого в мифах называют богами?
Такой вопрос может  прийти в голову разными путями.
Во-первых, слишком мощная, нечеловеческая фантазия у их сочинителей.
 Во-вторых, отражение этих  мифов находим в других древних текстах, которые ещё больше или совсем не кажутся чьей-то фантазией.
          
У исследователей Священного Писания вполне логично возникает вопрос: почему Бог, создав Землю и людей, однажды  покинул их?
Нет в Ветхом Завете  ничего похожего на прощальное письмо Бога людям.
Мифы отчасти  отвечают на вопрос,   куда пропали Боги Олимпа.   
По тексту Гесиода о пяти веках человеческой истории, мы живём в 5-м , последнем веке, где
«губят людей печали и повседневный труд», где «не чтят дети родителей…не ценят правды и добра…Ценятся лишь гордость и сила. Богиня Совесть и Правосудие покинули людей….взлетели они …к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла».
Нечто подобное словам Гесиода по интонации и смыслу можем найти и в тексте Библии, у пророка Михея, например: «Не стало милосердных на земле, нет праведных между людьми… сын позорит отца,  дочь восстаёт против матери…».
Верят ли читатели мифов  в то, что их персонажи «взлетели к бессмертным богам»?
           В сюжетах мифов иногда есть явное сходство с  сюжетами Библии: например, в истории о том, как Зевс решил уничтожить весь людской род, легко увидеть историю библейского потопа.
- Может быть, нельзя  относиться к мифам как к черепкам разбитых древних амфор или обрывкам пергаментов с ничего не значащими текстами?
Может быть,  христиане в своём презрении к «язычеству» выплеснули ребёнка с водой?
Речь, конечно, не о том, чтобы молиться всем старым богам, а о том, чтобы ценить в древних текстах каждую крупицу отражения реальной истории.
Так, есть ли что-нибудь божественное в древних мифах?
Нельзя ли книгу мифов назвать   «Жития богов»?
И это не для того, чтобы потом нарушить заповедь «Да не будет у тебя иных богов»,
а для того чтобы отличать  Бога истинного от всех, кто пытался называть себя богом.

Можно предположить, что древние Отцы Церкви из педагогических соображений решили заклеймить всю мифологию «бесовской мерзостью», чтобы не смущать народ описаниями невиданных и неслыханных непотребств.
Надо отметить, что Библия даже о Содоме и Гоморре рассказывает в сдержанных выражениях.
И пророки Ветхого Завета описывают грехи людей, не впадая в смакование подробностей.
А тексты греческих мифов изобилуют подробностями разврата.
Это не райская непорочность и не детская непосредственность, а бесстыдство,  не знающее греха.
Но люди должны знать его происхождение, а не стыдливо прикрывать его, пряча глаза.
Может быть, мифы приоткрывают  одну из сущностей запретного плода в раю?
Есть в них отблеск чего-то неземного, чего-то более мощного, чем фантазия поэтов.
Но приближают ли они к истине?
Какое-то подобие образов из мифов находим в Библии. Например, в истории спасения Эвридики Орфеем есть  аналогия с сюжетом из главы «Бытия», где жена Лота, обернувшись, превращается в соляной столп. 
Сейчас мифы входят в школьную программу 6 класса.
Трудно представить,  что  дети в школах не заметят среди  подвигов  Геракла  и приключений Одиссея многие подробности свободы нравов богов.
Они  в этом возрасте уже знают всё про аистов и капусту.
Но Содом с Гоморрой от них тоже  не скрывают.
Педагоги знают, как отвечать на вопросы по мере их появления.

Церковь окружили многовековые строительные «леса» богословия, которое рождалось в муках и соблазнах эпохи первых веков.
Вид непогрешимости церковь придаёт себе неприкосновенностью этих надстроек: мол, тронь что-нибудь одно, и может упасть другое, а потом случится что-то непоправимое.
Про апостола Павла другой апостол сказал, что есть у него в посланиях слова неудобные для понимания. Никто не осмелился сказать такое о словах  Христа.
А на деле слова Христа упаковали в  толстый слой обрядовых украшательств, 
Их уже почти не слышно за оперными  песнопениями и чтением Писания нараспев.
Эти слова  и говорят- то людям только после того, как утомят их «предстоянием» в церкви, певцами и чтецами.
             И раньше были «поборники неправды, которые запутывают человека в словах».
Догматы и правила  держались  иногда,  не на честном слове, а  на страхе расправы «за хулу».
Хотя, даже язычник Юлиан Отступник писал: "Надобно убеждать и поучать людей, обращаясь к их разуму, а не к ударам, оскорблениям и казням». 
«Симфония» монархии и церкви звучала так сладко, что ей охотно стали подпевать епископы, для которых положение в иерархии было важнее убеждений.
              Освобождение от декораций мистицизма может быть воспринято болезненно и со страхом.
Причём, страх может быть не только у тех, кто что-то потеряет из привилегий своего статуса в церковной иерархии. Страх может последовать как ответ  посягательству на «традиции отцов» .
Театры гордятся, когда их спектакли не сходят со сцены много лет.
Церковь  факт неизменности своего «репертуара» на протяжении многих веков выдаёт за признак  своей истинности.
Ни сценарий, ни содержание отдельных частей «представления» не были и не могли быть предметом обсуждения.
  Прививка фанатизма так сильна, что трудно осмелиться и взглянуть в лицо правде, о которой говорил  пророк Иеремия: «Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём нет никакой пользы».


Сегодня есть несколько древних текстов и неканонических книг, которые могли бы очень сильно повлиять на традиционные представления об истории мира вообще и о Библейской её версии в частности.
Какая-то неведомая политическая воля настаивает на том, чтобы церковь и людей не беспокоили «пустяками», которые, будто бы, могут чем-то дополнить полноту Писаний.
Хотя очевидно, что любое разумное дополнение или изменение было бы исправлением ограниченности человеческого ума,  даже если он коллективный.
Греческие мифы, если их принять за более или менее правдивое отражение реальностей, конечно, нанесут удар по имиджу божественных сфер. 
«Так, вот как боги любят время проводить!» - стыдливо пряча взгляд и лукаво улыбаясь, скажет себе читатель мифов. – «А ещё боги называются…»…
Авторы мифов даже и не помышляли выносить сор из божественных дворцов Олимпа.
Но они невольно бросили тень и на того Бога, который призывал возлюбить Его всем сердцем и разумением.
Библия осмелилась сказать  о семейном скандале в доме богов всего несколько слов.
Даже воинствующие  атеисты не воспользовались мифами для «разоблачения» религии, потому что признание доли истины в них означало бы  саморазоблачение самого атеизма.
Стиль написания мифов такой, будто писал их придворный поэт по заказу жителей Олимпа.
Библия  описывает очень кратко,  за что Бог решил уничтожить всех живущих на земле вместе с исполинами, рождёнными от Сынов  Божиих.
Мифы дают представление о том, что они вытворяли, не давая оценок происходящему.
Но есть тексты, где этот период истории человечества описан чуть подробнее.
В «Книге Исполинов», например, читаем: «Они поработили человеческий род, убили сотни тысяч праведных в сражении, насильственно женились на красивых женщинах…
Исполины грешили между собой и начали убивать друг друга…».
             В «Книге Еноха» написано: «Они поели все приобретения людей… Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их…»…  - Не отсюда ли берут начало  традиции жертвоприношения?
            
 Мифы, как минимум, можно признать полезными «для внеклассного чтения» при изучении той части Библии, где описана трагедия Содома и Гоморры.
Но есть и другие тексты, которые могут, возможно, расширить наше представление  и о  происхождении богов  божественного  Олимпа, и о происхождении самого человека.
Возможно, наступает время, когда об Истине, как говорил Христос, «камни возопиют»,  то есть верование из сферы мистической перейдёт в область рационального.
А это может быть уже абсолютно другая,  подлинная симфония власти и церкви, по сравнению с которой старая будет выглядеть чем-то средним между военным маршем и  пьесой для бубна с оркестром.
 
Пышность обрядов и украшений  церкви за много веков нисколько не пострадала.
Конфронтация церкви с властью   в ведущих странах мира не вызывала особого беспокойства.
По каким же причинам  последние 50 лет, фактически, идёт реабилитация всего того, что называли развратом языческих богов и преступлением против Бога?
Каким чудом США, отцы основатели которых были христианами, объявили приоритетом политики защиту прав ЛГБТ?
Какие Сыны какого бога спустились на Землю, чтобы навязать ей  обычаи, за которые она уже однажды была наказана умерщвлением всего населения кроме одного семейства?
        Когда всему миру были предписаны ограничения по причине эпидемии «ковида», то было заявлено, что власти это сделали по рекомендациям специалистов.
Но нашлось много специалистов, которых никто не спрашивал, и которые никогда бы не посоветовали делать то, что было сделано.
Какие специалисты сегодня диктуют политику в области прав ЛГБТ так, что она становится государственной и политической проблемой?
Епископальная церковь США от имени Бога разрешила гомосексуалистам вступать в браки.
Во Франции Протестантская церковь решила  благословлять гей-пары.
           Ватикан занял принципиальную позицию, запретив служителям благословлять нетрадиционные браки.
Люди  в США проводят митинги под лозунгом  «Стань на бой за правду».
Но только теперь стало понятно, как много и в США, и в Европе тех, кто, назвавшись церковью Христа, на деле ею не является.

Граждане США и Европы, где проходит передовая линия фронта борьбы за права ЛГБТ, отмечают у активистов этой борьбы не жажду равноправия и справедливости, а невиданную агрессивность.
Им уже мало закона, защищающего их права, они требуют  наказания за оскорбление их чувств.
А оскорбляет их чувства  уже то, что кто-то смеет уважать  традиционные  ценности.

Страницы  содомского разврата не вырубить топором даже из истории католической церкви.
 Можно ли ценности эпохи богов Олимпа считать  «традиционными»?
Можно ли нравы Содома считать  общечеловеческими?
Одно ясно: на вопрос этот нельзя ответить   однозначно, если не определить заранее статус Священного Писания и нескольких  других  текстов, которым церковь и наука  без достаточных оснований не придают серьёзного значения.
Фактически, Библии присвоили звание «памятника древности» наравне с поэмами Гомера. И не более того.
Логика развития событий вокруг ЛГБТ позволяет предполагать, что вскоре Библия станет «подрывной» и экстремистской литературой, провоцирующей фанатизм в отношении пережитков прошлого, которые пока ещё называют традиционными ценностями.

Могут возразить: не слишком ли вспыльчив Бог покаравший Содом?
Велик ли  вред человеку от подражания богам  древнего Олимпа, если люди могут становиться Героями, совершать подвиги, как Геракл и Одиссей?
Да, Зевс был тот ещё «греховодник», но именно он поручил своему  родственнику  Прометею  создать человека из земли  и вдохнуть в него душу!
Мы не знаем, в каких отношениях Зевс с Богом, сотворившим   Адама  по такой же технологии!
Невозможно представить, что мифы придумали, прочитав Библию.
И невозможно не заметить, что в Библии сюжет сотворения человека подобен рассказу о Прометее.

               Сегодня одним из главных аргументов защитников прав ЛГБТ называют особую одарённость некоторых представителей «меньшинств». В ней видят отблеск божественной наследственности.
И вся эта цвета радуги революция нравов представляет собой попытку вернуть «богов» на землю, и «поставить на место» людей беспородных, которым не дано испытывать «божественные» чувства.
Если вы испытываете отвращение к тому, что называют противоестественным, это не значит, что 
Вы святее и благороднее,  наоборот: нет в вас божественной искры…
          
Жизнь заставляет ответить твёрдо и без всяких уловок на вопрос: является ли Библия выдумкой или историческим описанием?
          Борьба за права ЛГБТ – это  объявление  Библии полной ложью.
Или попытка  свержение Бога, создавшего Адама и Еву и обещавшего бессмертие всем любящим Его;
свержение Бога,  уничтожившего Сынов Божиих со всеми исполинами, заразившими Землю развратом,
уничтожившего Содом и Гоморру, в которых традиции исполинов каким-то образом получили второе рождение.
Не только в США люди объединяются под лозунгом «Стань на бой за правду».
Защита ЛГБТ в качестве  приоритета   политики может привести к тому, что людям мир  с реабилитацией Содома покажется более предпочтительным, чем кровопролитие за традиционные ценности.
Но и на волне решимости постоять «За правду» и чистоту   вполне можно ввязаться в  грязную политику и пойти куда-нибудь в новый «крестовый» поход.
 Было же  в истории России  такое повальное  умопомешательство, когда святости пытались достигать кастрацией  и самосожжением.
Но там страдали за свои заблуждения. А бывает, что за чьи-то заблуждения  страдают невинные люди.


Рецензии