Сердечко

— Не хочу, — говорил печально Кири и качал головой. На всё, что бы я ни предложил.

Этакий маленький принц — семилетний серьёзный человек с огромными печальными глазами и кудлатой головой. Все приключения, все аттракционы Луны, куда стекались счастливые дети, для него были просто вынужденным мучением, куда его тащили странные взрослые.

— Хорошо, — я уже готов был сдаться. Почти готов. — Давай только зайдём в этот магазин и потом домой.

Кири пожал плечами и промолчал.

Я буквально потащил его из прозрачного холла, окружённого космосом, в сверкающий просторный коридор. Между модными бутиками проплывали пёстро одетые туристы, но в отделе игрушек было мало народу. Несколько детей со своими сопровождающими, живыми или механическими, мальчики у моделей космических кораблей, девочки у кукольных полок. Пара подростков у трёхмерных игр.

— Давай возьмём Чубаку, — сказал я, указывая на весело подмигивающую игрушку. — Он такой забавный!

Кири даже не посмотрел на прилавок.

— Ой, какая красивая… — вдруг прошептала девочка рядом, и Кири невольно поднял взгляд на говорившую, а потом туда, куда она показывала.

Я тоже взглянул. Около одной из витрин стояла кукла-робот, ростом чуть выше Кири, держа в руке хрустальную сферу, в которой летали снежинки. Вся из белого пластика, только лицо телесного цвета. Но лицо это поражало своей живостью.

— Мама, а сколько она стоит?

Мама? Сопровождающий никак не напоминал живое существо. Однако робот повернулся ко мне, и я увидел на месте головы экран, а на экране живую женщину.

— Да, сколько? — спросила она, озираясь по сторонам.

— Вы про меня? — улыбнулась девочка-робот, демонстрируя превосходную пластику лица. — Я не игрушка, я ассистент по продажам. Меня зовут Ми. Что бы вы хотели посмотреть?

— А где делают такие роскошные экземпляры? — удивилась мама.

— Экспериментальная модель. У вас не хватит денег, — ответила Ми, чуть задрав нос и пожав плечами. Она изящно поставила стеклянную сферу на полку.

— А я уверена, что хватит, — возмутилась мамаша на экране.

— Тогда обращайтесь в центр искусственного интеллекта, — ответила Ми и протянула девочке сверкающую фишку с голограммой центра. А сама повернулась и ушла.

— Подождите, куда же вы? — возмутилась мамаша. — Вы ассистент, вот и ассистируйте…

— Я ассистент, — появилась откуда-то женщина лет тридцати. На груди её светилась табличка с именем “Тесс”.

— А это кто? — спросила возмущённая мамаша, указывая вослед Ми.

— А… это… — Тесс виновато улыбнулась, — модель на тренинге. Искусственный интеллект, самообучающаяся программа, очень тонкая настройка. Не всегда слушается.

— Как это так?! — пыталась качать права мамаша.

Но тут Тесс открыла один из шкафов, и оттуда вышла изумительная кукла в виде восточной принцессы в каскадах драгоценностей и шёлка, и девочка задохнулась от восторга.

Я тоже залюбовался куклой, и не сразу заметил, что Кири исчез. Я пошёл между рядами полок, озираясь, и вдруг увидел его во внутреннем коридоре магазина рядом с роботом Ми. Они стояли и о чём-то беседовали. Почти одного роста, но такие разные. Это было странно видеть, ведь Кири последнее время совсем перестал общаться, но с этой девочкой-роботом почему-то заговорил. И самое удивительное – он улыбался. И Ми улыбалась ему в ответ.

Я замер, не желая спугнуть.

— Послушайте, — я вернулся к продавщице, — вы не дадите мне информацию про тот центр, откуда эта… Ми?

Тесс замялась, но тут к ней подошли покупатели, и она охотно отвлеклась на них. Я ждал, но она старательно избегала меня. А Кири словно забыл обо всём, погружённый в общение. Потом пришла Тесс и увела её на профилактику и сказала, что Ми сегодня больше не вернётся. И мы ушли.

На следующее утро первый вопрос Кири был про игрушечный магазин. И на следующий день тоже. Я брал с собой работу, садился в кафе в коридоре рядом и занимался своими делами и не мешал Кири общаться. Иногда я заглядывал, чтобы посмотреть, что они делают. Они играли. Брали с полок новые игрушки и игры, садились на пол и увлечённо играли. И те дети, кто оказывался рядом, тоже вовлекались в их занятия.

Иногда у Тесс был выходной, и Ми почему-то тоже отсутствовала, и продавщицы сообщали нам, чтобы мы их не ждали. Но потом Ми появлялась снова, и Кири превращался с ней в обычного ребёнка.

Приближался конец отпуска, и я уже серьёзно задумывался, что же делать? Как увезти Кири обратно на Землю? Я хотел, чтобы он развеялся, но теперь всё осложнилось…

В последние дни они не играли, а всё время шептались в уголке. Сидели и разговаривали. И я не хотел им мешать. Зато разыскал Тесс, которая, как мне показалось, имела отношение к этой кукле. И хоть она избегала меня, но мне удалось всё же отловить её и вызвать на разговор.

— Послушайте, — начал я, — этот мальчик, Кири, мой племянник. Его родители погибли в экспедиции…

— О, мне очень жаль, — ответила Тесс, искренне сочувствуя.

— Может всё же можно как-то… приобрести эту… модель? Вы знаете, он впервые улыбнулся с тех пор, как… — я замолчал, не зная, как продолжить.

— Это печально, — ответила Тесс, кивнув. — Но я вынуждена…

— Постарайтесь понять, — перебил я. — Дайте мне пообщаться с её авторами. С её создателем. Кто её сделал?

Она молчала, закусив губу, а я продолжал настаивать. Наконец, она не выдержала:

— Простите, но вы не знаете, о чём просите, — вздохнула она. — Её “создатель”, как вы говорите, это я. Я её мама. И это не кукла, не просто робот…

— Что вы такое говорите? — удивился я, — вы хотите сказать, что в этом пластике…

— Нет, что вы, — грустно улыбнулась она. — Я хотела сказать, что это не просто робот, это аватар.

Я замолчал в недоумении. А она продолжила:

— Моя дочь умирает. Она лежит дома, подключённая к приборам, а робот это её тело, глаза, уши и прочее, что управляется её мозгом. Придёт время, и даже эта крошечная связь оборвётся… — у Тесс перебило дыхание. Но она вздохнула и продолжила. — И боюсь, что это случится очень скоро.

— Что? Вы говорите… — я замолчал, так как всё это не укладывалось в голове. — Почему вы не сказали? Как вы могли?! Ведь для него это будет…

— Но я же не знала! — Тесс готова была заплакать. — Я просто хотела немного скрасить её последние дни! Она любит приходить сюда и играть. Для неё это отдушина, и я была так рада, что она подружилась с вашим мальчиком! Она так ждёт его! Так радуется, что он приходит! Простите меня, но и поймите тоже!

— Мы улетаем завтра, — сказал я. — Мой отпуск заканчивается.

— Улетаете? То есть, вы больше не придёте?

Она поникла, и я понимал, о чём она думает. Что её дочь теперь останется совсем одна. Но что я мог сделать?

*

Однако на корабль Кири шёл необычайно спокойно. Даже улыбался. Я должен был почувствовать, что что-то не так. Но лишь, когда мы уже уселись на свои места и готовы были взлетать, я понял, в чём дело. Когда Кири украдкой посмотрел назад и кому-то помахал. Я обернулся и увидел, что на одной из служебных стоек для сопровождающих роботов устроилась Ми. Видимо они обо всём договорились заранее. Я спросил озадаченно:

— А Тесс знает, что Ми летит на Землю?

— Она просто хочет посмотреть цветы! И море! — ответил Кири.

Я сидел, не зная, что делать и что сказать. Двигатели уже вовсю работали, и корабль начал медленно подниматься, и я понимал, что в принципе всё делать уже поздно. Даже связь в такие моменты уже не работает. Но тут судьба решила за меня. Девочка-робот, только что полная радостного ожидания, вдруг упала на пол без сознания.

— Остановите корабль! — воскликнул я, поднимаясь.

— Сядьте на место, — воскликнула стюардесса в динамике, — вы не можете поки…

Я не слушал, я уже отстегнулся и бросился к девочке.

— Ребёнку плохо! — кричал я. — Надо срочно вернуться!

Меня пытались утихомирить, но я не сдавался, и в конце концов корабль всё же посадили обратно. Я кричал и пытался объяснить, но всё напрасно. На меня смотрели, как на безумца. Спас ситуацию, как ни странно, Кири. Когда связь восстановилась, он позвонил в магазин и там нашли Тесс, которая металась в поисках девочки-робота.

Связь восстановилась, но Ми почему-то не оживала…

*

Девочка умерла на третьи сутки. Мы с Кири навещали её каждый день, но она так и не пришла в сознание. Её робот-аватар лежал рядом без движения, и было очень грустно смотреть на них обоих.

Прощаясь, Тесс сказала, что робот будет теперь служить другому больному. И передала подарок от самой Ми — маленькое розовое сердечко.

— Она записывала свои мысли, что придёт на ум. Хотела оставить мне, но недавно попросила, чтобы это передали Кири.

*

Я очень беспокоился, как он перенесёт эту потерю. Боялся, что он ещё больше замкнётся. Но нет. Он стал более вдумчивым, но не убегал взглядом, не отворачивался. В нём появилась какая-то недетская внимательность ко всему. И что бы ни делал – он всё время носил в ладони это сердечко. Иногда что-то говорил в него.

Однажды ночью я заглянул к нему в комнату. Он тихо спал, а сердечко лежало около его ладони.

Я не выдержал и взял посмотреть. Это был простой накопитель информации. Я включил устройство, и передо мной возникла голограмма-список. Там было много разных файлов, но отдельно выделена папка “Кири”. Я посмотрел на спящего племянника и подумал, что ничего страшного не случится. И я как ответственный за его жизнь, должен знать…

Я вышел в другую комнату и включил первый файл. Передо мной возникло лицо Ми-робота. Живое, детское.

— Ну вот… Даже не знаю, как начать, — сказала она. — Мама подарила мне это сердечко, чтобы я рассказывала о своей жизни, записывала свои мысли. И я подумала, кто будет их слушать? Родители? Я бы хотела, чтобы они были счастливы, чтобы у них родилась здоровая дочка или сын. Чтобы они жили дальше. Когда я умру, им будет очень больно открывать эти записи. И мне было очень одиноко. А потом я встретила тебя, и мне показалось…

Она запнулась, посмотрела в сторону, потом снова в камеру.

— Мне вдруг показалось, что это нам поможет. Что ты сможешь дать мне жизнь. Ведь пока кто-то слушает меня, думает обо мне, я жива. И я буду давать тебе домашние задания. — она рассмеялась совсем как настоящий ребёнок. — Сначала ты съешь яблоко. Так, словно делаешь это в первый раз. Для меня. Понюхай, как оно пахнет. Почувствуй, как хрустит, как из него брызжет сок. Это так здорово, когда кусаешь яблоко, и во рту так сладко-сладко! Ты знаешь, это так просто! И пока ты можешь это делать, ты не замечаешь, как это здорово! И только когда больше не можешь… Когда еду тебе подают по трубочке прямо в живот, и ты даже не знаешь, что ты ешь. Второе задание выйти в поле и понюхать цветы. Для меня. Самые разные…

Я выключил сердечко и вложил его обратно в ладошку Кири. Вышел в гостиную, взял яблоко. И подумал, что никогда не замечал, какой у него удивительный запах. И ещё подумал, что Кири скорее всего согласится на выходные поехать на природу.


Рецензии
Хороший рассказ, спасибо!

Нико Галина   07.02.2023 22:28     Заявить о нарушении
И вам большое спасибо, Галя, что почитали. Очень приятно!

Соня Ляцкая   08.02.2023 02:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.