Аэростаты в Великой Отечественной войне

Аэростаты в Великой Отечественной войне.

Один из символов Великой Отечественной - аэростат заграждения над Москвой или Ленинградом. Эти кадры все мы видели не раз.

При этом даже с таким относительно незамысловатым средством ПВО связано большое количество ошибок и заблуждений. Вот пример: 

С аэростатами заграждения (далее АЗ) путают обычно газгольдеры - баллоны для хранения водорода, которым наполняли сами АЗ. Эти емкости транспортировали к месту подготовки аэростатов "к выпуску" (так этот процесс именуется в документах) сначала пешим ходом, что и изображено на снимке выше. Процесс это был долгий и неудобный, так что пешую транспортировку заменили специальными прицепами и тут началось... Газгольдеры цеплялись за автомашины, фонари, провода трамвайных линий и за углы зданий при неудачном маневре или резком торможении, что приводило часто к пожарам. Ниже фрагмент отчета о боевой работе частей АЗ Московской Армии ПВО за 2.1.44. Потерь АЗ нет, зато газгольдеров сгорело при авариях во время транспортировки аж 3 штуки. Прямо на улицах Москвы и без всякого участия противника.

Прежде чем подробно рассматривать боевую службы частей АЗ, отметим: в Великой Отечественной войне использовался и другой тип аэростатов - аэростаты наблюдения (далее АН). АН имел экипаж - наблюдателей в корзине, которые передавали сведения об увиденном с высоты для корректировки огня своих батарей, например. Естественно, такая цель была желанной добычей для истребителей, так что АН старались прикрыть артиллерией, зенитными орудиями и своей авиацией. Выпуск аэростата наблюдения, судя по документам, мероприятие отнюдь не местного значения - приказы корпусного и армейского уровня тому наглядное подтверждение Начальник штаба артиллерии 29-го ГСК требует предупредить свои части в полосе действий Армии о том, что "с началом артиллерийского наступления армии в районе западнее 1,5 км Ружин будет работать аэростат наблюдения, высота подъема 9800-1000 метров." Следующий приказ (Штаб артиллерии 65-й Армии) от 23.06.1944 требует обеспечить прикрытие средствами ПВО действий аэростата, который будет находиться на высоте 500-600 метров.

В приведенных выше документах упомянут 6-й воздухоплавательный дивизион аэростатов наблюдения - ВДАН. Аэростаты наблюдения действовали в составе соответствующих частей и подразделений - дивизион состоял из отрядов, а также подразделений обеспечения и снабжения. Таких дивизионов было несколько.

Экипаж АН состоит из двух офицеров - в данном случае лейтенант или младший лейтенант. Задача выполняется на высоте 700 метров в течение 35 минут - пристрелка и корректировка артогня по развилке дорог Гришино и ж.д. станции Новосокольники и пр. Задачу поставил нач. штаба артиллерии 22-й Армии.
В случае повреждения аэростата экипажу приходилось прыгать с парашютом. Все же, как правило, наблюдение с АН вели над позициями своих войск, так что шансов выжить в случае чего у наблюдателей было побольше, нежели чем у пилота сбитого над вражеской территорией разведчика. Возможность длительное время наблюдать за одним и тем же районом, не отвлекаясь на управление летательным аппаратом и корректируя огонь артиллерии в реальном времени при надежной связи с наземными войсками и определяла использование такого рода средств разведки, несмотря на активное применение авиации.

Уязвимость АН от атак вражеских самолетов и огня с земли требовала тщательной подготовки и организации взаимодействия с частями артиллерии, ПВО и собственной авиацией. Понимали это не все и не всегда.

"Командиром 3 отряда 6 ВДАН в представленном акте об аварии аэростата 2 августа 1944 года указано в п.2: "аэростат работал без никакого прикрытия" и в п.8 акта "необходимо артиллерийскому командованию принимать меры к правильному использованию аэростата наблюдения, по возможности придавать артподразделения на весь период работы".

Это цитата из приказа командующего артиллерии 69 Армии. Он требует дать объяснения по факту неправильного использования АН в 62-й ПАБр.

Использовали аэростаты для разведки и корректировки огня и немцы. Их тоже сбивали - акты и рапорты об этом встречаются в архивах достаточно часто.

"Пламя огня в воздухе и выбросившиеся с парашютом наблюдатели" - так своеобразно описана в документе стандартная картина последних мгновений жизни АН. В данном случае указано, что немецкий аэростат сбит нашей истребительной авиацией и артиллерией, т.е. задача это не такая уж простая, все же аэростат не воздушный шарик.

Использовались аэростаты и в качестве ориентира для собственной авиации, например в облачную погоду. Аэростат, согласно документам, служил "ориентиром района действия и аэродрома посадки" - см. фрагмент на иллюстрации ниже.

Как это часто бывает, исторические мифы подменяют собой реальные события - применительно к АЗ это очень хорошо заметно. На воздушных заграждениях 9-го полка АЗ, прикрывавшего в частности Кремль и центр Москвы, достоверно в 1941-42 годах погиб ОДИН немецкий бомбардировщик Хе-111 и ДВА наших У-2, четыре немецких пилота и два советских. Это не считая поврежденных.

Как всегда, не будем переписывать то, что уже десять раз (а может и более) переписано в имеющихся статьях. На нашем канале мы цитируем только архивные документы и оригинальные публикации относительно немногочисленных специалистов.

Вот с такого документа и начнем. В нем четко обрисованы задачи АЗ. Документ интересен тем, что 9-й полк АЗ защищал Кремль и центр Москвы. Мы дадим дополнительно ссылку на оригинал в конце статьи. "Отчет о боевых действиях 9 воздухоплавательного полка АЗ" содержит множество правок и подчеркиваний, но вполне читаем с увеличением (всего 10 стр).

Легко убедиться, что основной задачей АЗ было воспрепятствовать бомбометанию с пикирования и заставить подняться вражеские самолеты на большую высоту, т.е. выше 4500 метров, откуда нанести удар по точечной цели крайне затруднительно.

Вражеский самолет, зацепив трос АЗ, получал повреждение от непосредственного контакта, а также мог быть поражен подрывным зарядом, который мог крепится (но не всегда крепился) к тросу и подтягивался при задевании его элементами конструкции самолета (сам АЗ отрывался от срабатывания инерционного механизма, а на тросе раскрывался специальный парашют). Впрочем, вполне хватало и одного троса. Столкновение с наполненной водородом оболочкой тоже не сулило ничего хорошего. Все воюющие стороны создавали разнообразные устройства для преодоления таких заграждений, но надо понимать, что оснащались ими единичные летательные аппараты, а не все поголовно.

Увы, за тросы периодически цеплялись и свои самолеты - в Москве таких случаев было предостаточно. Первый раз в зоне ответственности 9-го полка АЗ описанная выше система сработала штатно только 31 июля 1942 года. До этого было 6 эпизодов столкновения с тросами АЗ без видимых последствий для вражеских самолетов, если не считать упавшего возле Дворца Советов (так в тексте Отчета) пластикового козырька с надписью "Hier nicht anheben". 31 июля немецкий бомбардировщик зацепил трос АЗ с устройством "ИЗ" (инерционный замок) БЕЗ мины на высоте 4000 метров в районе Хорошево. Аэростат улетел. Не-111 сразу потерял крыло и беспорядочно падая, развалился в воздухе, экипаж погиб в водах Москвы-реки. Но это была редкая удача - большинство тросов обрывалось, опрокидывались лебедки, а самолеты противника продолжали полет. Зато 4 ноября наш У-2 в районе Останкино налетел последовательно на тросы аж двух АЗ - у несчастливого поста с номером 13 (Парк Горького) и у деревни Свиблово № 146, Оба аэростата улетели, а самолет упал в районе Останкинской улицы. Летчик пострадал, но остался жив. Аналогичное ЧП произошло и 17 ноября - опять У-2 над совхозом "Красный луч" (пост № 113) врезался в трос, аэростат улетел, самолет сгорел, летчики погибли оба. 20 декабря обошлось без жертв, судя по тому, что тип "своего" не установлен, но опять улетел АЗ над Хорошевским шоссе.

Новый 1942 год продолжил эту негативную тенденцию - над Измайлово трос зацепил наш бомбардировщик 20 февраля, а 5 марта инцидент повторился.

6 марта вражеский самолет крылом, как консервным ножом, вспорол АЗ, приведя в негодность 2000 метров троса. В районе Донского монастыря 6 апреля Ю-88 сорвал лебедку с крепления, аэростат улетел. Повреждения Юнкерса конечно были, но не помешали ему продолжить полет. 7 апреля, 2 и 30 мая снова в стальные сети попадают свои самолеты, хотя обошлось без жертв. Наши самолеты регулярно бились о тросы и дальше вместо немецких (большинство обрывов - от своих), а 17 октября 1943 года произошел еще один показательный инцидент. Над Останкино на трос напоролся наш Ще-2. Деревянный легкий транспортный самолет сразу потерял фрагмент крыла размером 1.7 Х 1.2 метра. Сработал инерционный механизм, но мина НЕ сработала - быстрое разрушение крыла не позволило ей подтянуться к самолету. Ще-2 при этом благополучно сел в Калуге.

У любого, кто интересовался темой, наверняка возникал вопрос: "А как сочетался огонь зенитной артиллерии московской зоны ПВО с весящими в воздухе аэростатами, наполненными водородом?" Ответ в отчетах. В период с 1941 по 1945 год в зоне ответственности 2-й дивизии АЗ (ранее 9-го полка АЗ) уничтожено снарядами наших зениток 168 аэростатов.

Таким образом, эффективность заграждений из аэростатов именно как средства уничтожения самолетов противника была крайне низкой. Но они выполняли свою функцию пассивного заграждения, мешая врагу вести точное бомбометание и затрудняя маневр.

Еще один отчет 9-го полка - обратите внимание на фамилию автора документа. Это Эрнест Карлович Бирнбаум, участник полета на стратостате "СССР-1" и преподаватель (в мирное время) Московского дирижаблестроительного института имени К. Э. Циолковского. Был у нас и такой (преобразован в ВУЗ с 1932 года). Именно Бирнбауму доверили полк, охранявший подступы к центру Москвы и Кремлю, ведь именно он еще в 1936 году являлся командиром 10-го отдельного дивизиона аэростатов заграждения МВО (с 1938 по 1940 в запасе, капитан). Эрнест Карлович был снова призван на службу в 1940 году - СССР готовился к большой войне и Столицу доверяли защищать наиболее опытным кадрам.

Обратите внимание - высота подъема аэростатов далека от максимальной. Это определяли метеоусловия и качество поставляемого водорода.

Э.К. Бирнбаум позже станет командовать 2-й дивизией (создана на базе 9-го полка в октябре 1943 года) аэростатов заграждения, ссылка на его материал по опыту боевого применения АЗ в 1941-45 годах дана в конце статьи, а мы еще подробно расскажем о формировании и боевой работе этой части - вопреки сказкам о слепой вере Сталина в договор о ненападении с Германией, полк начал формирование еще в апреле 1941 года, причем часть личного состава поступила из города Баку (3-й отдельный дивизион АЗ).

Насколько велико было число аэростатов в ночном небе Москвы (подъем преимущественно в темное время суток указан прямо в документах частей АЗ)? Только один 9-й полк с 22 декабря 1941 года ( в тексте оригинала опечатка) по 1 июня 1942 года произвел 109 боевых подъемов АЗ в вечернее и ночное время, причем это были запуски групповые: за декабрь 7 подъемов и 807 аэростатов в общей сложности, за январь - 24 подъема и 2735 всего, за февраль 17 подъемов и 2057 всего, за март 14 и 1989, за апрель 23 и 3613, за май 22 и 3458. Т.е. в среднем 137 аэростатов за один боевой подъем.

Аэростаты запускались одиночные или тандемом (по два). Во втором случае верхний АЗ достигал высоты 4500 метров, а нижний находился на высоте порядка 2000 метров. К началу 1942 года на вооружение частей АЗ стали поступать новые оболочки КО-1, которые могли быть запущены на высоту до 4500 метров без тандемной сцепки. Впрочем, зимой 1942 года это были еще единичные экземпляры.

К этому времени вражеская авиация уже особой активности в районе города Москвы не проявляла, совершая преимущественно разведывательные полеты и налеты мелкими группами. Так за январь 1942 года воздушная тревога в Москве объявлялась всего 3 раза, в феврале их не было вообще, а в марте - 5 раз, апрель и май - по одному разу, всего 10 раз за 5 месяцев. Все тревоги имели место в ночное время. К городу прорывалось каждый раз 1-3 самолета противника, серьезные потери, понесенные Люфтваффе летом-осенью 1941 во время налетов на Москву, отбили желание у врага атаковать с воздуха столицу нашей Родины большими группами бомбардировщиков.

За описываемый период (январь-июнь 1942 года) в зоне ответственности полка упало 18 ФАБ калибром от 50 кг до тонны, причинивших незначительные разрушения (жертвы все же были). Однако зима 1942 года была тяжелой - не хватало буквально всего, в том числе угля. Из-за отсутствия угля заводы "Мосгаз" и №244 не могли обеспечить полк необходимым количеством водорода, также повысилась аварийность - сказывалось снижение квалификации рабочих и служащих из-за призыва в армию. В результате завод №244 прекратил отпуск компримированного водорода вовсе.

Пришлось уменьшать количество выпускаемых АЗ до тех пор, пока не начал отпуск водорода завод "Электролиз", который в угле не нуждался.

Конечно, в условиях 1942 года, когда страна напрягала все силы в смертельной борьбе, качество личного состава частей ПВО даже в столице оставляло желать лучшего. Тяжелая и однообразная служба провоцировала на разного рода нелепые на первый взгляд ошибки в обслуживании матчасти. В результате срывались аэростаты, горели газголдеры, а среди погибших бойцов был даже один упавший с подножки трамвая.

Физически крайне тяжелая служба по обеспечению выпуска (т.е. подъема в небо) АЗ постепенно все больше ложилась на женские плечи. В части ПВО поступали девушки, которых надо было срочно обучать, в том числе таким ранее сугубо мужским специальностям как работа с лебедкой.

На дворе 1944 год, в небе столицы "вражеская авиация активности не проявляет" уже давно, так что с первой страницы отчета идет сразу перечисление проведенных политзанятий.

А со второй станицы возвышенно-бравурным слогом идет текст под названием "Девушки войны". Оставив положенные по обычаю того времени восхваления личности тов. Сталина и роли партии за кадром, процитируем отдельные фразы. "В настоящее время командирами постов работает 36 девушек старого пополнения". Это специалисты отлично знающие матчасть во всех нюансах - устройство лебедки, процесс заполнения водородом, работу в разных погодных условиях и пр. Пост - это 10-12 человек, лебедки, газгольдеры с водородом, оболочки АЗ и другое имущество. "До прихода девушек... специальность лебедочного моториста считалась мужской - девушкам не под силу". Но война внесла свои коррективы и женщины начали работать на лебедках не хуже мужчин. Еще 37 девушек работают заместителями командиров постов, 141 военнослужащий полка женского пола получил звание ефрейтор, 35 девушек награждены знаками "Отличник ПВО". Трагически погибла, спасая аэростат в бурю (обстоятельства не уточняются) в апреле 1943 года боец Тося Васильева, награжденная посмертно Орденом Отечественной войны 2-й степени.

Какими навыками приходилось овладевать при этом вчерашним школьницам и студенткам (в ПВО массово направлялись комсомолки), можно оценить по плану боевой и специальной подготовки.

Работа лебедочного моториста во многом определяла уровень безаварийности. Именно они могли виртуозно раскрутить обратно переплетенные тросы соседних аэростатов или, наоборот, "загнать вертлюг на барабан", в результате чего происходил отрыв АЗ. В документах встречается часто фраза о срабатывании ИЗ-4 в результате резкого торможения, что приводит к отрыву (улету, как пишут в отчетах) аэростата. Скорее всего так обозначен инерционный механизм, который призван отсоединить аэростат при ударе о трос - АЗ улетал, а на конце троса открывался специальный парашют, в результате чего трос вдавливался в элемент конструкции самолета, существенно его повреждая и подтягивая (при наличии) к нему подрывной заряд.

Разумеется, АЗ использовались не только в ПВО Москвы. Наиболее интересен опыт их применения в Ленинграде. Там из-за близости фронта немецкая авиация вела себя гораздо более агрессивно - выделялись пары истребителей для уничтожения аэростатов огнем бортового оружия, а бойцам постов АЗ приходилось размещаться даже на баржах и периодически участвовать в прочесывании местности для нейтрализации вражеский диверсантов, подсвечивавших во время налетов цели ракетами. Баржи с постами немцы периодически пытались атаковать плавающими минами, которые бойцы расстреливали из личного оружия.

В первые же дни войны в городе были развернуты 328 постов AЗ( три полка). Посты располагались в шахматном порядке на расстоянии около километра по фронту и прикрывали сам Ленинград, часть Финского залива, Морской канал и Кронштадт. А первый вражеский бомбардировщик напоролся на трос АЗ, возвращаясь после нанесения бомбового удара в районе Колпино на высоте около 3 километров. Уже 23 июня 1941 года "Юнкерсы" атаковали Ленинград, заходя со стороны перешейка - прямо на АЗ. Разведка немцев и финнов не сплоховала - летчики врага знали о наличии заграждений, поэтому отбомбились с высоты 5 тысяч метров, с которой прицельное бомбометание в то время было осуществлять невозможно.

4 апреля 1942 г аэростаты пришлось поднять днем в ходе массированного налета вражеской авиации. Тогда к городу прорвалось 58 самолетов противника, из которых сбили 25.

Применительно к ПВО Ленинграда периодически упоминаются "триплеты", рассчитанные на большую, чем тандем высоту полета. "Тройная" система позволяла поднять высоту заграждения до 6300 метров, вот только была она сложна (аэростаты не взаимозаменяемы) и было таких постов совсем мало. Ниже фрагмент отчета 11-го полка АЗ ПВО Ленинграда о наличии матчасти.

Триплетов в 11-м полку нет вовсе. В отчете на октябрь 1942 года средняя высота подъема для одиночного АЗ указана 3000-4000 метров, а для тандема и вовсе 4700-5800. Резервы изыскивали очищая трос от льда, тщательно контролируя качество водорода, но все равно АЗ довоенного выпуска выше 4000 метров поднять было сложно. Поступающие в 1942 году оболочки позволяли, как уже говорилось, поднимать одиночный аэростат на уровень тандема довоенных.

Источник:


Рецензии
Спасибо! Много раз видел в хрониках, но ничего конкретного про этот род службу не знал. Не очень понял: только разведка или у них были всё же какие-то средства поражения?
С уважением,

Аркадий По   29.12.2022 18:20     Заявить о нарушении
На аэростатах заграждения иногда устанавливались небольшие бомбы, которые срабатывали при натяжении троса.

Андрей Бухаров   29.12.2022 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.