Понять реинкарнацию ЕС Далай Ламы XIV

Публикую эту статью вне сборников, т.к. она важна для двух проектов 3 и 4, в которых, как любопытствующий дилетант, я наблюдаю за научными исследованиями конкретных явлений на стыке науки и тибетского буддизма. Такие исследования возможны благодаря интересу ЕСДЛ к науке, а изучение реинкарнации есть в их перспективе. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


У статьи должно было быть название "Понять реинкарнацию Его Святейшества Далай Ламы XIV", но оно не поместилось, поэтому пришлось сократить.


1.Введение.

2.Как нашли будущего Его Святейшество, начало пути.

3.Воплощение Ченрезига.

4. Первый Далай-лама и генеральный план Ченрезига.

5.Второй Далай Лама, крах генерального плана и новый план, Великий Пятый и происхождение тибетцев.

6.Китай и преемник ЕСДЛ.

Примечания.

Литература.


1.Введение.


Написать эту статью я решил в основном по двум причинам. Во-первых, я уже писал о том, что на первой встрече российских ученых с ЕСДЛ в 2017 г. тогда еще член-корреспондент РАН, а с 2019 г. академик РАН (в третьем поколении) К.В. Анохин говорил, что результаты хорошо контролируемых экспериментов по реинкарнации могут стать критическими как для буддизма, так и для его науки в зависимости от их результата. Если реинкарнация подтвердится, то ему и его коллегами придется пересматривать основы своей науки о мозге и сознании, а, возможно, и не только своей. А если нет, то риску подвергается буддизм. К.В. Анохин не верит в реинкарнацию и поэтому полагает, что большему риску в этом случае подвергается буддизм. Не сомневаюсь в том, что когда К.В. Анохин так ставил вопрос, то прекрасно знал, что означает титул ЕСДЛ. Он понимал, что с одной стороны «на кону» вместе с буддизмом и титул его гостеприимного хозяина, а с другой стороны его наука с ее основаниями. 


На минуточку отвлечемся и чуть более подробно рассмотрим, почему, на мой взгляд, в данном случае риски обеих сторон не оцениваются по шкале «больше-меньше», они качественно разные. Предположим, что хорошо контролируемые К.В. Анохиным с коллегами эксперименты покажут, что реинкарнации нет, тогда буддизм (а также индуизм и другие аналогичные религии) лишится одной из своих системообразующих опор. (По-моему, буддизм без реинкарнации – это разновидность психотерапии, еще советские религиоведы заметили, что утешение – это основная психологическая функция религий.) Одновременно теряет смысл и титул ЕСДЛ, о значении и смысле реинкарнации для традиции Далай-лам идет речь ниже. Поэтому для ЕСДЛ ставки максимально высоки. Поэтому не удивительно, что академик К.В. Анохин преклоняется перед отвагой ЕСДЛ.


Если же реинкарнация подтвердится, то академикам придется пересматривать основания своей науки, а, возможно, не только ее. Такое в истории отдельных научных дисциплин уже случалось и не раз. Вчера вселенной (условно) правила механика И. Ньютона, а сегодня (условно) ею правит общая теория относительности А. Эйнштейна. В ОТО А. Эйнштейна пересмотрены сами понятия пространства и времени. У И. Ньютона они абсолютны, не зависят от расположенных в пространстве масс, и отделены друг от друга, а у А. Эйнштейна это уже не пространство И время, как у И. Ньютона, а пространство-время, геометрия которого зависит от расположенных в нем масс. Со школы я запомнил картинку из популярной книжки о теории относительности, на ней был изображен прогнувшийся под апельсином слегка натянутый резиновый лист – пример того, как меняется геометрия пространства-времени под действием массы.


Лишилась ли механика И. Ньютона от этого смысла, потеряла ли она ценность? Нет, конечно, т.к. она продолжает хорошо работать, если нас интересует движение тел не слишком больших и не слишком маленьких масс, с не слишком большими скоростями и не слишком близко к очень массивным телам. Т.е. мы не микроскопические квантовые объекты и мы не собираемся летать со скоростями, близкими к скорости света, да еще и около черных дыр или хотя бы звезд. При решении конкретных задач, удовлетворяющих этим условия, можно забыть о «кривом» пространстве-времени А. Эйнштейна и считать траектории движения небесных тел по старой, доброй механике И. Ньютона.


Я бы ожидал, что если ЕСДЛ «выиграет» и ученым придется пересматривать основы своих наук, то произойдет что-то подобное соотношению между механиками И. Ньютона и А. Эйнштейна. Нынешние научные знания о мозге и сознании не обесценятся, традиция, в которой К.В. Анохин академик уже в третьем поколении, а С.В. Медведев – не в первом, не потеряет смысл и ценность. Как традиция ЕСДЛ, если он «проиграет». Просто появятся границы, в которых старые научные знания все также работают, как продолжает работать механика И. Ньютона при известных условиях, а за этими границами уже нет.


Мне было бы еще интереснее, если в случае «выигрыша» ЕСДЛ и теории реинкарнации стало бы ясно, что с ней далеко не все в порядке, пусть и не столь масштабно, как для современных науках о мозге и сознании при наличии реинкарнации. Например, стало бы ясно, что инкарнирующие потоки индивидуальных сознаний, которые обеспечивают рост населения Земли, идут не только с нее же, т.е. реинкарнируют люди, но и из других «населенных пунктов» во Вселенной, которые древние называли мирами богов и т.д. (см. статью «Кто мы?»)


Когда вопрос с реинкарнацией поставлен так критично в перспективе научных исследований, за которыми я наблюдаю в проекте 3, и научные исследования воспоминаний прошлых жизней есть в перспективе проекта 4, то, на мой взгляд, естественно, рано или поздно, с той или иной полнотой обратиться к реинкарнации самого ЕСДЛ. Почему бы не начать приближаться к этой теме сейчас?


В тибетском буддизме много тулку (реинкарнаций). Среди лам самого высокого статуса кроме ЕСДЛ есть еще глава школы Карма Кагью Кармапа XVI (первый Кармапа был первым сознательно переродившимся ламой Тибета, XII в., Кармапы - воплощение Ченрезига), Панчен лама (второй по рангу лама в школе Гелуг, линия существует с XVII в., ее тулку считаются эманациями будды Амитабхи, не исторический, «небесный» будда) и др.


Во-вторых, я решил опубликовать эту статью, потому что недавно на портале savetibet.ru прошла информация о том, что «индийский гималайский совет буддийской традиции Наланды принял резолюцию о распознавании преемника Далай-ламы XIV» (название материала), т.е. будущей реинкарнация нынешнего Далай Ламы, ЕСДЛ XV. «В принятой резолюции указано, что «единственным органом, уполномоченным заниматься вопросами поиска перевоплощения Его Святейшества Далай-ламы, является институт Гаден Пходранг. Никто, включая Китай, не должен вмешиваться в этот священный религиозный процесс».» Название материала и эта цитата отражают очень непростое положение дел с вопросом о реинкарнации ЕСДЛ, духовного лидера тибетского буддизма, который только в 2011 г. сложил с себя полномочия политического лидера тибетцев, передав их демократически избранному главе центральной тибетской администрации.  С XVII в. по 1959 г. в Тибете была теократия и Далай-ламы были не только религиозными, но и политическими лидерами. Так что до 2011 г. реинкарнация Далай-лам была еще и тибетским способом передачи политической власти в Тибете.


Перейду теперь к реинкарнации Далай-лам.


2. Как нашли будущего Его Святейшество, начало пути.


Лама – это собирательное название буддийского учителя в тибето-монгольском, в том числе российском буддизме. Обычно считается, равнозначным санскритскому понятию «гуру». «Первоначально ламами в Тибете называли только «тулку», так называемых «воплощенных лам» (реинкарнировавших). Позднее это слово было распространено на всех полноправных членов монашеской общины – бхикшу (тиб. гелонг). В Монголии ламами стали называть уже всех духовных лиц, носящих «одежды Дхармы», а в Бурятии это слово стало применяться как к ученикам (хуваракам), так и к мирянам, принявшим некоторые буддийские обеты» (Википедия). «Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «великий», правящие ханы после Чингиз-хана носили титул Далай-хан.


Линия передачи или реинкарнации Далай-лам принадлежит доминировавшей в Тибете школе тибетского буддизма Гелуг и восходит к XIV в. По верованиям тибетского буддизма Далай-лама является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Ченрезига), бодхисаттвы сострадания (эманация будды Амитабхи, это не исторический Будда Шакьямуни, а «небесный»), одна из самых популярных фигур буддийского пантеона. Бодхисаттвы (это не обязательно люди, как Авалокитешкара и др.) принимают обет не только стремиться к просветлению, но и не уходить в нирвану до тех пор, пока все ощущающие существа не достигнут просветления. Отсюда и реинкарнации Далай-лам и других тулку в контексте тибетского буддизма. Они все хотят помочь всем ощущающим существам освободиться от страданий, достичь просветления. В соответствии, конечно, с конкретными культурно-историческим условиями и с учетом необходимости сохранения в них буддийского учения…


Нынешний Далай Лама родился через полтора года после смерти своего предшественника 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер (около 3 км над уровнем моря) на северо-востоке Тибета, находившейся под властью Китая. Его мать Декьи Церинг «родила его прямо на соломенной подстилке в сарае для скота вблизи от навозных куч и подсосных телят; через пару дней она уже снова работала в поле с новорожденным за спиной» [2]. Он получил имя Лхамо Дхондруб, которое означает «богиня, исполняющая желания», в Тибете при выборе имён не учитывали пол младенца и поэтому будущий Далай-лама получил женское имя, о чем он сам вспоминал с юмором. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). В семье ЕСДЛ не говорили по-тибетски, поэтому ребенком он говорил на одном из китайских диалектов. Его старший брат был признан реинкарнацией высокого ламы, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета; ещё один брат тоже стал монахом. «В автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю» (Википедия).


После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его реинкарнации, маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам (dharmawiki.ru).  По традиции, идущей от первого Далай-ламы, регенты получают знаки о воплощении будущего Далай-ламы, глядя на воду священного озера (см. дальше о первом Далай-ламе). «До 1936 г. Ретинг Ринпоче никому не рассказывал о том, что увидел в озере, несмотря на настойчивые рас¬спросы. В 1936 г. он созвал национальное собрание и объявил, что, согласно явленным в озере знакам, Далай-лама воплотится снова в восточной провинции Амдо. Он увидел в озере тибетскую букву Ah и несколько других знаков, указывающих на конкретный дом в конкретной деревне в Амдо. В итоге три поисковые группы отправи¬лись из Лхасы на восток, и одна из них следовала указа¬ниям, данным Ретингом Ринпоче» [2].


Когда поисковая группа приехала в дом родителей будущего ЕСДЛ, то сказали им, что ищут реинкарнацию одного ламы, что было для родителей будущего ЕСДЛ обычным делом, т.к. двое их старших сыновей уже были в монастыре и были признаны тулку, но родители не знали, кого именно ищут эти ламы.


«Далай-лама не помнит ничего о том моменте, который изменит его жизнь, потому что ему было всего два года. Тем не менее он хорошо знает о нем по рассказам очевид¬цев. Он вошел в кухню и обнаружил там сидящего у огня со старыми четками в руках Кецанга Ринпоче, перево¬площенного ламу из монастыря Сера. Это были личные четки Далай-ламы XIII. Мальчик смело подошел к ламе и сказал: «Дай мне это». Кецанг Ринпоче ответил: «Если ты знаешь меня, я, конечно, дам тебе эти четки». Тогда маль¬чик крикнул: «Сера лама, Сера лама!», назвав монастырь Кецанга Ринпоче.

«Когда поисковая группа добралась до нас, – сказал Далай-лама, – обнаружилось, что я говорю на диалекте Лхасы. Я не помню, но моя мать сказала мне, что я разго¬варивал с членами поисковой группы на языке, который она не понимала. Это значит, что я говорил на этом языке в моей прежней жизни». Он тихо рассмеялся и покачал головой; ко всем этим рассказам он даже и сей¬час относится с определенным скептицизмом» [2].


При официальной проверке «перед мальчиком на длинном столе разложили мно¬жество личных вещей последнего Далай-ламы вперемеш¬ку с вещами, которые ему не принадлежали. В каждом слу¬чае мальчик безошибочно указывал на вещи Далай-ламы и уверенно заявлял: «Это мое». Из десятка других мальчи¬ков, которые тоже подверглись испытанию, ни один не выбрал правильно более одного предмета, а один застен¬чивый ребенок отказался даже приблизиться к поиско¬вой группе» [2].


Как Далай-лама, Лхамо Дхондруб был возведен на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибета и получил духовное имя Джецун Джамп Нгаванг Лобсанг Еше Тензин Гьяцо. Согласно энциклопедии Дхармы, «среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Йеше Норбу – «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун – «Присутствие»». Чаще всего духовное имя ЕСДЛ встречается в короткой форме Тензин Гьяцо. Тензин по-тибетски означает «держатель (буддийского) учения», гьяцо - «океан», такое второе имя носили все Далай-ламы, начиная со второго.


ЕСДЛ-ребенок на троне: «8 октября 1939 г. – Далай-ламе было тогда всего четыре года – он въехал в Лхасу.
«Вас встречало много людей?» – спросил я.
«Не помню», – ответил он со смешком.
«Вы сидели на высоком троне, и к Вам подходило много людей», – заметил я.
«Да, это верно, – сказал он. – Но я ничего не помню. Хотя припоминаю одну вещь. После церемонии Ретинг Ринпоче захотел, чтобы я с ним где-то остался. Я не хотел оставаться. Я хотел быть рядом с матерью. Тогда Ретинг Ринпоче позвал огромного телохранителя по имени Симкханг Цугор Джампа. У него были большие навыкате глаза, и они не только выпячивали из орбит, но и были очень красными. Я очень испугался». Регент продемонстрировал Лхамо свою власть и изолированность Далай-ламы в момент, когда мальчик прибыл в Лхасу» [2]. <1>


««В каком возрасте, – спросил я, – Вы впервые поняли, что являетесь тулку, Ринпоче, реинкарнированным ламой?»

«Может быть, в возрасте пяти или шести лет, – отве¬тил он. – Моя мать рассказывала мне, что однажды я захо¬тел, чтобы меня отвели в Чензалингка (здание на террито¬рии комплекса Норбулингка, построенное Далай-ламой XIII). Она сказала мне, что, когда мы вошли в одну из комнат, я показал на один сундук и сказал, чтобы его открыли. Мол, там должна быть моя челюсть. Помощники откры¬ли сундук, и в нем оказалась (искусственная) челюсть Далай-ламы XIII. Я этого не помню, но так мне рассказы¬вала мать»» (там же).


В 1950 г., когда китайцы вторглись в Тибет, высшие ламы передали пятнадцатилетнему ЕСДЛ всю полноту его теократической власти.


««Осенью (1950) государственный оракул и прочие зая¬вили, что Далай-ламе следует незамедлительно принять на себя всю ответственность, – сказал Далай-лама. – Той зимой я пришел к власти (17 ноября) после того, как они вторглись в Восточный Тибет. Особую обеспокоенность вызывало то, что некоторые чиновники советовали мне не оставаться в Лхасе, а бежать на юг к индийской грани¬це» [2].


«Оправдывая свое вторже¬ние в Тибет, Китай пытается доказать, что главной его целью было освобождение тибетского народа от рабства. … Далай-лама неоднократно высту¬пал с осуждением коррупции и эксплуатации, которые существовали в Тибете, но неравенство и несправед¬ливость не могут служить оправданием иностранной интервенции. Ученые спорят, правильно ли использовать такие слова, как «феодал» и «крепостной» по отношению к Тибету» (там же). Китайцы в 1959 г. считали, что 60% населения Тибета крепостные (или 30% безземельных крестьян-крепостных и 30% скотоводов-кочевников, налогоплательщиков), количество монахов составляло около 30% населения. Консенсус состоит в том, что надежных данных о составе населения Тибета того времени нет.


Тибетцы оказывали вооруженное сопротивление китайскому вторжению, старший брат Далай-ламы сотрудничал с ЦРУ и помога¬л тибетским повстанцам.


««В 1950-х гг. США поддерживали Тибет не из мораль¬ных принципов, – сказал мне Далай-лама, – и не из сим¬патии, а из-за своей глобальной антикоммунистической политики». Эта поддержка, как он пишет в автобиогра¬фии, «отражала антикоммунистическую позицию США, а не была продиктована искренним желанием помочь Тибету в деле восстановления его независимости»» [2].


В 1959 г., во время восстания тибетцев 24-летний ЕСДЛ бежал из Тибета.


В 2006 г. национальный суд Испании принял иск тибетца, имевшего испанское гражданство, в отношении бывших руководителей КПК по подозрению в причастности к геноциду в Тибете. В 2014 г. суд закрыл разбирательство по иску о геноциде в Тибете, т.к. вступил в силу новый закон Испании, ограничивающий применение принципа «универсальной юрисдикции» к преступлениям против человечности, совершенным за пределами территории страны.


3.Воплощение Ченрезига.


Далай-ламы считаются воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Ченрезига), эманации будды Амитабхи (не исторического Будды Шакьямуни, а так сказать небесного) и это не фигура речи, не еще одно украшение их «трона», вот, что говорит об этом сам ЕСДЛ:


««Если кто-то спросит меня, являюсь ли я сам реинкар¬нацией Далай-ламы, – продолжил он, – я без колебаний отвечу: да. Это не значит, что я то же самое существо, что и прежний Далай-лама. … Я могу сказать, что у меня есть определенная связь с прежними Далай-ламами, с некоторыми из прежних учителей, с Ченрезигом и даже с Буддой».

«Английское слово «связь», которым Вы пользуетесь, не объясняет должным образом всего, что Вы хотите сказать».

«Оно имеет ряд значений, – сказал Далай-лама. – Оно может подразумевать личную связь: в прошлой жизни мы могли родиться в одно время; могли быть учителем и уче¬ником; или правителем и подданным, или даже духовны¬ми братьями. Могут быть и другие факторы. В моем соб¬ственном случае, из моих прошлых жизней проявляется некоторая связь с добродетелями. На основе этих добро¬детелей формируется связь. Из привязанности, верности или веры в Далай-ламу V или в других учителей образует¬ся связь, эта связь может вызвать рождение новой жизни, в которой будут продолжены труды Далай-ламы V. Мы могли никогда не встречаться лично, даже в прежней жизни, но могли встречаться духовно, благодаря сильной вере – вот почему я вполне могу быть его продолжа¬телем».

Указав на себя пальцем, Далай-лама сказал: «Эта особа связана с Далай-ламой V, теперь эта особа обладает силой или добродетелью выполнять некоторую его работу или его обязанности в такой-то и такой-то период. Итак, все эти силы соединились, а затем произошло рождение»» [2].

««Возможно ли, – спросил я, – что вот этот человек, сегодняшний Тензин Гьяцо, уже воплощался ранее? Не как Далай-лама, а как обычный человек, который был другом Далай-ламы V или его сотрудником?»

«Да, возможно, – ответил Далай-лама. – Да. Если меня спрашивают, кто я – Далай-лама или реинкарнация Далай-ламы? – я отвечаю, что не знаю».

Удивленный таким поворотом, я продолжил: «Значит, Далай-ламу XIII как человека следует отделять от Далай-ламы XIII как воплощения Ченрезига?»

«Да, – ответил он, – хотя существует множество интерпретаций слова «душа». Буддисты не верят в суще¬ствование «души», которая переходит из одного тела в другое. Идея реинкарнации более сложна. Когда Далай-лама или я употребляем это слово, мы оба знаем, что его надо брать в кавычки. Проще говоря, моя душа может и не быть той же самой душой, что и у Далай-ламы XIII.

«Но Ченрезиг в Вас, – спросил я, – тот же Ченрезиг, что и в Далай-ламе XIII?».

«Нет, не сам Ченрезиг, – мягко он поправил меня. – Это особая связь с Ченрезигом или особая благодать, вос¬принятая от него Далай-ламой XIII. Возможно, я тоже воспринял благодать от Ченрезига. Да. Хотя Далай-лама XIII вполне мог быть истинной реинкарнацией Чен¬резига. Но все эти вещи совершенно непостижимы» [2].


Как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары-Ченрезига в Далай-ламе может восприниматься продвинутыми буддийскими практиками?


ЕСДЛ XIV привел такой пример с ЕСДЛ XIII.


Из [2] узнаем: «Так, он описывает событие, случившееся около 1920 г., в котором принимал участие уважаемый буддий¬ский учитель Серкхонг Ринпоче, бывший в числе шести людей, встречавшихся с Далай-ламой XIII. Учитель в течение многих лет ежедневно пять или более часов проводил в медитациях. В глазах тибетцев он «очищал свое сознание». Для пятерых из шести монахов встреча с Далай-ламой в этот день прошла как обычно. Шестой человек, Серкхонг Ринпоче, который находился в том же помещении и в то же время, видел перед собой не Далай-ламу, а буддийского бодхисаттву Ченрезига; вместо того чтобы разговаривать с Далай-ламой XIII, он слушал, как Ченрезиг дает ему тайные наставления по практике медитации. Все это происходило с ним в то время, как другие, которые не очищали своего сознания, видели перед собой человека с усами, в красном одеянии, веду¬щего речь о государственных делах. Какое событие в действительности имело место?

«Могут быть два взгляда на одну и ту же вещь, – ска¬зал Далай-лама, – взгляд людей с чистым сознанием, обретенным в результате духовной практики, и взгляд обычных людей. В этих особых случаях – а они очень редки, но важны – оба взгляда имеют место, оба они реальны. Итак, существуют две точки зрения – ординар¬ная и неординарная. Неординарная точка зрения не считается исторической, так как историки не в состоя¬нии ее сформулировать. Но мы не можем утверждать, что все эти вещи являются плодом воображения глубоко верующего буддиста. Они могут быть такой же реально¬стью». … «Мы не можем обсуждать тибетскую историю, если не понимаем этого», – сказал Далай-лама».


4. Первый Далай-лама и генеральный план Ченрезига.


Поскольку ЕСДЛ – это целая линия реинкарнаций, то хотя бы в первом приближении надо понять, как она появилась.


Собственно титул «Далай-лама» у этой линии тулку появился в 1578 г., когда правитель монголов-тумэтов Алтан-хан принял тибетский буддизм от одного из высших лам школы Гелуг и дал ему этот титул. Выше я писал, что «далай» это по-монгольски «океан» в значении «великий», правящие ханы после Чингис-хана носили титул Далай-хан. Этот тулку школы Гелуг, Сонам Гьяцо (1543-1588), получивший титул Далай Ламы был третьим в его линии реинкарнации, поэтому он считается третьим Далай Ламой, к первым двум тулку этой линии этот титул применяется ретроспективно.


Согласно англоязычной Википедии, « «Пема Дордже» (1391-1474), мальчик, который должен был стать первым в линии, родился в загоне для скота в Шабтоде, Цанг, в 1391 году. Его родители-кочевники держали овец и коз и жили в палатках. Когда его отец умер в 1398 году, его мать была не в состоянии содержать молодого пастуха, поэтому она доверила его дяде, монаху в Нартанге, крупном монастыре школы Кадампа, для получения образования буддийского монаха». В 1405 г. настоятель монастыря посвятил его в монахи с именем Гендун Друп. Он оказался очень способным учеником и получил прекрасное монашеское образование. В 1415 году произошло историческое событие для школы Гелуг и линии Далай-лам, т.к. Гендун Друп познакомился с великим ламой Цонкапой, реформатором тибетского буддизма и основателем школы Гелуг, и стал его учеником. Их встреча имела решающее историческое и политическое значение, поскольку позже будущий Далай-лама I стал лидером этой школы, «единственным самым уважаемым ламой в Тибете», «Всеведущим» и благодаря его усилиям Гелуг стала на равных конкурировать с другими школами.


Поскольку начало линии реинкарнаций – это ключевой ее пункт, то я попытался в общедоступных источниках по биографии Гендун Друпа найти что-то помимо того, что он был выдающейся религиозной личностью, достигшей огромных успехов на своем поприще, что-то из области посвящений, видений, снов и др., что объяснило бы, почему Далай-ламы являются воплощением именно бодхисаттвы Авалокитешвары. Мне не удалось это сделать.


Гендун Друп принял обет бодхисаттвы и по словам ЕСДЛ перед смертью сказал ученикам, что не хочет уйти в Чистые земли Будды, но это слишком общо...


«Однажды, когда он объяснял ученикам буддийское писа¬ние, как делал это каждый день, он глубоко вздохнул и сказал: «Теперь я стою на пороге смерти». Один из учени¬ков откликнулся: «Теперь, согласно Вашим прошлым ука¬заниям, Вы уйдете в Чистую Землю Будды».

«Нет, – сказал Далай-лама I. – Я не желаю этого. Мое единственное желание – родиться снова там, где больше проблем и страданий».
«Это удивительно, – сказал мне Далай-лама со счаст¬ливой улыбкой на лице. – Много лет назад я прочитал об этом и был до глубины души потрясен. – Он говорил тихо, с благоговением. – Я плакал, когда впервые прочи¬тал об этом. Его образ мыслей глубоко повлиял на мое сознание. Я предпочел бы бесконечно возрождаться в этом мире. Многие ламы предпочли бы возродиться в Шамбале (мифической стране), только не я. И это мое убеждение сформировалось много лет назад, когда я про¬читал биографию Далай-ламы I». Даже я, неверующий, был тронут» [2].


Великий учитель первого Далай-ламы, лама Цонкапа, реформатор тибетского буддизма и основатель школы Гелуг, «никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако, он не скрывал своих близких отношений с Бодхисаттвой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека» (Википедия). Манджушри – буквально с тибетского (Jampal) «Красивое сияние», бодхисаттва мудрости всех будд, как и Авалокишвара (сострадание всех будд), является одним из трех главных бодхисаттв – сверхчеловеческих, «небесных» существ.   


Вот, как ЕСДЛ описал первое видение ламой Цонкапой Манджушри:


«Затем, во время одного из сеансов медитации, Цонгкапа (тогда ему было около тридцати лет) вдруг увидел перед собой синий свет, небольшой шар. – Он поморщился, показывая руками, каким маленьким был синий шар. – В этом синем свете был Манджушри. После этого всякий раз, когда у него возникали вопро¬сы, ему всегда являлся образ Манджушри».
«И многие люди видели это?» – спросил я.
«Нет, – ответил Далай-лама. – Только в очень немно¬гих случаях другие люди видели Манджушри»» [2].


Т. Лэрд активно интересовался видениями лам своих учителей, т.к. они ему напоминали видения христианами своих религиозных персонажей, которые также являлись им в ореоле света.


***


Напомню, что явление Богородицы в Фатиме (1917 г., Португалия), где также в самом начале контакта был шар света, католики считают подлинным, православные обольщением, а уфологи – контактом с НЛО или по желанию читателей - явлением Богородицы, похожим на контакт с НЛО. Это явление также могли видеть не все, а в первую очередь дети, с которыми это явление вступило в первоначальный контакт. Дети также получили от него послания, которые были открыты католиками не сразу. Аналогично, с явлениями Богородицы в Меджугорье, которые начались в 1981 г., тогда это была еще Югославия. Спецкомиссия Ватикана признала первоначальное явление истинным в 2016 г. Там также явление могут видеть не все, а только дети, к которым оно первоначально было обращено, а с годами и эти же повзрослевшие дети. Контактеры из Меджугорья регулярно получают от явления послания миру. Если лама Цонкапа был реформатором тибетского буддизма и получал от Манджушри учения, которые, наверное, были ему полезны в его реформаторской деятельности, как учителя тибетского буддизма, то контактеры в этих католических явлениях в плане их социального статуса были сначала детьми, а потом стали в общем-то обычными людьми и послания миру этого явления не внесли ничего нового в католицизм, кроме, конечно, самого чуда.


Такие сравнения могут показаться кощунственными только в том случае, если в явлениях Богородицы являлась она сама – мать второго лица Троицы, т.е. Творца всего сущего (Манджушри – это «всего лишь» бодхисаттва, не удивлюсь, если узнаю, что некоторые христиан вполне могут видеть в нем, например, демона. Он же не человек, а некое сверхчеловеческое существо.). В основе этого лежит вера в то, что в ВЗ действительно описаны теофании (см. в связи с этим статью «О богословской школе Theophaneia»), т.е. что древние евреи контактировали действительно с Творцом всего сущего, несмотря на его декларируемую неприступность и трансцендентность (у иудеев для преодоления этой пропасти есть специальное имя их бога, Шхина или Шекина).


Предлагаемая гипотеза продолжающегося палеоконтакта отрицает возможность людей личностно контактировать с Творцом всего сущего, если он есть. Или «безличностно», если первоначало всех миров безличностно. А если Творца нет, то теофании тем более лишены смысла. Но что-то же некоторые люди воспринимали и воспринимают. Что, кого?


***


Вернемся к Гендун Друпе, его учитель, лама Цонкапа, вот так непосредственно общался все-таки не с бодхисаттвой Авалокитешварой, а с Манджушри… 


Легенда описывает такое видение Первого Далай-ламы, которое стало одним из инструментов поиска всех последующих Далай-лам: «Традиция гласит, что Палден Лхаом, женский дух-хранитель священного озера, Лхаом Ла-цо, пообещал Первому Далай-ламе в одном из его видений...что она будет защищать линию реинкарнации Далай-лам. Со времен Гедуна Гьяцо, который формализовал систему, монахи отправлялись к озеру медитировать, когда искали видения с руководством по поиску следующей реинкарнации» (Википедия).


***


В статье «О богословской школе Theophaneia», опубликованной вне сборников в виду ее кросс-конфессиональной важности, я писал о том, что руководитель секты, в которой созревал Мани, основатель манихейства, видел в отражении в воде его образ, до того, как он пришел в секту. Погружение в воду в этой секте считалось священнодействием. Мани осознавал себя, как воплощение христианского Св. Духа и видел свой образ божий в отражении в воде.


***


В заключении  моей попытки понять из жизни уже первого Далай-ламы, хоть этот титул и был присвоен ему  ретроспективно, как Далай-ламы стали воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары-Ченрезига, приведу точку зрения ЕСДЛ на становление школы Гелуг и линии Далай-лам, как лидера тибетского буддизма, в целом:

«Первые четыре Далай-ламы (1391-1616) занимались строительством монастырей и школы, основанной Атишей и Цонгкапой, невзирая на окружающий их полити¬ческий хаос. Когда нынешний Далай-лама обсуждал этот период, было ясно, что он видел систему внутри этого хаоса. Если прежде бодхисаттва Ченрезиг проявлялся через Сонгцена Гампо (тибетский политический лидер – примечание мое, А.К.) и других великих тибетцев, то теперь он воплощался в первых Далай-ламах, чтобы выполнить обещание, данное им много лет назад само¬му Будде. Ченрезиг обещал вести и защищать тибетский народ, и его обещание теперь воплощалось в виде гене¬рального плана.

«Генеральный план подразумевает новое начало, – сказал Далай-лама. – Это был период, когда существовала возможность для долговременного плана. Это был план для одного или двух поколений, и он был выгоден не только для института Далай-ламы, но и для всего народа и Будды Дхармы. В этот национальный план входили пер¬вые Далай-ламы. Они являлись друг за другом, последова¬тельно, с одной целью. Все они двигались в одном направ¬лении». …

Согласно Далай-ламе, генеральный план Ченрезига относительно первых двух Далай-лам подразумевал создание ими основы для  народной поддержки своего института и последующего его распространения на всю территорию Тибета. Они подготавливали почву для Далай-ламы III, который должен будет отправиться в Монголию и обратить монголов в буддизм» [2].


Как рассказал Тринадцатый Кунделинг Тацак Джедрунг Ринпоче, тулку (реинкарнации) его линии были учителями-наставниками Далай-лам. Двое из них были регентами, правившими Тибетом после смерти одного Далай-ламы до совершеннолетия следующего и организовывавшими его поиски (savetibet.ru).


5.Второй Далай-лама, крах генерального плана и новый план, Великий Пятый и происхождение тибетцев.


Из англоязычной Википедии о начале пути второго Далай Ламы узнаем, что «как и кадампа, гелукпа (последователи школ Кадам и Гелуг) избегали системы тулку. Однако после смерти Гендуна Друпа мальчик по имени Сангей Пел, родившийся у адептов школы Ньингма в Йолкаре в Цанге, в три года объявил себя «Гендун Друпом» и попросил, чтобы его «отвезли домой» в Ташилунпо. Он говорил мистическими стихами, цитировал классические тексты из ниоткуда и сказал, что он более раннее воплощение Далай-ламы. Когда он увидел монахов из Ташилунпо, он приветствовал учеников покойного Гендуна Друпы по имени. Старейшинам Гелуг пришлось нарушить традицию и признать его тулку Гендуна Друпы».

Генеральный план бодхисаттвы Авалокитешвары-Ченрезига, о котором говорил ЕСДЛ, по его мнению, перестал воплощаться при Далай-ламе VI, при Седьмом он мог включится, а после него уже не было никакого плана, Далай-ламы вплоть до 13-ого умирали молодыми. Историки считают, что, возможно, их отравили регенты, желавшие сохранить свою власть. ЕСДЛ же считает, что это не так и что «люд¬ская нерадивость или глупость были главными причинами раннего ухода молодых Далай-лам». И «только при Далай-ламе XIII стал воплощаться, кажется, другой генераль¬ный план» [2].


ЕСДЛ покорил мир, он лауреат Нобелевской премии мира за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета и других международных наград – не это ли реализация нового генерального плана Ченрезига?


Нынешний Далай Лама говорит, что у него особая связь с Пятым Далай Ламой (1617-1682), «Великим Пятым», что он его воплощение, это он понял благодаря необычно ярким детским снам о жизни «Великого Пятого».


Самое интересное о Великом Пятом, что я на данный момент узнал, это не только то, что его отец «был монахом, имевшим семью, йогом, принадлежавшим к тантрической школе Ньингма, а не реформаторской школе Гелуг» и «его предшественники возглавляли буддий¬скую школу, а он возглавил нацию», объединил весь Тибет [2], но и его изложение верований тибетцев о своем происхождении.


***


О том, что я смотрю на библейский миф о происхождении людей через призму библейского палеоконтакта, я писал в статьях сборника проекта 1. Навскидку такое впечатление, что Яхве допустил появление на Земле не только сынов божиих, которым, естественно, понравились дочери человеческие, они стали на них жениться, кто на какой хотел, и из этого в конце концов, произошел всемирный потоп. Но и демонов с демоницами, тоже ведь детки божии…


***


Великий Пятый «суммировал мифы о проис¬хождении человека, когда в 1643 г. писал свою историю Тибета: «Сказано, что плотоядная раса краснолицых тибетцев произошла от союза обезьяны с горной демоницей. Через сострадание Божественного Существа, перевопло¬тившегося в обезьяну и соединившегося с горной демо¬ницей, родились шесть младенцев. От них пошел род тибетцев, а Тибет со временем стал царством людей». Упомянутое здесь Божественное Существо является бодхисаттвой Ченрезигом.

… Ченрезиг помог тибетцам выйти из животного состояния, после чего постоянно проявлял себя в человеческом обличье, чтобы руководить людьми. Тибетцы не верят, что Далай-лама является четырнадцатой инкарнацией человека, бывшего первым Далай-ламой, а считают его, скорее, четырнадцатым воплощением Ченрезига, или Божественного Существа. Но что такое бодхисаттва и кто такой бодхисаттва Ченрезиг?» [2].


В тибетской мифологии этот подвиг Ченрезиг совершил во исполнение предсказания Будды Шакьямуни: «Когда Будда в 483 г. до н.э. лежал на смертном одре в Северной Индии, Авалокитешвара склонился над ним и попросил его не умирать, потому что он еще не побывал в Тибете. Далай-лама V описывает эту сцену в своей исто¬рии Тибета. Тибетцы «не защищены твоими словами. Останься ради них», – сказал бодхисаттва. «Царство снега на севере пока остается только цар¬ством животных, – ответил Будда. – Там нет даже намека на существование людей... в будущем, о бодхисаттва, ты преобразуешь его. Сначала ты перевоплотишься как бодхисаттва, чтобы защитить человеческий мир своих учени¬ков... затем объединишь их религией».

Процитировав этот текст, Далай-лама взглянул в окно в сторону отдаленной купы деревьев и продолжил: «Так Будда предсказал, что Авалокитешвара, которого мы называем Ченрезиг, будет иметь особые отношения с Тибетом. Таковы его слова. Таково происхождение наше¬го народа».» (там же). 


Есть много вариантов этого мифа, особенно интересный связан с пищей, т.к. дети обезьяны и демоницы отказывались есть их пишу. Ответственная обезьяна пошла к Ченрезигу и тот вырастил ячмень (научил кочевников-скотоводов земледелию). «Семь поколений демонов-обезьян с духом бодхисаттвы в своих сердцах питались священным ячменем, постепен¬но теряя шерсть и хвосты. Эти демоны-обезьяны эволю¬ционировали в первых тибетцев.

Далай-лама и я рассматривали фотографию тибетской фрески, иллюстрирующей миф. Он указал на радугу, ис¬ходящую из сердца бодхисаттвы в сердце обезьяны в момент, когда она должна была спариться с демоницей. «Эта радуга символизирует силу, исходящую от Ченрезига. Силу благодати», – сказал Далай-лама. Она служит метафорой неразрывной связи между каждым тибетцем и Ченрезигом» [2].


Археология показывает, что люди жили на Тибетском плато более 10 000 лет назад.


Вывод: «Говоря о происхождении тибетцев, Далай-лама опирает¬ся на археологические данные, но при этом верит, что около двух тысяч лет назад, после кончины Будды, в Вос¬точном Тибете при загадочных обстоятельствах появилась особая группа населения, и что ее появление способствовало возникновению мифа о демонице и обезьяне. Мы говорили на эту тему дважды – в феврале и мае 1998 г.

«Я верю, что в одной из долин Восточного Тибета появились дети, у которых не было отца, – сказал Далай-лама. – Возникла особая группа людей; не все тибетское население, а одна его группа из этой долины произошла от некоего полубога. Я не имею в виду «бога-творца», поскольку буддисты не верят в него, но это могло быть высшее божественное существо, воплощение Ченрезига: в это я верю».

«Значит, Вы говорите, что сострадание, исшедшее из Ченрезига, как особый дар тибетскому народу, это реаль¬ность?» – спросил я.
«Да, это так. Это реальность. Нет необходимости ве¬рить, что весь тибетский народ произошел от этой ма¬ленькой группы населения, о которой говорится в мифе, хотя я верю, что такая группа была...

… Во втором интервью, несколько месяцев спу¬стя, я снова поднял эту тему в разговоре с Его Святейше¬ством, поскольку считал ее слишком важной, чтобы игно¬рировать.

«Тибетская раса уже заселила другие районы страны, – сказал Далай-лама. – Но затем – такое (случается) даже в наше время – стало известно, что некоторые тибетские женщины рожают детей, зачатых не от мужчины, а во сне или при каких-то странных обстоятельствах... Таких (детей) обычно звали Лха Труг. Дети Бога. Некоторые из этих детей, эти человеческие существа физически очень, очень сильны. Хотя (это) научно еще (не доказано), но с буддийской точки зрения я полагаю, что это были другие формы жизни или другие виды существ... Так что, возмож¬но, от них произошла небольшая группа особых людей».

Для Далай-ламы теория эволюции совмещается с верой в то, что тибетцы являются, как он сказал, «в неко¬тором смысле избранным народом Ченрезига. А китай¬цы, в свою очередь, являются избранным народом бодхисаттвы Манджушри. В это я верю».» (там же).


***


Не могу здесь не вспомнить современные истории о похищении людей «инопанетянами» и вступлении в сексуальные контакты с ними. На христианском материале, опираясь на труд последнего католического богослова эту тему обсуждал известный уфолог Ж. Валле (см. мою статью о его творчестве «Миф НЛО Ж. Валле».



6.Китай и преемник ЕСДЛ.


Когда китайцы в 50-х годах прошлого века вторглись в Тибет, то это было катастрофой для традиционного уклада жизни тибетцев и тибетского буддизма. В настоящее время резиденция ЕСДЛ находится в северной Индии, у подножия гор, в Дхарамсале, штат Химачал-Прадеш. Средняя высота над уровнем моря около 1500 метров, причем резиденция ЕСДЛ находится в Верхней Дхарамсале <2>.


В июле 2007 года китайские власти ввели закон, согласно которому все реинкарнации, включая Далай-ламу, должны быть утверждены на государственном уровне. В сентябре 2007 г. в вашингтонском Капитолии Далай-ламе вручили Золотую медаль Конгресса, высшую гражданскую награду американских законодателей. Основанием для награждения этой медалью являются выдающиеся достижения, имеющие особое значение для истории и культуры США. Дж. Буш, первый президент США, публично появившийся с ЕСДЛ на одном мероприятии, призвал Китай к переговорам с ним. Ранее министр иностранных дел Китая Ян Цзечи назвал состоявшуюся до этого закрытую встречу американского лидера с Далай-ламой и последующую церемонию «серьезным нарушением норм международных отношений» и обвинил США в том, что они «сильно оскорбили» чувства китайского народа и вмешались во внутренние дела страны. Среди других обладателей Золотой медали Конгресса - Папа Римский Иоанн Павел II, мать Тереза, Нельсон Мандела, изобретатель вакцины от полиомелита Джонас Солк и певец Фрэнк Синатра. (lenta.ru).


В 2008 г. произошли выступления тибетцев, которые стали самыми масштабными с 1959 г. Они начались с мирного шествия 300 монахов из одного из крупнейших монастырей в Тибете. Эти волнения в конце концов привели к закрытию Тибетского автономного района и некоторых других тибетских земель; в них участвовали многие тысячи людей более чем в 60 пунктах Тибета, в Пекине и Ланьчжоу. Демонстрации начались в марте, были посвящены 49-й годовщине восстания 1959 г. и приурочены к намеченным на август 2008 г. олимпийским играм в Пекине [1].


24 сентября 2011 г. ЕСДЛ официально заявил, что намерен принять решение о своей реинкарнации в возрасте 90 лет. Из его сайта dalailama.ru узнаем об этом заявлении:


«С целью положить конец сенсационным заметкам досужих журналистов и туманным планам китайских властей по поводу его реинкарнации, Далай-лама XIV опубликовал официальную декларацию, в которой разъяснил, что примет решение, когда ему будет «около девяноста лет». Этот документ, подчеркивающий, что партийные пропагандисты в Пекине не имеют ни малейшего права формулировать какие-либо соображения на этот счет, был представлен на завершившемся 24 сентября в Дхарамсале совещании глав четырех школ тибетского буддизма и религии бон.
«Когда мне будет около 90 лет, я проведу консультации с высшими ламами традиций тибетского буддизма, тибетской общественностью, а также другими заинтересованными лицами из числа последователей тибетского буддизма, чтобы еще раз оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. На основе этого мы и примем решение», цитирует декларацию Его Святейшества сайт центральной тибетской администрации (ЦТА).

Если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы и есть необходимость в признании Далай-ламы XV, говорится далее в документе, ответственность за этот процесс будет возложена в первую очередь на специальных служителей института Далай-лам Ганден Пходранг. «Они должны провести консультации с различными главами традиций тибетского буддизма и принесшими клятву защитниками дхармы, неразделимо связанными с линией Далай-лам». Получив их советы и указания, они должны осуществить процесс «поиска и признания в соответствии с традициями прошлого».

«Я оставлю письменные инструкции на этот счет. Следует помнить, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть принята никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской народной республике»».


Двумя месяцами ранее, за два дня до своего 76-летия, реагируя на заявления китайских чиновников, он уже заявлял, что «выбор преемника, который после его смерти возьмет на себя роль лидера тибетского буддизма, это не дело коммунистического Китая. Он также назвал вмешательство Пекина в этот вопрос «позором»» (savetibet.ru). Он сообщил, что следующий Далай-лама, пятнадцатая по счету реинкарнация тибетского духовного лидера, родится в эмиграции, и даже намекнул, что может выбрать своего преемника уже сейчас, пока он еще жив (там же).


Дело в том, что в мае 2011 г. ЕСДЛ сложил с себя полномочия политического лидера тибетцев. Официальный Пекин ждет, что со смертью Далай-ламы тибетское освободительное движение сойдет на нет и заявил в ответ, что Далай-лама переродится в подконтрольном Китаю Тибете, обвинив его в нарушении религиозной традиции. Через несколько дней после официального заявления 24 сентября ЕСДЛ о своей реинкарнации власти Китая обратились к нему «с призывом проявить уважение к древней религиозной традиции» (savetibet.ru). Претензии Китая на контроль над реинкарнацией ЕСДЛ связаны с тем, что его власти считают Тибет частью Китая, а тибетцы полагают, что он был не зависимым. В древности, согласно традиции, китайский император мог «увидеть» в ребенке того, кто в него инкарнировал. Однако, у историков и не только у них нет никаких сомнений, что сейчас у тибетцев не такие отношения с руководством Китая, как тогда.

Кроме этого, в конце XVIII века Маньчжурская империя Цин (последняя империя, включавшая весь Китай, просуществовала с 1644 по 1912 г.) ввела «систему золотой урны» для отбора реинкарнаций Далай-лам, в соответствии с которой имена потенциальных кандидатов помещались в урне, которой будет брошен жребий, чтобы выбрать настоящее воплощение. По словам Далай-ламы, урна использовалась для выбора 10-го, 11-го и 12-го Далай-ламы и 8-й и 9-й Панчен-ламы. Однако добавляет он, в случаях с 10-м и 12-м Далай-ламами урна использовалась для «ублажения маньчжуров», формально, поэтому «был только один случай, когда Далай-лама был признан с помощью этого метода» [5].


Нынешние претензии Китая на контроль над реинкарнацией ЕСДЛ глава Центральной тибетской администрации назвал «забавными», «тревожащими» и «лишенными логики», поскольку в прошлом китайцы высмеивали ЕСДЛ, как «расколотого» и «дьявола».  Он также процитировал ЕСДЛ, который сказал, что «если они действительно верят в реинкарнацию, то сначала они должны найти реинкарнацию Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Чжоу Эньлая» [5].


В 2014 г. ЕСДЛ привлек большое внимание международных СМИ и китайских властей, дав понять – но не утверждая это категорически -  в интервью, что у него может и не быть преемника. По консервативным оценкам на это откликнулись около 40 международных СМИ [5]. Интересно, что в течение 24 часов после публикации этого интервью ЕСДЛ в немецкой газете Die Welt традиционная тибетская институция, ответственная за выбор преемника Далай-лам, отклонила интервью, как «неполное», но это осталось не замеченным СМИ [5]. Официальные лица МИД Китая подвергли ЕСДЛ критике в очередной раз, обобщенно их восприятие шумихи в СМИ о его реинкарнации сводится к следующим вопросам [5]: 1) ЕСДЛ решил привлечь внимание мировой общественности, которое «слабеет день ото дня», 2) решение о его преемнике не может быть принято без одобрения китайского правительства, 3) он не хочет, чтобы его приемник родился в Китае, 4) трактовка, что такими заявлениями ЕСДЛ создает трудности центральному правительству, может не учитывать то, что он в действительности хочет усадить Пекин за стол переговоров и 5)  их «приверженность» истории и традициям не последовательна, особенно в свете принятого в 2007 г. управлением по делам религий постановления о процедуре отбора реинкарнированных монахов. Оно «по сути, было направлено на исключение «любой иностранной организации или физического лица» из процесса отбора реинкарнации. В нем был изложен ряд условий отбора, процедур подачи заявок к правительству и религиозным институтам, к которым следует обратиться за одобрением, в зависимости от уровня «влияния» перевоплотившегося монаха» [5].


Проблема выбора преемника ЕСДЛ, его следующей реинкарнации связана с вопросом о статусе Тибета, начиная с династии, правившей в Китае в 13 в. «Вопрос о статусе Тибета и его отношениях с имперским Китаем слишком сложен, чтобы вписываться в современные концепции суверенитета или автономии» [5], у историков нет единого мнения по этому вопросу. Иногда отношения Далай-лам со светской властью в Китае и не только в нем сравнивают с отношениями Папы Римского с европейскими королями, священника и покровителя.
 

В 2019 г. в интервью БиБиСи ЕСДЛ предположил, что его реинкарнация может быть и женщиной и «если бы это было так, то она была бы привлекательной». Это вызывало такую реакцию международных СМИ, что офис ЕСДЛ счел необходимым дать специальные разъяснения: «Его Святейшество искренне не хотел никого обидеть. Он глубоко сожалеет, что люди пострадали от того, что он сказал, и приносит свои искренние извинения.» [4] Был также уточнено, что «первоначальным контекстом, в котором он упомянул о внешности женщины-преемницы, был разговор с тогдашним редактором парижского журнала Vogue, которая пригласила Его Святейшество в 1992 году для редактирования следующего выпуска в качестве гостя. Она спросила, может ли будущий Далай-лама быть женщиной. Его Святейшество ответил: «Конечно, если это будет более полезно», добавив в шутку, что она должна быть привлекательной. Он, по крайней мере частично, реагировал на непривычную атмосферу работы с командой, главным фокусом которой был мир высокой моды» (там же). Позиция ЕСДЛ о гендерном равенстве: «Всю свою долгую жизнь Его Святейшество выступал против объективации (овеществления) женщин, поддерживал женщин и их права и отмечал растущий международный консенсус в поддержку гендерного равенства и уважения к женщинам. Под его руководством тибетские монахини в изгнании получили степени Геше-ма, что указывает на высокий уровень степени, ранее предназначавшийся только для монахов-мужчин. Его Святейшество часто высказывал мнение, что если бы у нас было больше женщин-лидеров, мир был бы более мирным местом» (там же)


Дебаты о преемнике ЕСДЛ продолжаются на международном уровне и по сей день. 12.04.20: «Европейский союз ожидает от Китая уважения к выбору преемника Далай-ламы в соответствии с канонами тибетского буддизма» (savetibet.ru). 9.02.21. «Как искать реинкарнацию Далай-ламы, решит лишь он, заявили буддисты Азии» (там же).


Октябрь 2022 г. «Группа так называемых китайских экспертов заявила о своей абсолютной власти над реинкарнацией духовного главы Тибета, Его Святейшества Далай-ламы, на Международном вебинаре на тему «Религиозные ритуалы и исторические обычаи реинкарнации живых Будд» в понедельник. Мероприятие, проходившее в рамках 51-й сессии Совета Организации Объединенных Наций по правам человека, спонсировалось тремя китайскими учреждениями, включая Китайское общество исследований в области прав человека. … На следующий день после мероприятия китайской группы, заместитель госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека Узра Зея выразила поддержку США религиозной свободе тибетской общины, особенно их полномочиям выбирать своих собственных религиозных лидеров во время мероприятия, организованного в кулуарах 51-й сессии Совета по правам человека.» [3].


Примечания.


<1> «Спустя несколько лет юный Тензин Гьяцо начал пони¬мать, насколько коррумпирован его первый регент. Больший любитель вечеринок, лошадей и женщин, нежели ритуалов и медитации, Ретинг Ринпоче злоупо¬треблял своей властью, как и окружавшие его чиновни¬ки, торгуя не только правительственными должностями и используя свое положение для получения коммерче¬ской выгоды, но и уничтожая любого человека или клан, которые осмеливались выступить против него» [2].

<2> Мне гораздо меньше лет, чем ЕСДЛ, но 1500 метров над уровнем моря я хорошо чувствую, т.к. в день приезда на такую высоту (не в Дхарамсалу) без остановки не мог подняться по лестнице даже на 10 ступенек, потом, конечно, акклиматизировался. Средняя высота Тибета над уровнем моря 4000 метров. Насколько я помню, у тибетцев кровь несколько иная, чем у жителей равнин, что позволяет им спокойно жить и работать на такой сумасшедшей высоте над уровнем моря и не болеть постоянно горной болезнью. 


Литература.


[1] Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. СПб, издание А. Тереньева, 2010 г.

[2] Лэрд T. Беседы с Далай-ламой. История Тибета. М. АСТ, 608 с., 2010. «Эта книга является итогом нескольких десятилетий фун-даментальных исследований и восемнадцати личных встреч с Его Святейшеством Далай-ламой в Индии в период с ноября 1997 по июль 2000 г.».

[3] China claims authority over reincarnation of Dalai Lama. 6.10.22. phayul.com

[4] Clarification and Context of Remarks Made by His Holiness the Dalai Lama in a Recent BBC Interview. dalailama.com

[5] Tshering Chonzom (Associate Fellow Institute of Chinese Studies New Delhi). The Dalai Lama’s Reincarnation Debate: Unravelling Hype, Identifying Interests.// China Report, 51 : 3 (2015): 258–269


Рецензии
Автокомментарий.

Происхождения своего народа Его Святейшество понимает, опираясь так сказать на самого себя, т.е. на историографию Пятого Далай Ламы, своей предыдущей инкарнации. Легендарное происхождение тибетцев, как этноса, мне интересно ещё и потому, что, как писал католический священник Ф. Тизо в своей книге о реализации радужного тела ламой А-Чо (высшее достижение дзогчен и некоторых других школ тибетского буддизма) и воскресении Иисуса Христа, в древности тибетцы не признавали дзогчен буддийским учением, т.к. верили, что их первые цари спускались с небес на канате света, а после смерти растворялись то ли в свете, то ли в радуге, примерно как и дзогченпа, реализовавшие радужное тело. Напомню, что дзогчен активно интересуются участники встреч российских учёных с ЕСДЛ Т.В. Черниговская (дважды доктор наук, профессор) и академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин, что видно теперь уже из двух частей фильма об их встречах с учителем дзогчен Сангнаком Ринпоче (см. эти фильмы на savetibet.ru).

Вот что пишет об историографии V Далай Ламы д.с.н., профессор СПбГу Е.А. Островcкая-младшая в своей книге по истории тибетского буддизма (VI-XVII вв.), которую я дальше активно цитирую.

«В 1643 г. пятый Далай-лама Агван Лобсан Чжамцо написал историографический трактат «Чжалва Абидэбтэр», посвященный истории Тибета. Текст трактата состоит из двадцати одной главы, на протяжении которых подробно реконструируется гражданская и политическая история страны, причем основой реконструкции служат … (список названий источников)… и родословные аристократических семей. Особое внимание в этом сочинении уделяется задаче «исторического» обоснования тибетской теократии, которое при ближайшем рассмотрении оказывается идеологической конструкцией. Так, акцент делается на том, что первый тибетский царь Сронцангампо представлял собой человеческое воплощение Бодхисаттвы Авалокитешвары, активно привлекаются материалы «предсказаний Падмасамбхавы», зафиксированные в «Падмагатане», относительно истории становления тибетского государства».

Альтернативной этой идеологической конструкции Пятого Далай Ламы служит легендарная история происхождения тибетцев, как этноса, из других тибетских источников, которую достаточно подробно описывает Е.А. Островская. Она в основном заканчивается на том же историческом царе Сронцангампо, но при этом сообщает, откуда он взялся. ЕСДЛ упоминает о шести младенцах, произошедших от союза воплотившегося в обезьяну бодхисаттвы Авалокитешвары (Черезига) и демоницы, исторически же тибетский этнос произошел из военного союза шести или четырех племён.

Поскольку я сейчас параллельно «путешествую» по мифам Древнего Египта и египтологии, то сразу вижу, что функции тибетского царя по поддержанию социокосмического порядка по сути совпадают с таковыми египетских фараонов, что намекает некую универсалию в представлениях древних людей о сакральности власти. Кроме этого я, конечно, смотрю на все эти истории ещё и через призму продолжающегося палеоконтакта и вспоминаю соответствующий фантастический сериал, в котором покорители космоса в будущем овладели телепортаций и телепортировали с корабля на какое-то место на интересующей их плане или обратно к себе на корабль в потоке света: «Когда тибетские цари спускались на землю Тибета по канату света, то соответствующий звездолёт был на околоземной орбите или подальше?»

Итак, д.с.н., профессор СПбГу Е.А. Островская-младшая:

«Собственно, о тибетцах следует говорить прежде всего как о социально-политическом сообществе племен различного этнического происхождения. Их единство основывалось отнюдь не на общности языка и территории расселения, сходного способа производства и обеспечения жизнедеятельности. Микроэтносы, вошедшие в конфедерацию племен, не обладали письменностью, поклонялись различным божествам. Зоны их проживания значительно варьировали и по ландшафту, и по климату - от границ субтропиков юго-востока до холодных высокогорных каменистых полупустынь северо-запада с бедной растительностью. В конце VI-начале VII в. происходит объединение племен, проживавших на территории южного берега реки Цангпо (Брахмапутры). в состав первого военного альянса, согласно одним источникам, вошло шесть племен, населявших районы, прилегавшие к долине Ярлунг, согласно другим - только четыре племени. Примечательно, что о шести племенах - сэ, му, дон, тон, да, бру, - образовавших впоследствии шесть знатных тибетских родов, упоминается в буддийских хрониках. Так, это свидетельство содержится в историческом сочинении «Пагсам Джонсан» известного амдоского буддийского историографа Сумба Кханбо Ешей Балджора (1704-1788). В небуддийских хрониках, воспроизводящих миф о происхождении тибетского социально-политического союза, говорится о четырех племенах. Упоминание о четырех крупных племенных образованиях - сэ, му, дон, тон - напрямую связано с возникшим именно в VI в. преданием о происхождении верховной власти, а также с автохтонными представлениями о сакральном пространстве, где, собственно, и появились первопредки этих племен.

Представления тибетцев о себе как едином этносе получили письменное закрепление только в рамках тибетобуддийской письменной культуры XI-XIII вв. Устные повествования о происхождении верховной власти и едином сакральном пространстве, где зародился альянс племен и явил себя первый верховный правитель, и послужили идеологической основой союза племен.

Итак, каково же содержание этого предания, воспроизводящегося как в буддийских, так и в небуддийских историографических памятниках? Почему оно оказалось столь значимым для традиционных интерпретаций начального периода возникновения военного альянса VII в.?

Согласно преданию, объединение племен в военный альянс произошло благодаря появлению первого верховного правителя Ньяти цанпо в мире людей. В бонских письменных памятниках первый мифический царь Тибета фигурирует под именем Ньяти цанпо [2 - ньяти цанпо в переводе с тибетского означает «тот, трон которого несли на шее». Это имя состоит из трех слов: чья - «шея», ти - «трон» и цанпо - «верховный правитель», титул, которым обозначали первых царей Тибета. Слово цанпо присутствует в составе имен всех исторических царей Тибета VII-IX вв.] мифического героя, сошедшего с небес на священную гору, чтобы стать правителем людей.

В некоторых буддийских хрониках этот мифический основатель тибетской царской династии появляется под именем Оде пу гьял [3 - Оде пу гьял - букв, «прославленный/победоносный Царь света». Это имя состоит из четырех слов: о или од - «свет», де - титул верховных племенных вождей, затем вошедший как обязательный компонент в состав титулатуры царей, пу или пу юл - место обитания божеств света; гьял - «Победоносный, прославленный».], причем отмечается, что другое его имя - Ньяти цанпо. Практически во всех версиях предания говорится, что до появления Ньяти цанпо этой территорией управляли божества гор, рек и озер, демоны, насылающие болезни, а также двенадцать вождей кланов. Ньяти цанпо сошел на землю с небес, чтобы стать предводителем всех людей, населявших эту территорию. Он спустился по канату, сплетенному из гигантского луча света, на вершину священной горы и ступил в магическое пространство док. В этот момент там находилось двенадцать человек, совершавших жертвоприношение божествам цан. Узрев шлем воина на голове спустившегося с небес существа, они осознали, что магической силе, заключенной в нем, не сможет противостоять ни один из племенных вождей. По преданию, Ньяти цанпо явился, чтобы стать господином «отцов земель» (вождей), чтобы объединить земли в единое пространство, именуемое «Бод кхам ру ши» - «Тибет четырех частей».

Предание подробно повествует о природе царской власти и объясняет, почему она считается верховной. Согласно этим объяснениям, царь обладает магической силой, дарующей плодородие почвам, а женщинам - способность деторождения, его сила обеспечивает порядок в жизни человеческого сообщества, охраняет от болезней и стихийных бедствий. Цари рассматриваются как носители этой магической силы, поскольку их мифические предки, начиная от Ньяти цанпо, были правителями небесной сферы му, откуда они спускались на землю и куда возвращались после телесной смерти в мире людей. Благодаря непрерывающейся последовательности нисхождения царей в мир людей осуществлялась связь между небесным и земным пространствами. Цари выступали гарантами нерушимости этой связи, без которой не может плодоносить земля и не воспроизводится человеческое сообщество.

Каждый из семи мифических царей правил в мире людей только до того времени, пока его сын, пребывающий в небесной сфере, не достигал тринадцати лет – возраста «сакральной зрелости», позволявшего занять царский трон в мире людей. Достигнув этого возраста, сын спускался на землю. Царственного отца подвергали ритуальному умерщвлению, и он растворялся либо в лучах света, либо в каплях дождя, либо в одном из цветов радуги, чтобы подняться обратно в небесную сферу. Согласно преданию, в момент достижения сыном «сакральной зрелости» царь-отец утрачивает магическую силу власти, и поэтому он должен уступить трон сыну. Сын обретает магическую силу власти только во время совершения ритуала погребения отца.

В различных вариантах этого предания перечисляются двадцать семь либо тридцать два царя, составившие царскую династию, от мифического Ньяти цанпо и до исторического Сронцангампо».

Ну вот и вся альтернативная легендарная история о происхождении тибетского этноса и царской власти в нём.

Александр Кукаров   14.09.2024 22:05     Заявить о нарушении